Нарколог Ирина Борисевич: «Почему я категорически за повышение возраста, с которого разрешается употреблять алкоголь»

34 266
13 декабря 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Нарколог Ирина Борисевич: «Почему я категорически за повышение возраста, с которого разрешается употреблять алкоголь»

Автор: Дмитрий Корсак
Ирина Борисевич — нарколог, врач-психотерапевт с 1995 года. Учредитель частного медицинского центра «Парацельс», специализирующегося на лечении алкоголизма и наркомании.
Правительство изучает вопрос о повышении возраста, с которого можно продавать алкоголь, до 21 года. Я однозначно категорически за эту инициативу. Более того, скажу честно: будь моя воля, я бы эту планку подняла до 25 лет. В этой колонке попробую объяснить вам почему.

Двадцатилетняя психотерапевтическая практика позволяет мне сделать четкий вывод: чем позже человек прикасается к алкоголю, тем лучше как для него самого, так и для общества в целом. Во-первых, всем известно, что алкоголь разрушает организм. Во-вторых, он разрушает и психику. Несформированный физически и психически молодой человек, начав прием алкоголя, перестает развиваться как личность. И кому от этого хорошо? Поэтому чем позже, тем лучше.

Но вместе с тем алкоголизм заметно молодеет, это факт. Если раньше подавляющее большинство наших пациентов составляли мужчины в возрасте за 40, то сейчас все чаще начинают приходить те, кому нет еще и 30. К тому же болезнь все больше затрагивает женщин. При этом стоит учитывать: чтобы заболеть, они должны были достаточно долго и регулярно употреблять алкоголь в больших количествах. То есть если диагноз «алкоголизм» выставляется в 30 лет, то прием алкоголя начинается, скорее всего, еще в подростковом возрасте.

Я располагаю достоверной информацией о том, что многие студенты сегодня не просто выпивают, а именно пьют и делают это зачастую совсем без меры. Думаю, что здесь даже не надо апеллировать к статистике, достаточно вспомнить знакомых учащихся вузов, поговорить с ними. Проблема для многих появляется еще в 18-летнем возрасте или даже раньше. К сожалению, к специалистам они приходят тогда, когда алкоголизм становится очевидной проблемой.

Отчасти соглашусь с теми, кто говорит, что ограничение возраста, по достижении которого продают алкоголь, — не более чем формальность. Эти слова прекрасно иллюстрирует школа, которая расположена неподалеку от нашего центра. Когда начинаются выпускные, туда уже за неделю ящиками завозят спиртное, а значит, мало кого будет волновать, что в день самих выпускных продажа алкоголя полностью запрещена. До тех пор, пока родители и педагоги будут допускать, что детки, отправляясь во взрослую жизнь, могут выпить рюмочку, мало что изменится…

К сожалению, употребление алкоголя прививается в нашем обществе с детства на уровне традиций. И большинство людей просто не задумываются о тех последствиях, которые наступают после приема алкоголя. Когда-то нам говорили, что «рулят» гены. Мол, у кого есть генетическая предрасположенность к алкоголизму, тот им и болеет. Сегодня можно сказать, что «рулят» эпигены. Эпигены — это «программное обеспечение» генов. Достаточно молодая наука эпигенетика наблюдает за тем, как гены меняются вместе с изменениями среды, в которой находится человек, не затрагивая при этом структуру ДНК. Ученые, работающие в этой сфере, бьют тревогу и заявляют, что молодым девушкам и женщинам детородного возраста вообще надо отказаться от приема алкоголя, табака, наркотиков, потому как уже доказано, что они негативно влияют на состояние яйцеклеток в женском организме и на эпигеном женщины. Вместе с эпигенами передается негативная информация, которая способствует вырождению нации в буквальном смысле этого слова. И вопрос не только в том, что мы банально спиваемся. Последствиями приема алкоголя родителями могут стать самые серьезные болезни их детей и даже внуков, в качестве «наследства» могут быть переданы даже деструктивные модели поведения.

Наверняка мне будут оппонировать: мол, пить или не пить — это свободный выбор, право каждого человека. Однако напомню, что понятие «права» всегда идет рядом с такими терминами, как «обязанности» и «ответственность». Поселившись на необитаемом острове, ты можешь спокойно спиваться и заниматься саморазрушением, заявляя, что это твой осознанный выбор.

Но мы живем не на необитаемом острове, а в обществе, и наши поступки напрямую влияют на окружающих. Молодой человек, напившийся до беспамятства и заявляющий, что имеет полное право на это, забывает, что у него есть обязанности вести себя в обществе прилично, не мешать жить окружающим, и он этими обязанностями пренебрег. Выпивающий мужчина пользуется своим правом делать это ежедневно, но при этом страдают члены его семьи, дети, соседи. А еще государству придется заботиться о поддержании его пошатнувшегося от пьянок здоровья за наши с вами деньги.

Говоря о правах, сразу вспоминайте и об обязанностях и не забывайте о последствиях поступков и ответственности за них. Так вот, возраст качающего свои «права» алкоголика в нашем обществе, к сожалению, становится все ниже, и это без преувеличения национальная трагедия.

Тут я хотела бы добавить еще одно наблюдение. Люди пожилые говорят о том, что раньше молодежь была другой и пила иначе. Я скажу не с точки зрения возраста, а с позиции врача-психотерапевта. Ритм жизни и особенности коммуникаций современных подростков изменились кардинально. Общение все больше происходит в виртуальном пространстве. Это приводит к тому, что в реальной жизни люди становятся все более дезадаптированными. А алкоголь для многих может стать тем самым химическим веществом, которое создает иллюзию адаптации, временно снимает внутреннее напряжение. Это не есть «гут», так как получается, что сама по себе личностная основа современного человека становится более уязвима для алкоголя. Наши дети и внуки автоматически, вне зависимости от генетических и эпигенетических особенностей, попадают в группу риска.

Поэтому, несмотря на то что запретительные меры очевидно малоэффективны, я все-таки голосую за их ужесточение. Для начала надо хотя бы начать лить воду на полыхающее пламя, даже понимая, что только этими мерами пожар не потушишь. Также я бы поддержала значительное увеличение стоимости алкоголя и существенное сокращение времени, в течение которого он доступен в открытой продаже.

В некоторых скандинавских странах эти меры уже применили. Они, конечно, не дали стопроцентного результата, но в любом случае хотя бы немного изменили ситуацию в лучшую сторону. Нам жизненно важно начать действовать, но при этом понимать, что пока употребление алкоголя в нашем обществе тесно связано с различными значимыми событиями в большинстве семей, а любые запреты — это не более чем полумеры. Алкоголь надо планомерно, беспощадно и неумолимо выдавливать из нашего общества буквально по всем фронтам, потому что это игра на полное уничтожение: или мы его, или он нас.

Читайте также:

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by