Кто это?
Марина Соколова — кандидат исторических наук, много лет занималась историей XIX—XX веков. Иссследователь социальной истории и истории технологий. Преподавательница и руководительница концентрации «Критическая урбанистика» Европейского колледжа Liberal Arts в Беларуси. Академический директор Baltic Internet Policy Initiative, член Многосторонней консультативной группы Форума по вопросам управления интернетом (2015—2017), член Программного комитета Белорусского форума по управлению интернетом. Ценит людей больше, чем девайсы.
— Можно ли прямо сейчас назвать Минск «умным городом»? И что это вообще такое?
— «Умный город» — это теоретическая конструкция. Где-то в начале 2000-х годов компании, которые производят программное обеспечение и оборудование, стали задумываться: каким образом их продукты могут быть интегрированы в городскую среду, другими словами, как расширить рынок? Хотя публиковались замечательные футурологические прогнозы, но изначально (и до сих пор) словосочетание «умный город» использовалось как маркетинговый термин.
В принципе, существует представление о том, как «умный город» должен выглядеть, какие сферы городской жизни должны измениться (спойлер: все). Есть большое количество рейтингов «умных городов». Но пока что на практике это выглядит просто как внедрение технологий в городскую жизнь: приложения для парковок, навигация по городу и т. д.
Элементом «умного города», естественно, является умный дом, где разнообразные устройства позволяют, например, разогреть еду к тому моменту, когда мы возвращаемся с работы.
Еще один интересный элемент «умного города», о котором мало говорят, — это «интернет животных». Животные тоже являются частью города. Все эти чипы, которые мы вживляем в них… Человеческие сенсоры могут говорить о чем угодно — об уровне кровяного давления, о тысяче вещей. Точно так же они могут говорить о животных. Так формируется огромная сеть. Мы можем увидеть, как животные живут вне присутствия человека, и совершенно иначе представить себе дикую природу.
Третий элемент — «интернет живого». Все нанороботы, наночастицы, которые погружаются в человеческий организм и сообщают нам, что происходит внутри. Показывают, как живут клетки и микроорганизмы. Это тоже интересный элемент, о котором мы мало думаем.
Мой коллега любит говорить, что когда мы ищем картинки «умного города», то, как правило, видим изображения зданий и автомобилей. Мы не видим там людей. И потому «умный город» в нашем представлении — это вещи, которые общаются друг с другом посредством технологий. А люди — это промежуточный элемент. И мы забываем, что кроме людей есть еще деревья, кошки и собаки — и это все город.
Вот вы у меня спросили: «Что такое „умный город“?» Есть еще более интересный вопрос: «А что такое город вообще?» Общепринятого ответа ведь нет. В каждой стране по-своему определяется количество жителей в населенном пункте, которое позволяет считать его городом. В Исландии это 200 человек. А в Японии — 50 000… Даже если взять Минск. Где он заканчивается? За МКАД? Но разве можно то, как живут люди за МКАД, назвать жизнью в сельской местности? Административно мы, конечно, можем провести черту, сказать: «Вот здесь, где стоит знак „Минск“, город начинается, а вот там — заканчивается, и в десяти метрах это уже не Минск». Но когда мы говорим о пространстве жизни, о потоке взаимосвязей, о потоках данных, у нас совершенно иначе формируются представления о городе, — то, что Анри Лефевр называл «городской тканью».
— Выходит, даже недавно появившийся Wi-Fi в метро между станциями, на перегонах не поможет Минску назваться «умным городом»?
— В рейтингах учитываются все элементы: Wi-Fi в городе, электрифицированные остановки с интернетом… Тысяча мелких вещей! И по ним судится, насколько информационно-коммуникационные технологии внедряются в жизнь города. Но, как мне кажется, самая главная характеристика «умного города» — это стратегия развития. Я люблю здесь приводить пример Лондона. Потому что лондонцы стали думать: с какими проблемами столкнется город в ближайшем будущем? В первую очередь с увеличением населения на один миллион. Что нужно сделать, чтобы функционировать нормально, поглотив, включив в себя новый миллион жителей? Вот так рассуждают «умные города».
— Изобретение интернета сильно изменило город и будет менять в будущем? В одной из своих лекций вы говорили: «На самом деле, интернет не меняет нашу жизнь и даже не бросает вызов нашим ценностям. Интернет — это новые декорации, в которых все, что кажется нам привычным, необходимо осмысливать заново. Например, граница между публичным и приватным. Где она проходит онлайн?..»
