Экономист Антон Болточко: прогноз на следующий год — нас может затянуть в «эпоху застоя»

209 74 199
Антон Болточко  — экономист, учредитель и директор частного консалтингового предприятия в Беларуси. Эксперт по экономике ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество „Либеральный клуб“»
Знаете, чем отличается прогнозирование экономической ситуации в стране сегодня от аналогичного процесса пять лет назад? Раньше было намного проще: берешь параметры прогноза социально-экономического развития и смело утверждаешь, что с большего они будут выполнены. Директивное планирование и централизованное управление экономикой давали свои результаты, правда, для такой системы — в лучших традициях Яноша Корнаи — свойственна конечность. Свидетелями чего мы с вами и стали.

Сегодня же смотришь на динамику основных макроэкономических показателей, потом на планы официальных властей — и на ум приходит очень краткое описание того, куда мы медленно движемся. Однако благодаря воспитанию и неимоверному самоконтролю обзовем пока сие состояние затяжной рецессией. И постараемся разобраться.

На протяжении уходящего года граждане Беларуси часто слышали, что источником всех бед в отечественной экономике являлись внешние факторы. Геополитическая напряженность в регионе, рецессия в России, падение цен на нефть, девальвация валют стран — торговых партнеров и т. п. В одном из программных документов на следующий год сказано: «<…> перечисленное повлияло на сдерживание роста белорусской экономики в 2014 году в рамках 101,6% к уровню 2013 года <…> в 2015 году ВВП Беларуси оценивается на уровне 96,5—97,2% к уровню предыдущего года». Основополагающую роль в развитии ситуации в 2016 году также отдают названной внешней конъюнктуре.

Однако не стоит заниматься самообманом. Во-первых, Беларусь никак не может повлиять на нефтяной рынок или на денежно-кредитную политику в России; она может только принять стечение обстоятельств как данность, в которой существует. И не важно, что это у кого-то вызовет экзистенциальный кризис или, не дай бог, подтолкнет к прочтению трудов Шарля Фурье с его критикой мироустройства.

Соответственно, для того, чтобы не стать заложниками вечного ожидания улучшения ситуации на внешних рынках, стоит сосредоточиться над созданием в стране системы, которая могла бы быстро адаптироваться к новым условиям. Тотальная бюрократия, ручное управление и жесткая централизация принятия решений однозначно не подходит. Белорусы уже проверили это на себе!

Во-вторых, если в 2014 году действительно существовали названные выше факторы, то, например, в 2012 и 2013 годах их не было. Соседние страны дружили друг с другом, экономика страны-соседки прирастала на пару процентов в год, цены на нефть были выше $100 за баррель, а российский рубль стоил по 35 за доллар США. Возникает правомерный вопрос: может, не только внешние факторы оказывают негативное влияние на нашу страну? Иначе как объяснить то, что темп роста белорусского ВВП в среднем за два года (2012-й, 2013-й) был на уровне 101,4 — ниже, чем по итогам 2014 года.

Чего ждать белорусам от 2016 года на фоне такой неразберихи?

К сожалению, в 2015 году не было заложено основы для долгосрочного экономического роста. Поэтому не стоит ожидать в будущем году положительной динамики валового продукта. Официальный прогноз — плюс 0,3% — не более чем благие намерения или оптимистический взгляд на происходящее в стране и за ее пределами. Да и не спасут нас эти 0,3%. Для того чтобы действительно развиваться на фоне других стран, Беларуси необходимо ускориться до концептуальных 5—7% ВВП в год.

Хотя экономические власти достойны похвалы за то, что они признают отсутствие в Беларуси базы для большого роста и отчасти отказываются искусственно его поддерживать при помощи монетарных стимулов. Вряд ли это консенсусное решение правящей элиты, но точно баланс интересов между пришедшими во власть молодыми «прагматиками» и старой гвардией.

Ожидать восстановления промышленного производства, которое обрушилось в этом году на десятки процентов, также было бы неправильно. Старая структура, выстроенная на основе государственной собственности, может быть поддержана при помощи бюджетных или заемных средств, но это даст временный эффект. На текущий момент бюджет с трудом справляется с социальными обязательствами (о чем говорит попеременно возникающий дефицит Фонда социальной защиты населения), поэтому находить деньги на перманентно убыточные предприятия становится все сложнее.

В свою очередь частный сектор не способен потянуть на своих плечах восстановительный рост экономики. Нет на это благоприятных условий. Неудивительно, что доходы населения будут продолжать сокращаться во всех выражениях: в национальной валюте с учетом инфляции, в долларах США и даже, если хотите, в попугаях. Единственное, бюджетники ощутят это в меньшей степени. Ведь у них и так уровень получки не дотягивает до средней заработной платы по стране.

Если это кого-то успокоит, то инфляция в следующем году, скорее всего, замедлится. Получать белорусы стали меньше, тратить тоже, соответственно — давление на цены снизилось. Административный контроль со стороны отдельных государственных органов поддержит тенденцию. Хотя это не означает, что цены вовсе не будут расти. Даже официальный прогноз фиксирует инфляцию на уровне 12%, поэтому обычному белорусу никуда не деться от изменения тарифов на услуги ЖКХ или на проезд в общественном транспорте, а также от подорожания социально значимых товаров.

Год уходящий доказал, что белорусы могут привыкнуть к гибкому обменному курсу национальной валюты. Нацбанку удалось добавить чуть больше свободы на валютной бирже — ввести двойной непрерывный аукцион, и граждане получили возможность наблюдать за действиями рыночных механизмов. Хотя это полумера, тем не менее от определенных привычек народ избавляет (например, бежать в обменник после каждого резкого колебания стоимости рубля).

Благодаря такому нововведению белорусская экономика избавилась от ряда дисбалансов. Одновременно с этим приобрела хороший показатель, который отражает состояние экономической системы. Так как ранее мы уже определили, что позитивных трендов в белорусской экономике в следующем году ожидать не стоит, то и курс рубля вряд ли укрепит свои позиции. Скорее, его динамика будет обратной. На сколько? Все зависит от действий властей по разрешению кризиса в стране.

Кстати, о реформах либо об иных других положительных изменениях в приходящем году: пока нет четкого понимания, какие именно реформы нужны нашей стране. Никто не берет на себя ответственность разрушать старую систему, а кризис идей и мысли не способствует выработке решений по созданию новой экономической архитектуры Беларуси.

И самое важное, даже если в стране начнутся реформы (без разницы какие: быстрые или медленные, глубокие или поверхностные), эффект от них возможен только через некоторое время. До этого момента белорусам придется готовиться к так называемой трансформационной рецессии. И чем дольше мы ждем с моря погоды, тем дольше она будет длиться.

Вместо заключения: с большой вероятностью 2016 год будет копией 2015 года, с еще большей неопределенностью в части принятия Беларусью стратегического вектора развития. При этом экономику может затянуть в своеобразное болото — очередную «эпоху застоя», известную всем по 1970-м годам.

Гражданам бояться нечего, если они в первую очередь надеются сами на себя, а не на государство. А судя по последним событиям, белорусы уже давно ни на кого не надеются и самостоятельно ищут выход из сложившейся ситуации — и находят. Следующий год не станет исключением. Главное, верить в себя.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

descriptor

Действительно, работать предпринимателям не дают, не работать тунеядцам тоже не дают...
Застой? История циклична? Всё намного банальнее и проще: это не люди жили в "совке", это "совок" живет в людях!

Обсуждение

Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться

  • vasuhih
    vasuhih
    29.12.2015 в 8:04

    Нас может затянуть только ещё по глубже в яму в которой мы сидим...

  • buggas
    buggas
    29.12.2015 в 8:07

    кто не помнит, тот, вероятно, слыхал, что в эпоху расцвета застоя развитого социализма самым животрепещущим было понятие дефицита.

  • Anton-Daldon
    Anton-Daldon
    29.12.2015 в 8:07

    2016 год будет самый тяжёлый в истории современной Беларуси, так глубоко мы ещё не сидели(

  • descriptor
    descriptor
    29.12.2015 в 8:07

    Действительно, работать предпринимателям не дают, не работать тунеядцам тоже не дают...
    Застой? История циклична? Всё намного банальнее и проще: это не люди жили в "совке", это "совок" живет в людях!

