Журналист Onliner.by Александр Тумар: толковые идеи тонут в море обязательного для рассмотрения «спама»
9810
54
23 февраля 2018 в 8:00
Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка
Журналист Onliner.by Александр Тумар: толковые идеи тонут в море обязательного для рассмотрения «спама»
Александр Тумар — редактор раздела «Авто» Onliner.by. Более десяти лет занимается анализом тем дорожной безопасности.
В советские времена желающим «сообщить куда следует о недопустимых фактах» предстояло изложить наболевшее в письменном виде, купить конверт и марку. Отправляя письмо в почтовой ящик, гражданин запускал в движение бюрократический механизм. Процедура подачи жалобы была несколько усложнена, и это выполняло роль своеобразного фильтра. Сейчас таких рамок нет: некоторые ведомства и организации принимают электронные обращения. А значит, можно не сильно утруждать себя… Уверен, большинство жалоб носят спекулятивный характер, а реальные предложения и замечания тонут в море обязательного для рассмотрения «спама».

Когда обращения граждан возводили в ранг подлежащих неукоснительному рассмотрению, вероятно, не задумывались, какие масштабы это приобретет. Теперь бдительные авторы писем жалуются на условия проведения акций в торговых сетях, цвет крыши соседского дома, стоимость тигровых креветок в дорогом ресторане и так далее и тому подобное.

И ладно, если бы пожелания или замечания были конструктивными. Но часто от так называемых обращений попахивает личной выгодой и социальным иждивенчеством. Таким образом жалобщики пробуют систему на прочность: авось получится?

Я вот тут видел, что вы передаете товар бесплатно, если заявленная цена не соответствует действительной. Можно получить полсотни бутылок молока? Не вышло, так я ж все равно ничего не потерял.

Вспоминается случай, когда белорус заказал на одном из сайтов автомобиль за «0 рублей» (как объясняли сотрудники автоцентра, произошла техническая ошибка). Любому разумному человеку очевидно, что забесплатно никто новую машину не «продаст». Но не тут-то было! Несостоявшийся «покупатель» отправился в салон, цитировал законодательство, ссылался на общество защиты прав потребителей, а затем и вовсе подал в суд. Добиться, конечно, ему ничего не удалось. И все же…

Особая категория жалобщиков — это те, кто звонит или пишет, пытаясь самоутвердиться или выразить болезненное чувство справедливости. Однажды звонил читатель, который посчитал, что мы неверно просклоняли название города в Могилевской области: «Всю жизнь было „из Белынич“, а у вас „из Белыничей“. Я буду жаловаться в Академию наук, подам в суд, заставлю извиняться». Ссылки на грамматические нормы и правила звонившего не удовлетворили. Так и бросил трубку в расстроенных чувствах.

В другой раз он же указывал на фактическую «ошибку»: мол, там запрещающий дорожный знак стоит, а вы говорите, что можно ехать. На каком основании?! Оперативно стали уточнять: вдруг и правда ошиблись? Нет, все источники и картографические сервисы говорят об обратном. Перезваниваем, сообщаем, интересуемся, что делать будет. «Приношу…» — лопочет что-то невнятное в трубку.

Незаметно произошла подмена понятий. Раньше целью жалобы было изменение ситуации к лучшему. Обращавшиеся предлагали альтернативу, стремились сделать жизнь удобнее и чтобы всем было хорошо. А теперь? Смысл обращения деформировался, извращен сам посыл. Так что, альтруизм уже не в моде?

Часть представителей общества искренне убеждены, что им все всегда должны. Вот характерный случай, произошедший на минских улицах. Водитель, которого штрафовали за парковку на тротуаре, заметил: «Я же плачу налоги — значит, имею право!» Стал угрожать жалобами, натужно вспоминал должностные инструкции водителя эвакуатора и прочее.

Немало граждан жалуются только для того, чтобы кого-то наказали и отчитались о принятых мерах. Таким обращениям необоснованно уделяется огромное внимание: после анонимки могут назначить грозную проверку, а профессионала — уволить из-за пустяка. В результате контролеров направляют не туда, а организация вынуждена потом залатывать кадровые дыры.

