Сейчас начнется настоящее испытание для истинного белоруса — если вы считаете себя таковым, держитесь крепче. Я буду хвалить нашу страну, обращаясь к авторитетным источникам, а вы попробуйте это выдержать.
Несколько занимательных фактов. Самый авторитетный медицинский журнал The Lancet поместил Беларусь на 22-е место в мире (из 195) по человеческому капиталу. Это оценка того, насколько наши люди здоровы и образованны и на что они потенциально способны в сравнении с другими (если им не мешать). Выходит, что весьма даже способны. Есть, впрочем, тут один момент — качество образования. Но об этом чуть ниже.
Идем дальше. Bloomberg оценил эффективность белорусского здравоохранения, поместив его на 49-е место из 56. Тут надо пояснить пару моментов. Само по себе место смотрится, скажем прямо, так себе, пусть даже США и ниже. Но 56 отобранных стран — это, так сказать, элита. В список были включены страны состоятельные, с ВВП больше $5000 на душу, и здоровые, со средней продолжительностью жизни больше 70 лет, но не вошли государства с населением меньше 5 млн (Люксембург, например, или Эстония).
То бишь это 56 богатейших, здоровейших и крупнейших стран одновременно, и просто попасть в их число — уже неплохое достижение.
Что еще? Портал TheStreet проанализировал отзывы на Booking.com, в результате чего Минск занял 3-е место в мире по чистоте после Сингапура и Токио. Пустячок, но приятно.
К этим данным я решил добавить еще несколько, взятых с Numbeo — довольно основательного ресурса, количественно оценивающего разнообразные параметры по странам мира. По безопасности Минску здесь досталось 43-е место из 338. Впрочем, про чистоту и безопасность белорусской столицы и так все знают. Обычно наши соотечественники сетуют на дорогую жизнь. Что ж, давайте посмотрим, что тут да как.
Беларусь в рейтинге стоимости жизни на том же Numbeo занимает 101-е место из 117. Да, в Грузии, Непале и Украине дешевле. А вот на Филиппинах, в Марокко, Индонезии, Кении и даже (о, боль!) Гондурасе жить выходит дороже.
В рейтинге городов Минск оказывается на 457-м месте из 536. Правда, есть нюанс: по покупательной способности он тоже невысоко — 446-е место. Средняя минская зарплата ниже, чем в любом приличном месте и в половине мест неприличных.
Зато низкий уровень цен позволяет при зарплате уже в $900 получить покупательную способность как у мадридца, а $1500 в месяц сравнивают покупательную способность минчанина с жителем городов из мирового топ-20.
Впрочем, это волшебство действует только внутри страны, за ее пределами эти $1500 немедленно превращаются в тыкву.
Еще Numbeo оценивает такой сложный параметр, как качество жизни. Методика оценки не бесспорная, зато нет оснований полагать, что у нас какие-то привилегии по сравнению с остальными. Что мы имеем? 38-е место из 66 стран, по которым набралось достаточно сведений. Рядом, чтобы вы понимали, Румыния и Греция. Ниже — Чили, самая перспективная страна Южной Америки, сильно ниже — Китай.
Что-то не так уж плохо все выходит, причем в тех дисциплинах, в которых белорус традиционно не ждет для себя ничего хорошего. Конечно, сравнение с Евросоюзом получается в целом не в нашу пользу, если закрыть глаза на стоимость жизни, но в мире есть множество других мест, в которых гораздо, гораздо хуже, чем у нас.
А если еще добавить то, чем Беларусь традиционно сильна, чем она славится — нашими людьми, нашей природой, возрождаемым селом и сельским хозяйством, IT-сферой, в конце концов, в которой мы числимся на лидирующих позициях… Хотя…
Здесь тоже не без некоторых сюрпризов. Например, один из главных экономических козырей — высокие технологии. По экспорту в сфере IT Беларусь занимает почетное 43-е место в мире, сообщает нам wits.worldbank.org, что находится она немного ниже Марокко или Коста-Рики, имея долю около 0,03% всего мирового рынка. Вот такая вот «IT-страна».
Зато с возрождением села полный порядок. Или нет? Городского населения в Беларуси нынче уже 78,6% — опять-таки наше любимое 43-е место! В соседях у нас ходят Греция и Тайвань, позади остались Германия и Швейцария.
Бытует еще подспудная идея, что у нас самое лучшее образование, не то что у «тупых американцев», и в закромах припрятана некая могучая наука, просто пока товарищам ученым плоховато платят, так что они не могут развернуться на полную катушку и показать всему миру, как правильно делать науку (вариант — все силы ученых уходят на нужды военных, это вообще универсальное объяснение). Topuniversities спешит поведать нам, что ведущий университет страны — БГУ — в мировом рейтинге занимает аж 334-е место. В этом же рейтинге в первой тысяче присутствует еще и БНТУ, в группе с 751-го по 800-е места. Все, про остальные замечательные белорусские университеты в мире известно мало. Это несколько охлаждает пыл радости от 22-го места по человеческому капиталу, поскольку большое количество образованных нивелируется невысоким качеством самого образования.
Но самое удивительное сообщает нам ООН. Беларусь, тихая, замкнутая, провинциальная и никому не нужная страна, занимает 49-е место в мире по количеству иммигрантов, в процентном, разумеется, отношении. Каждый 9-й белорус родился за пределами страны.
В Европе больший процент иммигрантов имеется только в 16 странах, из которых 6 — карлики типа Андорры или Лихтенштейна. «Иммигрантские» Франция и Голландия, как вы уже догадались, позади.
Что из всего этого получается? Как это понимать? Хорошо или нет в действительности жить в Беларуси? Суммируя приведенные данные, я могу сказать, что Беларусь в смысле удобства для жизни, если оценивать ее объективно, — это вполне себе середнячок. Где-то получше, где-то похуже. Бедненько, но чистенько. И я убежден, что сейчас найдется масса «экспертов», которые бросятся опровергать мои слова.
Это будет прекрасно! При условии, что опровергатели сумеют привести аргументы. Я не социолог, не политолог и не экономист, я просто проверил некоторые вещи, применив для этого доступный всем Google. И я отнюдь не претендую на знание истины в последней инстанции, даже наоборот. Просто я помню, что мысли, не подкрепленные фактами, вполне могут оказаться ложными. Поэтому я и приветствую поиск фактов: они позволяют проверять наши мысли.
Откуда берутся когнитивные ошибки? Тут дело в том, что человеческое мышление устроено определенным образом. Так, мы более склонны верить тому, что мы узнали раньше. Мы мыслим экономно: не проверяем без особой нужды то, во что верим. Нам неприятен хаос, мы систематизируем свои знания и «притираем» новые сведения к уже имеющимся.
Большинство людей не приучены и не умеют критически относиться к своим мыслям, проверять, верны ли они. Столкновение с фактами, противоречащими убеждениям, не вписывающимися в привычную схему, вызывает так называемый когнитивный диссонанс.
Это субъективно неприятное чувство, требующее скорейшего разрешения, причем чем прочнее наша система убеждений, тем сильнее наше внутреннее возмущение.
Увы, часто решение принимается не на основе фактов, а в угоду собственным убеждениям. Человек либо искажает факты таким образом, чтобы они начали вписываться в его систему взглядов, либо, если это невозможно, вообще отбрасывает их. Если вам сделалось не по себе, когда вы просматривали статистические данные, которые я привел, это говорит о том, что ваша система взглядов противоречит некоторым фактам.
Я не берусь судить обо всех источниках, сформировавших на национальном уровне представление о некоем нашем общем неблагополучии. Возможно, свою роль играет воспитание чрезмерной скромности у детей, порицание любых попыток находить в себе хорошее, принимаемых как хвастовство, в результате чего в голове формируется мысленный фильтр, пропускающий лишь негативные впечатления о себе, своих достижениях, своем образе жизни и привычно отсеивающий любой позитив: ведь это так «нескромно» — находить в себе что-то хорошее.
Возможно, у нас в культуре сохраняется магическое мышление — когнитивная ошибка, из-за которой мы придаем слишком большое значение своим мыслям и словам: если начать рассказывать о своих успехах, можно сглазить, спугнуть удачу.
Подобный стиль мышления называется негативным мышлением. Оно характерно для депрессивных состояний и является серьезным препятствием как для объективных достижений, так и для субъективного чувства удовлетворения от своих дел и своих достижений.
У нас же негативное мышление приобрело характер национальной черты, с аналогичными последствиями для страны: отрицанием успехов, низким уровнем ожиданий и хронической неудовлетворенностью собой.
Меня вся эта статистика заинтересовала с профессиональной точки зрения — с точки зрения проверки идеи, подсказывающей, что у нас здесь дела из рук вон плохо. Да, нехороши дела, порой даже весьма нехороши. Но это как в анекдоте: «Ужас, конечно, но не ужас-ужас-ужас». И если наша уверенность даже в этом не выдерживает проверки фактами, задумайтесь, насколько верны прочие «непреложные факты», на которые вы полагаетесь в своей жизни. Начните менять свои мысли — и вы сможете изменить свою жизнь.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by