  • Bеня
    Bеня
    29.12.2015 в 8:08
    Гражданам бояться нечего, если они в первую очередь надеются сами на себя, а не на государство. А судя по последним событиям, белорусы уже давно ни на кого не надеются и самостоятельно ищут выход из сложившейся ситуации — и находят. Следующий год не станет исключением. Главное, верить в себя.

    Золотые слова, если бы все льготники так думали

  • Bеня
    Bеня
    29.12.2015 в 8:08
    Вместо заключения: с большой вероятностью 2016 год будет копией 2015 года

    Я думаю 2015й будет нервно курить на фоне 2016го. Ждем худшего

  • denis_harper
    denis_harper
    29.12.2015 в 8:08

    Застой, застой.
    Главное не унывать и не опускать руки, с Наступающим))

  • iliuha1977
    iliuha1977
    29.12.2015 в 8:09

    Эпоха.... Что вы знаете об эпохе застоя, если в ней не жили? Уже давно, ещё лет 10 назад был предсказан кризис с пиком в 2016-2017 годах. Выход из него - в 2020-м. Пока всё сбывается точно.

  • fogast
    fogast
    29.12.2015 в 8:12

    2016 год будет трудным, и для многих даже очень и очень трудным, но он точно не будет скучным. И, как бы ни было трудно, никогда не стоит опускать руки и впадать в позорный грех уныния. С наступающим Новым годом! Happy New Year!

  • KoR4eVod
    KoR4eVod
    29.12.2015 в 8:15

    Успокаивает сограждан?
    Спасибо конечно. Но только застой был , по аналогии с брежневскими временами, предыдущие 5 лет. Когда мы участвовали в дележке супер доходов от продажи рос нефти. При этом не развивали и не реформировали экономику.
    А сейчас начинаются вторые 90е , причём именно только начинаются. Почитайте российскую аналитику. Они не исключают нефти и по 20 , и по 16.
    Так что единственный правильный вывод этой статьи - надейтесь только на себя, помощи ждать не откуда.

  • Taton
    Taton
    29.12.2015 в 8:18

    Одни и те же люди высказываются здесь. Может дадите слово и другим?

  • burtonfly
    burtonfly
    29.12.2015 в 8:22

    Чего раньше времени загадывать.

  • Beloff36
    Beloff36
    29.12.2015 в 8:26

    лучше бы был конец света )))))

  • markings
    markings
    29.12.2015 в 8:36

    Красиво говорит, но ни кто не услышит !

  • CoRpSiatina
    CoRpSiatina
    29.12.2015 в 8:40

    Отставить панику! Прорвемся!

  • dok.by
    dok.by
    29.12.2015 в 8:48

    я сужу по своей работе - за последние 3 года количество указов, распоряжений, вводных увеличивается в математической прогресии, количество денег (закупки, ремонты, обслуживание и т.д.) с такой же скоростью уменьшается. почему так?

  • SandraSmile93
    SandraSmile93
    29.12.2015 в 8:51

    Мне кажется,что всё-таки последующие года будут тяжёлыми для нас. Я конечно не жила в советском союзе т.к. родилась уже после распада. НО,сегодня мы переживаем 90е года. Нас ждёт поднятие доллара, поднятие цен и деноминация валюты. Всё это скажется и восстановиться будет очень сложно. Сегодня огромное количество людей испытывает тяготы жизни касаемо работы,особенно молодёжь которая не успела набраться опыта, но и так же люди со стажем - не соответствуют параметрам возраста. Золотой середины нет,а если она и есть, то вам должно быть до 25 опыт работы 56лет и уже 3ое взрослых детей,которые устроили свою жизнь.
    Автор прав, тем,что мы уже не надеемся на государство, всё что оно нам даёт - это новые налоги, что никто не мог заниматься самодеятельностью.
    Печально конечно. Но всё же... Возможно всё будет хорошо!
    Всем успехов дорогие граждане)

  • Vasenchik
    Vasenchik
    29.12.2015 в 8:52

    В 2016 нужно больше золота!!!

  • EX@R
    EX@R
    29.12.2015 в 8:57
    Соответственно, для того, чтобы не стать заложниками вечного ожидания улучшения ситуации на внешних рынках, стоит сосредоточиться над создании в стране системы, которая могла бы быстро адаптироваться к новым условиям. Тотальная бюрократия, ручное управление и жесткая централизация принятия решений однозначно не подходит.

    СТране не подходит, но кого вообще страна и ее население волнует???

  • EX@R
    EX@R
    29.12.2015 в 8:58
    Возникает правомерный вопрос: может, не только внешние факторы оказывают негативное влияние на нашу страну?

    Внутренний фактор и только один...

  • Dmitriy154
    Dmitriy154
    29.12.2015 в 9:04

    молод и глуп

  • alex197706
    alex197706
    29.12.2015 в 9:09

    Страна с каждым годом все больше скатывается в пропасть. Не пора ли вводить ответственность за те законы, которые принимает наше правительство, парламент и президент. Каждый должен отвечать за результаты своей работы. И если на протяжении многих лет чиновники не справляются с управлением страной, а никакой ответственности за свою деятельность не несут, то и получается, что страдают обычные люди.

  • mary_en
    mary_en
    29.12.2015 в 9:11

    Думали, что мы уже на самом дне, но тут постучали снизу...

  • smoothblend
    smoothblend
    29.12.2015 в 9:15

    Все идет по спирали. К сожалению уже сверху вниз. Привет 90-ым.

  • kauffman
    kauffman
    29.12.2015 в 9:17

    Много стало молодых аналитиков, работать некому.

  • щука1986
    щука1986
    29.12.2015 в 9:23

    Можно было и в двух словах написать, что нашей страны как государства больше не существует. Лучше не будет никогда, а то что хуже так мы уже привыкли.

  • Корректор_Мозга
    Корректор_Мозга
    29.12.2015 в 9:25

    Спасибо КЭП. Эпоха перманентного застоя, продолжается уже больше 20-ти лет.

  • kadgan
    kadgan
    29.12.2015 в 9:25

    главное -верить в себя

  • Корректор_Мозга
    Корректор_Мозга
    29.12.2015 в 9:31

    Следующий год не станет исключением. Главное, верить в себя.
    ---------------------
    Только начинаю верить в себя, как государство подрывает ее и вводит новый налог на веру.

  • sashaquatro
    sashaquatro
    29.12.2015 в 9:35

    Спасибо Антон большое за материал. Все четко и ясно объяснили.
    даже доля оптимизма при этом неутешительном прогнозе у вас осталась)...

    Гражданам бояться нечего, если они в первую очередь надеются сами на себя, а не на государство. А судя по последним событиям, белорусы уже давно ни на кого не надеются и самостоятельно ищут выход из сложившейся ситуации — и находят. Следующий год не станет исключением. Главное, верить в себя.

    так что будем стараться все брать в свои руки.

  • operest
    operest
    29.12.2015 в 9:46

    " и на ум приходит очень краткое описание того, куда мы медленно движемся"-согласен, и это полная ОПА

  • bethowen
    bethowen
    29.12.2015 в 9:59

    зато войны не будзе

  • 1763656
    1763656
    29.12.2015 в 10:00

    эпоха застоя с 1993 года и ничего ещё не изменилось

  • 1983laf
    1983laf
    29.12.2015 в 10:03

    Что- опять ГРАБИТЬ БУДУТ???

  • 1763656
    1763656
    29.12.2015 в 10:04

    даёшь СССР и БРЕЖНЕВА ???

