Туристический эксперт Андрей Барашко: если организованный туризм умрет, с чем останетесь вы?

28 марта 2020 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Туристический эксперт Андрей Барашко: если организованный туризм умрет, с чем останетесь вы?

Автор: Дмитрий Корсак
Андрей Барашко — директор туристического портала Беларуси Holiday.by с 2002 года. Экономист в области международного туризма, старший преподаватель кафедры международного туризма ФМО БГУ (с 2005 года), соавтор нескольких 5-летних планов развития туризма Беларуси и участник ВНК стратегии развития туризма РБ до 2035 года (2019 год).
Сейчас, когда мировой туризм одним из первых принял на себя удар кризиса, возникшего по причине глобального карантина и закрытия границ, по Беларуси эхом разносятся крики в духе «Наконец-то закроются турагентства и мы начнем ездить дешево без посредников!». Увы, это не так. Если сегодня, а лучше завтра — когда все закончится (я оптимист!) — мы как клиенты не поддержим турфирмы, отдых может стать намного дороже. Для многих он перестанет быть доступным и вовсе.

До экономических рассуждений позволю читателю напомнить сюжет научно-фантастического рассказа Рэя Брэдбери «И грянул гром…» 1952 года. В нем охотников из настоящего на машине времени могут доставить в любое время с обязательным условием. Убивать можно только то животное, которое и без того может вот-вот погибнуть. Руководитель сафари говорит: «Раздавите ногой мышь — это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека — смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве… Наступите на мышь — и вы сокрушите пирамиды. Наступите на мышь — и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Великий Каньон. Не будет королевы Елизаветы, Вашингтон не перейдет Делавер. Соединенные Штаты вообще не появятся. Так что будьте осторожны. Держитесь тропы. Никогда не сходите с нее!» Во время охоты на тираннозавра главный герой случайно давит бабочку. Горе-охотников возвращают в их время, но…

Сегодня такой бабочкой для будущих поколений является туристическая отрасль в широком географическом и понятийном смысле. Для Беларуси — это бабочка, которую надо занести в Красную книгу бизнеса.

Пока ехал в офис, вспоминал, какая отрасль в нашей стране дарит белорусам настоящие эмоции, не связанные с получением скидки в гипермаркете после предъявления дисконтной карты. Рассуждения меня привели к турагентам и рестораторам. И если сочный стейк можно исхитриться приготовить дома на кухне, получив весь спектр удовольствий — от приготовления до потребления, то, сколько морской соли в ванну не насыплешь, в Египте или Болгарии себя не ощутишь. Людям, на чьей родине 20—35 солнечных дней в году, турагенты нужны для того, чтобы хоть кто-то их пинал двигаться по пирамиде потребностей Маслоу от физиологических потребностей к потребностям познавательным.

Когда обучался по специальности «Международный туризм» на ФМО БГУ и читал учебники по специальности, то меньше всего акцентировал внимание на том, что организованный туризм является своего рода терапией. На тот момент я так же, как и многие, думал, что буду всю жизнь самостоятельно организовывать себе поездки по всему миру и не переступлю порога турагентства.

Ближе к сорока годам понял, что это не совсем так. В какой-то момент бурной офисной жизни хочется, чтобы кто-то «решил мою проблему». И взял на себя всю полноту ответственности за принятое решение. Так вот порой именно турагентство способно подарить вам ту самую зону комфорта, из которой сегодня призывают выходить почаще. В вопросах организации отдыха (тем более с семьей, детьми или в поездке родителей) турагент как бы говорит тебе: «Расслабься, отдыхай, я все сделаю сам…» И, как хороший врач, он остается какое-то время с тобой на связи 24/7, если что-то пошло не так в процессе отдыха.

Я сейчас молчу о том, какие комбинации турагенты вместе с туроператорами выдумывают, чтобы вернуть белорусов из-за закрытых по всему миру границ. Есть исключения, но в какой отрасли их нет в принципе? Я не перестал путешествовать самостоятельно, но бывают моменты, когда совсем нет времени изучать многочисленные сайты бронирований или так хочется, чтобы кто-то подумал за тебя. Турагентство — зона комфорта.

Примерно 300 000 белорусов ежегодно получают доход от прямой или косвенной занятости в туризме. Огромная часть из них — в офисах турагентств и туроператоров. Примерно 15 вузов в Беларуси готовят выпускников для этой индустрии. Если вдруг мы «раздавим бабочку», давайте представим, какой ущерб через безработицу или невозможность устроиться на работу в будущем это может принести.

Безусловно, в нашей стране есть более значимые отрасли экономики, чем туризм, они приносят значительно больше, чем 2,5% ВВП в общий валовый доход республики. В социальных сетях сегодня можно услышать: «Тут всей экономике трындец, а они нашли что защищать — туризм». Если мы как граждане не научимся ценить каждую отрасль экономики, будем пренебрежительно относиться к ремесленникам, турагентам, индивидуальным предпринимателям, которые по отдельности вносят небольшую лепту в общестрановой бюджет, то в какой-то момент рискуем оказаться ни с чем в принципе. Мы «охотимся» на крупную дичь, но давим 1600 «бабочек». В том числе и словами.

«А вы сами там были?» — это тот вопрос, на который не ответит искусственный интеллект. Как ни странно, но я не вижу стопроцентной перспективы диджитализации организованного туризма. Пока на выбор туристу будет предлагаться сотня курортов и тысяча отелей, нужен будет тот человек, который там побывает и выскажет свое мнение, покажет свои личные фотографии на телефоне. Бронировать в онлайне — да. Посоветоваться с бездушной машиной — вряд ли.

Мы видим, как сегодня простаивают целые авиакомпании и отельные сети по всему миру. Это колоссальные убытки, которые несут компании. Например, простой одного Boeing 737 MAX стоит примерно 250 тысяч долларов. У бюджетных авиакомпаний суда поменьше, но каждый день на земле для всего флота — это прямой путь к разорению. Поэтому наивно полагать, что в будущем можно рассчитывать на сверхбюджетные перелеты и недорогие отели. Эпоха «Минск-3» идет к своему закату. Спасти ситуацию может тот самый организованный туризм. Ведь от числа турагентств и их активной работы зависит число чартерных рейсов у операторов, когда перелет или переезд становится дешевле, а отдых — доступнее. Не будет турагентов — отельеры и авиакомпании за наш с вами счет будут решать вопросы понесенных миллиардных убытков.

«Хорошая девочка, оставим ей чаевые! Сколько процентов от счета?» — снова тема про рестораны. Мне кажется, каждый из нас хоть раз в жизни делал именно так. Будет здорово, если при следующем визите в турагентство за путевкой вы поступите именно так. Нет, я не прошу доплачивать агенту. Просто не выбивайте лишний процент скидки на тур. Девочка-то хорошая. Бабочка. Пусть живет.

Любая система работает в балансе и единстве противоположностей. Лыжник или сноубордист? Лоукостом самому или пакетным туром на отдых? Если по каким-то причинам организованный туризм — туроператоры и турагенты — исчезнет, нас ждет неумолимый рост цен на любые туристические услуги. Ведь именно агенты через операторов могут влиять на стоимость проживания в гостинице. Обыватели этого не осознают, но законы спроса и предложения никто не отменял — ни по всему миру, ни в центре стабильности. Вам придется организовывать тур вашей маме, а если что-то пойдет не так — принимать ее тревожные звонки и решать возникшие за 1000 километров от вас проблемы. Если турагенты исчезнут — исчезнет еще одна возможность за небольшие деньги купить себе зону комфорта.

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления. Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by