Предприниматель Виктор Бердников: в кризис самое время переквалифицироваться в ремесленника

38 441
21 ноября 2016 в 8:00

Предприниматель Виктор Бердников: в кризис самое время переквалифицироваться в ремесленника

Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner
Виктор Бердников — предприниматель, ремесленник, вместе со своей супругой Натальей создал молодой, но уже ставший популярным бренд «Лунная керамика».
Очень часто слышу рассуждения о том, что бизнесом в Беларуси заниматься сложно. Еще чаще, что работы нет, зарплаты низкие и перспективы совсем не радужные. Хочу рассказать, как мы с женой, не имея никаких «подвязок» и богатых родственников, построили свое маленькое дело. Несмотря на кризис, оно успешно развивается, и я пока не вижу причин, которые бы этот процесс приостановили. Я говорю о ремесленничестве, хотя многие воспринимают это слово неверно, как нечто местечковое, кустарное, непрофессиональное. Ну хорошо, давайте заменим название на модное нынче хенд-мейд… Не правда ли, отношение немного поменялось даже на уровне подсознания?

Когда у нас в стране говорят о малом бизнесе, в голове у многих сразу возникает ларек на рынке или интернет-магазин. Конечно, это тоже неплохо, но важно понимать две вещи: принесет ли вам такое занятие удовольствие и как вы будете конкурировать с тысячами таких же магазинов и ларьков. Добавим еще третий вопрос, касающийся стартового капитала… Ремесленничество же предполагает просто наличие прямых рук и желания. Я уверен, что практически каждый может найти себе уникальное ремесло, которое будет радовать, от которого горишь. Согласитесь, продажа утюгов так или иначе прокормит, но подходит далеко не всем.

Другое дело, что сложно, найдя свое ремесло, сделать его бизнесом. Есть множество примеров, когда люди день ото дня «бомбят» смены на заводе или ходят в ненавистный офис перекладывать бумажки, а вечером себе в кайф вырезают по дереву, тюнингуют машины, изучают психологию. Что же им мешает сделать так, чтобы любимое дело и бизнес стали единым целым?

Но, судя по нашему опыту и опыту некоторых моих знакомых, все «склеится» только в том случае, если вы создадите условия, при которых единственным правильным вариантом станет сделать из хобби бизнес. Ни у меня, ни у моей жены нет родственников, которые могли бы помочь стать на ноги — купить машину, квартиру и т. д. Поэтому пришлось соединять желание работать руками, создавая что-то осязаемое, с четким посылом, что эта работа должна приносить деньги.

Раньше я трудился в фирме, занимающейся изготовлением мебели. Не могу сказать, что работа меня делала счастливым. Но при этом наметился карьерный рост: сначала я просто резал трубы, после стал оператором станка ЧПУ. Параллельно мы с женой занимались керамикой в одной из студий. И вот в какой-то момент решились открыть свой небольшой сувенирный магазин, в котором мы будем продавать сделанное своими руками. Постепенно появлялось все больше точек сбыта. Через два года магазин закрыл минимальные финансовые потребности нашей семьи. После удачной распродажи на большой выставке мы открыли свою студию керамики, создали бренд. Вкладывая деньги в создание бизнеса, мы совершенно не волновались, понимая, что, даже если ничего не получится, сам процесс доставляет нам просто огромное удовольствие.

Но получилось. Мне кажется, в первую очередь нам помогло то, что делали мы свою работу с удовольствием, поэтому создавали много изделий и людям нравилось их качество. Это был непростой, но интересный путь. Знаю, что очень многие ребята выбирают дорогу совершенно другую. Они говорят себе: «Я сейчас стисну зубы, буду три года работать и уж потом, достигнув карьерных высот, я покайфую». Беда в том, что подобный сценарий практически никогда не срабатывает. В итоге эти люди превращаются в зомби-клерко-начальников с потухшими глазами, полностью потерявших интерес к жизни. Для того чтобы сделать настоящий рывок, необходимо большое количество энергии. И поверьте, положительный импульс, вне зависимости от того, варишь ты кофе или лепишь чашки, виден сразу. Хорошее настроение и желание работать приносят фантастические плоды.

Постепенно наши работы начали «расползаться» по всему миру. Знаю точно, что сегодня они есть в США, Канаде, Бельгии, Германии, Франции и т. д. В ближайшем будущем мы хотим нанять студентов из художественного училища, потому что видим, что белорусский и зарубежный рынки велики, «закрыть» их вдвоем никак не получится. Если все пойдет как задумано, через три месяца наши новые сотрудники будут не просто механически «штамповать» тарелки, а заниматься любимым делом, зарабатывая деньги, а мы им поможем донести продукцию до покупателя. Тем более что сегодня именно для ремесленников созданы идеальные условия: есть социальные сети, которые позволяют без специального образования проводить достаточно эффективные локальные рекламные кампании. Например, мы просто фотографируем свои изделия и выкладываем в Instagram. Вы не поверите, но если продукт стоящий, то уже этого достаточно.

Повторюсь еще раз: если вы посмотрите по сторонам, то наверняка заметите, что увереннее всего сегодня себя чувствуют представители малого бизнеса, создающие что-то своими руками. Примеры можно легко найти в сфере легкой промышленности, деревообработки, народных ремесел. А все потому, что эти люди работают с потребителем напрямую, четко понимают его запросы и реагируют на них мгновенно. Не продаются чашки? Начнем лепить глиняную авторскую плитку. Она перестала интересовать покупателя? Займемся сувенирами. Вот в таком темпе мы и работаем. Переходя из одного мейнстримового направления в другое за месяц. В то время как для крупного предприятия подобное переориентирование производства может занять годы.

Увлеченность и гибкость — наши козыри. Моя знакомая работает дизайнером на одной из государственных фабрик. Она в очередной раз приносит руководителю разработанные молодежные модели одежды, объясняя, что сегодня это модно. 55-летняя барышня в теле недолго думая заявляет: «Я бы такое не носила». Вот вам и приговор: одежда этой фабрики никогда не будет пользоваться успехом.

В заключение поделюсь несколькими мыслями, которые помогли нам выстоять на первых порах и правильно выбрать ориентиры. Какими бы ни были экономические условия в стране, предпринимательство всегда остается войной — сражением с самим собой, со своей ленью и конкурентами. Этого не нужно бояться, об этом просто надо всегда помнить. И еще: когда ты предприниматель, нужно понимать, что друзья остаются друзьями, а в бизнесе у тебя есть либо партнеры, либо конкуренты. И если ты вводишь в бизнес друзей, то они перестают ими быть: или становятся партнерами, или — конкурентами. И последнее: в семейном бизнесе как можно быстрее надо построить высокую стену между семьей и делом. У нас, к сожалению, пока не получается, но мы над этим работаем.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by