  • midfielder
    midfielder
    29.12.2015 в 10:08

    если бы меня попросили спрогнозировать жизнь в эрбэ в 2016 году, то вот краткий вариант:
    деньги в стране есть, есть люди, которых всё устраивает, есть силы - спец.службы, милиция(назову их ССМ) и сми - для поддержания существующего мнимого порядка. прокормить часть проще чем всех.
    ССМ понимают, что лучше зажить не получится, тем более в краткосрочной перспективе, значит надо получать удовольствие от жизни сейчас и по меньшей мере не ухудшать своё положение. вот поэтому власть и ССМ держатся друг за друга, ведь иначе будет плохо.
    что касается остальных, то, говорят, обдирать уже с бизнеса и народа нечего, но "...нет в мире таких крепостей, которых не могли бы взять большевики". власть еще подожмет гайки. я вижу текущую задачу правительства в снижении реальных доходов населения. зачем они это делают? потому что стоит народу чуть хорошо себя почувствовать, то тут же он устремляется за границу на отдых и за товарами, а своя энергоемкая промышленность чахнет - ну ненужные товары производят в эрбэ, это бизнес-модель экономики Лукашенки. нет спроса на белорусскую продукцию, ВВП падает - даже если взять ВВП14 778 трлн рублей по курсу 18 - получаем ВВП2015 равный 43 млрд долларов.
    сколько там реально произведенной продукции не знаю, но знаю, что всякие побочные вещи типа штрафов, конфискаций, пошлин там полно.
    далее - бюджет РБ2016 составляет около 10 млрд долларов - тоже показатель как у меганеэффективной компании.

    то есть базовые макроэкономические показатели делают нашу страну и её экономику крайне непривлекательной. и менять это сласть и ССМ не хотят, конкуренции они бояться еще больше собственной нищеты. а так как торт ограниченного размера, а в годах 2013-2016 он сжимается, аппетит власти-ССМ не падает, то остальным придется довольствоваться крошками со стола.

    увы, этого белорусы и заслуживают.
    всем удачи, кроме власти и ССМ!

  • goldkoleso
    goldkoleso
    29.12.2015 в 10:13

    Если на государство нет никакой опоры, так для чего его поддерживать? Зачем платить налоги и соцотчисления, если пенсий не будет, а если будет то 100$ на хлеб и воду

  • Fume
    Fume
    29.12.2015 в 10:17

    любые прогнозы улетят в тар-тарара, как только [censored] крым вернется в Украину, а с росии снимут санкции.
    тут главное [censored]

  • vacula
    vacula
    29.12.2015 в 10:18
    Вместо заключения: с большой вероятностью 2016 год будет копией 2015 года, с еще большей неопределенностью в части принятия Беларусью стратегического вектора развития. При этом экономику может затянуть в своеобразное болото — очередную «эпоху застоя», известную всем по 1960-м годам.

    Чё-та мне кажется, что экономист, учредитель и директор попадёт пальцем в небо. 2016 год вполне может стать годом быстрого распада выстроенной экономической модели: российские дотации заканчиваются, спекуляции русской нефтью больше не приносят ожидаемой прибыли из-за низкой цены ресурса, мозгов на управляемую трансформацию системы у власть предержащих не хватает.

  • 1983laf
    1983laf
    29.12.2015 в 10:22
    Beloff36:лучше бы был конец света )))))

    Лучше был-бы КОНЕЦ ПРАВЛЕНИЯ!!! Уступили-б место людям помоложе,может какие новые идеи появились.А то только новые налоги.............

  • Tolkfan
    Tolkfan
    29.12.2015 в 10:37

    Белорусы не самый ленивый и глупый народ на земле ! А живём мы хуже многих. Всё зависит от власти , законов и указов. Народ в таком положении , что выбирать власть , а главное влиять на слуг народа мы не можем. Рыба портится с головы. А я сижу и боюсь похлопать в ладоши даже от радости.

  • restvann
    restvann
    29.12.2015 в 10:38

    опять "эксперт". На вид 25 лет, но "эксперт". А ты поработал на предприятии, по руководил чем нибудь, но уже "эксперт"

  • Maxim_Minsk
    Maxim_Minsk
    29.12.2015 в 10:39

    Какой ты Вася умный! Я внатуре попутал......(с) Жорик Вартанов

  • sony_bono
    sony_bono
    29.12.2015 в 10:45

    Гражданам бояться нечего, если они в первую очередь надеются сами на себя, а не на государство. А судя по последним событиям, белорусы уже давно ни на кого не надеются и самостоятельно ищут выход из сложившейся ситуации — и находят. Следующий год не станет исключением. Главное, верить в себя.
    Аминь !

  • vasilinn
    vasilinn
    29.12.2015 в 11:01

    Будет только хуже. Для улучшения или хотя-бы стабилизации нет никаких предпосылок или реальных действий.

  • nata2770
    nata2770
    29.12.2015 в 11:02

    Владимир Познер высказался о Беларуси летом 2015: На мой взгляд, в Беларуси тоталитарный советский строй, полицейское государство при фактически полном отсутствии всего того, что называется правами человека. Как показал советский опыт, на определенном этапе и в течение некоторого времени такая организация общества позволяет добиваться определенных успехов. Однако наступает момент, когда управление одним-единственным человеком становится тормозом, а затем ведет к развалу государства. Думаю, что Беларусь не исключение из правил.

  • Hammer525
    Hammer525
    29.12.2015 в 11:03

    Anton-Daldon, если все останется, как есть, то будет еще хуже.

  • HondaTexno
    HondaTexno
    29.12.2015 в 11:25

    Экономист? Эпоха застоя характеризовалась высокими ценами на нефть, когда СССР забивал болт на развитие и жил с нефти, за счет чего сейчас будет жить РБ?

  • ic-pkp
    ic-pkp
    29.12.2015 в 11:26

    пока другие идут в ногу со временем- мы походу наоборот- в прошлое

  • ssergg
    ssergg
    29.12.2015 в 11:28
    Vasenchik:Мне кажется,что всё-таки последующие года будут тяжёлыми для нас. Я конечно не жила в советском союзе т.к. родилась уже после распада. НО,сегодня мы переживаем 90е года. Нас ждёт поднятие доллара, поднятие цен и деноминация валюты. Всё это скажется и восстановиться будет очень сложно. Сегодня огромное количество людей испытывает тяготы жизни касаемо работы,особенно молодёжь которая не успела набраться опыта, но и так же люди со стажем - не соответствуют параметрам возраста. Золотой середины нет,а если она и есть, то вам должно быть до 25 опыт работы 56лет и уже 3ое взрослых детей,которые устроили свою жизнь.
    Автор прав, тем,что мы уже не надеемся на государство, всё что оно нам даёт - это новые налоги, что никто не мог заниматься самодеятельностью.
    Печально конечно. Но всё же... Возможно всё будет хорошо!
    Всем успехов дорогие граждане)

    1.Дождь не может идти вечно (с)
    2.В 90 годах люди целые состояния зарабатывали
    3.Молодым людям открыт весь мир - учишь где хочешь, работай где хочешь.
    4. Существует тысяча и один способ законно снизить налоговую нагрузку.

  • Yuri222
    Yuri222
    29.12.2015 в 11:29
    fill.sa:Лучше напрягите свой зад и превнесите предложение по улучшению страны или хотя-бы на открытых мероприятиях покритекуйте конкретный действия чиновников.

    Потому что предыдущих критиков уже выпустили, места освободились?

  • FRANKIESH
    FRANKIESH
    29.12.2015 в 11:34

    Беларусь - страна для жизни!!!

  • diode
    diode
    29.12.2015 в 11:35

    ну и для кого эти прогнозы?....кто при делах и без аналитиков все видит и понимает, а остальным только сидеть и считать сколько дадут.....вот если-бы честно в кризисное время взять и сократить бюрократический апрарат на 50% (не уборщиц в налоговых и исполкомах, а именно работников исполкомов, налоговых инспекторов)тогда да, а триллионы свободных денег отдать бюджетникам только не милици которая и так хорошо живет, а учителям преподавателям, врачам и т.д

  • I-antoxa
    I-antoxa
    29.12.2015 в 11:37

    Сколько лет уже длиться Самый тяжёлый год, и с каждым годом всё тяжелее и тяжелее, хотя по телевизору сказали, что у нас всё очень хорошо.
    P.S. Не пора ли задуматься?

  • Miayrizzio
    Miayrizzio
    29.12.2015 в 11:43

    судя по статьям комментариям - у людей очень много свободного времени, которое можно будет потратить на что-то полезное, например на работу)

  • dima1984oct
    dima1984oct
    29.12.2015 в 12:01

    у Нас цены европейские,а зарплаты африканские!!!!!

  • iGami
    iGami
    29.12.2015 в 12:27

    Когда итоги года подводят, у нас всё хорошо, у нас улучшилось это, это, мы там открыли нефть, золото стало больше и тд..и не 1 минуса!!!! никогда, если их реально признать там позеленеть можно.

  • Гном-невидимка
    Гном-невидимка
    29.12.2015 в 12:30

    Хуже только на Украине.

  • KAG
    KAG
    29.12.2015 в 12:53
    Гном-невидимка:Хуже только на Украине.

    хуже сейчас .. но не на долго ! свернут очередное правительство и будет новое ... по крайней мере не болото !

  • Claruso
    Claruso
    29.12.2015 в 12:54
    Anton-Daldon:2016 год будет самый тяжёлый в истории современной Беларуси, так глубоко мы ещё не сидели(

    Не знаю,каким будет предстоящий год,я не ясновидящий но в 1990-1995 сидели мы гораздо глубже.

  • pavlik012
    pavlik012
    29.12.2015 в 12:57

    "очередную «эпоху застоя», известную всем по 1960-м годам"
    Период засто́я — обозначение периода «развитого социализма» — периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия — с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964) до XXVII съезда КПСС (февраль 1986), а ещё точнее — до январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были развернуты полномасштабные реформы.
    Изучаем матчасть.

  • Illusionist89
    Illusionist89
    29.12.2015 в 13:02
    Гном-невидимка:Хуже только на Украине.

    вам это по первому каналу сказали?))) на Украине, куда стабильней и лучше чем у нас) в 10-ки раз лучше)

  • Illusionist89
    Illusionist89
    29.12.2015 в 13:04
    NetWalker:Всё это полемика. 99% белорусов делает так - получил ЗП, снял с карточки, купил доллары. Остатки на еду.
    Вот РЕАЛЬНАЯ белорусская экономика. И не надо пафоса.
    А все эти теории, макро и микро оставьте для умных журналов.

    вы не правы, 99% белорусов делает так - получил ЗП, сходил в магазин купил еды, остатки отложил на коммунальные)

  • Illusionist89
    Illusionist89
    29.12.2015 в 13:09
    Pr1ha:1 "экономист" не знает историю.
    2. методы либеральной рыночной экономики в России и Украине не дали положительных результатов, а дали скорее отрицательный эффект, ручное управление в данном случае гораздо эффективней, смысла что то менять нет!
    3. имея неразрывную связь с Россией, мы во многом перенимаем на себя и те негативные эффекты которые несет её либеральная экономика, даже при нашем ручном управлении.

    2. в России нет либеральной рыночной экономики, в Украине её только начали строить и эффект уже виден спустя год. До этого на Украние был такой же рынок как у нас и в РФ.
    3. никто не заставлял присасываться к России, и к сожалению мы тянем только негативный эффект с их рынка, и он далеко не либарльный, он как раз таки ручной. И с каждым годом становится такой же ручной как в РБ

  • Bobsavage
    Bobsavage
    29.12.2015 в 13:16
    MegaBit:Этому "мальчишке - экономисту" еще нужно подучить уроки. Много слов, а выводы слабые. Проблемы описаны поверхностно. На троечку... :(

    а кто разрешит постить с более глубокими выводами и самое главное с полной раскрытой правдой ?????ни кто не хочет сидеть в тюрьем.Забыл где живешь что ли

  • winacid
    winacid
    29.12.2015 в 13:16

    Беларусь зависит от России. И пока Россия не оправится в Беларуси лучше жить не станет. И не надо тут никаких экспертных мнений.

  • Bobsavage
    Bobsavage
    29.12.2015 в 13:19
    winacid:Беларусь зависит от России. И пока Россия не оправится в Беларуси лучше жить не станет. И не надо тут никаких экспертных мнений.

    Самая большая беда,что мы зависим даже от погода,но гос-во не признает этой зависимости и старается "дружить со всеми",за 10тью зайцами погнались.У нас график - минус- ,а когда в рашке все ок, у нас график НОЛЬ.

  • Illusionist89
    Illusionist89
    29.12.2015 в 13:22
    vasilinn:Будет только хуже. Для улучшения или хотя-бы стабилизации нет никаких предпосылок или реальных действий.

    у нас не просто так отрезают нули ;) будет хорошая видимость стабильности на ближайшие 3-4 года, одно дело когда рубль упал с 14 000 18 400 очень бьёт по глазам.
    Другой вопрос когда рубль упал с 1,4р до 1,8р согласитесь не так и страшно ;)

    Стабилизировать экономику у нас никто и не собирается, если вы не заметили) у нас все силы уходят как раз на поддержание видимости стабильности ;)

  • Moroshchuk
    Moroshchuk
    29.12.2015 в 13:25

    Печально все это, то время как соседние страны уверенно идут вперед, мы катимся вниз.

  • x_bober
    x_bober
    29.12.2015 в 13:44

    Люблю беларусов за оптимизм.
    Здесь уже эпоха развала СССР началась, а они опасаются попасть в застой.
    Ребята, застой был в 2005-2010ом. Сейчас начинаются приключения.
    А посколько кушать практически нечего, то приключения будут быстрыми, а нищета - долгой.
    Пришло время расплачиваться за 70 + 20 лет поисков щасця и стабильнасци в социалистическом раю.
    Только эта попытка будет уже без промышленности, без распродажи советского оружия, без многочисленного поколения молодёжи а с многочисленным поколением пенсионеров плюс с нищей разваливающейся Россией.
    Но я тоже оптимист. Конечно же всё будет хорошо. Просто понятие "хорошо" немного сузится - до набил желудок, согрелся, поспал, сексом занялся. Так что всё будет хорошо, в этом можно не сомневаться.
    Как говорится "жизнь коротка, потерпи немного и не теряй оптимизма".

  • Illusionist89
    Illusionist89
    29.12.2015 в 13:56
    winacid:Беларусь зависит от России. И пока Россия не оправится в Беларуси лучше жить не станет. И не надо тут никаких экспертных мнений.

    что-то я не помню, что бы Беларусь жила хорошо, пока в России было хорошо)))) у нас своё чудо, всем плохо? нам ещё хуже, всех хорошо? нам ещё хуже чем было до этого)

  • andriano1984
    andriano1984
    29.12.2015 в 13:59

    Хочу жить в той стране,которую показывают по бел. ТВ.))))

  • mb320
    mb320
    29.12.2015 в 14:00

    Гражданам бояться нечего, если они в первую очередь надеются сами на себя, а не на государство. А судя по последним событиям, белорусы уже давно ни на кого не надеются и самостоятельно ищут выход из сложившейся ситуации — и находят. Следующий год не станет исключением. Главное, верить в себя.
    Золотые слова!!!

  • mb320
    mb320
    29.12.2015 в 14:10
    Bobsavage:
    MegaBit:Этому "мальчишке - экономисту" еще нужно подучить уроки. Много слов, а выводы слабые. Проблемы описаны поверхностно. На троечку... :(

    а кто разрешит постить с более глубокими выводами и самое главное с полной раскрытой правдой ?????ни кто не хочет сидеть в тюрьем.Забыл где живешь что ли

    Можно и нужно постить,но говорить только правду не обманывая себя!!!

  • 1590259
    1590259
    29.12.2015 в 14:10

    Гражданам бояться нечего, если они в первую очередь надеются сами на себя, а не на государство. А судя по последним событиям, белорусы уже давно ни на кого не надеются и самостоятельно ищут .....
    Вы это расскажите тем, кто толпами на льготные кредиты в исполкомы идут, и которых государство до сих пор с 2010 докредитовывает. И будет еще в 2016 это делать. Не даром вышел 585У. У банков большие обязательства еще перед старыми льготниками и деньги пойдут именно на них. На новые кредиты новым льготникам в 2016 наедятся нечего..

