Экономист Антон Болточко: белорусы богаче своего государства — и это повод задуматься

23 мая 2016 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков

Экономист Антон Болточко: белорусы богаче своего государства — и это повод задуматься

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
Антон Болточко — экономист, учредитель и директор частного консалтингового предприятия в Беларуси. Эксперт по экономике ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество „Либеральный клуб“».
«Благосостояние страны заключается не только в запасах драгоценных металлов», — писал в свое время распиаренный в истории экономической мысли Адам Смит, тем самым бросая камень в сторону меркантилистов. Ведь именно из-за последних в XV веке в отдельных странах вывоз золота и серебра за пределы государства сурово карался, а беспринципное накопление капитала считалось неоспоримым благом для народа.

Однако, несмотря на слова Смита и сотен других авторов, которые доказали, что богатство страны определяется не только накопленным в казне сверкающим металлом, до сих пор отдельные государства продолжают мериться своими золотовалютными резервами (в другой ипостаси были замечены как международные резервы). При этом некоторые страны гордятся своим огромным состоянием, в то время как другие скромно комплексуют в сторонке. Беларусь определенно относится ко второй группе.

А может, не нужны нам эти золотовалютные резервы, чтобы лишний раз голова не болела?

В теории если экономика имеет сбалансированную структуру, то золотовалютные резервы могут быть на минимуме. Однако в современных условиях применяемой модели экономической политики представить такое положение вещей практически невозможно: большинство стран мира старается накопить хотя бы небольшой запас ликвидных активов. Хотя определенная зависимость между уровнем развития страны (читай: страны с более сбалансированной структурой и действующими рыночными механизмами саморегулирования) и объемом резервов сохраняется. Согласно исследованию РАНХиГС, в развитых странах объем накопленных резервов по отношению к масштабам экономики, как правило, относительно невысок — не более 10% ВВП, в то время как в развивающихся странах объем резервов часто выше: от 10 до 30% ВВП.

Теперь, чтобы позлить внимательного читателя, нарушим логику повествования и дадим краткое описание самому термину «золотовалютные резервы» (по всем канонам жанра сделать это необходимо было в начале). Золотовалютные резервы — это государственная заначка на черный день: наиболее ликвидные активы, которыми чаще всего распоряжается центральный банк той или иной страны. Сюда входит не только монетарное золото (да-да, те самые золотые слитки, на которых можно посидеть), но также средства в иностранной валюте и еще ряд активов, названия которых ничего не скажут обывателю (например, специальные права заимствования).

Существует целый ряд функций, которые должны выполнять золотовалютные резервы. Так, страны с управляемым курсом национальной валюты (например, Беларусь до начала 2015 года) обычно имеют более объемные резервы. За счет которых осуществляется контроль курса. В то время как страны, использующие режим плавающего курса, чаще всего хранят не так много резервов.

Как уже стало понятно из контекста, резервы нужны для управления курсом национальной валюты. Однако если в стране не существует необходимости придерживаться жесткой привязки курса к какой-то номинальной величине, то функционал резервов немного размывается.

Отдельные страны используют накопленные средства для противодействия различным неподконтрольным внешним шокам. Например, с их помощью министр финансов Чили Андреас Виласко в середине 2008 года смог удержать экономику от пикирования в пропасть рецессии. Стратегия была настолько проста, насколько и сложна для любого правительства, живущего сегодняшним днем. Предыдущее чилийское руководство завещало Виласко придерживаться жесткого фискального правила: сохранять большую часть выручки от главной экспортной позиции страны — меди — в период высоких цен на этот металл. Таким образом с начала 2000-х Чили накопила почти 12% ВВП резервов, в то время как ее соседка — Аргентина — проедала все средства на фоне благоприятной внешней конъюнктуры. Как только в середине 2008-го по рынку меди ударил кризис и цены «посыпались» вниз, Аргентине пришлось национализировать пенсионный фонд, а Чили чувствовала себя уверенно с $20,3 млрд накопленных средств в кармане.

