Бизнесмен Сергей Атрощенко: о революции в бизнесе и средней заработной плате в 1000 рублей

33 477
17 апреля 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Бизнесмен Сергей Атрощенко: о революции в бизнесе и средней заработной плате в 1000 рублей

Сергей Атрощенко — бизнесмен, генеральный директор ООО «Серж-Фэшн», производителя нижнего белья Serge. Издавал газету «Свободные новости» и «Обозреватель».
На прошлой неделе президент Беларуси, посещая ОАО «Речицадрев», заявил, что «в ближайшее время мы примем революционные решения по предпринимательству, бизнесу». Это заявление прозвучало на фоне очередного напоминания о целях по выходу на среднюю зарплату в 1000 рублей и помощи в трудоустройстве граждан.

Почему это взаимосвязанные задачи, на каком фоне они ставятся, как не допустить прежних ошибок и заложить фундамент для долгосрочного улучшения состояния и бизнеса и граждан?

В последнее время Национальному банку удалось достичь определенных успехов в борьбе с инфляцией. Это важно и для граждан (стабильность цен), и для бизнеса (возможность долгосрочного планирования).

Подавление инфляции имеет свою цену. В краткосрочной перспективе это рост безработицы (именно поэтому некоторые центральные банки, например ФРС США, имеют так называемый двойной мандат: контроль целей по инфляции и безработице).

Вот почему сегодня при борьбе с инфляцией такое внимание уделяется созданию новых рабочих мест и определенным сдерживающим мерам по сокращению численности персонала в госсекторе, что, конечно же, сопряжено с издержками для предприятий. Таким образом, оплачивая высокую цену за подавление инфляции и не создавая благоприятной инвестиционной среды, мы снова рискуем получить то, что уже не раз проходили в новейшей истории Беларуси, — рост цен и падение уровня жизни граждан. Учитывая критические уровни государственного долга Беларуси, права на ошибку больше не осталось.

Собственно, для целей создания бизнесом новых рабочих мест, самозанятости, роста инвестиций и, как следствие, роста экономики и доходов граждан и вынесены на общественное обсуждение один декрет, пять указов президента, изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс.

Многие из предлагаемых документов должны были быть приняты еще вчера — это обычная работа парламента. К сожалению, далеко не все понимают важность скорейшей реализации мер по оздоровлению бизнес-климата. О том, что некоторым чиновникам лень этим заниматься, говорит уже тот факт, что, например, в проекте указа президента по развитию агроэкотуризма мы читаем: абзац такой-то исключить, пункт такой-то исключить, пункт такой-то дополнить словами и так далее. То есть человеку, который занимается агроэкотуризмом, чтобы дать обратную связь в ходе общественного обсуждения, надо распечатать действующие нормативные акты и самому сидеть с ручкой и что-то вписывать, что-то вычеркивать… Почему людям сразу не предложить полноценные проекты?

Разработчики проектов правовых актов заявили, что изучался опыт других стран, в первую очередь соседних (Литвы, Польши и Эстонии), что внушает определенный оптимизм.

Фундаментом хорошего бизнес-климата в любой стране является защита частной собственности и самих собственников. Все остальное — бюрократические процедуры, лицензии, разрешения и так далее — уже вторично, так как что толку, если у предпринимателя будет свобода действий в плане минимизации административных процедур, а он, заработав деньги и создав рабочие места, в итоге сам лишится свободы и собственности, понеся несоразмерное правонарушению наказание (нарушить закон в стране с 200 тыс. правовых актов, многие из которых противоречат друг другу, не так сложно)?

В этом плане проект декрета президента «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований к бизнесу» предусматривает корректировку Уголовного кодекса Республики Беларусь, обозначая «максимальный отказ от назначения наказания в виде лишения свободы за совершение экономических преступлений, пересмотр размера ущерба влекущего более строгую ответственность» и ряд других важных законодательных инициатив, которые, раз уж идет общественное обсуждение, надо дополнить.

Не только лишение свободы, но даже задержание или арест бизнесмена могут развалить его бизнес и привести к тому, что многие люди потеряют рабочие места. Поэтому, я считаю, необходимо законодательно утвердить, что подобные действия могут осуществляться исключительно по решению суда и с привлечением независимых экспертов.

Ведь можно получить определенную сумму в бюджет, арестовав бизнесмена, и потерять на порядок больше, парализовав работу его предприятия.

В проекте декрета отмечаются важные принципы относительно «минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую или иную экономическую деятельность субъектов хозяйствования; приоритетной направленности работы контролирующих (надзорных) органов на профилактику правонарушений, а не исключительно на привлечение к ответственности».

Проект предложенных правовых актов предусматривает существенное снижение технических и иных норм, требований к лицензированию, размеров штрафов — и действительно есть шанс на улучшение условий для бизнеса, а значит, и для всех граждан.

Ведь стратегия выхода на среднюю зарплату в 1000 рублей — это массовое создание рабочих мест частным бизнесом, что приведет к избавлению от лишнего персонала в госсекторе и повышению доходов оставшихся. Тот путь, по которому проводилось повышение средней заработной платы раньше, то есть административным методом в нарушение экономической логики, привел к печальным последствиям в виде роста госдолга и цен.

В конечном счете доходы белорусов — это основной критерий оценки эффективности работы органов госуправления, и стратегически они должны строиться на прочном фундаменте частной инициативы.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков