Представьте себе замешательство в умах белорусов, большинство из которых выросло в Советском Союзе, где к слову «добровольный» всегда добавляли «принудительный», а коммунистические субботники были настоящей повинностью. В тот момент и для меня тоже добровольный труд без принуждения никак не встраивался в картину мира.
Но прошло четыре года, и когда Дмитрий Гончаров собирал команду волонтеров для организации первого TEDx в Минске, мне показалось хорошей идеей включиться в проект, не требуя оплаты взамен. У меня был опыт организации конференций, мне нравилась мысль об участии в движении по распространению идей. Деньги в этом раскладе не имели значения, важнее было время. Маме с четырьмя детьми нужно было его откуда-то взять, поэтому работа и семья чуть потеснились, чтобы дать место волонтерскому проекту.
Нас было всего восемь человек, поэтому каждый брался за любую задачу. В итоге мне пришлось научиться рассчитывать финансовую составляющую проекта, организовывать продажу билетов и даже писать первый в жизни пресс-релиз. Дальше — больше. Теперь я возглавляю команду из 30 волонтеров, которая организует конференции TEDx в Минске по лицензии глобального TED.
Самому младшему члену нашей команды 11 с половиной лет. Иван Егоров с нами ради движухи, которую ему ни одна школа не обеспечит. Самой старшей — Валентине Мороз — 67, она прекрасно договаривается с партнерами и генерирует идеи для продвижения в прессе. Зачем ей волонтерский проект? Говорит, что для нее это общение с единомышленниками. Каждый из членов команды по-своему отвечает на вопрос, почему он стал волонтером.
Во-первых, люди приходят, чтобы погрузиться в другую среду. Как правило, наша жизнь пронизана вертикальными связями, в которых кто-то обязательно начальник. А в волонтерском проекте вы попадаете в среду, где связи горизонтальные, они не продиктованы логикой подчинения и выгоды. Это скорее сетевая структура, где каждый связан с множеством людей, причем таких, с которыми вне проекта у вас бы не было шанса встретиться.
И это, кстати, вторая причина, по которой люди становятся волонтерами, — расширение круга общения. Как добавляет одна из участниц нашего проекта Марина Куновская, — осмысленного общения. Здесь вы скорее найдете людей, которые разделяют с вами похожие ценности, потому что все объединены вокруг какой-то значимой идеи. А что вы имеете в обычной рабочей среде? Коллег, объединенных местом работы. Учеба и трудовая деятельность, по сути, сталкивают вас со случайными людьми. Где тут ваш свободный выбор круга общения?
Но продолжим про функционал. Вас наняли для какой-то работы, и вы делаете ее из года в год. И тут выясняется, что есть третья причина попробовать себя в волонтерском проекте: как правило, здесь вы столкнетесь с задачами, далеко выходящими за рамки привычных профессиональных дел. В волонтерском проекте можно рискнуть и попробовать себя в новом качестве: стать на какое-то время помощником бариста, промониторить рынок на предмет полиграфических услуг, узнать, где можно арендовать телескопический пандус, научиться сканировать QR-коды в специальном приложении, организовать интервью, найти флориста.
А если вы столкнетесь с трудностями, можно запросить помощь команды. Вы сюда пришли помогать, здесь никто не измеряет ваш вклад денежной линейкой, и вы можете быть уверены, что даже за небольшие усилия вам будут благодарны.
Мартин Селигман, основоположник позитивной психологии, который долго исследовал тему счастья и даже написал книгу «В поисках счастья», утверждает, что внутри этого явления есть три составляющие: удовольствие, вовлеченность и смысл. Как думаете, какая составляющая наиболее значимая? С удовольствием есть небольшая проблема — быстрое пресыщение. Вовлеченность не может быть бесконечной, периодически вы будете выпадать из потока, занимаясь даже самым увлекательным делом. Самое ключевое в этой тройке (то, что придает счастью вес) — смысл. Селигман формулирует это как познание своих сильных сторон и использование их во имя принадлежности к чему-то большему, чем ты сам. Ничего вам не напоминает?
Похоже, что волонтеры — самые счастливые люди в мире. И это наиболее важный аргумент в пользу участия в волонтерском проекте — принадлежность к чему-то большему, полезному, достойному. Сопричастность к чему-то глобальному или глубинному, тому, что нужно другим людям. Плюс востребованность ваших профессиональных качеств. Плюс содержательное общение, увлеченность делом и возможность работать в слаженной команде. И последний плюс — фан, удовольствие. Вы ведь не будете делать добровольно то, что вам не нравится.
За последние пять лет я замечаю, как меняется отношение к волонтерству вокруг меня. Признаюсь, до сих пор мне сложно объяснить старшим родственникам, что нет, мне не платят в этом проекте деньги. «Тогда зачем ты это делаешь?» — следует вопрос от моей тетушки пенсионного возраста. Да, советская закалка дает о себе знать, но даже тетушка уже не крутит пальцем у виска. А вот молодых людей агитировать волонтерить совсем не нужно, они сами ищут такие возможности. Моя дочь после поступления в университет взяла так называемый gap-year, или промежуточный год, и уехала в Эквадор по программе Global Citizen Year, чтобы бесплатно работать помощником воспитателя в детском саду в небольшом городке. Решила, что это больше расширит ее кругозор и разовьет способность адаптироваться в мире, чем год учебы в университете.
Если вы никогда не были волонтером, самое время попробовать сделать что-то, не требуя платы взамен и найдя единомышленников. Гарантирую, вам понравится.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by