Некоторые страны в момент реформирования своих экономических систем использовали золотовалютные резервы в качестве основы для эмиссии национальной валюты. «Валютный комитет выпускал в обращение сингапурские доллары только в том случае, если они были обеспечены эквивалентной суммой в иностранной валюте», — писал в своей книге первый премьер-министр Республики Сингапур Ли Куан Ю. В процессе экономического развития страны и усложнения ее финансовой системы Сингапур изменил монетарные ограничения, но первоначально они сыграли важную роль на пути «из третьего мира в первый».

Также наличие золотовалютных резервов — это гарантия, что государство выполнит свои обязательства при любом стечении обстоятельств. Вне зависимости от внутренних или внешних кризисов. Ведь не всегда у страны есть возможность взять очередную порцию кредитов от МВФ или ЕФСР (до боли напоминает Беларусь). Поэтому достаточный объем резервов в государственной кубышке позволяет главе Центрального банка страны спать спокойно. В ином случае – рабочий день по 18 часов в сутки ему обеспечен.

Как уже было сказано ранее, функционал резервов в современном мире — достаточно размытое понятие. Ведь по факту накопленные средства могут расходоваться на многие нужды государства, главное, чтобы эти средства были.

Таким образом, следующий важный вопрос: сколько стране нужно резервов, чтобы сохранить сон высшим должностным лицам?

Конечно же, все зависит от тех функций, для которых предназначены резервы. Хотя традиционно их привыкли измерять стандартами, заданными МВФ в относительно давние времена, — отношением объема резервов к объему импорта. Норма — не менее 3 месяцев. У любого пытливого ума должно сразу же возникнуть два вопроса: почему именно этот показатель и почему именно не менее 3, а не 5 или 6 месяцев кряду. Безусловно, можно увязать ответ на второй вопрос с богословским каноном Святой Троицы, но лучше ограничиться тривиальным «так сложилось исторически». Что касается первого вопроса, то логика такова: страна должна быть способна расплачиваться с иностранными контрагентами и обеспечить себя критически важным импортом даже в случае полного отсутствия поступлений от экспорта.

Однако в последнее время для объективной оценки состояния золотовалютных резервов страны одного показателя уже недостаточно. Поэтому правильнее использовать целый их комплекс: отношение резервов к импорту, отношение резервов к денежной массе, отношение резервов к внешнему долгу, модель измерения достаточности резервов для развивающихся стран (ARA-EM) и т. д.

Что касается Беларуси, то за последние годы мы растеряли почти половину своих золотовалютных резервов. Сначала их пришлось потратить на поддержание стабильности национальной валюты, потом — на выплату внешних долгов. Поэтому на 1 мая 2016 года, согласно данным Нацбанка, наши резервы не превышают $4,3 млрд.

Кстати, на фоне состояния наших золотовалютных резервов белорусы богаче своего государства: согласно данным Нацбанка, на 1 апреля 2016 года на счетах у физических лиц было накоплено $7,9 млрд средств в иностранной валюте. Конечно, это вольная интерпретация данных автором этих строк, но зато какой прекрасный заголовок получился для статьи: «Белорусы богаче своего государства». Хотя доля истины в этом есть.

Вернемся к технократичности нашего рассуждения. Применяя различные метрики для анализа достаточности резервов, мы можем заметить, что пока Беларуси резервов не хватает. Они обеспечивают всего 1,5 месяца импорта. Отношение резервов к выплатам по внешнему долгу в предстоящие 12 месяцев — менее единицы (0,99). Это означает, что накоплений хватит только на год, если вернуть краткосрочный долг. Отношение резервов ко всему внешнему долгу страны — 0,32 (при том что расчет ведется по официальным данным и не включает ряд показателей, которые фактически увеличивают размер внешнего долга, тем самым уменьшая значение рассчитанного коэффициента).

В случае благоприятной погоды и наличия нужного настроения можно рассчитать еще ряд показателей с целью оценить состояние золотовалютных резервов Беларуси. С большой долей вероятности они подтвердят сделанный ранее вывод о недостаточности резервов с учетом проводимой в стране экономической политики.

Поэтому из данной ситуации в упрощенном виде есть два выхода: либо умерить аппетиты и сменить экономическую политику в сторону большей саморегуляции экономической системы, либо искать средства в качестве подушки безопасности для пополнения резервов. Учитывая, что на первый вариант пока наложено негласное табу, остается скрести по сусекам.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by