Журналист Onliner.by Александр Чернухо: «Читал Есенина в кабаке и отчего-то получил по морде»

30 сентября 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Владислав Борисевич

Журналист Onliner.by Александр Чернухо: «Читал Есенина в кабаке и отчего-то получил по морде»

Александр Чернухо — журналист Onliner.by. Музыкальный обозреватель, штатный эксперт проекта Experty.by, в прошлом — главный редактор портала Ultra-Music. С одинаковым трепетом относится к Jefferson Airplane и Death Grips.
Недавно в одном маленьком, но очень гордом городке в Брестской области произошло ЧП. Оно вряд ли оставит след в истории, но точно ляжет рубцом на сердца конфликтовавших. Человек сидел в баре и пил. Пил самоотверженно до тех пор, пока душа не затребовала высокой поэзии. Человек встал на стул и пламенно задекламировал Есенина — на минуту всего дал слабину, стряхнув с утончившейся эстетской натуры остатки провинциальной мимикрии. Завязалась драка. В результате этого достаточно прямолинейного спора с мордобоем, как после ядерного взрыва, не осталось ни победителей, ни проигравших. Сплошь устланный трупиками трехэтажных стилистических конструкций пол и разорванное в клочья эго по итогам составления протоколов об административном правонарушении.

Мы сидим, зеваем и отмахиваемся: бытовуха, драка — и совершенно упускаем из вида невероятный культурологический конфликт, который случился у нас под носом. Какому звонкому соприкосновению идеалов и моральных принципов мы стали свидетелями! Сиди, гадай, пиши научный трактат: кто тут прав, а кто виноват? Задачка!

Человек, прочитавший Есенина вслух и на публику, был, конечно, инородным телом в питейном заведении, где имажинизмом обычно не пахнет. То есть наш герой выступил раздражителем, заявил о своих вкусах во всеуслышание и сразу же был записан в неприятели. Но давайте вообразим невообразимое! Представим, что кого-то любитель поэзии смог заразить своим примером и в следующий раз в питейном заведении состоялась робкая попытка литературных чтений. Да, снова была бы драка, но их уже двое!.. Количество пассионариев растет, литературные флешмобы набирают обороты, и вот уже питейное заведение вынуждено менять формат и подстраиваться под целевую аудиторию. Теперь здесь читают стихи, декадентствующий субтильный юноша картинно смахивает прядь волос со лба и подливает себе в бокал портвейн, несколько молоденьких второкурсниц, вернувшихся на выходные на родину и заглянувших «в единственное пристойное место на весь город», хлопают большими глазами, слушая красивейший трехстопный амфибрахий. В питейном заведении инородным пятном смотрится лишь один столик: два товарища до неприличия громко обсуждают качество залитой в служебную машину солярки. Солярка? Фу, солярка! Товарищей здесь не понимают, а градус веселья слишком высок, чтобы ограничиться лишь брезгливыми взглядами в сторону чужаков. Драка, кровь, слезы, протоколы.

Если вам вдруг показалось, что речь идет о чем-то несусветном, просто замените маленький, но гордый райцентр в Брестской области на Минск, а вместо литературных чтений в местном питейном заведении впишите в этот рассказ любую горячую тему из столичной жизни. Мы исповедуем агрессию и закрываемся в панцирях личных убеждений, а когда выходим из зоны комфорта и попадаем на незнакомую территорию, ощетиниваемся и в лучшем случае клокочем молчаливыми проклятиями. Но в тот момент, когда робкое меньшинство набирает критическую массу и чувствует, как мышцы наливаются силой, происходит чудесная трансформация. Мы не можем просто сосуществовать: мы обязаны доказать свою точку зрения, потому что считаем ее истиной в последней инстанции.

И вот уже оголтелый сыроед совсем не травоядно набрасывается на оппонента и вырывает у него из зубов кусок мяса, а тот демонстративно и назло работает челюстями. Юноша пролетарского склада ума и соответствующей наружности косо поглядывает в сторону бородатого хипстера в яркой одежде, а тот посмеивается и снисходительно величает его гопником. Каждый из нас слушает не ту музыку, смотрит не те фильмы, занимается несерьезным делом и неправильно воспитывает детей; ходит не в те места, общается не с теми людьми и выглядит не так, как подобает нормальному человеку.

Что такое хорошо и что такое плохо, мы знаем с детства. Примерно с тех пор, когда окончательно осознаем, что мамины котлеты самые вкусные, а папа всегда прав. Это у соседа все не как у людей, это у одноклассников неправильное воспитание, а в пределах конкретной семьи все всегда идеально и по-другому просто быть не может. Этот идеальный мир заканчивается ровно в тот момент, когда начинается так называемая взрослая жизнь и человек попадает в незнакомую и достаточно агрессивную среду, живет в состоянии постоянного внутреннего конфликта и пытается создать собственную зону комфорта, в которой снова «все как у людей».

Личное гетто убеждений и взглядов, эмоциональное и достаточно критическое восприятие реальности ножом режут окружающий мир на «хорошо» и «плохо», заставляют делить людей на «своих» и «чужих» и транслировать мнение, основанное только на скромном личном опыте, выдавая его за непреложную истину.

Мы все друг другу что-то должны, и если поведение человека не соответствует каноничным фигурам, выставленным на нашем иконостасе, то реакция последует достаточно агрессивная. Ты неправильно одет, будто существует какой-то негласный дресс-код, ты неправильно проводишь время, будто человечество придумало какой-то универсальный план досуга, ты ничего не добился в жизни, будто есть какой-то четкий алгоритм бытия.

Вернемся в питейное заведение в маленьком, но гордом райцентре в Брестской области, где вынуждена соседствовать малочисленная местная интеллигенция и доминирующий представитель рабочего класса, и вообразим еще одну невероятную картину: в этот крепкий и цельный мир сумеречного гедонизма врывается чужеродный элемент и с криком «Алкоголь — зло!» вырывает из рук дородного детины массивную кружку, способную раскроить черепушку белому медведю. Финал предсказуем: драка, кровь, слезы, протоколы. Не надо нас учить. Мы и сами все прекрасно знаем.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Владислав Борисевич