И наоборот, в ответ на реальные замечания и обращения по существу приходят откровенные отписки. Часто приходится оформлять журналистский запрос в разные организации и госорганы. Прямо скажем, порой полученные сообщения даже цитировать стыдно. Вместо конкретных ответов на поставленные вопросы получаем размытые формулировки, ссылки на законодательные акты и предложения обжаловать все это в судебном порядке.

Хуже всего то, что боязнь «нарваться на жалобу» останавливает развитие общества. Можно было бы внедрить много полезных вещей, но достаточно нескольких недовольных, чтобы вся мощь бюрократической системы обрушилась на необкатанный сервис.

Это еще одна примета новейшего времени: отдельные граждане довольно быстро приспособились и стали использовать госорганы как рычаг для создания трудностей другим. Ах вы, не хотите по-хорошему? Тогда будет по-плохому!

Известны случаи, когда конкуренты использовали официальные обращения с целью создания трудностей конкурентам. А в России это даже поставили на поток: нанимают целые команды юристов, которые забрасывают жалобами разные инстанции и фактически парализуют работу конкурирующего предприятия.

Честно говоря, все эти жалобы очень напоминают троллинг в интернете. Только в качестве жертв выступают не анонимные юзеры, а конкретные люди, компании и сервисы. Если комментарии можно не читать, то игнорировать «обращения граждан» не выйдет: могут настичь вполне реальные последствия. Так что подавать спекулятивные жалобы само по себе подло.

Задумайтесь еще над тем, сколько человеко-часов, нормо-бумаг и джоуль-секунд тратится на рассмотрение обращений, подготовку ответов и визирование их у начальства. А кроме того, между прочим, бюджетных и не только денег, которые могли бы пойти совсем на другие, более нужные общественные процессы.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
23.02.2018 в 8:09
Это хорошо, что в современное время беспредел гос.контор, частных бизнясменов не получается замолчать. Гласность в данном случае - только плюс.
23.02.2018 в 8:10
Обращения не по делу — это часто психология "маленького человека":
"Я не могу напрямую влиять на власти. Я серая мышь и всем на меня плевать. Но мне по закону дали маленький рычажок влияния на всех вас! И уж тут я оторвусь по полной! По делу или нет - какая разница? Я пишу — а вы ОБЯЗАНЫ отвечать!"
23.02.2018 в 8:13
Чаще всего наши бюрократы никого не обидят и не пошлют .... Они посочувствуют и пошлют собирать дополнительные справки и так бесконечно.
23.02.2018 в 8:28
с этими жалобами давно пора что-то делать, народ тешит своё самолюбие, и думает, что самоутвердятся, написав жалобу.
В очередной раз убеждаюсь, что нынешним людям нельзя давать доступ в интеренет.. Писали бы как и раньше в конвертах, так 100 раз подумали, что написать.
А сейчас по всяким пустякам строчат.. Печаль.
23.02.2018 в 8:31
Пусть наши чиновники лучше отвечают на жалобы, чем начинают проявлять инициативу на законодательном уровне. Как только у них появляется свободное время, начинают придумывать постановления и ограничения. А так, рассмотрел жалобу, написал ответ, вроде и при деле и день прошел. Так и живем.
23.02.2018 в 8:32
А Вы спросите чиновников? Им за счастье поток спама! Под него: высокая загрузка, напряжённая работа, премии, статус госслужащих, лечебка новая и пр. и пр.
23.02.2018 в 8:35
Все ответы из гос.организаций идут в виде отписок.
Никто не хочет брать на себя ответственность.
Да если честно образованных людей там стало реально меньше.
Молодежь которая там работает не хочет вникать в суть вопроса это же думать надо, время тратить, энергию. Вот и кидают отписку за отпиской пока тебе не надоест писать.
А на счет профессиональных жалобщиков, надо создать прецедент и наказать особенно яростного за дачу ложных показаний. Может тогда немного притихнут.
23.02.2018 в 8:38
Жалобщики в рай не попадут! Помните из библии:'Не судите и не судимы будите'! Бог нам испытания посылает что бы мы их преодолевали, а не жаловались!
23.02.2018 в 8:42
Жаловаться - это наше фирменное кредо
23.02.2018 в 8:44
Ахаха, как емко про Мотолько написали и ему подобных!
23.02.2018 в 9:03
Это всё печально напоминает сцену из бессметного "Собачьего сердца": права свои Шариков выучил отлично, а вот обязанности откровенно игнорирует. Такие вот малограмотные и социально бесполезные "Шариковы" и пишут жалобы. А по факту сами делать ничего не собираются. Один вред от них.
23.02.2018 в 9:05
Помните из библии:'Не судите и не судимы будите'! Бог нам испытания посылает что бы мы их преодолевали, а не жаловались!
"Len_Ok113":


И зачем нам такой бестолковый бог ?
23.02.2018 в 9:06
Обращение граждан - вполне себе нормальная практика. Для многих - последняя надежда. Часто призрачная. Но навярняка бывают и толковые аргументированные ответы, а не совет обращаться в суд. И вообще, нам сообщают, что юристов наплодили слишком много - вот, пусть разбираются и отвечают. Ну а "спам" - ну есть такое, и что теперь, пристрелить их что-ли? Что-бы кому-то полегче работалось? Это издержки - ну а где их нет?
23.02.2018 в 9:14
У нас написанную жалобу возвращают на рассмотрение тому на кого её писали и вообще в стабильной и процветающей все "отлично".
23.02.2018 в 9:22
Вырастили поколение людей, которым все должны. Все хотят прав, но никто не хочет нести обязанности.
23.02.2018 в 9:25
Раньше доносы были, потом - анонимки, сейчас - обращения. Развиваемся ( лишь бы не по спирали) !
23.02.2018 в 9:29
А что вы хотели? Большинство населения - "маленькие люди", которых никто не слушает, а только ..т такие же маленькие люди, наделённые маленькой властью. Хоть в чём-то себя проявить и им надо.
23.02.2018 в 9:46
Так а смысл в чем? Какое-то противоречие закралось в мой маленький мозг. .
Сначала публикуются тысячи статей по мотивам ровно таких же жалобщиков ( причем, частенько, где они еще и не правы ) а ля " Тысячи жуков -пожарников на доме мешают нам жить" или "Сыну в школе на 23 февраля подарили кружку с солдатом "..
Потом публикуется куча статей от обиженных читателей, которым продали пончик за рубль, а на ценнике было 99 копеек..
А на закуску -по 5 статей в день от владельцев регистраторов. Ой обогнали беднягу справа, ой средний палец показали, ой не пропустили в крайней левой на МКАДе. .
Я это все к тому -все мы имеем влияние на среду в который живем. А уж когда речь про СМИ, то ответственность в миллион раз больше. .
23.02.2018 в 9:55
Все это началось с того, что государство решило кинуть все население тогда еще СССР. Мы так хорошо это запомнили, что для многих государство - личный враг. Для других - опасный зверь типа медведя, который может кинуться на тебя, если ты дашь ему повод или просто попадешься на пути. Для третьих - то и другое вместе, и это заслуженно. А при таком отношении не надо удивляться, что каждый вам ставит палку в колесо.
23.02.2018 в 10:21
потому что стоит различать понятие "жалоба" и "сообщение о проблеме".
к сожалению, наши сми любое обращение в гос.органы называют ЖАЛОБОЙ. Отсюда и результат.

Сами привели к этому в понимании людей - теперь всем приходится расхлебывать.
23.02.2018 в 10:46
Хорошо. Пытался боротся с парковкой на тротуаре на одной из улиц. Писал в ГАИ постоянно. Но не для того, что бы наказали. Нет. Я знал, что я получу в ответ, но проверить правдивость ответа я никак не могу, да и никто не может. Несколько писем с фото было, по ответам все были привлечены, потом даже в одном письме было написано, что будет усилено патрулирование. Окей. А по факту - не изменилось ровным счетом НИЧЕГО. Я прекрасно знал что так будет и цель писем была в том, что бы можно было показать - наказанием эта проблема не решится никак. И нужны другие методы. И я предложил этот метод. Обосновав тем, что обращения в ГАИ проблему не решают. Предложил - установить в местах заезда малые архитектурные формы, препятствующие заезду. То есть предложил заниматься не дальнейшей профилактикой нарушений, а создать условия, препятствующие возникновению этих нарушений? В итоге что? А в итоге получил ответ, что это должно делаться за счет жильцов домов. Притом это вообще не двор, это тротуар одного из проспектов Минска. Между ним и домами вообще нейтральная зеленая зона. Даже выходы из подъездов из этих домов с другой стороны. И напрашивается логичный вопрос - а кому это нужно всё? Я не жалобщик, я не спамер. Есть проблема, я предложил её решение, обосновав тем, что традиционные способы решения проблемы не работают. И что?
23.02.2018 в 10:52
И вообще, нам сообщают, что юристов наплодили слишком много - вот, пусть разбираются и отвечают.
"ИришаПлюс":

Вот уж не надо людей без опыта кидать не передовую, такой вот "начинающий" насоветует без опыта, а человеку реально потом разгребать лопатой.
23.02.2018 в 11:15
Не вижу ничего плохо в проверке системы на прочность.
23.02.2018 в 11:24
И вообще, нам сообщают, что юристов наплодили слишком много - вот, пусть разбираются и отвечают.
"ИришаПлюс":

Вот уж не надо людей без опыта кидать не передовую, такой вот "начинающий" насоветует без опыта, а человеку реально потом разгребать лопатой.
"PoweredBy":

Советуют бабки-соседки, а тут- официальный ответ, на который и в суде ссылаться можно.
23.02.2018 в 11:25
Александр Тумар — редактор раздела «Авто» Onliner.by.
А я думал, там один Логунович пашет по-чёрному.
23.02.2018 в 12:08
А никто не замечал что на оправданную жалобу или обращение получается в 99,99% случая ответ ни о чем зачастую противоречащий законодательству и здравому смыслу ?
23.02.2018 в 12:11
чиновник - это искусство обладания приемами и ходами на любую жалобу, только бы ничего не делать и не нести ответственность.
Особо умные вдобавок умеют это мастерство монетизировать.И все. Круг замкнулся.
23.02.2018 в 14:12
что автор предлагает? Отменить закон об обращениях граждан? и что потом тогда?
23.02.2018 в 14:43
Может и не отменить закон, но вот из законодательного определения предложений про то, что это "рекомендация по улучшению деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей" можно бы и исключить.
Это ведь только взгляд постороннего человека на какой-то один аспект твоей работы. понравилось - сказал спасибо и реализовал. Не понравилось - сказал спасибо и работаешь по своему.
А сейчас же ответ надо давать по всей процедуре, с правом на обжалование и тд и тп.
23.02.2018 в 15:51
Предлагаю ввести административную ответственность за жалобу не по существу или клевету. До 20 базовых.
23.02.2018 в 16:20
"Хотели как лучше, а получилось, как всегда..." (с) В. Черномырдин.
23.02.2018 в 16:40
Повербанк, Жалоба не по существу как то ну уж очень субъективно, а за доказанную клевету полностью согласен
23.02.2018 в 16:53
Иногда улучшить ситуацию означает просто закрыть сервис или уволить конкретного человека. Ок, когда "из Белынич" или "из Белыничей" путают, это ерунда, но когда автор текстов систематически путается в согласованиях, не заканчивает предложений и вообще из текста непонятно, кто на ком стоял, а пишет при этом о чем-то важном, - очень хочется, чтобы редакция на эту должность назначила кого-нибудь другого, пограмотней.
23.02.2018 в 21:18
...залатывать...


