Экономист Антон Болточко: «„Всем по пятьсот“? 3 рубля за доллар? Чего я жду от следующего года, а чего — нет»

29 декабря 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Экономист Антон Болточко: «„Всем по пятьсот“? 3 рубля за доллар? Чего я жду от следующего года, а чего — нет»

Автор: Дмитрий Корсак
Антон Болточко — экономист, учредитель и директор частного консалтингового предприятия в Беларуси. Эксперт по экономике ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество „Либеральный клуб“».
По негласной традиции под Новый год журналисты, друзья и родственники начинают интересоваться: что будет с экономикой страны в ближайшей перспективе? Возможно ли «всем по пятьсот»? Будет ли курс 3 рубля за доллар? Договоримся ли мы с Россией по цене на газ? И даже такое: сколько будет стоить баррель нефти, если ФРС США продолжит поднимать ключевую ставку на фоне неопределенности с будущей экономической политикой Дональда Трампа?

Все мы ждем от будущего определенности, поэтому прогнозы так популярны. Буду до безумия банальным, но отмечу: предсказывать трудно, особенно завтрашний день. Однако экономисты не чураются заниматься этим. Заслуженный профессор экономики Принстонского университета Авинаш Диксит как-то подметил: «Синоптики и авторы прогнозов финансовых рынков гораздо более толстокожи. Они как ни в чем не бывало каждый день выдают новые прогнозы, даже если ошибаются в предыдущих». По-моему, причина такого поведения одна: нет ничего приятнее, чем предаться безудержным фантазиям о грядущем.

Поэтому воспринимайте все написанное в этой колонке, с одной стороны, как некоторую дань традициям или, если хотите, следование ежегодному ритуалу, а с другой — как субъективное мнение человека, который, однако, постоянно находится в информационном и событийном потоке.

Итак, порог 2017 года мы переступаем с целым грузом различных экономических проблем — начиная от возрастающей долговой нагрузки на банки и госбюджет и заканчивая падающими показателями уровня жизни населения. Хрупкость нынешнего положения в экономике усугубляется геополитической напряженностью в регионе, что ограничивает пространство для маневра при принятии решений. Но решения принимать придется.

Поэтому мои ожидания на первую половину года таковы: без серьезных экономических и политических решений не обойтись. Это может быть смена состава правительства или новые назначения на ключевых руководящих должностях, что определит вектор экономического развития на ближайшие пару лет.

И если мы говорим о позитивном, а не нормативном прогнозе, то не стоит ожидать кардинальной смены курса белорусского крейсера на фоне кадровых перестановок. Системных экономических реформ, которые могут изменить существующую модель устройства страны, не будет. Ставка будет сделана на те изменения, которые способны поддержать статус-кво. Вопрос только в том, будут это изменения по принципу «больше рынка — меньше государства» или это будет усиление централизации экономической власти. Вполне возможен и тот, и другой вариант.

Учитывая, что из-за госпредприятий в финансовом секторе страны возрастают риски, Нацбанк сохранит за собой звание законодателя мод в сфере обновления экономики. В рамках дозволенного этот институт будет расширять степень экономических свобод, отбиваясь от нападок со стороны. Хотя, как мы помним, один в поле не воин.

Поэтому не думаю, что инфляция сможет удержаться в пределах целевого показателя в 9%, скорее всего, мы увидим очередные 10—11% годовых. Ведь накопленный потенциал роста цен на товары и услуги, которые регулируются государством, все еще высок. Повышение стоимости проезда в общественном транспорте города Минска в конце этого года — только начало. В следующем году белорусов также ждет пересмотр тарифов ЖКХ.

Думаю, каждый белорус под бой курантов нет-нет да и взглянет на котировки белорусского рубля на бирже. На протяжении всего года многие делают это на автомате. Несмотря на смену купюр, «зайчик» пока не заслужил доверия со стороны населения. Именно поэтому вопрос «Что будет с рублем?» остается самым популярным.

Нет оснований утверждать, что в следующем году наша валюта получит статус самой стабильной в регионе. Необходимость вернуть кредиторам взятые в долг деньги, а также падение цен на основные экспортные товары — все это будет висеть грузом на шее белорусского «зайчика». Вполне вероятно, что через год за $1 придется выложить из кармана 2 рубля 20 копеек, если не больше. Радует одно: в кармане станет немного больше места.

По моим наблюдениям, заработная плата в $500 — не элемент экономической реальности. Если учесть, что зарплата должна расти соразмерно с повышением эффективности труда, то сложно представить себе, какого размера должна быть «морковка», чтобы простимулировать реальный сектор экономики. Возвращаться к политике искусственной накачки предприятий дешевыми деньгами в больших объемах вряд ли кто-то решится. Это может вызвать серьезные последствия.

Пытаясь где-то сохранить свой привычный образ жизни, белорусы на протяжении двух лет проедали накопленные запасы в иностранной валюте в ожидании лучшего завтра. Завтра, как говорится, обед бесплатный, однако оно никогда не наступает. Теперь же придется пересматривать свою традиционную корзину потребления и еще больше затягивать пояса.

Рост безработицы — серьезный вызов следующего года. Официальные власти будут уделять этому вопросу достаточно много внимания, понимая, что социальная стабильность в стране непосредственно связана с трудоустройством граждан. Денег на то, чтобы платить пособия по безработице большому количеству людей, опять же нет. Бюджет уже «оптимизирован» за счет сокращения капитальных расходов, и вполне вероятно, что в 2017 году под нож может пойти ряд социальных статей.

Кстати, о предпринимателях и отечественном бизнесе. Мы можем стать свидетелями появления прогрессивного документа за подписью первого лица государства о раскрепощении деловой инициативы наподобие известной Директивы №4. Всеми фибрами души ожидаю этого события. Только мне кажется, что бизнесу в Беларуси не хватало не очередного указа или декрета, а иного отношения к себе. Деловые люди знают, что иногда, чтобы договориться, достаточно рукопожатия и сказанного слова, а не десятков-сотен подписанных бумажек. Недоверие — вот что на протяжении многих лет является главной причиной низкой деловой активности в стране. Предприниматели продолжат искать (полу)легальные способы зарабатывать деньги, государство — способы держать этот сектор экономики под контролем.

Хотя в Беларуси есть IТ-сектор, который является сильной стороной нашей экономики. Созданные условия по принципу невмешательства и грамотный менеджмент отдельных личностей — вот упрощенный рецепт успеха. Но не думаю, что Беларусь — это страна врачей-«айтишников», учителей-«айтишников»… Поэтому ждать экономического роста за счет одного прогрессивного сектора (пусть даже это будет не IT) в следующем году не стоит. Илон Маск должен быть собирательным образом для любой сферы, где человек найдет свое призвание.

Как и любая другая фантазия, описание будущего Беларуси может продолжаться до бесконечности, но мы все равно не приблизимся к пониманию завтрашнего дня. Поэтому давайте поднимем бокалы и пожелаем друг другу, чтобы в следующем году нашу жизнь определяли не декреты и указы, а мы сами, полагаясь на здравый смысл и чувство собственного достоинства.

Если у вас есть собственное видение будущего, то не стесняйтесь — делитесь им в комментариях. Ведь нет ничего приятнее, чем предаться безудержным фантазиям о грядущем. Особенно в канун Нового года!

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by