Специалист по безопасности движения Дмитрий Рудак: воспринимаем автобус как кофеварку и рискуем своей и чужой жизнью
17 957
109
07 мая 2018 в 10:52
Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Евгений Гусёнок
Специалист по безопасности движения Дмитрий Рудак: воспринимаем автобус как кофеварку и рискуем своей и чужой жизнью
Дмитрий Рудак — начальник отдела безопасности движения филиала «Автобусный парк №2 г. Полоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс». Раньше работал в УО «Полоцкий государственный университет» ассистентом кафедры автомобильного транспорта.
Ежедневно, игнорируя элементарные правила, мы сталкиваемся с опасными ситуациями, возникающими, когда большая и мощная машина перевозит значительное количество людей. И тут же у меня к вам вопрос: при фразе «большая и мощная машина» воображение нарисовало обычный автобус? Я думаю — нет. Ведь автобусы, трамваи и подобные им машины настолько плотно вошли в нашу жизнь, что перестали ассоциироваться в сознании человека с чем-то представляющим потенциальную опасность, сравнявшись в своем предназначении с каким-нибудь бытовым прибором — феном или кофеваркой.

Чтобы не быть голословным, начну с пары примеров. Часто работа обязывает принимать участие в сопровождении при перевозке групп детей несколькими автобусами. И я вижу, что автобус (зачастую это длинная сочлененная «гармошка») воспринимается людьми не более как легковой автомобиль, который если что «объедет». Не трамвай ведь.

И ладно бы это относилось только к детям — на то мы там и поставлены, чтоб обеспечить их безопасность. Родители, взрослые люди, ведут себя еще более легкомысленно. В своем стремлении быстрее встретить (проводить) сына или дочь некоторые готовы буквально запрыгнуть под автобус. Мне кажется, при этом они на самом деле уверены, что автобус останавливается мгновенно, а у водителя не просто острое, а буквально панорамное, на все 360 градусов зрение и реакция робота.

Получается парадокс: большинству детей достаточно один раз показать и объяснить, многих взрослых по несколько раз за день практически за руку приходится уводить в сторону от разворачивающейся машины.

При этом чувствуется некое недоумение: а что тут такого? Это же всего лишь автобус. И тут, как мне кажется, срабатывает именно психологический фактор привычки, когда вещь, прочно вошедшая в наш обиход, перестает в нашем понимании нести серьезную угрозу. Что может быть опасного в утюге, например?

Думаю, что, если бы рядом разворачивался самосвал, внимания ему уделялось бы гораздо больше. А габариты автобуса зачастую даже больше, чем у многих грузовиков.

Из свежего. На Радуницу автобусным парком организуются специальные рейсы для подвоза людей на крупные кладбища. Поскольку остановочных пунктов там нет, приходится организовывать временные площадки. И опять похожая ситуация, только контингент немного другой — люди в возрасте, пенсионеры. Порой диву даешься, какую скорость может развить старушка, подбегая к автобусу, который разворачивается и так на ограниченном пространстве. Идет рядом, буквально «прилипнув» к дверям. Подходишь, делаешь замечание, а в ответ: «Что ты мне командуешь! Я все вижу!»

То, что автобус не автомат, реагирующий на все нестандартные ситуации мгновенно, что им управляет человек, вспоминают чаще всего тогда, когда что-то происходит и нужно найти крайнего. При этом, случись ЧП, никто не вспомнит, что толпа желающих в обязательном порядке «приземлиться» на сиденье буквально лезла под колеса машины. Будут говорить только о «слепом» водителе.

Думаю, вы тоже могли наблюдать ситуацию, когда парень подбегает к автобусу, становится в дверях, не давая их закрыть, и весь автобус ждет, пока не торопясь, с чувством собственного достоинства подойдет его девушка. И опять же, обязанность не прижать его дверями, заметить вовремя ложится на плечи водителя.

В своей самоуверенности, превозношении собственного «я» мы очень часто становимся слепыми.

Совсем недавно приходилось разбирать ситуацию, когда на водителя была написана жалоба о том, что он облил водой человека, стоящего на остановке.

Почему виноваты не плохие дороги, не сам человек, бездумно стоящий на самом краю площадки, а именно водитель, которого все инструкции обязывают подъезжать вплотную к остановке? И как ему не задеть колесом небольшую ямку, в которой осталась вода после дождя?

И это далеко не единичный случай. Примеров реальных, не выдуманных можно привести множество.

Отдельно стоит сказать про пассажирок типа «яжемать». Женщина усадила свое чадо возле передней перегородки. Тот, играя, бьет ногами по ней, отвлекая водителя, пачкая салон. Водитель просит мать успокоить ребенка. В ответ крик на весь автобус и жалоба на работу о том, что ее оскорбили и унизили перед всеми пассажирами.

Совсем дикий пример. Есть в некоторых автобусах сиденье рядом с водителем. Мама усаживает своего ребенка на это сиденье. Особенность расположения такая, что при торможении малыш может с него попросту упасть. Водитель просит мать пересадить ребенка на другое место. И… получает в лицо массу непечатных выражений, а мы получаем в жалобе категоричное требование немедленно его уволить.

Представьте ситуацию (и это реальный случай): подъезжает автобус к остановке (повторюсь, водителю для удобства и безопасности пассажиров нужно подъехать вплотную к площадке), на остановке стоит автомобиль, водитель автобуса сигналит, предлагая освободить площадку. В ответ в легковушке открывается окно, ее водитель показывает неприличный жест, машина при этом никуда не едет. В итоге пассажиры высаживаются как придется, автобус следует дальше по маршруту, а к нам приходит письменная жалоба на хамское поведение водителя, который (внимание!) даже места своего рабочего покинуть не имеет права. И тут приходится разбираться, в чем именно заключалось это поведение (жалоба-то официальная, должны реагировать). А водитель тоже человек. Но насколько покрутить пальцем у виска можно отнести к хамскому поведению? Оставим на ваше усмотрение.

Но мы уклонились от нашей основной темы. Да, в государственных автобусных парках (особенно крупных) созданы целые службы безопасности движения, которые, надо отдать им должное, выполняют существенную работу по сохранению здоровья пассажиров. Как человек, проработавший определенное время в этой структуре, могу с уверенностью заявить, что сам механизм взаимодействия служб и отделов государственного предприятия построен таким образом, что позволяет исключить крупные недостатки. Я не думаю, что сразу и быстро придет на ум какое-нибудь крупное происшествие, связанное именно с государственным общественным транспортом. В то время как с мелкими частными перевозчиками ситуация выглядит похуже.

Водитель перед выездом на линию проходит обязательный медосмотр, техника проходит, в свою очередь, технический пред- и послерейсовый осмотр у механика. И я вас уверяю, никто не будет брать на себя ответственность за выпуск на линию «косяков». Контроль осуществляется и при работе на линии, и при возвращении в конце смены. Если продолжать говорить о водителях, то при приеме на работу отбор также достаточно строгий. Начиная от медицинских показателей и заканчивая личным собеседованием. Часто приходится слышать: «У вас тут как в космонавты принимают». На что резонно отвечаешь: «Вам же людей возить...» То же самое можно сказать и про технику. Худо-бедно график планового технического обслуживания (ТО-1, ТО-2 и т. п.) на государственных предприятиях соблюдается. Запчасти ставятся новые, а не с ближайшей разборки. И все это, как ни странно, благодаря той же пресловутой «ржавой государственной машине», когда боязнь ответственности заставляет людей делать свою работу относительно качественно.

А что же пассажиры? Мы настолько привыкли воспринимать окружающие нас вещи как должное, что разучились иногда просто мыслить. Опоздал автобус на пять минут — виноват водитель, затормозил резко перед выскочившим на дорогу ребенком — упали пассажиры — виноват водитель, споткнулся при выходе из автобуса — все равно кто-то виноват.

Подходя к автобусу, находясь в его салоне, пожалуйста, вспомните, что это не безопасная кофеварка у вас дома, а очень тяжелый, большой и достаточно опасный движущийся объект. И сохранность вашего здоровья рядом с ним зависит не только от усатого дяденьки за рулем, но и от вашей сознательности.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Евгений Гусёнок