— Смотрите, благодаря интернету у нас есть информация о состоянии окружающей среды, о товарах в магазинах, о пробках на дорогах… Мы сами порождаем большое количество данных, когда пользуемся своими мобильными телефонами, социальными сетями или ищем что-то в интернете. И здесь — вспомним коллизии с Facebook и прочие вещи — появляется интересный вопрос: кто является собственником этих данных? Возникает проблема приватности. Но, на самом деле, когда я занималась вопросом защиты персональных данных, то видела, что люди на постсоветском пространстве не вполне озабочены этим. Основной тезис звучал так: «Мне нечего скрывать».
Приватность — так, как мы ее понимаем, — совершенно не уникальная проблема. В конце XIX века были первые случаи, связанные с защитой частной жизни, — тогда речь шла о фотографии. Любая новая технология возрождает, актуализирует известный набор вопросов, на который первое поколение дает ответы, а дальше все постепенно становится само собой разумеющимся. Затем появляются новые технологии, и мы заново даем ответы на эти вопросы. Бесконечная спираль.
Понятно, чтобы кто-то вошел ко мне в дом — он должен постучать. Просто так он не войдет. В соцсетях другой принцип. В итоге мы не знаем ничего о том, кто и что знает о нас. Раньше мы полагались на то, что детали нашей жизни известны только нашим знакомым и их знакомым. Сеть все равно была большая, но было ощущение, что мы можем контролировать распространение информации о себе. Сейчас мы никогда в жизни не можем сказать, кто и что о нас знает. Начиная от друзей и заканчивая той информацией, которая хранится в государственных базах данных, авиакомпаниях и т. д. Тут, конечно, очень много проблем.
— И этот режим жизни, когда мы находимся под постоянным наблюдением, начиная от геолокаций на телефонах, в аккаунтах в соцсетях и заканчивая видеокамерами на улицах, привел к каким-то последствиям?
— Благодаря обработке персональных данных, пропаганда и реклама (навязывание вещей или идей) становятся все более изощренными, распространяются с большей скоростью и на большие сегменты населения.
Наблюдение, камеры с распознаванием лиц — это тоже, конечно, очень серьезная проблема. В некоторых штатах и городах США уже запрещены технологии распознавания лиц в общественных местах.
Получается, что сейчас мы имеем огромные потоки данных, которые действительно могут приносить пользу. А с другой стороны, эти же потоки данных становятся инструментом, который в итоге может быть репрессивным.
Новые устройства актуализируют этические и юридические проблемы. Представьте себе ситуацию: беспилотный автомобиль сбил человека. Кто в этом случае отвечает? Алгоритм? Люди, которые создали алгоритм? Человек, который сидел в автомобиле? Люди, которые приняли решение выпустить этот автомобиль на улицу?
Или, например, все девайсы, которые мы погружаем в человека. Сейчас достаточно проглотить маленькую капсулу, и, продвигаясь по вашему желудку, она сделает четкое видео. А в будущем? Да вообще каждого микроба можно будет по имени назвать и чип ему какой-нибудь засунуть. Есть опасения, что медицинское знание станет очень фрагментированным.
— Это когда один врач делает снимок, а второй не может его расшифровать?
— Совершенно верно. Человек в результате перестанет существовать как единое целое, и специалисты не увидят пациента как единый организм, а будут рассматривать какие-то его элементы. Непонятно, что с этим будет происходить. Биотехнологии — это тоже очень важная вещь.
— Итак, давайте смело пофантазируем, учитывая все вводные, оптимистичные и не очень. Каким будет город будущего?
— Почти наверняка известно, что к 2050 году на пяти процентах земли, в городах, будут жить 70% людей. А что станет с сельской местностью? На этот счет очень мало прогнозов.
Как будет выглядеть город в будущем? Исследователи предлагают различные сценарии.
Например, сценарий номер один, в котором всем управляет искусственный интеллект. Или «Город-корпорация». Контролеры и владельцы потоков данных, не только персональных, но вообще любых — это корпорации. Горожане становятся создателями данных, рабами компаний. Чем больше данных производит человек, тем больше сервисов он получает. И он обязан постоянно производить данные для того, чтобы компании могли усовершенствовать сервисы, чтобы получать бóльшую прибыль. В этом городе каждый месяц есть такой праздник — День свободы от данных, когда граждане могут не порождать данные. А 1 января празднуются достигнутые результаты каждого года: «У нас такой-то объем данных», «А теперь — такой-то!» Довольно репрессивный сценарий, надо сказать.
Есть и более позитивные варианты. Когда сенсор, например, определяет, что человек голоден — и ближайший магазин предлагает ему продукты. Классический пример из фантастических фильмов — эти же сенсоры могут заранее фиксировать предосудительное поведение и предотвращать его. Но это тоже не делает людей более свободными.
Здесь возникает вопрос: насколько в таком чудесном мире человек будет свободен? Это ведь неочевидная репрессивность. Глобальные сервисы и интернет действительно делают удобной нашу жизнь. Можно перестать думать, чем ты расплачиваешься за это удобство. Не успел задуматься, а тебе уже предлагают то, что, как кажется алгоритму, ты хочешь. В итоге мы получаем личность отчужденную. Человек, у которого все есть, его желания предугадываются и исполняются, но в действительности он несчастен. Потому что непонятно, что бы человек захотел, если бы сам, без помощи алгоритмов задумался об этом.
По этому поводу есть интересные данные. В США проанализировали изменение цен с 1997 до 2017 года. Оказалось, что стоимость медицинских услуг, образования, учебников, учреждений дошкольного образования растет. В то время как стоимость телевидения, программного обеспечения, мобильных телефонов и прочих вещей уменьшается. Если эти тенденции продолжатся, и не только в США, но и во всем мире, что мы будем иметь? Мы будем иметь городских жителей, которые больны, плохо образованны, без книг, но зато у них есть телевизоры, программы, игрушки, телефоны, разные девайсы — фактически «умный дом». Можем представить, как живется в этом городе. И каким будет выглядеть город будущего.
Для меня город будущего — это в первую очередь люди. Обычно говорят об архитектуре, инфраструктуре, ресурсах, энергии… Но это прежде всего люди. То, как они живут, с кем общаются.
Глобальные прогнозы: благосостояние населения будет расти, но разрыв неравенства тоже будет расти. Бедные станут богаче, но богатые — еще богаче. Разрыв будет сохраняться, как и разрыв между севером и югом. Из хороших новостей: средний класс тоже будет расти. 80% глобального среднего класса будет жить в развивающихся регионах к 2030 году. Если в 2013 году типичный участник делового совещания — это мужчина 42 лет, который работает на зарплате, женат, с двумя детьми, родился в Германии, живет в Кельне, у него есть смартфон, персональный компьютер, наушники, камера, USB, визитки, газета, ручка, ключи от машины, паспорт, кредитная карта и гостиничная; то в 2030 году — это женщина, самозанятая, 58 лет, одинокая, родившаяся в Китае, живущая в Нью-Йорке, в кармане у нее смартфон, умные очки, Google Glass, и наушники в ушах. Вот и все. Так изменится в целом наше население и население деловых кварталов городов.
Второй сценарий (разработанный в университете Амстердама). «Мобильный город». Транспорт очень дешевый, выбросы CO2 низкие, и люди путешествуют пять часов в день как минимум. Все в движении: работа, отдых. Создается хореография пространств, в которых люди могут коротко общаться, обмениваться информацией, быстро отдыхать и двигаться дальше.
— Так Москва уже достигла этого уровня! Люди добираются на электричках на работу и обратно как раз по пять часов.
— Нет-нет, это не имеет ничего общего с электричками в Москве. В «Мобильных городах» люди будут в перемещении все время, не только чтобы добраться на работу. И это перемещение будет очень удобным и простым, дешевым и экологичным. Фактически жизнь на колесах.
Следующий сценарий — «Цифровой город». Движение заменяется цифровой коммуникацией. Центры коммуникации — цифровые миры — то, что мы сегодня называем соцсетями, или то, что в ближайшие лет 50 придумают им на замену. Люди практически не перемещаются, потому что им это не нужно: работа удаленная, общаться можно через цифровые сети. Все живут в городе, но определенного места жительства у человека нет. Распространены апарт-отели, потому что человеку все равно, где жить и работать. Есть устройства, 3D-принтеры. Грубо говоря, приехал в любое место — и напечатал себе нужное количество костюмов. Вот такая веселенькая жизнь.
Следующий сценарий — это «Город, удобный для жизни». Публичные пространства освобождены от автомобилей, используются в основном велосипеды. Самодостаточные районы, где люди друг друга знают, общаются между собой. Высокая плотность населения. Люди все меньше путешествуют. Лозунг: Live smaller, live closer, drive less. Вообще, во многих позитивных сценариях развития городов речь идет о плотной застройке, о высокой плотности населения.
Затем «Город-крепость». Тоже распространенный сценарий. В таком городе есть защищенные анклавы для богатых и дикие зоны, где живут бедные, — такой киберпанк, известный по фантастике. Нехватка энергии, проблемы с инфраструктурой. Очень много усилий тратится на то, чтобы обеспечить безопасность населения.
— Это ведь немножечко Париж сегодня: огромная разбежка между богатыми безопасными кварталами и бедными районами.
— Во многих городах сейчас так. Сценариев на этот счет множество. Те, что я вам озвучила, — про мобильность и общение. Есть интересные сценарии, которые построены по другим осям координат. Это, с одной стороны, автономия города, с другой стороны — конфликт между экологичностью и экономическим процветанием.
Очень интересен, например, «Город-замок». Он возникает тогда, когда в мире совсем неспокойно. Разрушились все связи. Национальные границы перестали существовать. Национальные органы действуют неэффективно. Получается автономный город, который ориентирован на экономическую эффективность. Городские власти видят свою главную задачу в защите горожан от враждебного окружающего мира, но при этом пытаются сохранить экономическую привлекательность посредством гарантированного доступа к ресурсам и сервисам. Тем не менее социальные и экономические проблемы существуют. Город будет с большой плотностью населения, с кризисами. Город управляется сверху, и, естественно, в этой ситуации трудно все предусмотреть и устроить.
Еще один прогноз — «Автономный экологичный город». В будущем связь между городами усиливается поверх национальных границ. Если эту тенденцию продолжить, национальные границы утрачивают свое значение. Появляется автономный экологичный город с сильной локальной экономикой. Но это возможно, по мнению авторов, если существует сильная международная социальная солидарность. Национальных границ нет. У всего человечества — общие цели. Низкое потребление энергии, инклюзивный стиль жизни, устойчивое развитие, городская ткань включает экодеревни. Национальное управление не имеет силы, мы имеем одно большое централизованное государство — Планета Земля. Но это совсем отдаленное будущее, не 2050 год.
Самый тяжелый сценарий — это «Лоскутный город». Не автономный, ориентированный на экономическую эффективность. Это может быть результатом неконтролируемой глобализации. Общество индивидуализировано. Поскольку цель — экономическая выгода, то существует социальное неравенство. Здесь опять специализированные районы, сегрегация, услуги зависят от доходов и так далее. Такая невеселая сказочка получается.
— А вы в каком городе хотели бы жить?
— Во всех этих сценариях практически ничего не говорится о людях. Только о городе как о едином теле, организме, который сам по себе развивается, а люди живут где-то там, наверное. Даже на картинках они не нарисованы.
Мой взгляд заключается в том, что город — это прежде всего люди. Они должны иметь право влиять на то, как он будет выглядеть. Критическая урбанистика использует как лозунг такое понятие — «право на город». Право на город имеют не корпорации, не органы государственного управления, не искусственный интеллект, а граждане. Именно граждане решают, каким будет город и как он должен развиваться. Это сложная задача. Не просто собрать людей: «Ну, скажите-ка нам, каким должен быть город». Нужны квалифицированные посредники. Но люди должны сами хотеть влиять на город, обладать достаточным количеством информации.
Я бы хотела жить в таком городе, где люди имеют «право на город», могут влиять на развитие и изменение городской среды. Именно поэтому мы вместе с «Урбанистической платформой» открываем в ECLAB концентрацию «Критическая урбанистика» и приглашаем студентов. Чтобы наши горожане размышляли о будущем городов, владели большей информацией. Но люди должны захотеть этого. Большинство людей, особенно в небогатых странах, слишком озабочены тем, чтобы выжить, — и это понятно. У них нет времени разглядывать фасады. А может, им просто не рассказывают, как изменится их жизнь, если они об этом задумаются?.. Это сложный процесс. Если его начинать, нужно много и долго работать.
Наш канал в «Яндекс.Дзен»
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. sk@onliner.by