Учредитель столярной артели Варвара Климович: забыли об огромной разнице между «купить» и «сделать своими руками»
26 228
612
26 сентября 2018 в 8:00
Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак
Учредитель столярной артели Варвара Климович: забыли об огромной разнице между «купить» и «сделать своими руками»
Варвара Климович — учредитель столярного коворкинга «Артель „Щепки“». Долгое время искала варианты открытия своего дела, пока не увлеклась деревом и своими руками впервые не сделала табуретку. Сегодня искренне верит, что настало время вспомнить, что быть мастером в любом ремесле, требующем «прямых рук», престижно и перспективно.
Мы живем в век подмены понятий. Говорим «построили дом», но при этом не брали в руки молоток. Заявляем, что «сделали ремонт», но к малярной кисти ни разу не прикасались. Даже еду «готовим», зачастую не подходя к кухонной плите, а просто набрав номер службы доставки. Заплатить мастеру за работу уже давно соответствует в нашем сознании тому, что выполнить ее самостоятельно, и это, на мой взгляд, не совсем правильно. Долгое время престиж ремесленников падал, и сегодня мы пожинаем плоды пренебрежительного отношения к ним, удивляясь, что в стране почти нет мастеров.

Вернее, есть — но это, как правило, «старая школа», это мастера за 50, которые технически могут почти все, но при этом совершенно не представляют, что нужно потребителю, не умеют пользоваться современными средствами саморекламы, а значит, практически обречены прозябать в безызвестности. Модные инстаграмные ремесленники, в свою очередь, наоборот, умеют фотографировать свои поделки в самых выгодных ракурсах, но по факту качество их работы в профессии при ближайшем рассмотрении вызывает массу вопросов.

То есть, с одной стороны, есть рукастые ремесленники, которые, не находя себе применения и учеников, тихо спиваются. С другой — все бо́льшую популярность набирают интаграмеры, занимающиеся якобы «крафтовым», штучным производством, но, по сути, они оттачивают не профессионализм в ремесле, а уровень владения фильтрами и умения удачно составить композицию. Форма пока побеждает содержание.

Но я верю, что уже в ближайшее время произойдут две важные вещи. Первая — престиж ремесленных профессий резко и неизбежно вырастет. Вторая — именно в столяры, каменщики, повара, кузнецы пойдет огромное количество толковой молодежи.

Страна уже захлебывается от изобилия менеджеров, бухгалтеров, программистов. Возникает острая необходимость в нормальных сантехниках: при нынешнем изобилии технологий и материалов умные ребята, разбирающиеся в этой сфере, выглядят волшебниками, творящими магию похлеще любого программиста, создающего виртуальную реальность.

Я не знаю, как случилось так, что престиж строительных и ремесленных профессий в нашем обществе упал ниже плинтуса. Как произошло, что слово «работяга» стало означать безвольного алкоголика, способного только тупо выполнять (причем абы как) указания начальства.

Ведь вроде даже в советские времена пропаганда восхваляла честный пролетарский труд. Вот только киношная и газетная виртуальность того времени в корне отличалась от реальности, которая была очень неприглядной.

Мне кажется, главное, что мы потеряли за 70 лет труда «на благо всех» в условиях СССР, — это четкое понимание того, что любая ремесленная профессия — это беспроигрышное умение создавать добавочную стоимость. Была доска, стоящая копейки — р-р-раз, два! — и вот это уже дизайнерская табуретка стоимостью в пять раз дороже. Работает понимание крутости этого феномена только тогда, когда он работает в связке с понятиями «частная собственность» и «малый бизнес». Работая на абстрактное благо родины, ты вряд ли сможешь почувствовать, как вырастает эта самая добавочная стоимость. Работая на себя, ты ощущаешь это сразу, изготовив и продав первое же изделие.

Именно поэтому престиж строительных и ремесленных специальностей не упал и даже неуклонно растет в Европе и Америке. Именно поэтому в топ-чартах американского и европейского YouTube часто можно увидеть столярные, поварские, швейные и другие творческие видеоблоги. Очень заметно, что там умение делать что-то руками остается в почете столетиями, знания ремесленного искусства передаются по наследству и приумножаются. Хорошие ремесленники зарабатывают там порой значительно больше белых воротничков и при этом полностью располагают собственным временем, посмеиваясь над офисным планктоном, сдавленным рамками корпоративных обязательств.

Спросите у современного выпускника школы, кем перспективнее быть: тестировщиком ПО или столяром? Ответ будет очевиден школьнику, но совсем не очевиден мне. Лично я уверена, что рукастый и головастый парень, понимающий рынок и хорошо владеющий ремеслом, имеет бо́льшие перспективы, умея создавать большую добавочную стоимость листу фанеры, дубовой доске или плите ДСП.

Нейросети очень скоро начнут писать за нас программы. Роботы уже десятилетия назад научились значительно лучше и точнее человека клепать ширпотреб на конвейере. Машины не смогут конкурировать с нами только в одной области — в творчестве.

Плотник, специалист по металлу, сантехник, штукатур — это, на мой взгляд, творческие профессии, требующие не только острого ума, но еще и таланта и отточенного десятилетиями, доведенного до автоматизма скилла работы с инструментами.

Я не призываю каждого из вас брать в руки кельму и набрасывать раствор на стену или уже завтра хвататься за рубанок и стругать. Но давайте признаем, что «построить дом», просто оплатив счет, — это бухгалтерская процедура, а его строительство своими руками — творческий процесс. Разницу важно держать в голове, чувствуя ценность такой работы. Не так давно я впервые смастерила табуретку. Как вы думаете, что я показываю всем гостям, которые пришли в мой дом впервые?

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак