«Мы носим с собой травмы поколений». Психолог о сказочных сюжетах, которые определяют нашу жизнь

26 440
185
15 февраля 2019 в 8:00
Источник: Полина Шумицкая . Фото: Максим Малиновский. Иллюстрация: Олег Гирель.

«Мы носим с собой травмы поколений». Психолог о сказочных сюжетах, которые определяют нашу жизнь

Во времена бесспорных достижений хай-тека мы становимся свидетелями интересного феномена: словно утомившись рациональным и строгим торжеством науки, старушка Европа дает все больше признания иррациональному. Ценность эмоционального интеллекта, слова или символа — черта нового мира. В этом контексте интересно наблюдать, например, за тем, как все бóльшую популярность во Франции набирает психолог, писательница и педагог Анна Лазовски, метод работы которой — сказкотерапия — далек от классической психологии. Для очередного выпуска «Неформата» Onliner поговорил с Анной о поколенческих травмах, которые мы носим за спиной, словно тяжелые рюкзаки, о боли взросления и о том, как можно сегодня интерпретировать сказку «Золушка» или «Красавица и чудовище». 

Кто это?

Анна Лазовски — психолог, психотерапевт, писательница, педагог. Получила историческое образование в Сорбонне. Исследовательница мифов, архетипов и символов. Популяризатор сказкотерапии, которую использует в работе со взрослыми клиентами и детьми. Автор книг «Сказки славянских мудрецов» и «Сказки скандинавских мудрецов». Своим учителем называет мистического психотерапевта и по совместительству режиссера Алехандро Ходоровски. Живет в Париже. Имеет польские корни.


«Мы рождаемся с определенной матрицей, некой заданностью. Это может пугать»

— Сказкотерапия — солидное направление в современной психологии. Тем не менее, в обывательском представлении сказкотерапия может ассоциироваться с медиумами, магами, целителями и гаданием на волшебном шаре, одним словом, с ненаучной картиной мира. Вы сталкивались с таким отношением?

— Да, на самом деле это проблема, и во Франции в том числе. Причина происходящего весьма проста. Для французов все, что нерационально, находится за пределами понимания и восприятия. А когда мы говорим о сказке, то всегда есть символ, элемент нерационального. И, соответственно, некое неприятие.

Но ведь научно доказано, что есть детские психологические травмы, многие из которых передаются из поколения в поколение, то есть являются семейными. В этом случае мой метод терапии помогает преодолевать травмы. Это не магия. Я не ведьма и не манипулятор. Сказкотерапия имеет под собой научные основания. Можно сказать, что я занимаюсь наукой.

— Сказкотерапия и психогенеалогия говорят о том, что человек несет на себе не только отпечатки собственных психологических травм, полученных в течение жизни, но и все раны, полученные многими поколениями предков до него: войны, изгнания, геноцид, голод, — не так ли?

— Да, конечно. В бытность начала цивилизации люди практиковали шаманизм — искусство умиротворения, успокоения души, соединения с предыдущими поколениями. Предки могли как вдохновлять, так и пожирать энергию. Люди верили, что привидения и фантомы — это те самые умершие, которые пожирают энергию.

Сегодня мы уже не верим в привидений, но, очевидно, носим с собой травмы поколений. И с этим можно что-то делать в психотерапии. Я приведу вам пример. Бывает такое, что люди болеют каждый год в одно и то же время. Непонятно, почему. Казалось бы, принимают витамины, следят за собой… Так было и со мной. Каждый год я болела с сентября по апрель. Это был ужас! Я решила заняться этим вопросом, выяснить, что же произошло в моей семейной истории. Я узнала, что в сентябре 1939 года Варшава была бомбардирована и в это время мои мать и отец сильно заболели. Это длилось до апреля. Когда я начала работать над этим, откручивать историю назад, выяснила, в чем проблема, нашла истоки, болезнь прошла.

Подобное явление называется «синдромом повторений». В терапии обязательно нужно искать истинные причины и информацию практически до поколения прадедов. Если найдешь объяснение в прошлом, то можно улучшить жизнь человека в настоящем.

— В некотором смысле в этой теории много безнадежности. Получается, мы все изначально травмированы, ранены еще до своего рождения? 

— Вы правы в том, что мы рождаемся с определенной матрицей, некой заданностью. Это может пугать. И здесь как раз таки сказкотерапия очень помогает, потому что срабатывает подход через сказочный символ и сказочного героя. Ведь есть разница между тем, чтобы сказать: «Я принцесса, которая приносит себя в жертву, чтобы спасти мир» или «Я просто женщина, жертва обстоятельств и не спасаю никакой мир». Через сказкотерапию и символы лечение происходит легче.

Метод, когда человек описывает себя через сказочного персонажа, универсален тем, что у нас всех одна история, одна сказка. С одной стороны, вроде бы и грустненько. А с другой — всегда есть надежда на хороший конец, на happy end. Сказку ведь можно изменить.