  • Grotesk
    Grotesk
    29.12.2015 в 14:13

    Вот, наконец, и узнали что есть дефицит наоборот, случился дефицит денег.

  • LazAlex
    LazAlex
    29.12.2015 в 14:28

    iliuha1977,
    Выхода нет

  • 1673896
    1673896
    29.12.2015 в 14:36

    А вот я думаю что в 2016 процессы экономического реформирования(РЕАЛЬНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ) наконец соскочат с мёртвой точки. Почему? - да всё видно невооружённым взглядом. Самый стойкий "лекторат"наконец то прозрел.
    -Родители пенсионеры начали задумываться почему их дети вроде и не дураки и честные и работящие , а никак не могут свести "концы с концами".
    -Дети активного экономического возраста наевшись шкваркой и запивши чаркой- всё таки хотят как то и по цивилизованней жить.
    Пришло время когда самые "мудрые" генералисимусы от экономики порядком наевшись (я имею в виду генералисимусы по возрасту , образованию, и закалке) вряд ли возьмут на себя ответственность находится у "руля" когда экономика подойдёт к точке "абсолютного ноля". Отсюда простой и очевидный вывод 2016 для нас станет годом начала позитивных перемен в экономике. А молодые экономисты и выжившие бизнесмены-вам удачи и успеха.Реально - всё будет в ваших руках. Вы и приблизите "марковку" за которой мы два десятилетия бежим но она становится всё дальше и дальше.
    С Новым Годом СТРАНА!

  • vacula
    vacula
    29.12.2015 в 14:38
    winacid:Беларусь зависит от России. И пока Россия не оправится в Беларуси лучше жить не станет. И не надо тут никаких экспертных мнений.

    "Взять всё и поделить" - это не ваш родственник сказал?

  • Tumkalo
    Tumkalo
    29.12.2015 в 14:50

    А все из-а старо

  • GepacuM
    GepacuM
    29.12.2015 в 15:00

    Главное, верить в себя

  • midfielder
    midfielder
    29.12.2015 в 15:05

    люди, в командно-административной полицейской экономике кризиса не бывает, представьте себе!
    на электричество и шкварку государство денег напечатает, но импорт еще худо-бедно БК, нефтянка и пошлины дают валюту, да и не забывайте, что в стране есть 50% бюджета на "другие расходы", есть всякие президентские фонды, да и эффекта от вливаний 40 млрд долларов кредитов не видно - то есть в закромах у Лукашенко еще есть на что содержать страну. народ богато жить не будет, но будет терпеть. кто будет вякать - тому силовики заткнут рот, получив за это внеочередную премию.

    сами подумайте, что заставит среднестатистического белоруса начать выражать недовольство? по-настоящему пустой желудок, ну так про шкварку я писал - её обеспечат. остальные условия игры белорусы принимали и будут принимать безоговорочно, нет у нас буйных, кроме что Статкевича.

    а еще хуже то, что этого среднестатистического белоруса власть за шкварку или еще что послаще может купить, белорус рад продаваться задешево. главное чтоб у соседа положение было хуже, тогда значит в жизни всё в порядке.

    нет нации, нет будущего

  • Ecspert
    Ecspert
    29.12.2015 в 15:24

    это самое подкралось не заметно

  • mb320
    mb320
    29.12.2015 в 15:24

    А откуда нации взяться если мы друг друга ненавидим,машину чуть круче купил (о блин ворюга),да еще и под окном в неположенном месте поставил ай ай!!!У нас во всем так лишь бы соседа проучить,а как за себя побороться так все в кусты!Ни кого не призываю митинговать,но стоять за себя перед беспредельщиками силовиками надо и очень жестко и все будет нормально,потому что есть там и нормальные люди!Справедливость восторжествует !!!

  • Ecspert
    Ecspert
    29.12.2015 в 15:25

    докатились

  • UnKind
    UnKind
    29.12.2015 в 15:32
    restvann:опять "эксперт". На вид 25 лет, но "эксперт". А ты поработал на предприятии, по руководил чем нибудь, но уже "эксперт"

    те же мысли, молодой салага рассуждает о "главном". Смешно читать, от "школьников для школьников".

  • aerosmithus
    aerosmithus
    29.12.2015 в 15:32

    Сегодня же смотришь на динамику основных макроэкономических показателей, потом на планы официальных властей — и на ум приходит очень краткое описание того, куда мы медленно движемся.
    Как то и на планы властей достаточно глянуть.

  • mr.Event
    mr.Event
    29.12.2015 в 15:50

    Прогноз 1, стране и людям медленный полный трындец приходит. Ничего никому не надо кроме как выжить или нахапать больше, смотря у кого какая ситуация, т.е. или страх вымирания, или страх, что не будешь жить шикарно как раньше. Высокие технологии дают еще возможность как-то пожить молодежи, но смотреть вокруг на этот ад, никакие деньги не помогут. Учите языки господа и уезжайте, уходите, уползайте, убегайте, улетайте. Боитесь терроризма или других неприятностей в Европе? Лучше бойтесь, что каждый день в этой стране людей за скот считают и при первой возможности даже не задумаются о том, чтобы забрать у вас последнее да и еще и в тюрягу посадить, а потом детям в школе и на 9 мая про патриотизм будут рассказывать и про то, что УСЁ БУДЗЕ ДОБРА, но только не у вас. Можно сравнивать РБ со странами в Африке и Азии и сказать, что у нас все хорошо, так как хотя бы безопасность есть и криминал не такой распространенный, НО АЛЁ, мы были частью самой мощной страны в мире, а сейчас себя сравнимаем с Угандой или Венесуэллой? Где ваша гордость, чтобы сравнивать себя так?

  • То что мы в ...опе понятно и без экономистов

  • lam
    lam
    29.12.2015 в 16:05

    дайте мне дизлайков, хоть тут в комментах сорву свою злость

  • limexirius66
    limexirius66
    29.12.2015 в 16:17

    Забавно, все комментарии с процентами затирают..
    кроме первого, который уже засвечен везде
    Хотя ничего плохого не было написано. Всего лишь констатация официальной информации
    Уныние и тоска

  • 1435741
    1435741
    29.12.2015 в 16:20

    выхода больше нет.

  • legalapp123
    legalapp123
    29.12.2015 в 16:55

    А вообще за последние 20 лет, хоть что-то дешевело?!

  • агент111
    агент111
    29.12.2015 в 17:16

    они делают вид,что платят,мы делаем вид ,что работаем.Они делают вид,что чЭсные и Вумные,мы делаем вид,что верим...пойду лучше на онлайн игру,там правдивее.

  • vetr0ff
    vetr0ff
    29.12.2015 в 17:20

    Фамилия говорит сама.

  • guitarboy
    guitarboy
    29.12.2015 в 17:30

    Сплошная вода, а не прогноз: слов много, а толку, как от реферата в школе!

  • saska85
    saska85
    29.12.2015 в 17:34

    но с другой стороны 2016 будет легче 2017

  • Strenger
    Strenger
    29.12.2015 в 17:52

    keep calm and begi v obmennik

  • vasya_cc
    vasya_cc
    29.12.2015 в 17:56

    а то мы буд-то в другой эпохе живем....

  • Orloffe
    Orloffe
    29.12.2015 в 18:05
    CoRpSiatina:Отставить панику! Прорвемся!

    Рецепт: нужно всего лишь отдолжить до 2020г.))))))))))))))))))))))))))

  • Ecspert
    Ecspert
    29.12.2015 в 18:15

    утешительный прогноз....

  • Фет
    Фет
    29.12.2015 в 18:17

    Вода. Инсайдерскую инфу сливать не хочет. То что он сказал и так понятно.

  • Шварц-папа
    Шварц-папа
    29.12.2015 в 18:17
    denis_harper:Застой, застой.
    Главное не унывать и не опускать руки, с Наступающим))

    В 2015г. Харпер демонстрировал откровенно плохие показатели скорости - до 11 минут выстреливал коммент после появления статьи.
    Но он не опускает руки. Ведь журналисты Онлайнера любят Дениса, судя по приглашениям на тест-драйвы и гонки по кольцевой.
    Именно такой тип пользователя - не читающий тексты статей, выдающий пустой, бессмысленный комментарий по заголовку, - и есть та целевая группа, на которую работает сплоченный коллектив Онлайнера. Пожелаем им удачи!

