Молодой предприниматель Виктор Лихач: заработал на свой BMW уже на первом курсе университета
498
21 мая 2018 в 8:00
Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка
Молодой предприниматель Виктор Лихач: заработал на свой BMW уже на первом курсе университета
Виктор Лихач — молодой предприниматель, 22 года. Один из создателей стартапа Liswin — мобильного приложения о скидках в кафе и барах.
Моя дорога в бизнес началась еще в раннем детстве, когда я продавал диски с компьютерными играми одноклассникам и мечтал стать дальнобойщиком. Было непросто, нередко приходилось объясняться с папой и мамой после звонков недовольных родителей детей, которые все карманные деньги тратили не на еду, а на мои диски. На тот момент я и не понимал, зачем мне нужны деньги, просто решил для себя, что нужны. Естественно, «лавочку» вскоре прикрыл папа, т. к. мою коммерческую деятельность сложно было назвать легальной. Да и крупной прибыли там не было, только личное удовольствие от процесса.

Первые $100 я заработал за три часа. Было это в 2010 году. Я купил для себя новый сноуборд за $100, но потом подумал, что могу выставить его в интернете дороже. Попробовал, и через два часа у меня уже было $200. Не верилось, что так легко можно заработать такие деньжищи. Дальнобойщиком в то время я уже не хотел быть, но о машине мечтал и даже начал ее выбирать себе еще в восьмом классе.

Для того чтобы реализовать мечту, нужны были деньги. Удача на поприще «купи-продай» постепенно сошла на нет, зарабатывать не удавалось, и я пошел на стройку. Дело это оказалось прибыльным, но сложным. Неделю поработал на стройке, расстроился, потому что понял, что это очень тяжелые деньги, и ушел. В университет поступать не хотел, потому что не видел в этом смысла, но родители настояли.

Я и подумать не мог, что именно благодаря учебе куплю себе первую машину. Это было 30-летнее купе BMW E30 с 4-литровым мотором V8. Стоило оно $3500, и вложил я в него около $2000. Внешне машина была в идеальном состоянии. Но при этом выхлоп был такой, что птицы дохли на деревьях и домой во двор ее приходилось толкать, иначе будил соседей. Однако все это мелочи по сравнению со счастьем обладания собственным авто в 18 лет.

Как я заработал на машину? На первом курсе университета мы начали изучать «сайтостроение». Самое простое, на HTML. Тогда я подумал: «Можно ведь более детально изучить эту тему и делать сайты за деньги». За 3—4 месяца с помощью Google и YouTube я более-менее изучил, как делаются сайты, и побежал открывать ИП. Пару первых заказов я получил по сарафанному радио, а потом уже занялся саморекламой в интернете. Заказы лились рекой, работы было много, и оно того стоило. После сайтов я начал заниматься и контекстной рекламой. На то время (2014 год) конкуренция была маленькая до смешного, поэтому и сайты стоили по $1000—2000. Сейчас, конечно, так не заработаешь, доходы упали в разы.

Я поймал волну и уже тогда откладывал деньги ради будущего проекта. Чем именно буду заниматься — понятия не имел, но точно знал, что чем-то более масштабным.

Не жизнь, а сказка была, признаюсь честно. Через год машину уже поменял на Lexus LS 2006. Тогда же купил себе спортивный мотоцикл Kawasaki ZX6R. Спустя два месяца разбил его, попав в страшную аварию. Мототема пока что отдыхает, спортивный мотоцикл больше не хочу.

Началась депрессия. Мотоцикл разбит, я в тяжелом состоянии, делать нечего, работа заброшена. Решил, что работать как раньше желания нет и нужно придумать что-то более масштабное. Такое, что нужно всем. В то время (2016 год) пригласили меня ребята постоять на парковке, пообщаться, как говорится, «просто почилить». Именно тогда и появилась первая искорка, приведшая затем к масштабному проекту. Вскоре я вернулся к старой работе с рекламой и сайтами и решил купить себе кабриолет, чтобы выйти из депрессии. И знаете, это действительно помогло. Что я купил? BMW Z4 2004 года красного цвета. Мысли снова пошли в сторону масштабного проекта и окончательно оформились в идею приложения со скидками в кафе и ресторанах — именно такого, каким оно должно быть, на мой взгляд. Хотелось по-настоящему больших масштабов, поэтому план был такой: стартовать в Москве, потом захватить Россию и приступить к СНГ.

Разработку приложения заказал в одной из IT-компаний Минска, она заняла два года. Почему так долго? Изначально проект был оценен на 400 часов работы, однако возникло огромное количество нюансов, появилась необходимость вносить корректировки и дополнения. Мне кажется, ситуация не уникальная. Наконец радостный и веселый я поехал в Москву со своим проектом. Приложение в целом готово, открыл фирму в российской столице и начал работать.

Понятно, что все пошло не так...

Необходимо было найти юриста и бухгалтера. Открыл Google, нашел подходящую компанию в Москве. Вскоре эта компания взяла деньги, делала вид, что работает, даже высылала отчетность, но через некоторое время исчезла. На звонки не отвечали, на письма тоже. Звонил им даже с другого номера, сказали, что перезвонят, и не перезвонили. Кинули.

Дальше еще веселее.

Через пару дней после открытия моего ООО произошел слив контактов. Телефон в одночасье начал разрываться от звонков. Звонили банки, операторы сотовой связи, юридические и страховые компании и навязчиво предлагали свои услуги. Естественно, свой номер я никому не давал, он был известен только регистрирующим государственным органам.

Думаю, вы представляете уровень моей компании на тот момент, но, несмотря на это, мне уже предложили кредит в 400 000 000 российских рублей. Также звонили «инвесторы», предлагавшие огромнейшие деньги на развитие бизнеса и ни слова не говорившие про возврат. Обрабатывали очень грамотно, рука так и тянулась подписать контракт, но сделал над собой усилие и поехал к юристу выяснять, что это за «инвесторы». Как оказалось, это некие банковские агенты, которые выполняют свой план по «втиранию» кредита под видом инвестиций.

Решил заказать услуги кол-центра, потратил $1500. Результата — ноль. Звонил ли кто-либо куда-либо — для меня до сих пор большой вопрос. Начал изучать другие методы рекламы в Москве, и знаете, там не то что дорого, а просто дико дорого рекламироваться. И шанс быть кинутым, опять же, катастрофически большой.

Признаюсь, пришло разочарование. Я не верил тому, что происходит, накопленные деньги заканчивались. Паника, руки трясутся. Неужели все зря? И я понял самую большую свою ошибку. Что бы мне ни говорили — у минчан и москвичей очень разные менталитеты. Работать надо не там, где есть шанс сорвать большой куш, а там, где работа в кайф. Для меня в кайф работать в Минске.

Я собрал команду и начал работать в своем городе. Пойду до конца. Нутром чую, что проект выстрелит. В нашем стартапе уже пять человек, все — мои близкие друзья. Пока все идет по плану, за месяц договорились о сотрудничестве уже с 80 заведениями. Не зря специалисты говорят, что самое сложное в бизнесе — начало, первые шаги. Так вот, мы выехали, и уже не важно, сколько понадобится сделать поворотов и остановок для того, чтобы добраться до цели. Мы это обязательно сделаем, потому что четко ее видим. Если раньше такой целью для меня была машина (и я ее получил), то теперь с легкой душой продаю свой любимый кабриолет, поскольку понимаю, что он стал ступенькой для чего-то большего — собственного бизнеса.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка