Положения указа действительно касаются работы популярных программ, а их владельцы де-юре должны заключить с государственными операторами договор на пропуск голосового трафика. Так что, если строго следовать букве закона, осталось не так много времени, чтобы позвонить по Skype друзьям, родителям или любимой американской бабушке.
Зачем ограничивать, регулировать голосовой трафик, особенно в век бурного развития социальных сетей и программных средств передачи данных?
С одной стороны, нужно бороться с «серым» голосовым трафиком, который генерируют подпольные компании и частные лица. Так делается во всем мире, ведь услуги связи должны быть качественными. Какое качество и сервис могут предложить компания или частное лицо, которые по дешевке, в обход легальных схем и лицензирования предоставляют услуги связи? Кроме низкой цены, у производителей «серого» трафика нет ничего: ни качества, ни гарантий, ни обязательств перед клиентами.
Более того, весь их бизнес основан на демпинге и использовании сим-карт, которые зачастую оформлялись оптом, под чужие паспортные данные.
С другой стороны, в стране нужны четкие правила игры для всех, кто предоставляет услуги связи, включая VoIP-операторов. Согласитесь, ситуация, когда одним для оказания услуг интернет-телефонии нужна лицензия, а другим нет, ненормальна.
Сегодня задача государства — вычислить и закрыть «подпольные АТС», а порядочных поставщиков услуг интернет-телефонии занести в специальный реестр. В будущем именно этот реестр станет отправной точкой в определении «серого» и «белого» голосового интернет-трафика. Есть компания в реестре, зарегистрировала свое оборудование — она генерирует «белый» трафик. Нет — трафик «серый», и он будет заблокирован.
Skype и Viber являются поставщиками услуг интернет-телефонии. У них есть сервис звонков по схемам «интернет-интернет» и «интернет-телефон». Обе эти схемы попадают под действие упомянутых законодательных норм. Точно так же закон касается Google, Facebook, Sony и других именитых компаний. Им нужно будет заплатить две базовые величины, прописаться в реестре и легально связывать белорусских пользователей со всем миром. Уверен, бренды, желающие работать на белорусском рынке, это сделают.
Увеличится ли стоимость услуг тех, кто будет работать легально? Скорее всего, да, звонки на белорусские городские и сотовые телефоны из интернет-мессенджеров могут подорожать. Насколько, сказать сложно, все зависит от условий договора между конкретным оператором и белорусскими государственными провайдерами, которым поручили пропускать голосовой интернет-трафик.
Насколько я знаю, переговоры с владельцами популярных мессенджеров уже идут. Так что утром 18 сентября мы наверняка сможем, как и всегда, использовать Skype, Viber и другие любимые программы для общения. Оптимистический сценарий, по которому будет развиваться внедрение новых норм, не предусматривает потрясений из-за блокировок популярных средств общения. Иначе зачем развивать в Беларуси скоростной интернет, если им не могут пользоваться?
Скажу честно: для абонентов интернет — это прежде всего средство общения, и они не задумываются, пользуются они для этого «серым», «белым» или «зеленым» трафиком. Абонентам все равно. Не все равно только государству, которое заинтересовано держать ситуацию в правовом поле. Полагаю, договорные отношения между государственными провайдерами и владельцами мессенджеров выльются еще и в дополнительные бюджетные поступления.
Думаю, что первые результаты работы новой системы появятся не сразу. На решение технических вопросов уйдет достаточно много времени. Но уже через год станет понятно, очистилась ли Беларусь от «серого» голосового интернет-трафика или нет, нужно ли предпринимать дополнительные шаги или не стоит.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by