  • polifepan
    polifepan
    29.12.2015 в 18:24

    По-моему в этой эпохе мы уже стоим как пару лет,кроме министров ничего не меняется.

  • seeroop
    seeroop
    29.12.2015 в 18:37

    Что не год то сложно!!Задалбало!!Только у 83,49% все хорошо что ли!!Кто эти люди призраки!!

  • Yury1955
    Yury1955
    29.12.2015 в 19:04

    2016 год, конечно, будет сложный. Но будет он годом застоя или изменений к лучшему зависит от всех. Не надо становиться пессимистом. Позиция отдельного человека и общества в целом должна быть активной и созидательной. Надо уважать, слушать и пытаться понять оппонентов. Критиковать не человека, а идеи. Сопоставлять различные точки зрения. преодолевать с помощью аргументов разногласия, находить оптимальные решения и, самое главное, каждый день прилагать усилия для их реализации. Тогда и в экономике все изменится к лучшему.

  • user_3180094
    user_3180094
    29.12.2015 в 19:05

    мы уже давно застряли в эпохе застоя!

  • 1601637
    1601637
    29.12.2015 в 19:24

    С новым годом всех !!!
    что Вы тут воду мутите ??
    Всё у НАС добра !!!
    Не верите включЫте БТ !!!

  • genri512
    genri512
    29.12.2015 в 19:37

    будет хуже..

  • ausver
    ausver
    29.12.2015 в 19:46
    alex197706:Страна с каждым годом все больше скатывается в пропасть. Не пора ли вводить ответственность за те законы, которые принимает наше правительство, парламент и президент. Каждый должен отвечать за результаты своей работы. И если на протяжении многих лет чиновники не справляются с управлением страной, а никакой ответственности за свою деятельность не несут, то и получается, что страдают обычные люди.

    По этому и не уходит.

  • angelaiv
    angelaiv
    29.12.2015 в 19:46

    требую назвывать вещи своими именами и фамилию виноватого,как бы это не противоречило воспитанию и неимоверному самоконтролю

  • Vasilevskii_1991
    Vasilevskii_1991
    29.12.2015 в 20:02

    Как умно Он расписал фразу что мы в @опе))))

  • Olegek1558
    Olegek1558
    29.12.2015 в 20:36

    RaffMan, Сколько бы грабли не учили а сердце верит в чудеса ,) 2020

  • gilotdel
    gilotdel
    29.12.2015 в 20:37
    buggas:кто не помнит, тот, вероятно, слыхал, что в эпоху расцвета застоя развитого социализма самым животрепещущим было понятие дефицита.

    Сейчас тоже дефицит-только "денег"

  • user_14012008
    user_14012008
    29.12.2015 в 20:42

    До лампочки

  • inflamers
    inflamers
    29.12.2015 в 21:21
    x_bober:Люблю беларусов за оптимизм.
    Здесь уже эпоха развала СССР началась, а они опасаются попасть в застой.
    Ребята, застой был в 2005-2010ом. Сейчас начинаются приключения.
    А посколько кушать практически нечего, то приключения будут быстрыми, а нищета - долгой.
    Пришло время расплачиваться за 70 + 20 лет поисков щасця и стабильнасци в социалистическом раю.
    Только эта попытка будет уже без промышленности, без распродажи советского оружия, без многочисленного поколения молодёжи а с многочисленным поколением пенсионеров плюс с нищей разваливающейся Россией.
    Но я тоже оптимист. Конечно же всё будет хорошо. Просто понятие "хорошо" немного сузится - до набил желудок, согрелся, поспал, сексом занялся. Так что всё будет хорошо, в этом можно не сомневаться.
    Как говорится "жизнь коротка, потерпи немного и не теряй оптимизма".

    Не понимаю почему не в топе, как Бог сказал. На приписках далеко не уедешь, нужны реальные показатели и реальная экономика. А подгонка реалий под "прагнозныя паказацели" порождает только спекуляции, а не рост.

  • seeroop
    seeroop
    29.12.2015 в 21:23

    Ходи по кругу!!!Как 20 лет!!А прямо пойти ни как!!

  • kirillvolovik
    kirillvolovik
    29.12.2015 в 21:27

    сами уточните

  • kirillvolovik
    kirillvolovik
    29.12.2015 в 21:32

    а у Болточко что за предприятие ? рога и копыта? чем занимается конкретно? за соткой рассказывает директорам состоявшихся предприятий как жить?

  • kirillvolovik
    kirillvolovik
    29.12.2015 в 21:32

    цирк!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! аахахахахахахахах!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  • Tehnofil
    Tehnofil
    29.12.2015 в 21:37

    Какое-то болото в статье. Экономисту уж бы постараться выдать что-либо серьезное а не то что на любой лавке/кухне и так вам расскажут. Госсобственность, как показала практика даже Запада с 2008 года вполне нормальный вариант, вопрос только в контроле. Сколько там проблем "эффективные манагеры" создали и сколько было банков/предприятий национализировано из-за этого... Лучше бы кто рецепт выхода из кризиса предложил уподобоваримый, без глупого "все продать а рынок авось сам выплывет"...

  • zaratystra2000
    zaratystra2000
    29.12.2015 в 21:55

    Наплевать.
    Чем хуже - тем лучше.

  • 777vikki.
    777vikki.
    29.12.2015 в 22:20

    Беларусы не сильно ощутят кризис, потому что и так ниже плинтуса.Ну есть средняя з/п 350 долларов,станет 200 и чё... Вот если бы бала 1000 а стала 200...))))

  • Phenman
    Phenman
    29.12.2015 в 22:26

    Самое печальное что большинство населения, при очевидной *жопе, предпочитают зыкрывая глаза и уши руками убеждать себя в том что всё будет хорошо. Это очень хорошо видно тем кто часто бывает на гос.предприятиях (да и в частном секторе не лучше). Люди беспрерывно жалуются на цены, зарплаты, налоги, четырёхдневки и прочее, новсе продолжают сидеть на попе ровно и верить в светлое будущее. Именно об этой проблеме кстати говорил Рудый когда говорил об отсутствии запроса населения на реформы. Фактически так и есть. Население в основной своей массе настолько финансово безгромотно, что неспособно даже понять что надо сделать чтоб заплатить вожделенную ЗП. Для большей части населения ЗП просто как-то само собой появляется на карточке. И вот это самое страшное. Такому населению любые, даже самые благие реформы будут казаться злом. Так что начинать улучшать ситуацию в стране нужно с повышения финансовой грамотности населения. Правда это, как и большинство очевидных реформ не выгодно так называемой "правящей элите" (если вы поняли о чём я), т.к. будет сложнее контролировать народ.

  • asus14
    asus14
    29.12.2015 в 22:27

    приятно почитать мысли умного человека

  • Lexlida
    Lexlida
    29.12.2015 в 22:38

    Гражданам бояться нечего, если они в первую очередь надеются сами на себя, а не на государство. А судя по последним событиям, белорусы уже давно ни на кого не надеются и самостоятельно ищут выход из сложившейся ситуации — и находят. Следующий год не станет исключением.

    Напрашивается вопрос:
    зачем ходим на выборы?
    где избранники народа?
    А кто за это будет отвечать?
    И так можно продолжать бесконечно

  • itrueman
    itrueman
    29.12.2015 в 22:46
    KoR4eVod:Успокаивает сограждан?
    Спасибо конечно. Но только застой был , по аналогии с брежневскими временами, предыдущие 5 лет. Когда мы участвовали в дележке супер доходов от продажи рос нефти. При этом не развивали и не реформировали экономику.
    А сейчас начинаются вторые 90е , причём именно только начинаются. Почитайте российскую аналитику. Они не исключают нефти и по 20 , и по 16.
    Так что единственный правильный вывод этой статьи - надейтесь только на себя, помощи ждать не откуда

    думаю и это не придел, Илон Маск обещал скоро показать доступную версию Tesla (~ 30к). в Штатах Tesla все чаще и чаще встречается на дорогах, сеть заправок растет, вполне возможно, что через 5 лет цена на нефть будет еще ниже...