«Мои клиенты не психопаты, а скорее жертвы»

— Давайте проанализируем самые популярные архетипические сюжеты сказок и мифов. Например, специфически мужской сюжет про чудовище. Это история про мужчину, который не уважал какую-нибудь богиню/мать/надругался над девушкой и был превращен в чудище, чтобы слоняться в таком виде по лесам и болотам, пока его не полюбит какая-нибудь дева. Так он постепенно обучается любить и заботиться. А если не научится — так и останется чудовищем навсегда. Причем мужчин-осквернителей в каждой культуре превращают в разных тварей: Минотавров, медведей, драконов, обезьян, рыб… Этакая всеобщая история искупления. Что этот сюжет дает нам с точки зрения психологии? Как вы можете его использовать в своей работе?

— На мой взгляд, сюжет про чудовище — это история из жизни психопата. А мои клиенты не психопаты, а скорее жертвы. Персонаж, которого вы описали, вряд ли обратится ко мне за помощью и придет на терапию. Хотя у меня был однажды случай, когда ко мне обратился, грубо говоря, извращенец. Я не захотела с ним работать.

Раз вы описываете сказку про чудовище как историю искупления, то я отмечу, что, конечно, мои клиенты могут осознать, что совершили что-то плохое в своей жизни и хотят с этим разобраться. Но они не монстры, они изначально обладают высокой степенью осознавания, чтобы понимать, что причинили кому-то боль. Они не «слоняются по лесам и болотам», не проживают долгие годы и десятилетия, пока наступит такое осознание.

— Точно так же, как сюжеты про чудовище, сказки про Золушку есть у каждого народа. Только вот Золушка — это уже специфически женская история. Что это за архетип? И как его можно интерпретировать сегодня?

— История Золушки — одна из самых старейших в мире. Первое упоминание относится к 12-му веку в Китае. Во Франции существует 350 версий «Золушки». Сейчас я как раз пишу статью об этом для авторитетного психологического журнала.

История Золушки — это история инициации, превращения девушки в женщину. Причем мамы нет, она умерла. «Золушка» — производное от «зола». Зола — символ скорби по умершим. То есть Золушка должна бы оплакивать смерть своей матери, но тут появляется злая мачеха и мешает горевать. Юная девушка как будто превращается в жертву: все делает по дому за других, но тем не менее, в этот период своей жизни она все-таки горюет, переживает утрату матери. Когда появляется фея (символ матери), она дает Золушке одно платье цвета луны, а другое — цвета солнца (символ жизни). По сути, момент появления феи — это точка перехода, когда заканчивается горевание, девушка готова выйти в свет и встретить мужчину.

Во время скорби, когда Золушка выполняет все работы по дому, есть моменты, когда она помогает животным, кормит их и т. д., то есть взращивает в себе внутреннего хорошего родителя, хорошую мать. И потом это возвращается сторицей. Эти же животные везут ее на бал и т. д. Для меня самое главное в истории Золушки — это урок о том, как отдавать и принимать.

— Если отойти от сказочного сюжета и вернуться к реальной жизни, речь ведь не обязательно идет об умершей матери в прямом смысле слова? Возможно, это история инициации, которую девушка проходит рядом с эмоционально пустой, холодной, психологически «мертвой» матерью?

— Да, такой вариант тоже возможен. Скажу больше, неважно, жива мать или нет, самое главное в этой истории, что Золушка проживает скорбь и утрату, но в то же время культивирует и взращивает в себе зерна доброты, доверия к миру, щедрости.

Не зря эта история так популярна во всем мире. Самая большая человеческая драма, скорее всего, — утрата матери. Кажется, это самое страшное, что только может произойти, конец света. Но одновременно это путь к приобретению хороших качеств, к трансформации человека.

«Нарциссическая молодежь с приходом Facebook и Instagram хочет иметь незаурядную супержизнь»

— Эта сказка, как и многие другие, учит нас тому, что в боли, в самых тяжелых переживаниях скрыты сокровища, способы инициации?

— Да, вы правы. Более того, эта инициация взращивает нас. Ведь если ты так и не утратил мать, то навсегда останешься ребенком, не вырастешь, не станешь взрослым человеком.

Когда Золушка получает от феи красивые платья, на нее смотрят уже не как на девочку, бедненькую замухрышечку, а как на очень красивую женщину. Практически во всех сказках про Золушку есть именно этот — ключевой! — момент, хотя другие детали могут меняться.

— Раз уж мы заговорили о взрослении. Как вам кажется, современная молодежь во Франции инфантильная? Как подросткам или поколению 30-летних пройти инициацию, то есть повзрослеть, если они не знали ни голода, ни лишений, ни войны?

— Я бы не сказала, что молодежь инфантильная. Скорее нарциссическая. Особенно с приходом Facebook, Instagram и т. д. Всегда «Я» на первом месте. Каждый хочет показать себя героем, действующим лицом. И, соответственно, хочет иметь незаурядную супержизнь вместо того, чтобы проживать обычную жизнь изо дня в день и задумываться о чем-то. Демонстрируют только фасадную часть: «Посмотрите, как я красиво живу!»

Но не все так однозначно. Да, есть много нарциссически заряженных людей, но точно так же появляется множество людей включенных, активных, которые занимаются экологическими проблемами, выступают за благоразумное использование природных ресурсов. Мир не черно-белый, в нем много разных красок.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Полина Шумицкая . Фото: Максим Малиновский. Иллюстрация: Олег Гирель.