Предполагаю, что следующим этапом воздействия вполне могло было бы стать битье батогами, вываливание в перьях и смоле или вывешивание на позорном столбе. Ведь надо как-то показать коту, что его поступки получают решительное неодобрение. К счастью, этого не произошло. Не сомневаюсь: даже побои лопатой оказались бы бессильны донести точку зрения доминирующего вида. Просто кот уже давно был уверен, что хозяин его — злейший, изобретательный в пытках враг. Кот не мог построить диалог с человеком: он просто люто ненавидел хозяина и гадил не по потребности, а из острого желания отомстить.
Эта история заставляет меня задуматься над несколькими вещами. Первое — насколько эффективно и результативно бывает наказание? Второе — является ли бурная деятельность, внешне походящая на контроль, этим самым контролем на самом деле? В своем рвении вбить кому-то в голову простейшие истины можно легко дойти до ЧМТ, но далеко не факт, что это исправит ситуацию. В следующий раз придется бить не одного, а трех человек. Так где же тогда контроль над ситуацией? Получается просто набор бессмысленных и вредоносных действий.
С недалеким знакомым нездоровые рвения можно легко пресечь, изъяв у него замученное животное, но в жизни все чаще возникают ситуации, исправить которые будет намного сложнее.
Например, с сегодняшнего дня стартует яркая инициатива от «Минсктранса» — ловить зайцев на середине маршрута автобуса, между двумя остановочными пунктами. Лично мне это напоминает переход с тыканья мордой в лужу мочи к более эффективному методу с тапкой. Нарушители теперь ТОЧНО не избегут наказания, будут трястись от страха еще чаще, понесут финансовые потери. К каким результатам это приведет? Скорее всего, вырастет количество штрафов, возможно, снизится количество зайцев, но самое главное — контролеров, сознательно останавливающих транспорт и задерживающих всех, кто спешит на работу или домой, будут ненавидеть еще больше.
Понимание того, что для муниципальной структуры возможность вести диалог с горожанами бесценна, когда-нибудь придет вместе с мыслью о том, как же трудно договариваться с людьми, мечтающими только об одном — нагадить тебе в тапки. Другой вопрос — что мы переживем, пока придет это понимание.
У меня есть большие сомнения в том, что меры, обеспечивающие неотвратимость наказания, дадут эффект, который от них ждут. Давайте теперь поговорим о контроле ситуации. У кого-то возникнет иллюзия, что «Минсктранс», расставив «блокпосты» по дороге, взял ситуацию с безбилетниками под этот самый контроль. Но это совершенно не так! Прежде всего нарушится привычный график движения общественного транспорта. Кто-кто, а именно транспортники понимают, насколько важны в расписании несколько потерянных минут. Вы можете подойти к сотрудникам ГАИ, и, думаю, они расскажут вам, что сулят такие остановки автобусов и троллейбусов в незапланированных местах на краю проезжей части. Особенно — в час пик.
Но это лишь очевидные нестыковки. Важно задаться более глубоким вопросом: для чего работают контролеры? Для того, чтобы контролировать, осуществляется ли оплата проезда. Наладится ли диалог между транспортниками и неплательщиками после введения более изощренных мер отлова? Может быть, в результате найдутся способы решения этой проблемы? Положительно ли это скажется на осознанности горожан? Понятное дело — нет. Меры, направленные против ничтожного 1% нарушителей, коснутся и 99% вполне добропорядочных граждан.
В итоге мы видим, что ситуация была неконтролируемой — таковой и осталась.
Мы подходим к самому сложному вопросу: «Раз ты такой умный, скажи, как сделать правильно?» Разложи я вам все по полочкам и дай ответ — и меня сразу можно было бы сажать руководителем как минимум какого-нибудь отдела контроля в «Минсктрансе».
Везде этот вопрос решается по-разному, но лично я только за креативные и гуманные подходы в поиске подобных решений. Допустим, в Финляндии додумались взвешивать автобусы. Ведется подсчет оплативших, и рассчитывается их примерный вес. В случаях, когда он значительно превышен, на линию выходят предельно вежливые контролеры, которые работают какое-то время. Параллельно ведутся наблюдения за динамикой: если показатели неучтенного веса возвращаются к норме, контролеры сразу перестают «кошмарить» пассажиров.
Зато я могу высказать некоторые мысли по поводу кота, что ближе к моему уровню компетенций. Думаю, что в процессе воспитания мой знакомый потерпел фиаско потому, что, во-первых, он не хотел решить проблему, учитывая интересы всех. Для этого понадобилось бы вникнуть, почему, например, коту неудобно ходить на лоток. Во-вторых, мужчина не настроился на долгий процесс изменений, поэтому в спешке симулировал быстрый результат (провинность — быстрая кара) и довольствовался им, хотя избиения совершенно не решали проблемы. Могу предположить, что знакомый вообще не любил животных и ему не стоило заводить питомца.
У этой истории (я про кота, а не контролеров) есть хеппи-энд. «Поломанного» котейку отдали в деревню, где на его воспитание ни у кого не было ни времени, ни педагогического задора. Несколько раз коту объяснили (в буквальном смысле — взяли и сказали), что если он продолжит гадить в доме, то отправится жить на улице, и он чудесным образом все понял. Живет в согласии с новыми хозяевами, ловит мышей всем на радость, лежа на печке, иногда вздрагивает, вспоминая городские педагогические реалии.
Читайте также:
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления. Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!
Наш канал в «Яндекс.Дзен»
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by