  • smok1985
    smok1985
    29.12.2015 в 22:47
    restvann:опять "эксперт". На вид 25 лет, но "эксперт". А ты поработал на предприятии, по руководил чем нибудь, но уже "эксперт"

    а кто ...ь твою тогда эксперт? может этот,самзнаешькто?

  • 1639447
    1639447
    29.12.2015 в 22:50

    я эти бредовые апокалиптические прогнозы уже 20 лет читаю. Жили и дальше будем...

  • loginblabla
    loginblabla
    29.12.2015 в 22:50

    Headmx, смею предположить, что то был сарказм

  • CORSA-B
    CORSA-B
    29.12.2015 в 22:50

    Позавчера была"жопа",вчера была"жопа",сегодня тоже"жопа"-ситуация стабилизировалась!

  • loginblabla
    loginblabla
    29.12.2015 в 22:52

    Я конечно ни к чему не призываю, но, по секрету скажу, что знаю где достать фуру покрышек (с)

  • 1549142
    1549142
    29.12.2015 в 23:02

    Вопрос экономисту: "На сколько подорожает бензин в РБ и РФ, если нефть будет бесплатной"? :)

  • peugeot4006aa1
    peugeot4006aa1
    29.12.2015 в 23:13

    operest,
    Я не против войны, но я за Мир во всем мире!!!!

  • Phenman
    Phenman
    29.12.2015 в 23:21
    UnKind:
    restvann:опять "эксперт". На вид 25 лет, но "эксперт". А ты поработал на предприятии, по руководил чем нибудь, но уже "эксперт"

    те же мысли, молодой салага рассуждает о "главном". Смешно читать, от "школьников для школьников".

    умники, чем там руководить? Смысл этого руководства, если плодом твоего успешного руководства будет лишь насильный отъём твоей прибыли в пользу убыточных предприятий? А потом с тебя ещё и спросят почему ты модернизацию не делаешь, хотя только вчера сами все деньги за которые можно было развиваться, разграбили. Пока у предприятия нет конкретного хозяина, чей кошелёк прямым образом зависит от предприятия, руководить им невозможно в принципе.

  • Fuzler
    Fuzler
    29.12.2015 в 23:23

    Пора шоры убирать. Рост ВВП в 0,3% так же, как и предыдущие чудеса экономики, останутся лишь на официальной бумаге и в умах, и надеждах 86%...
    В новый год страна входит с глубочайшим нарастающим кризисом и возом неоплаченных кредитов. Почти все гос. объекты заложены или банально проданы. Деньги вымываются на строительство ненужных объектов, поддержку утопичных государственных программ. Финансовая подпитка и обновление предприятий банально скатывается дележу и трате бюджетных средств т.к. специалистов на предприятиях толковых почти не осталось, а ставленники не позволят толковым людям находиться рядом. Примеры - любое гос. предприятие.
    Начало 2016 курс прогнозируется к 19300-19500. Когда же летом он дойдет до прогнозируемых 35000, будет произведена девальвация, что в итоге приведет к росту цен минимально до 25-30% как это было и раньше...

  • green986
    green986
    29.12.2015 в 23:23

    Интересно почему прогнозы дают зачастую столь юные экономисты?

  • kobminsk
    kobminsk
    29.12.2015 в 23:29

    EX@R, Хоть один человек, который изучил себя как человека и понял что к чему

  • Phenman
    Phenman
    29.12.2015 в 23:29
    green986:[censored]/quote]
    для стран которые участвуют в войне на чужой территории, война всегда крайне выгодна, как минимум потому что загружена оборонная промышленность.
  • НеПатриот
    НеПатриот
    29.12.2015 в 23:42

    Недавно, Александр Невзоров на радио Эхо Москвы произнес текст, адресованый России:

    Мы же присутствуем при удивительном волнующем эксперименте. Эксперименте по восстановлению сверхдержавы. Понятно, что если эксперимент провалится или закончится неудачей, то мы будем иметь где-нибудь 50-70 миллионов трупов на разных континентах, но зато если этот эксперимент закончится удачно, то население овладеет снова искусством писать химическим карандашом на ладонях номера. Чтобы держать свое законное место в очереди за туалетной бумагой. И всякие другие приметы сверхдержавы, тоже, в общем, наверное, будут присутствовать.
  • НеПатриот
    НеПатриот
    29.12.2015 в 23:43
    green986:Интересно почему прогнозы дают зачастую столь юные экономисты?

    Юные экономисты не могут быть умнее совковых колхозников?

  • denik14
    denik14
    29.12.2015 в 23:47
    Fume:любые прогнозы улетят в тар-тарара, как только [censored] крым вернется в Украину, а с росии снимут санкции.
    тут главное [censored][/qкрым уже не вернуть - закатайте губу
  • loveleora
    loveleora
    29.12.2015 в 23:50

    Фраза из одного комментария: " главное чтоб у соседа положение было хуже, тогда значит в жизни всё в порядке." Так и живем)

  • xa0
    xa0
    30.12.2015 в 0:01

    Ок, давайте закроем убыточные предприятия и колхозы. Остальное распродадим. Социалку всю свернем. Торгашам развяжем руки, и построим еще больше супермаркетов. Всё ж можно привезти из-за границы. А ИП потом налоги заплатят, и государство озолотится. И на пособие всем безработным хватит. Будет даже больше, чем сейчас средняя зарплата.

  • DIMM-ON
    DIMM-ON
    30.12.2015 в 0:01

    большинству белорусов и терять то нечего

  • Grammon
    Grammon
    30.12.2015 в 0:05

    Все плохо, все умрут. Хэппи Энд

  • vladimirpetrov
    vladimirpetrov
    30.12.2015 в 0:09
    green986:Интересно почему прогнозы дают зачастую столь юные экономисты?

    Не нравится - слушайте Прокоповича :lol:

  • zaratystra2000
    zaratystra2000
    30.12.2015 в 0:16
    xa0:Ок, давайте закроем убыточные предприятия и колхозы. Остальное распродадим. Социалку всю свернем. Торгашам развяжем руки, и построим еще больше супермаркетов. Всё ж можно привезти из-за границы. А ИП потом налоги заплатят, и государство озолотится. И на пособие всем безработным хватит. Будет даже больше, чем сейчас средняя зарплата.

    Нет, давайте наоборот. Откроем ещё больше убыточных предприятий, их продукцию будем складировать прямо на улицах - больше негде. Торгашей расстреляем, вернём советскую торговлю со всеми её прелестями вроде очередей и талонов. Заграницу закроем вообще - передовикам убыточных заводов будем выдавать путёвки в КНДР и ДНР. И настанет всеобщее щщасте.

  • zaratystra2000
    zaratystra2000
    30.12.2015 в 0:31
    AlV1k:Залежи золота за МКАДом или нефтяной родник под Пухавичами найдёте?

    Ну можно золотой унитаз переплавить на что-нибудь полезное.

  • AS3MINSK
    AS3MINSK
    30.12.2015 в 0:44

    Боятся нужно лишь сам страх! это жизнь и она циклична бывает лучше бывает хуже! Желаю всем здоровья и любви всех с наступающим новым годом!!

  • DimaMaybach
    DimaMaybach
    30.12.2015 в 0:52

    Сколько можно уже слушать этих доморощенных экспертов????

    Расказывают о каких-то эфимерных вещах, о которых сами ничего не понимают.

    В любом учебнике по экономике нас учат,что деньги обеспечены товаром. В наше же время деньги - это долг.

    Почему ни один эксперт не говорит о растовщическом проценте который мы имеем сейчас? Какая доля процентов по кредитам в стоимости продукции? Если материалы, комплектующие, энергоносители, зарплаты - все в кредит. Почему не расскажут почему доллар перестал быть обеспечен золотом? Почему курсы наших валют привязаны к тому, что мы сами неможем регулировать?

