Журналист Onliner Константин Сидорович: опять «не торт», или «Оскар», который с каждым годом все позорнее

38 544
285
25 февраля 2019 в 15:00
Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак

Журналист Onliner Константин Сидорович: опять «не торт», или «Оскар», который с каждым годом все позорнее

Константин Сидорович — журналист Onliner. Любит много всего, в том числе смотреть кино и писать рецензии. Церемонии вручения наград Американской киноакадемии смотрел с тех пор, как их начали транслировать еще в записи и урезанном формате по ТВ. В этом году впервые с удовольствием проспал мероприятие.
Так вышло, что с бедного на киноразвлечения детства именно «Оскар» воспринимался как некая высшая инстанция, указывающая, какие фильмы норм, а какие нет. Что еще нужно родившемуся и даже слегка выросшему в СССР человеку, как не волевое указание сверху на то, что нужно, правильно и хорошо? Поэтому была и остается уверенность, что «Человек дождя» — это очень нужно, «Список Шиндлера» — правильнее некуда, а «Форрест Гамп» и «Танцующий с волками» — чудо как хорошо.

Тогда в том числе под влиянием того самого «правильного» «Оскара» сложилась своя мозаика ощущений по поводу того, каким должно быть настоящее кино. Не просто добротное или хорошее, а выдающееся, то, что откликается в голове, сердце и душе. Казалось, что вся история кинопремии только и связана с тем, чтобы привить хороший вкус зрителям.

Да, потом стало понятно, что «Оскар» — это не только знак качества в мире кино, но и претенциозная тусовка для своих. И все же «про кино» здесь в первую очередь, а все социальные манифесты и «спасибо маме за меня» — во вторую, вроде шелухи, в которой спрятались алмазы.

Конечно, в истории «Оскара» бывало разное. Игнор Стэнли Кубрика и Альфреда Хичкока, упущенные легенды в виде «Гражданина Кейна», «Таксиста» — да много всего. Но в конъюнктурно-конформистский ад все превратилось совсем недавно, года три назад. Аккурат тогда, когда вокруг академии разгорелся расистский скандал, а чернокожие актеры призвали к бойкоту кинопремии.

А ведь каким прекрасным выдался тот «добойкотный» год! «Безумный Макс: Дорога ярости», «Выживший», «Марсианин» — придраться было не к чему. Омемившийся с головы до ног ДиКаприо наконец получил свою статуэтку, блокбастерный и сверхзрелищный «Макс» собрал шесть наград, даже поклонников Тарантино и «Омерзительной восьмерки» порадовали. Отдать награду за «Лучший фильм» скучнейшему «В центре внимания» выглядело так себе решением, но на фоне всего остального жаловаться было почти некому.

А через год испуганные, по сути, беспочвенными и надуманными обвинениями в расизме академики струхнули и заварили кашу, расхлебывать которую предстоит еще неизвестно сколько лет. Так проходная драма «Лунный свет» стала лучшим фильмом, хорошая, но далеко не выдающаяся роль Махершалы Али тоже обзавелась золоченой статуэткой. Ситуацию как мог спасал «Ла-Ла Ленд», но… Прошел еще год, и настал очередной «Оскар», один из самых слабых на моей памяти.

Тогда же решил: ну его, премия перестала быть ориентиром в мире кино. Список номинантов 2019 года подтвердил это. «Черная пантера», «Звезда родилась», «Богемская рапсодия», «Власть» и «Черный клановец» — одни из главных номинантов? Афроамериканцы, сильные женщины, сексуальные меньшинства и часть американского общества должны быть довольны. Остальное не важно.

В попытке угодить всем и вся киноакадемики, кто бы они ни были, забыли о самом главном — что такое нужное, правильное и хорошее кино на все времена, а не здесь и сейчас. Кто вспомнит «Черную пантеру» через полстолетия? Ее забудут менее чем через год, а какая-нибудь престарелая «Касабланка» и в середине столетия будет во всевозможных списках лучших. Не важно, что «Пантера» не взяла главных призов. Важно, что она вообще попала в списки претендентов на лучший фильм. Здесь нет ничего от большого кино, зато можно выдохнуть: фу-у-ух, никто не назовет грязным расистом!

Такое же недоразумение — «Звезда родилась», восемь номинаций которой вызывают знакомые каждому белорусу вопросы о том, чей же перед нами протеже. А «Богемская рапсодия»? Фильм мне понравился, но зачем отмечать работу Рами Малека, который напрочь исковеркал образ Фредди Меркьюри?

«Зеленая книга»… Очень доброе и простое кино, но в своей простоте доходящее до наивной клишированности. Струящаяся с экрана патока, прямой, как рельса, месседж и сахарные герои — оказывается, этого достаточно для того, чтобы называться лучшим из лучших. Подобные фильмы, без сомнений, нужны. Но хватит ли этого для того, чтобы называться лучшим из лучшим?

У «Оскара» явная проблема (на самом деле не одна), и она на удивление мало связана с расово-гендерными трендами. Это лишь фон, на котором проявляется трусость кинобизнеса. Из-за этого сущность кино отошла куда-то далеко на пятый план. Поэтому остаются не у дел шедевры вроде «Ван Гог. На пороге вечности». И статуэтку титанически сильный Уиллем Дефо заслужил куда больше кривляки Рами Малека. Обидно, что такие фильмы замечают, ставят в конкурсную программу — фактически признают. И оставляют с носом.

Агитка и манифест тоже могут быть талантливыми. Взять, например, «Остров собак» или «Фаворитку». Первый завязан на экологичности, второй — сильнейший гимн феминизму от режиссера-мужчины. Но центральные темы двух картин замаскированы так, что приходишь к ним не сразу. Кому сегодня нужен талант, когда главное — как можно громче заявить о себе?

Словно извиняясь, академики скромно отмечают тремя победами «Рому», пожалуй, самый форматный и классический «оскарный» фильм, который лет десять назад слопал бы любых конкурентов и забрал бы награды во всех десяти номинациях. Это как раз тот образец чистого кинематографа, который завораживает не предельно далеким от всех неиспаноязычных зрителей сюжетом, а киноязыком. «Рома» — невыносимо скучный фильм, от которого невозможно оторваться, потому что его черно-белая картинка, по сути, куда более яркая, чем эффектная «Пантера». Наполненность деталями, символизм, построение кадра — все это, уверен, когда-нибудь будут изучать еще не родившиеся кинематографисты.

А сейчас — извините, подвиньтесь, у нас здесь поющая женщина, гей и чернокожие супергерои с музыкантами. Спасибо всем за то, что не ругаете нас и не обвиняете в притеснениях. Шелуха выползла на первый план, кино же как-нибудь само выкарабкается.


У «Оскара» слишком большой, наработанный почти за вековую историю запас прочности. Поддерживать имидж все сложнее, традиционно высокие рейтинги падают. Зато тихонечко и без скандалов. Свое слово осталось сказать зрителям, которым достаточно просто игнорировать отличные от собственных впечатлений мнения.

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления. Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак