Юрист Екатерина Станкевич: полулегальные междугородние маршрутные рейсы скоро вымрут. Туда им и дорога!

27 118
551
18 сентября 2018 в 8:00
Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий

Юрист Екатерина Станкевич: полулегальные междугородние маршрутные рейсы скоро вымрут. Туда им и дорога!

Екатерина Станкевич — юрист, председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров. Общий стаж работы в перевозках — с 2006 года. В перевозках пассажиров — с 2009-го.
С момента последней забастовки предпринимателей, занимавшихся транспортными перевозками, прошло чуть более полугода, и вот страсти начинают разгораться вновь. Уже в скором времени вступят в силу новые, более строгие правила перевозки пассажиров, и я все чаще слышу мнение, что они «ущемляют» и «ограничивают». Соглашусь в одном: условия действительно ужесточили, но разве это плохо? В конечном счете главное, чтобы выиграл потребитель. Именно это должно стать во главу угла, и именно об этом лоббисты политики «Оставьте все как было» стараются говорить как можно меньше. Давайте по порядку разберемся в грядущих переменах и в том, как они могут повлиять (и влияют уже сейчас) на нашу с вами повседневную жизнь.

Но для начала надо договориться отложить в сторону эмоции и посмотреть на факты. Потому что иначе может произойти как в прошлый раз, когда минувшей зимой прокатилась волна возмущений по поводу того, что якобы отменяют маршрутки. Однако, как разобрались позже, маршрутки маршрутками, а нелегальный извоз пассажиров с нарушением транспортного, налогового, антимонопольного законодательства — это совсем другое.

В принципе, пассажиру было все равно, насколько легальна та или иная поездка: расписание имеется, Wi-Fi подключен, онлайн-бронирование есть, забирают с любой остановки — казалось бы, что еще надо. Вот только ни на расписание, ни на бронирование мест у перевозчика права не было. Как и на то, чтобы давать билет. Но за 10 лет (а закон не менялся именно такой срок) все привыкли, что все у них «в рамках закона».

Так что же поменялось сейчас? Все просто: условия становятся действительно рыночными. Ведь что такое рынок перевозок пассажиров в регулярном сообщении? Это одна из форм государственного заказа. Государство делает дороги, остановочные пункты, создает всю инфраструктуру для перевозки, и оно сказало: стоп, больше так продолжаться не может. Хотите работать в регулярном сообщении — будьте добры действовать по установленным правилам, а не стихийно придумывать их самостоятельно.

Мы все цепляемся за закон, когда дело касается наших интересов, но если он начинает требовать чего-то от нас, то государство сразу становится плохим. Давайте вспомним противостояние, когда с улиц исчезли киоски. Или бунт предпринимателей, когда их заставили сертифицировать товар. «Плохое государство», — говорили предприниматели. «Мы так привыкли», — вторили некоторые граждане.

Кто сейчас из жителей столицы захотел бы, чтобы на улицах устроили «шанхай» из киосков? Или вы считаете, что обязательный сертификат — это зло? Понятно, что это защита прав потребителя от некачественных товаров. Они появляются, и чудным образом у нас в стране дети не травятся игрушками с ядовитым наполнителем, а, купив обувь, мы понимаем, что если она расклеится раньше гарантийного срока, то будет кому предъявить претензию.

Сейчас же отменяются лицензии в нерегулярных перевозках — хорошо (читай: либерально) для фирмы или предпринимателя-перевозчика, но разве учтено мнение пассажира? Хочет ли он, чтобы организация, которая отвечает за его жизнь, была никем не контролируемой, работала на честном слове?

На вакансию регулярного перевозчика в направлении Слуцка и Солигорска за 2016—2017 годы проводились 4 конкурса. Да и не только там. И ни одной заявки. Зачем? Зачем кому-то платить и с кем-то делиться, если между собой договориться невозможно.

Быть регулярным перевозчиком, официально взявшим на себя жесткие обязательства перед пассажирами и государством, контролирующим их выполнение, боязно. Проще оказаться одним из тысяч нерегулярных, ведь тогда можно при любой сложности бросить все, в одностороннем порядке поменять правила игры, оставив потребителя один на один с возникшими проблемами.

Именно поэтому нерегулярных сейчас стало подавляющее большинство, именно поэтому шло планомерное разрушение рынка регулярных перевозок.

Говорите, что введением строгих правил государство хочет забрать ваш бизнес? Да кому вы нужны? У государственных автопарков давно нет денег, чтобы открыть столько маршрутов, сколько требуется пассажирам, то есть нет даже поля для неконкурентной борьбы! Более того, на них еще и все отдаленные деревни с тремя старушками, которых тоже надо обеспечить регулярным транспортом. И частник туда не поедет, потому что невыгодно, но поедет автобус от госкомпании. Откуда взять деньги на эти автобусы, катающиеся по тмутараканям порожняком? С налогов частных регулярных перевозчиков в том числе.

Что же дает измененный закон и правила, из него вытекающие? Для некоторых участников рынка ровным счетом ничего: как работали по договору с государством, так и работают. Во многом даже стало проще регулярному перевозчику: нет требования обязательной продажи на вокзале билетов; конечная остановка по согласованию с заказчиком или уполномоченной организацией уже может быть не на вокзале; разрешили функционирование «диспетчерских служб» и другое. Пассажира эти детали мало коснутся, но перевозчику они важны.

Перевозчика теперь беспокоят, безусловно, конкурсы. Никто, конечно, их не отменит. Так, чтобы уже совсем. Но они есть во всех цивилизованных странах: формы и способы определения лучшего кандидата разные, но все же есть. Однако в условиях увлечения повальной либерализацией Минтранс предложил, а Совет министров поддержал, достойную инициативу и альтернативу. Разрешить временное заключение долгосрочного договора для тех, кто решил легализоваться до 30 июня 2019 года, на срок до 5 лет. Все сделано для того, чтобы на рынке остались те же перевозчики.

Таким образом, измененные правила ужесточили требования к тем, кто будет до последнего искать лазейки, чтобы этот закон обойти. Но думаю, что не выйдет. Во всех контролирующих органах уже поняли, какой важный и социально значимый сегмент рынка они упустили за это время, и ведется работа по наведению порядка.

Да, проблемы остались. Бюрократические процедуры, которые устраиваются в отдельных областях или просто отдельными личностями, напоминают врата ада. И вот с этим нужно бороться, а не заниматься подменой понятий, говоря, что «нас душат и закрывают», вместо того, чтобы признать: «От нас требуют гарантировать вашу, пассажиры, безопасность и комфорт».

Те, кто понял еще в феврале, что действовать нужно быстро, «ковать, пока горячо», остались на своем маршруте и теперь ждут подписания указа, чтобы заключить долговременный договор. Кто-то даже успел занять новый сегмент рынка, пока представители «старой школы» надеялись, что все останется так, как раньше. Ну и регулярные перевозчики после 12 октября смогут вздохнуть свободнее, поскольку условия для нерегулярных недобросовестных конкурентов станут просто неподъемными и рано или поздно те вымрут как вид. Как «шанхай» из киосков на остановках. Туда им и дорога!

ВАЖНО! Завтра в рубрике «Мнения» мы предоставим площадку для альтернативной точки зрения.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий