Эксперт в турбизнесе Алексей Терентьев: зачем в XXI веке нужны турфирмы?

26 марта 2019 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка

Эксперт в турбизнесе Алексей Терентьев: зачем в XXI веке нужны турфирмы?

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка
Алексей Терентьев — директор туристического агентства «Лентяй». Общий стаж работы в туризме — 24 года. Окончил физический факультет БГУ. Участник программы Community Connections (США).
А в самом деле, зачем в XXI веке нужны турфирмы? Компьютеры-смартфоны с доступом в интернет есть сейчас, похоже, даже у детсадовцев. Делов-то: привычно залезть на Booking.com, определиться с отелем, оплатить картой — и вуаля, дело в шляпе! Можно спокойно заняться покупкой авиабилетов и оформлением виз. А зажравшиеся турфирмы пусть пролетают мимо, бездельников не жалко.

Примерно так нас учат поступать многочисленные знатоки на страницах печатных изданий, с экранов телевизоров, на форумах в интернете. По их единодушному мнению, тот, кто обращается в турфирму: а) переплачивает; б) лох. Невзирая на громадное численное превосходство корифеев от туризма, все же рискну им робко возразить. А чтобы как-то структурировать собственный ответ, разделю свои доводы на две части: количественные и качественные.

В первой группе речь пойдет о деньгах. Короче, как выгоднее отдыхать: через турфирму или самостоятельно? И вот вам ответ: все зависит от того, куда и зачем вы собрались.

На массовые пляжные направления (Турция, Греция, Черногория и так далее) дешевле лететь через турфирму. Если же вы планируете побывать в какой-то непляжной точке мира (или пляжной, но не сильно популярной на нашем рынке) — самостоятельно.

Объяснение этому простое и, если вдуматься, очевидное. Если на каком-то направлении существует устойчивый поток туристов, турфирмы его стремятся, скажем так, возглавить. Да, представьте себе, эти злодеи хотят заработать на вас деньги! Для этой коварной цели они заблаговременно выкупают места на пиковые даты в самых популярных отелях.

Представим, что вы владелец известного отеля. Кому вы бы дали бóльшую скидку: турфирме, выкупающей несколько десятков номеров на весь сезон, или прямому клиенту, бронирующему один-два номера на неделю-другую? Ответ нерадостен для диванных критиков, но, увы, ожидаем. Более того, руководствуясь своей неуемной алчностью, крупные турфирмы зачастую заказывают чартерные рейсы. Представляете? Вы этим коммерсантам должны заплатить не только за проживание, но и за перелет. Боже, теперь они хотят нажиться на вас дважды!

Также стоит обратить внимание на то, что заказывать тур через турфирму имеет смысл, если вы в своей поездке преследуете в первую очередь экскурсионные цели. Особенно очевидным это становится, если во время тура вы посещаете несколько городов. Неслучайно экскурсионные туры по Европе (и не только) не теряют своей популярности долгие годы. И здесь объяснение весьма простое: стоимость групповых экскурсий всегда намного ниже, чем индивидуальных.

Настало время привести аргументы и из второй группы. Тут речь уже будет идти не о количественных сравнениях типа дороже/дешевле, а о качественных критериях. А вопрос остается прежним. Как лучше спланировать собственный отдых: через турфирму или самостоятельно?

Казалось бы, кто лучше тебя самого знает твои же потребности? И что тут, собственно, обсуждать? Поговорка «Хочешь сделать хорошо — сделай сам» родилась ведь не на пустом месте. Но не все так однозначно. Для начала сравним доступные турфирмам и клиентам основные источники сведений, на основании которых будет приниматься решение о выборе тура.

Турфирмы:

  • Отзывы в интернете.
  • Отзывы друзей и знакомых.
  • Отзывы клиентов.
  • Впечатления, полученные в ходе ознакомительных поездок (рекламных туров).
  • Участие в вебинарах, воркшопах, семинарах и выставках.
  • Общение с коллегами (сотрудниками турфирм).
  • Инсайдерская информация об отелях и туроператорах.

Клиенты:

  • Отзывы в интернете.
  • Отзывы друзей и знакомых.
  • Общение с сотрудниками турфирм.

Понятно, что возможности получения необходимой информации у турфирм и у их потенциальных клиентов отличаются кардинально. А ведь это именно то, что напрямую влияет на верность принятия заветного решения.

Теперь об опасениях. А что будет, если… (далее следует исчерпывающий перечень популярных ночных кошмаров путешественника — от «не заселят» до «украдут документы или деньги»)?

В случае самостоятельной организации путешествия в чужой стране вы окажетесь предоставлены исключительно самому себе. В случае же приобретения тура в турфирме с квалифицированной помощью вам точно помогут. В приличных турфирмах накоплен изрядный опыт решения таких задач. Боюсь, большинство читающих эти строки даже близко не представляют, какие происшествия случаются ежегодно с клиентами турфирм. И как часто.

Пример первый. Туристы, находящиеся в Австралии, с утра пришли в компанию по прокату машин, где для них давно был зарезервирован автомобиль. Вечером туристов ждал оплаченный недешевый отель в другом городе за полтысячи километров, на следующий день была заказана индивидуальная экскурсия, потом еще что-то — короче, график плотный. И тут вдруг выяснилось, что сотрудники компании отказываются предоставить им машину в аренду. Наши родимые белорусские права их, видите ли, чем-то не устроили. На всякий случай: в Минске в этот момент было три часа ночи (с субботы на воскресенье, естественно). Классика жанра, будь она неладна… Ничего, несколько раз поговорили с Южным полушарием, подняли на ноги партнеров и справились с неожиданной ситуацией. Все закончилось хорошо, туристы продолжили поездку по маршруту. Но ночка была беспокойная.

Пример второй. Семья с детьми попыталась сэкономить и купила тур в Египет с вылетом из Украины. В Киев семья поехала на машине, но не учла летние очереди на границе (хотя мы их об этом предупреждали!) и в полном составе опоздала на рейс. Абсолютно растерянные, они позвонили нам с единственным вопросом: «Ребята, что нам делать?» Пик сезона, воскресенье, офис не работает… Короче, все замечательно. Мы, обзвонив всю украинскую столицу, все-таки умудрились договориться с другими партнерами (не с теми, у кого был приобретен тур) о продаже дефицитнейших билетов на ближайший возможный вылет. Поездка не была сорвана окончательно, а утомленные нервы на море подлечились и пришли в норму.

Пример третий. У женщины в Испании украли сумочку с паспортом и деньгами — в холле отеля, куда через несколько минут должен был прибыть трансфер и отвезти ее в аэропорт. Домой. После классного отдыха. Картина маслом: документы пропали, в кармане осталось 20 евро, из отеля выселили, виза заканчивается… Ну что ж, мы только вздохнули, молча переглянулись — и понеслось: звонки, бесконечные чаты в Viber, мейлы, организация проживания и питания, трансфер в консульство для оформления свидетельства о возвращении в страну, передача хоть каких-то денег туристке, покупка нового обратного билета… Мы молодцы. Мы справились.

…Истории можно продолжать бесконечно. Но мысль, которую они иллюстрируют, надеюсь, понятна. Поездка в другую страну — это всегда встречи с чем-то неожиданным и непривычным. И не всегда такие встречи бывают приятными. И не всегда возникающие вопросы сподручно решать в одиночку. Резюме: есть смысл заключить договор с турфирмой, если вы не уверены, что справитесь с проблемой в случае возникновения каких-то нестандартных ситуаций.

Пожалуй, основные аргументы, относящиеся к качественной стороне вопроса, я перечислил. На этом уже был готов остановиться и перейти к выводам, но неумолимая логика написания статьи привела к тому, что в процессе оппонирования невидимым знатокам захотелось затронуть еще два момента.

Момент первый. Ответьте, пожалуйста, на простой вопрос: а что такое великий и ужасный Booking.com, при виде которого турфирмы должны нервно курить в стороночке? Не открою Америки, если скажу, что в некотором смысле это та же турфирма, просто огромная донельзя. И, как и любая коммерческая организация, она стремится заработать на вас деньги. У нее тоже есть как свои достижения (коих немало), так и слабые стороны.

Приведу хрестоматийный лично для меня пример, который длится вот уже десять лет. Обратите внимание, я не оговорился: не пример был десять лет назад, а десять лет длится (!). Итак, некий недешевый зарубежный пятизвездочный отель в пик сезона у себя на сайте выставлял цену в 175 евро за ночь. На сайте, который мы сейчас обсуждаем, цена обычно была на 10 евро ниже. На сайте же прекрасно мне знакомой минской турфирмы номер в этом же отеле стоил — фанфары! — ровно 100 евро.

Чудовищная разница, не правда ли? Но сейчас я призываю вас не поаплодировать такой замечательной турфирме, а хочу передать содержание своего неформального разговора с сотрудниками службы резервации этого отеля. На прямой вопрос: «А есть ли у вас белорусские клиенты, бронирующие отдых через Booking.com?» — последовал утвердительный ответ: мол, есть, и немало. Занавес.

Как же так происходит, что разница в стоимости недельного тура составляет «полштуки» импортных денег, и все равно находится куча людей, бронирующих то же самое, но откровенно дороже? Для того чтобы добить вас окончательно, могу сказать, что минская турфирма за свои боевые заслуги и немалый поток туристов обозначена на сайте отеля как их представитель в Беларуси. И все равно определенную часть потенциальных клиентов не убедило даже это.

И второй момент. Как не может существовать одной таблетки на все случаи жизни, так и неверно пользоваться одним и тем же инструментарием для самостоятельного планирования путешествия. Мои коллеги с легкостью подтвердят неожиданный для многих факт, что для разных задач — и для разных регионов! — есть смысл пользоваться разными системами бронирования. Для заказа апартаментов — одни, для поиска санаториев — другие, для подбора отелей — третьи. Подобных программных продуктов на самом деле масса — от «заточенных» под частных клиентов (и, соответственно, известных народным массам) до решений, рассчитанных на профессиональное использование (и в силу этого обстоятельства широкой общественности неведомых).

Пора переходить к выводам… Помнится, когда-то я прочитал примерно такую сентенцию: каждый водитель в своем становлении проходит три стадии:

  1. Я ничего не знаю.
  2. Я все знаю.
  3. Я кое-что знаю.

Так вот, подавляющее большинство аварий происходит на второй стадии. Когда мы уверены и самоуверенны. Когда мы считаем, что сам черт нам не брат. Мол, плавали, знаем, и неча нам лапшу на уши вешать. Ничего не напоминает? Не ощущаете аналогии с темой статьи? Доверяйте профессионалам, ребята. Они еще остались в нашей стране. Не так много, как хотелось бы мне, но они есть. Поищите.

Альтернативное мнение читайте здесь:

Турист Олег Садовничий: Объехал 100 стран и не увидел повода обращаться к посредникам

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления. Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by