Организатор игры «МозгоБойня» Александр Ханин: «Мы меньше читаем, но будем становиться все умнее… Не вижу противоречия!»

20 851
23 мая 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий

Организатор игры «МозгоБойня» Александр Ханин: «Мы меньше читаем, но будем становиться все умнее… Не вижу противоречия!»

Александр Ханин — один из создателей международного развлекательного проекта «МозгоБойня». Родился в Минске, окончил факультет социальных наук ЕГУ в Вильнюсе. Работал журналистом, футбольным судьей, бизнес-тренером. В 2012 году с Катериной Максимовой провел первую «МозгоБойню» для минчан. Пару недель назад проекту исполнилось 5 лет.
Вы наверняка слышали, что современная молодежь стала меньше читать, что в большинстве своем она черпает информацию из интернета в формате дайджестов, рейтингов и «интересных фактов». Все это действительно имеет место. Признаюсь, сам я прикасаюсь к книгам все реже, а дочитываю до конца, наверное, одну из пяти. Но! Во всем этом я не вижу абсолютно ничего плохого. Мы просто вступили в эру с новым форматом получения знаний и обмена ими. Заметьте, несмотря на «неначитанность» молодежи, среди ее представителей все большее распространение получают интеллектуальные игры. Согласитесь, происходит это неспроста.

Мы создали «МозгоБойню» пять лет назад, подсмотрев концепцию игры у своих литовских товарищей. Скажу честно и сразу: это не наше ноу-хау (мы и не претендуем), другое дело, что мы потратили очень много сил на полировку концепции. Самое главное, что мы уловили — и это, мне кажется, вас немного удивит, — что наша «МозгоБойня» — это игра не про интеллект.

Вы спросите, как так? Поинтересуйтесь у десяти человек из тех, кто пришел к нам, что они делали на протяжении игры, и девять из них ответят: нам задавали вопросы, а мы отвечали… Некоторые, безусловно, приходят, чтобы сражаться, занимать первые места, упражняться для развития своих интеллектуальных способностей и эрудиции. Но большинство все-таки стремится просто хорошо провести время. И секрет нашего успеха заключается как раз в том, что мы не стремимся стать «элитными» и «интеллектуальными». Наша задача — развлечение, и я сравнил бы это, например, с походом в кино. Только при этом можно еще и пивасик попить и с друзьями пообщаться…

Я говорю это к тому, что растет и ширится категория людей, которые развиваются не от прочтения уймы книг, а в процессе общения, живого обмена информацией. И эти молодые люди уже привыкли к комфорту (а зачем от него отказываться?). По сути, им сказали, где, когда и что произойдет. С книгами все сложнее: надо подумать, какую книгу выбрать, когда найти время на ее прочтение, стоит ли дочитывать… А здесь всего две опции: идти или не идти. Четыре тысячи человек в Минске выбирают «да», остальные два миллиона — «нет». И мы видим в этом большой задел для развития.

И поверьте, эти люди развиваются стремительно, хоть и без видимых для классического образования напрягов. Их кругозор расширяется от игры к игре, их мозги напрягаются и привыкают к регулярным нагрузкам. При этом проекты, подобные нашему, — это вроде как всего лишь повод встретиться. При этом не нужно сидеть друг напротив друга и спрашивать «Что у тебя нового?». Такие игры помогают вновь налаживать старые связи.

Мы никогда не думали, что идея интеллектуальной игры может стать коммерчески выгодным проектом. Поначалу это было скорее хобби, которое приносит чуточку денег. Это захватывало настолько, что в какой-то момент стало понятно: или придется завязывать, или мы отдаемся процессу целиком, не отвлекаясь ни на что иное.

Эволюционировали мы постепенно, на протяжении всех пяти лет. В какой-то момент решили добавить качественный звук и свет, всерьез задумались о качестве вопросов, позвали красивых помощниц (куда же в современном шоу без них!). За это время бюджет одной игры вырос многократно. Вернее, поначалу его вообще не было: мы приглашали волонтерами друзей и покупали шампанское в качестве приза победителю. В заведение нас пускали бесплатно, так как мы предлагали выгодный симбиоз: мы проводим игру, а ресторан собирает кассу, обслуживая наших посетителей. На все про все — $20. Сейчас себестоимость одной игры может достигать нескольких тысяч долларов. И не всегда игра оказывается рентабельной.

В Беларуси популярны «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Брейн-ринг». Мне нравится, что интерес к ним не ослабевает. Но такого рода соревнования далеко не для всех, потому что это спорт высоких достижений. К нему надо готовиться, тренироваться, нарабатывать базу знаний. За этим хочется наблюдать — но ведь хочется и поучаствовать!

У нас же все просто: заплатил взнос, собрался с друзьями — и ты имеешь все шансы стать чемпионом и параллельно отлично провести время. Вот честное слово, я надеюсь, что команды, которые у нас выступают, не тренируются. К слову, профессионалы из «ЧГК», «Своей игры» приходят играть и к нам — и, конечно, часто побеждают. Но далеко не всегда.

И мы замечаем такую тенденцию: чем более смешные и нестандартные вопросы, тем меньше шанс выиграть у таких вот профессионалов с их багажом «классических» знаний. На первое место в таком случае выходят те, кто хорошо понимает, что происходит сейчас в сети, следит за мировыми новостями, в курсе последних трендовых шуток, музыки.

В Минске в «МозгоБойню» сегодня играет около 4 тыс. человек, в мире — более 50 тыс. Над подготовкой игр на сегодня работает уже около 250 человек по всему миру.

Уже три года мы продаем франшизу. И замечаем, что нам приходится буквально бежать за своим продуктом: не мы продвигаем его, а он ведет нас вперед. Первое время по Беларуси мы отдавали франшизу бесплатно: мол, играйте, нам достаточно будет процента от заработанного. Постепенно появились запросы из других стран, на нас вышли Россия, Германия, США, Чехия, Латвия — всего девять стран, более сотни городов. И это уже совершенно полноценный бизнес! Сегодня паушальный взнос при покупке права на проведение «МозгоБойни» в зависимости от населения города составляет от €2—10 тыс. Максимальный рубеж — €30 тыс.

Секрет успеха паб-квизов, которые сегодня растут как грибы после дождя, как я уже говорил выше, в простых вещах. За вас уже обо всем подумали, не надо ничего изображать из себя, не надо искать повод для встречи, необязательно участвовать активно (большинство людей не любят «свадебную» стилистику проведения встреч, когда человека буквально вытягивают под софиты). Про интеллект здесь нет речи. Формально — да, речь идет про вопросы и ответы. Но людям нужно развлечение, атмосфера, общение.

Я не вижу противоречия в том, что люди читают меньше, но при этом больше играют в интеллектуальные игры. Известный нидерландский композитор Андре Рье буквально бесит ортодоксов — поклонников классики, собирая аншлаги, потому что все свои выступления он превращает в шоу, играя при этом классическую музыку. Ничего плохого в том, что кайф от классики, интеллектуальной деятельности получают не только избранные (как будто они застолбили за собой эту прерогативу), но и все желающие. Пусть новое поколение будет меньше читать книги. Поверьте, вся история нашей эволюции говорит о том, что глупее оно не станет. Более того, как это было уже множество раз, знания мы будем впитывать с каждым десятилетием все проще и получая от этого процесса огромное удовольствие.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий