Предприниматель Артем Петров: прожил в Китае 3,5 года, но решил вернуться в Беларусь и начать бизнес здесь

25 января 2017 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий

Предприниматель Артем Петров: прожил в Китае 3,5 года, но решил вернуться в Беларусь и начать бизнес здесь

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий
Артем Петров — предприниматель, совладелец белорусской сети кофеен Utro coffee. С 16 лет жил и учился в Китае, сначала в Clifford School в Гуанчжоу, после в University of International Business and Economics в Пекине.
Белорусам очень часто ставят в пример китайскую экономику, китайскую предприимчивость и работоспособность. Я, как человек, который несколько лет прожил в этой стране, изучил язык и заработал там первые свои деньги, могу рассказать вам о личном опыте погружения в культуру Китая. Возможно, после этого станет понятно, почему я вернулся домой для того, чтобы начать свое дело. А сейчас, когда оно развилось, всерьез задумываюсь о расширении бизнеса за рубеж, в том числе и в Китай.

Мое знакомство со страной с самым большим населением на планете произошло сразу после окончания 9-го класса, когда мы с родителями начали всерьез обсуждать варианты получения образования за рубежом. Долгое время смотрели в сторону Европы. Решающим стал тот момент, что уже к этому времени мой английский был на достаточно высоком уровне, и возникла идея овладеть вторым языком. Если смотреть на перечень самых развивающихся экономик мира, то становится понятно, почему выбор пал на китайский.

Признаюсь честно, ехать в 16 лет учиться в страну с совершенно иной культурой и языком было интересно, но страшновато. Цели, которые я поставил перед собой, требовали немалых усилий. Помимо обучения в англоязычной школе, приходилось тратить выходные и свободные вечера на совершенствование своих познаний в китайском, а перед поступлением в университет и вовсе полгода штудировал язык в режиме «интенсив» по 11 часов ежедневно. В итоге мне все-таки удалось сдать экзамены на китайском и поступить. Но, проучившись какое-то время, я вдруг четко осознал, что такая жизнь — это не мое, и решил все-таки вернуться на родину.

К тому моменту я достаточно хорошо познакомился с китайской культурой, экономикой, правилами ведения бизнеса в этой стране. Уже получалось в свободное время зарабатывать стабильно около $1000 в месяц, что неплохо для студента как у них, так и у нас. В основном преподавал английский китайским детям, но случалось сниматься в кино (вершина карьеры на этом поприще достаточно скромная — небольшая эпизодическая роль в фильме «Ип Ман 3»), скооперировавшись с друзьями из Беларуси, продавали здесь разные товары из Китая.

Почему я решил отказаться от идеи начать свое первое дело в Китае, как это сделали многие мои товарищи? Чтобы быть честным, расскажу сначала о преимуществах ведения бизнеса в этой стране. Некоторые из них очевидны и известны всем: просто огромный рынок сбыта и достаточно дешевые ресурсы и рабочая сила. В Китае, несмотря на бурный индустриальный рост, до сих пор весьма плохо развита сфера обслуживания, и заведениям, в которых практикуется европейский подход к ведению дела, успех обеспечен.

Замечаю, что в головах белорусов Китай до сих пор остается страной контрафакта и копирования. Поверьте, эти времена давно прошли. Сегодня в данном государстве выросла абсолютно новая формация бизнесменов, буквально помешанных на высоких технологиях, располагающих огромными ресурсами для их внедрения, а главное — пристально следящих за самыми последними мировыми трендами и готовых в любой момент, подстроившись под них, полностью переработать свою бизнес-модель.

Наверное, последнего особенно не хватает белорусам. Грубо говоря, сегодня среднего размера китайское предприятие производит гироскутеры, спрос на них начинает потихоньку угасать, зато растет заинтересованность рынка в электронных сигаретах — китаец, не жалея об усилиях, потраченных на создание производственной цепочки, разрушит ее и построит новую, ориентированную на более выгодный бизнес.

Другой пример. Если еще недавно основным трендом в легкой промышленности Китая было производство контрафактной продукции, то сейчас всё больше компаний стараются создавать собственные недорогие бренды, честные и вполне качественные, и раскручивать их с помощью электронной коммерции.

Спорным моментом, который лично меня смутил и склонил чашу весов в сторону того, что бизнес надо начинать в Беларуси, стала китайская бюрократия. С одной стороны, большинство сделок там, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства, на практике заключаются подкрепляясь лишь словом, и ничем больше. С точки зрения отчетности это может показаться достаточно выгодной перспективой. Но и риски вырастают в разы. Какими бы вежливыми и обходительными ни были партнеры, вы всегда должны держать в голове, что, когда дойдет до дела, они могут проявить жесткость в отстаивании своих интересов, а порой, скажем так, и хитрость. А так как единственным документом, подтверждающим сделку, проведение которой вам не совсем понравилось, является небольшая бумажка с печатью (ее называют «фа-пьяу»), обращаться в суд практически бессмысленно.

С другой же стороны, в отличие от Беларуси, где на регистрацию ИП требуется несколько часов, в Китае (особенно в крупных городах) вам вполне может понадобиться несколько месяцев. И это неудивительно, ведь желающих заняться бизнесом миллионы, и эти ряды постоянно пополняются.

В качестве других преимуществ Беларуси я увидел неосвоенный рынок и весьма маленькую мобильность бизнес-сообщества, с трудом перестраивающегося на новые рельсы. Мне показалось, что китайский опыт позволит мне принимать решения быстрее, действовать смелее, а значит, опередить рынок ровно на то время, которое позволяет новому делу расти взрывными темпами, пока не начали душить конкуренты.

Говоря по правде, примерно так и получилось. Вернувшись на родину, я поступил в университет и параллельно занялся поиском перспективного направления. На тот момент (это было более трех лет назад) Минск испытывал ощутимую нехватку в точках, где можно выпить чашку обычного качественного кофе. Открыв несколько таких точек, я понял, что выгоднее будет создать франшизу, которая поможет другим молодым предпринимателям начать свое маленькое дело под нашей опекой.

Расчет оказался верным. Компанию я зарегистрировал 16 января 2014 года. С этого момента мы развили сеть до 12 точек. Кризиса, о котором все говорят, мы сегодня не ощущаем. Еще 14 наших партнеров находятся в стадии открытия. Думаю, что к концу февраля у нас будет 20 открытых торговых объектов.

Да, конечно, множество контролирующих органов, строгий документооборот и отчетность не позволяют расслабиться. Но я вижу в этом и положительную сторону: когда бизнес ведется чисто, у меня есть уверенность в его перспективах, есть четкие гарантии при работе с партнерами.

Выводы, которые я сделал за эти три года, можно резюмировать несколькими мыслями. Первая: для старта малого бизнеса, особенно для белорусов, страна предоставляет практически идеальные условия. Принцип «Хватит ныть, начинайте работать!» действительно актуален. Вторая: задумываясь о расширении своего дела, вы рано или поздно столкнетесь с небольшим отечественным рынком, так что лучше заранее проанализировать, возможно ли масштабирование за рубежом. Лично мы уже сегодня размышляем о том, чтобы вывести свою франшизу на российский и, вполне возможно, китайский рынок, где «кофемания» пока только зарождается (в Китае средняя цена чашки нормального кофе — 5 долларов). При этом мы рассчитываем сохранить юридическое лицо в Беларуси.

И, наконец, третья: белорусам, которые планируют построить и развить свое дело, было бы неплохо как можно чаще задумываться о бизнесе, направленном на экспорт. Достаточно найти нишу — и это сработает с любой страной, даже с Китаем. Один мой знакомый россиянин построил неплохое дело, поставляя туда табак и уголь для кальянов. Просто задумавшись на секунду, я могу предположить, что сегодня вполне можно было бы начать дело, экспортируя в Китай молочные продукты и их производные (с ними там большая напряженка: попробуй напои 1,4 млрд человек молоком).

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by