Репетитор Ева Гилевич: «Должны, и всё тут!» Как школьная система опять не оставляет выбора

31 376
249
11 сентября 2017 в 9:44
Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий

Репетитор Ева Гилевич: «Должны, и всё тут!» Как школьная система опять не оставляет выбора

Ева Гилевич — репетитор по английскому и белорусскому языкам центра «100 баллов». Окончила МГЛУ, волонтер на курсах белорусского языка «Мова нанова». С Onliner.by уже 4 года.
Накануне 1 сентября состоялся республиканский педсовет, отзвуки громких заявлений с которого слышны в новостях до сих пор: возврат к пятибалльной системе, поступление в гимназии только после 9-го класса, комплексный общеобразовательный тест после 11-го, обязательный шестой день в школе, время начала уроков, питание, форма. Поговорим о том, как жить со всем этим «подопытным» школьникам и их родителям дальше.

Самый большой вопрос на фоне прозвучавших заявлений — почему все решения относительно изменений в системе образования принимаются без обсуждения широкой общественностью? Комментарии на форумах, ленты в соцсетях и бурление на кухнях не в счет. Жизнь хотят улучшить тем же школьникам, но только не спрашивая их мнения! Это как в анекдоте: «Сима, иди домой!»«Почему, мама? Мне что, холодно?»«Нет, ты хочешь кушать!» Пока такие дела.

А если бы Министерство образования со всем штатом сотрудников вместо прошедшего педсовета провело онлайн-конференцию для родителей и школьников с возможностью задавать вопросы и получать на них ответы, обсуждать назревшие проблемы и пути их решения? Какие прозвучали бы вопросы? Они всем известны.

  • Почему питание? Неужели не является тревожным звоночком то, что эта проблема всплывает на всех родительских собраниях в начале сентября и затем перманентно появляется в течение года? Де-юре у родителей есть возможность отказаться от питания, де-факто же классный руководитель всегда скажет: «Вы же понимаете, нас обязывают сверху». Рассказы о том, как обеды оплачиваются, но дети бывают на них лишь несколько раз за учебный год (потому что категорически отказываются это есть), — совершенно нормальная история. Я уверена, что ее вам расскажут практически в любой школе. Понятно, что с медицинской точки зрения дети должны есть. Но их невозможно заставить это делать — точно так же, как нельзя заставить детей расти, быть здоровыми, умными и, кстати, учиться. Бросайте эту затею! Пусть стоимость обедов будет выше, но они должны нравиться! Многие взрослые хотят сегодня на обед «кашу вязкую», которая присутствует в большинстве «комплексных меню»? Ответ, думаю, очевиден. Так почему мы заставляем есть это детей? И еще эта неразбериха с ЕРИП…
  • Почему школьная форма или «деловой стиль одежды»? Покажите нам наконец это секретное исследование, доказывающее, что стиль одежды положительно влияет на успеваемость, атмосферу в школьном коллективе и так далее. А может быть, просто чиновникам из министерства и некоторым педагогам серость и похожесть ближе? И кстати, не забывайте про дополнительные расходы на такую одежду. Все знают, что дети не любят форму. Ее не любили ваши родители, ненавидели вы — как долго мы будем передавать по наследству это бремя?
  • Почему пятибалльная система? Какая разница, ставите вы семь баллов или четыре с плюсом, пять с минусом? Суть одна и та же, баллы — это всего лишь принятая форма оценивания, к которой все только-только привыкли. Сколько будет продолжаться эта чехарда с цифрами? Просто спросите у родителей в любом классе, у детей, и они ответят вам: главное — качество знаний, как их подают. Отмечайте успеваемость хоть цветочками, крестиками и бабочками, но определитесь, наконец!
  • Почему девять утра? Есть версия, что каждая школа решила так сама. Тогда вопрос: как принималось решение — после опроса всех учащихся? Или педсовет внутри школы по примеру педсовета на уровне государства решил все сам и поставил перед фактом? А потом еще и предложил платную «недодленку» с утра, как это произошло в Борисове. (Ведь многим родителям при новом расписании просто некуда деть детей утром.)
  • Почему гимназия с 9-го класса? По-моему, кто-то путает профильное обучение и гимназию. Первое — действительно, логично после 9-го класса. Но гимназия — это просто общее среднее образование на более серьезном уровне, чем в школе. Если упустить момент в 5-м классе и не иметь возможности предложить способному на серьезную учебу ребенку такой вариант, то потом будет уже поздно!

Подводя итог, зададим еще и общие, кочующие из года в год вопросы. Почему все предложенные изменения так поверхностны? Почему никто не обсуждает, что в большинстве учебников хаос? Как сложилось так, что преподавать уже некому? Почему престиж профессии и проходные баллы в педуниверситет оказываются ниже плинтуса? Зачем учителям море глупой, пустой бумажной работы? Почему у учеников ноль мотивации?

Ответ прост. Потому что чиновники живут на другой планете.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий
ОБСУЖДЕНИЕ