За такие слова в СМИ на афтара можно и в Академию Наук пожаловаться, и в суд пригласить, и видеобращение комунадо написать
23.02.2018 в 21:39
с этими жалобами давно пора что-то делать, народ тешит своё самолюбие, и думает, что самоутвердятся, написав жалобу.
В очередной раз убеждаюсь, что нынешним людям нельзя давать доступ в интеренет.. Писали бы как и раньше в конвертах, так 100 раз подумали, что написать.
А сейчас по всяким пустякам строчат.. Печаль.
"Yura27":


Согласен, также как и многие эксперты-комментаторы.
24.02.2018 в 5:55
у нас вся бюрократия заточена под жалобы. Пока не накатаешь по паре телег в разные инстанции, то никто шевелиться не будет. А пока нет бумаги - то и проблемы вроде как и нет, и можно не решать ее пока что, получая зарплаты и премии.
24.02.2018 в 9:58
Вырастили поколение людей, которым все должны. Все хотят прав, но никто не хочет нести обязанности.
"iliuha1977":


Так ведь ваша критика относится и к тем, кто отвечает на жалобы? Точнее, не отвечает по сути, а отписывается. Хотя обязаны разбираться. А вот жалобщики ничего не обязаны в этом контексте. Точнее, не обязаны создавать комфорт своим молчанием бездельникам при должностях.
24.02.2018 в 10:02
Вот кто бы говорил! Сами настроили свои новости-заметки как рупор нытья зачастую, а теперь жалуетесь на свой же источник? Смешно: редактор Авто жалуется на видео с регистратора)
24.02.2018 в 12:03
Александр Тумар, у вас на ресурсе давеча была статья про мост, внимание к конструкции которого привлекал не лишь бы кто давным давно и не по e-mail а реально излагая факты на бумаге, с марочкой и конвертиком, взвешенно и обдумано!
Тот кто рассматривал даже разобраться в конструкции моста не удосужился, а написал отписку.
99,9% обращений и жалоб заканчиваются отписками, заспамить стало просто ответной реакцией, это способ заставить рассматривающих "работать", делать хоть чтото, пусть даже отписки строчить.
24.02.2018 в 12:06
Кстати, написал я както про огромную яму в своем дворе в местный исполком, в облисполком и еще на несколько e-mail, которые нашел на общедоступных госресурсах.
Получил ИДЕНТИЧНЕ тексты от разных организаций из разных городов!
У них там база отписок своя уже, никто ничего не читает :)
24.02.2018 в 15:50
Эта статья - эпик фэил. Автор написал целую простыню сопливых жалоб - на сопливых жалобщиков))). Так чем ты отличаешься?
А сама тема выеденного яйца не стоит - человек бился и ДОЛЖЕН биться за свои права любыми способами. Но всегда найдутся те, кто будет использовать какие-то социальные инструменты в корыстных целях.
24.02.2018 в 15:56
Самая классная отписка -- "это у вас гражданско-правовые отношения. Обращайтесь в ..."
24.02.2018 в 16:31
Автор,наверное не знает что нежелательные или отрицательные комментарии,по поводу товаров и услуг ,жалобы,запросы удаляются в месячный срок ,поскольку могут отразится на репутации конторы.Особенно подаваемые в электронном виде.Это называется политикой относительно содержания сайтов,обслуживаемых обычно другими посредническими организациями(вид Сервиса интернет)
Именно поэтому негативные комментарии (если есть)выглядят некорректными ,однотипными и надуманными,чем вызывают негативное отношение к их содержанию со стороны посетителей,а предложения и конструктивная критика идут в раздел "бесплатных"инноваций и идей.
24.02.2018 в 23:11
А кроме того, между прочим, бюджетных и не только денег, которые могли бы пойти совсем на другие, более нужные общественные процессы.

Не могли бы. Те, кто занимается бесполезной деятельностью, на полезную просто не способны. Это не упрёк этим людям, это современный мир задаёт такую высокую планку.
25.02.2018 в 0:31
Есть опыт написания обращений в госорганы, но с целью не только личной, но и общественной выгоды.
Пример: при переходе по пешеходному переходу возле "Белтаможсервиса" на выезде из Минска, лихач, выруливший из-за остановившихся машин, чуть не сбил троих человек. Номера в прыжке из-под колёс запомнить не успели. По итогам обращения в ГАИ с предложением установить светофор/камеру видеофиксации была получена отписка от Автодора о том, что денег нет. В то время, как на территории "Белтаможсервиса" этих камер - десятки.
Наверное, они дороже жизней экономически активных граждан.
Так что извините, но статья - очередное Confirmation bias. Возможно, люди пишут действительно много ерунды, что способствует прокачиванию чиновничьего навыка писать отписки на автомате.
25.02.2018 в 9:35
pickles, Классический жалобщик . Да и вообще настоящий мужчина не будет кляузы писать , особенно доставляя неприятности автомибилистам которые даже не в его дворе стоят.
25.02.2018 в 12:00
Только жалоба в нужные органы решила проблему с отдачей мне дннгег которые были мне должны. Люди не делю не спали. Что бы собрать бумаги. Я их перед этим предупреждал отдайте мне то что должны, они только улыбались. А потом все отдали и еще извенились что были не правы.
НА НАШЕ НАСЕЛЕНИЕ ТОЛЬКО ДЕЙСТВУЮТ ЖАЛОБЫ. ПРОВЕРЯНО НЕ ОДИН РАЗ. ВСЕ МЕНЯЕТСЯ КАК ТОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ПО ШАПКЕ.
25.02.2018 в 12:35
В Гродно как-то, помню, из-за какой-то мелочной кляузы уволили отличного доктора-онколога из областной больницы. Правда, его сразу же забрал частный медцентр, к счастью :) Со статьей согласен.
26.02.2018 в 7:07
[censored]

"Хуже всего то, что боязнь «нарваться на жалобу» останавливает развитие общества. Можно было бы внедрить много полезных вещей, но достаточно нескольких недовольных, чтобы вся мощь бюрократической системы обрушилась на необкатанный сервис"
Вот это реально про Беларусь??? Ту самую, в центре Европы? Не смешите людей.
У нас одна на 1000 петиций срабатывает и это не с одним подписавшимся, а тысячью.

А бюрократическая система и должна заниматься фильтровать жалоб - за это их проссиженным штанам деньги и платят.
26.02.2018 в 10:19
Эта статья - эпик фэил. Автор написал целую простыню сопливых жалоб - на сопливых жалобщиков))). Так чем ты отличаешься?
А сама тема выеденного яйца не стоит - человек бился и ДОЛЖЕН биться за свои права любыми способами. Но всегда найдутся те, кто будет использовать какие-то социальные инструменты в корыстных целях.
"TTonliner44":


С языка сняли)))
Автор уже практически не может скрыть то, как ему противен "маленький человек" и использует сайт своего работодателя для "напожаловаться" о наболевшем))))
Хотелось бы более глубокой аналитики от автора. Какие формальные признаки имеет "жалоба ради жалобы"? Каков процент таких жалоб в год от общего числа жалоб? И самое главное - решены ли были вопросы, поставленные в "нормальных жалобах"?))))
Автору, спасибо за мнение, но узковато как-то.
26.02.2018 в 10:26
pickles, Классический жалобщик . Да и вообще настоящий мужчина не будет кляузы писать , особенно доставляя неприятности автомибилистам которые даже не в его дворе стоят.
"montage1980":


Классический "яженикамунемешаю"? Извините, мешаете многим. Вас там быть не должно. Не нравится что-то? Никто не мешает вам добиваться того, что бы тротуары превратили в парковки законным способом. А пока закон, увы, не на вашей стороне.
26.02.2018 в 14:57
Кстати, написал я както про огромную яму в своем дворе в местный исполком, в облисполком и еще на несколько e-mail, которые нашел на общедоступных госресурсах.
Получил ИДЕНТИЧНЕ тексты от разных организаций из разных городов!
У них там база отписок своя уже, никто ничего не читает :)
"Pilot2k":


нейросеть...
26.02.2018 в 15:36
Предлагаю ввести административную ответственность за жалобу не по существу или клевету. До 20 базовых.
"Повербанк":

И кто будет решать - "по существу" или "не по существу" ? Тумар, чиновник ? Кто ? А клевета (ежели доказано) - это уже состав ...
27.02.2018 в 21:30
pickles, Классический жалобщик .
Это точно.