Спецпроект

Из-за опухоли парень перестал расти. Разговор о низкорослости, ее диагностике и лечении

29 ноября 2021 в 8:00
Источник: Наталья Беницевич . Фото: Александр Ружечка, Влад Борисевич. Иллюстрации: Валерия Седлюковская
Спецпроект

Из-за опухоли парень перестал расти. Разговор о низкорослости, ее диагностике и лечении

Источник: Наталья Беницевич . Фото: Александр Ружечка, Влад Борисевич. Иллюстрации: Валерия Седлюковская

Илья Ковель встречает нас вместе с родителями у себя дома в одном из спальных районов Минска. Он учится в 11-м классе и только что вернулся со школьной олимпиады. Парень увлеченно рассказывает, как собирается поступать в медицинский университет. На это решение в том числе повлияло то, что произошло с Ильей: сейчас ему 16 лет, а в 14 у него удалили доброкачественную опухоль из головного мозга. Из-за нее еще два года назад рост Ильи был 146 сантиметров, сейчас — 172. И эти 26 сантиметров оказались, без всякого пафоса, длиною в жизнь.

«Врач сказал, что операция прошла успешно. Мы заплакали»

Неладное заметили родители: подросток резко перестал расти, одноклассники стали намного выше него.

— Говорят, что не надо сравнивать своего ребенка с другими, но в нашем случае это помогло: другие дети росли, Илья — нет. Мы с супругой невысокого роста, и все нам говорили, что, может, то, что происходит с сыном, — нормально. К тому же у него начало ухудшаться зрение, но и здесь нас убеждали, что это связано с тем, что он сидит за компьютером, хотя он не так уж и часто это делал, — рассказывает Юрий Николаевич, папа Ильи.

Родители не стали гадать и записались с сыном на прием к эндокринологу в частный медицинский центр. Медик назначила дополнительные обследования и, не дождавшись всех результатов, сама перезвонила родителям. Сказала, что изучила вопрос и происходящее с мальчиком может быть симптомом грозного заболевания, поэтому лучше лечь в больницу и сделать МРТ головного мозга. Так Илья попал во 2-ю детскую больницу в Минске. МРТ показала краниофарингиому — доброкачественную опухоль размером с грецкий орех. И находилась она около гипофиза и гипоталамуса. А если такая опухоль — рядом со зрительным нервом, то у человека может падать и зрение. Также краниофарингиома может привести к задержке роста.

В июне 2019 года мальчика прооперировали в РНПЦ неврологии и нейрохирургии. Родители вспоминают, что операция длилась примерно семь часов, а оперировали сына одни из лучших медиков страны. Все это время мама и папа ждали в клинике.

— Когда врач вышел из операционной, это было как в кино: идет по коридору, выглядит очень уставшим после операции, прямо изнеможенным. Сказал, что удалил опухоль, что операция прошла успешно. Мы заплакали. Просто из-за напряжения от всей этой ситуации хлынули слезы, — говорит Юрий Николаевич.

Наталья Леонидовна, мама Ильи, вспоминает, что очень волновалась, сможет ли после операции сын видеть, так как опухоль находилась рядом с глазными нервами, и было важно их не задеть.

— Видит он или нет, мы поняли только на следующий день утром, когда он отошел от наркоза, а так всю ночь это было неизвестно. К счастью, сын видел.

Илья говорит, что операции не боялся.

— Перед операцией было нисколько не страшно, но было непонятно: что будет дальше? Тяжело было переступить через это. Ведь я наверняка не знал, получится у врачей или нет, какие будут последствия. Но я до последнего старался верить в лучшее. После операции у меня был достаточно оптимистичный настрой. За это хочу сказать огромное спасибо медперсоналу и врачам, которые разговаривали со мной и подбадривали меня, а также любимым одноклассникам, которые поддерживали на расстоянии.

После операции Илья еще лежал во 2-ой детской больнице, как он сам говорит, «надо было настроить гормоны», то есть подобрать дозировку заместительной гормональной терапии, так как из-за опухоли были затронуты некоторые функции организма.

Например, парень принимает препарат гормонов щитовидной железы, другие лекарства, в том числе и гормон роста. Гормон роста вводится каждый день в виде подкожной инъекции. Илья делает это сам с помощью шприц-ручки. Медикаменты и все, что нужно для лечения, выдаются ему бесплатно. И это очень хорошее подспорье: родители посчитали, что если бы это оказалось платно, то в месяц уходило бы на все около двух тысяч рублей.

— После больницы началась большая работа. Нам повезло, что Илья очень дисциплинированный и свою жизнь подчинил режиму приема лекарств, — говорит Наталья Леонидовна.

— Мы им восхищаемся! Он взялся за себя и настроился на результат, — добавляет Юрий Николаевич.

— Таблетки нужно принимать регулярно, выдерживать перерывы между препаратами, надо подстроить под лечение приемы еды. В любое время, когда бы ни лег спать, я должен проснуться в 7 часов утра и принять лекарства. Конечно, сначала это было тяжело, потому что я привык жить по-другому, но сейчас — это все часть моей жизни, — говорит Илья.

«Иногда сам шутил про свой рост»

Помимо волнений за здоровье сына, родители переживали о том, как парня встретят после операции одноклассники.

— Мы с женой очень переживали, как он вернется после операции в школу и как его воспримут одноклассники. Но не ожидали, что все будет так хорошо. Дети его восприняли таким, какой он есть. Ну, лежал в больнице и лежал, никакого буллинга не было. Учителя тоже очень толерантно отнеслись, — отмечает Юрий Николаевич.

Дозировку гормона Илье постепенно снижают. Будет парень еще расти или нет, можно узнать, сделав рентген левой кисти. По нему врачи определяют, закрылись ли зоны роста — это участки длинных трубчатых костей. У Ильи они уже закрылись, но он надеется еще чуть-чуть подрасти за счет того, что вытянется позвоночник.

— Конечно, мне всегда хотелось быть повыше, однако и до операции я не испытывал дискомфорта, общаясь с людьми разного роста. В любой ситуации я пытался искать позитив и иногда сам шутил про свой рост, не оставляя желания делать это другим, — говорит Илья.

После всей этой истории парень решил поступать в медуниверситет, чтобы так же, как и его когда-то спасли врачи, спасать других. А родители после всего произошедшего еще раз убедились в том, насколько важно обращать внимание на все, что происходит с ребенком, и не списывать низкий рост на то, что и родители невысокого роста, а плохое зрение — на компьютер.


«У двух-трех детей из ста — низкорослость». Эндокринолог о том, можно ли предотвратить заболевание

Важно для начала отметить, что речь идет именно о диагнозе «низкорослость», а не о незначительных отклонениях в росте от средних значений для определенного возраста и пола.

Эндокринолог Республиканского центра медицинской реабилитации и бальнеолечения и медцентра «ИдеалМед» Ирина Товпик объясняет, что физическое развитие ребенка оценивается по специальным весо-ростовым перцентильным таблицам или кривым, которые использует педиатр в повседневной практике. Средняя кривая в таблице соответствует 50-му перцентилю, но вариантом нормы считаются показатели от 25-го до 75-го перцентиля. Меньше третьего перцентиля — низкорослость.

Медик отмечает, что эндокринологи рассчитывают коэффициент стандартного отклонения. Это показатель, применяемый для оценки соответствия индивидуального роста ребенка средним значениям для данного возраста и пола. Отставание длины тела ребенка более чем на два стандартных отклонения также расценивается как низкорослость.

— Два стандартных отклонения — это примерно сколько в сантиметрах?

— Чаще всего дети растут до 18 лет. У девочек зоны роста закрываются чуть раньше, чем у мальчиков, так как они раньше вступают в пубертат.

Каждому возрасту и полу соответствуют свои стандартные отклонения, поэтому на этот вопрос нет однозначного ответа. Но это легко посчитать для каждого ребенка, чем и занимается детский эндокринолог на приеме. Он же рассчитывает целевой и прогнозируемый рост ребенка — один из параметров в диагностическом поиске причин низкорослости.

В норме в периоде до полового созревания ребенок должен прибавлять в росте ежегодно не менее 4—5 сантиметров.

В пубертатный период происходит ростовой скачок (особенно значительный в начале пубертата), и в это время прибавка в росте может быть 11—13 сантиметров за год.

За динамикой роста и веса следит педиатр, который наблюдает ребенка с момента его рождения. И во время каждого осмотра он должен оценивать рост и вес. Это важные параметры и достоверные критерии оценки состояния здоровья: если у ребенка есть какая-то патология, то косвенными признаками являются отклонения в них.

— Какая здесь роль родителей?

— Родители могут заметить, что ребенок выделяется, то есть у него рост ниже, чем у других, например, в группе детского сада или школе. В зависимости от того, какая причина у задержки роста, она может быть заметна или сразу в первые месяцы после рождения, или в более позднем возрасте — и в два года, и в пять-семь лет. Особенно стоит обращать внимание, если ребенок рос, не отставая от сверстников, а потом вдруг перестал расти.

— Как часто встречается низкорослость?

— Около 3% детей в общей популяции имеют диагноз «низкорослость».

Из этих 3% около 1% составляют дети с истинным дефицитом гормона роста. По мировой статистике, от 60 до 80% случаев из всех — идиопатическая низкорослость, то есть когда ее причина не установлена. Конечно, медицина развивается, диагностика становится лучше, и группа идиопатической низкорослости уменьшается. Идиопатическая низкорослость — это диагноз исключения, то есть когда в результате обследования все другие причины исключены.

— Какие могут быть причины низкорослости?

— Причин очень много. Их можно разделить на первичные и вторичные. К первичным относятся внутриутробная задержка роста, хромосомные нарушения, генетические синдромы, дефекты развития хрящевой и костной ткани. Среди вторичных — эндокринные и неэндокринные, голодание, последствия лучевой и химиотерапии, психосоциальный нанизм, то есть «недолюбленные» дети из детских домов, неблагополучных семей.

Отдельная группа — конституциональная задержка роста и пубертата. Эти дети уже с одного-двух лет немножко отстают в росте, а его скорость снижена особенно в допубертате. Тем не менее такие дети все равно растут не менее 4—5 сантиметров в год. Как правило, задержка роста и пубертата отмечалась и у отца таких детей, и для них это не является патологией. В таком случае у мальчиков пубертат наступает в среднем в 13,8 года, а у девочек — в 13,3 года. В норме же половое развитие у девочек нашего региона может начинаться с 8 до 13 лет, а у мальчиков — с 10—11 до 13 с половиной лет.

Еще одна причина нарушений роста — семейная низкорослость. При этом виде низкорослости есть наследственная предрасположенность по материнской линии.

Отставание в росте наблюдается с первых месяцев жизни, пубертатный скачок роста у таких детей наступает в срок, но степень выраженности у него незначительная. У девочек конечный рост — 150—155 сантиметров, а у мальчиков — 163—165 сантиметров.

К неэндокринным причинам нарушений роста относятся некоторые хронические заболевания: заболевания и пороки развития сердечно-сосудистой системы, легких, например муковисцидоз, хроническая болезнь почек, печени, желудочно-кишечного тракта, например целиакия (непереносимость глютена), болезнь Крона, заболевания центральной нервной системы, хроническая анемия. При этих заболеваниях в основе нарушений лежит гипоксия — кислородная недостаточность.

Среди эндокринных причин низкорослости — дефицит гормона роста. Он может быть изолированным или являться компонентом множественной врожденной и приобретенной гипофизарной недостаточности, может быть частичным и полным. В 30% случаев — это врожденная недостаточность и генетически обусловленные формы.

Среди других эндокринных причин низкорослости можно выделить гипотиреоз. Это снижение функции щитовидной железы и частая проблема у белорусов. А также важно отметить болезнь и синдром Иценко-Кушинга. Это заболевания, вызванные повышенной продукцией гормона надпочечников — кортизола.

— Как происходит лечение гормоном роста и сколько лет в среднем это длится?

— Каждый день нужно делать инъекции гормона роста с помощью специальной шприц-ручки. До и в процессе лечения проводится диагностический поиск, нет ли опухолей у пациента, потому что гормон роста может стимулировать их рост. Лечение гормоном роста длится до закрытия зон роста, до периода, когда скорость роста — менее 2 сантиметров в год или костный возраст у мальчиков больше 16 лет, а у девочек — больше 14 лет. Но если родители хотят прекратить лечение, они удовлетворены достигнутым ростом ребенка и он сам доволен, то они могут остановить лечение по своему желанию. Лечение особенно эффективно, если его начать как можно раньше, желательно в пятилетнем возрасте или в допубертате. Тогда может быть хорошая прибавка в росте — по 6—8 сантиметров в год.

— То есть ребенку даже на протяжении десяти лет могут вводить гормон?

— Да. Это лечение очень длительное, дети годами делают инъекции.

— Можно ли как-то избежать низкорослости?

— Некоторых причин, конечно, можно избежать, но, к сожалению, есть генетически обусловленные причины низкорослости. Но и в этом случае важно планирование беременности, здоровый образ жизни будущей мамы. Ребенку необходим полноценный сон, правильное питание, когда в рационе достаточно белка, а это мясо, рыба, творог, прогулки на свежем воздухе, физическая активность, так как все это стимулирует выработку гормона роста.


Спецпроект подготовлен при поддержке Представительства АО «Sandoz Pharmaceuticals d.d.» (Республика Словения) в Республике Беларусь.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by