    Не говорят и о истинной роли МВФ. Посмотрите мировую статистику, хотя бы одна страна с которой сотрудничал фонд улучшила свою жизнь? Нет, долги только росли. И бедность в мире за это время увеличалась в 2 раза!!!!!

    Почему не вспомнят Сталина. Который получил руины страны, а после смерти оставил сверхдержаву.

    Простой пример. Возьмем время после ВОВ, все в разрухе. И что делали? БРАЛИ И СТРОИЛИ НОВУЮ ЖИЗНЬ. А что сейчас? Что говорят наши великие эксперты и руководители? У нас разваливается экономика, нам нужен инвестор. Друзья, вам самим не смешно? Вы верите, что придет иностранный дядя с деньгами и построит ваше счастье?!!!

    Эти вопросы, это только маленькая часть вопросов которые наши великие вожди и доморощенные эксперты предпочитают обходить стороной. Но пора уже задуматься и о них.

  • 1644894
    1644894
    30.12.2015 в 1:08

    он либераст

  • 1639447
    1639447
    30.12.2015 в 2:43
    НеПатриот:Недавно, Александр Невзоров на радио Эхо Москвы произнес текст, адресованый России:

    Невзоров на эхо Москвы - это, как навозная муха на стульчаке унитаза..

  • 1639447
    1639447
    30.12.2015 в 3:06

    Только плановая экономика, а весь этот бред про мировое разделение труда и постоянная беготня за инвесторами, чтобы бесконечно поддерживать спрос на доллар пора выкинуть на помойку...

  • mb320
    mb320
    30.12.2015 в 3:19

    Будем надеятьсяна лучшее,но на государство надежды нет,только на себя!!!

  • dongekson1.1
    dongekson1.1
    30.12.2015 в 8:22

    продам свд недорого

  • Wood1967
    Wood1967
    30.12.2015 в 11:15

    Никакой не "двойной аукцион" избавил народ от привычки "бежать в обменник", а элементарное отсутствие свободных денежных средств.

    Эпоха застоя в 1970-х ?! Хм.
    В экономике она тогда только-только начиналась. При этом люди жили лучше, чем когда-либо.
    Сравнение пальцем в небо.

  • 1596810
    1596810
    30.12.2015 в 11:57

    Ещё лет 70, и все будет хорошо)))

  • zorro2012
    zorro2012
    30.12.2015 в 12:21
    DimaMaybach:Сколько можно уже слушать этих доморощенных экспертов????

    Расказывают о каких-то эфимерных вещах, о которых сами ничего не понимают.

    В любом учебнике по экономике нас учат,что деньги обеспечены товаром. В наше же время деньги - это долг.

    Почему ни один эксперт не говорит о растовщическом проценте который мы имеем сейчас? Какая доля процентов по кредитам в стоимости продукции? Если материалы, комплектующие, энергоносители, зарплаты - все в кредит. Почему не расскажут почему доллар перестал быть обеспечен золотом? Почему курсы наших валют привязаны к тому, что мы сами неможем регулировать?

    Не говорят и о истинной роли МВФ. Посмотрите мировую статистику, хотя бы одна страна с которой сотрудничал фонд улучшила свою жизнь? Нет, долги только росли. И бедность в мире за это время увеличалась в 2 раза!!!!!

    Почему не вспомнят Сталина. Который получил руины страны, а после смерти оставил сверхдержаву.

    Простой пример. Возьмем время после ВОВ, все в разрухе. И что делали? БРАЛИ И СТРОИЛИ НОВУЮ ЖИЗНЬ. А что сейчас? Что говорят наши великие эксперты и руководители? У нас разваливается экономика, нам нужен инвестор. Друзья, вам самим не смешно? Вы верите, что придет иностранный дядя с деньгами и построит ваше счастье?!!!

    Эти вопросы, это только маленькая часть вопросов которые наши великие вожди и доморощенные эксперты предпочитают обходить стороной. Но пора уже задуматься и о них.

    сталин бы вас и ваших родственников с удовольствием повесил

  • maximcmd
    maximcmd
    30.12.2015 в 13:15

    До тех пор, пока богатые будут кормить бедных в рамках социально ориентированного государства, никакого развития не будет. Будет лишь видимое благополучие в долг. Я не про бюджетников, а про промышленность и с/х которое пытаются сохранить вливаниями денег вместо того что бы попытаться их реанимировать грамотным управлением, разумеется пахать на дядю грамотный и уважающий себя профессионал обыычную зп руководителя не будет, а покупать за космоденьги убыточные предприятия с невозможностью уволить часть сотрудников, сбыть неликвидные активы и еще что то там связанное со статистическими оптимистскими показателями, этим самым профессионалам 100 раз не сдалось. Они прекрасно понимают что кроме собственного обонкрочивания это ни к чему не приведет. Это замкнутый круг, разорвать его может у нас в стране только один человек, и то он сам очень засиделся....

  • sunzzo
    sunzzo
    30.12.2015 в 13:25

    Не думаю что властям под силу сильно повлиять на макроэкономические показатели , основная задача для них в переходный период - обеспечение стабильности . Система старая , ржавая , пусть с низким КПД , но она работает . Реформы конечно нужны , но и осторожность - не лишняя.

  • maximcmd
    maximcmd
    30.12.2015 в 14:14
    sunzzo:Не думаю что властям под силу сильно повлиять на макроэкономические показатели , основная задача для них в переходный период - обеспечение стабильности . Система старая , ржавая , пусть с низким КПД , но она работает . Реформы конечно нужны , но и осторожность - не лишняя.

    от чего к чему переходим: от плохо к еще хуже??? нужно что то менять, даже там это стали уже понимать, потому и поговаривают о реформах. система не работает, экономическое чудо не что иное как возросший внешний долг, и это конечно хорошо: деньги в кредит, плохо то что их направляют не на развитие экономики и то что их больше в ближайшее время не дадут

  • azzaru
    azzaru
    30.12.2015 в 14:37

    Прекрасный экономист,все правильно говорит.Другого мнения мне не позволяет выразить цензура.

  • zaratystra2000
    zaratystra2000
    30.12.2015 в 14:39
    sunzzo:Система старая , ржавая , пусть с низким КПД , но она работает .

    Весь пар - в гудок.

  • 1469857
    1469857
    30.12.2015 в 16:39

    Статья дилетанта. Глубже нужно изучать вопрос, о котором пишите. Этот абзац демонстрирует полное незнание текущей ситуации. Всё остальное просто слова.

    Кстати, о реформах либо об иных других положительных изменениях в приходящем году: пока нет четкого понимания, какие именно реформы нужны нашей стране. Никто не берет на себя ответственность разрушать старую систему, а кризис идей и мысли не способствует выработке решений по созданию новой экономической архитектуры Беларуси.

  • zaratystra2000
    zaratystra2000
    30.12.2015 в 17:07
    1469857:Глубже нужно изучать вопрос, о котором пишите.

    Это точно. Для начала неплохо бы изучить такой вопрос, как правописание, если пишЕте.

  • parasik
    parasik
    30.12.2015 в 23:09

    при роспуске 100 человек из парламента , было выплачено отходных по 30 млн. каждому , парламентеров распустили , а потом опять их же и приняли )))) ( вроде бы все правильно написал ).

  • 1983laf
    1983laf
    31.12.2015 в 1:30

    Уходим в эпоху застолья!!! С НОВЫМ ГОДОМ!!!

  • Illusionist89
    Illusionist89
    31.12.2015 в 1:41
    1596810:Ещё лет 70, и все будет хорошо)))

    70? мало берёте, у коленьки скоро тоже появятся дети ;)

  • 1433116
    1433116
    31.12.2015 в 7:40

    1. Предлагаю запретить использовать лже-пирамиду Маслова.
    Нужна новая модель, причём круглая. Где главное в центре.
    И создать новые потребности, например: ощущать любовь, дышать и мыслить.
    Создать общество потребителей любви, вместо потребителей вожделения.
    Которые сейчас очень напуганы, потому что они всё ещё под внушением лже-пирамиды Маслова.
    2. Предлагаю вернуть уважение к земле и женщинам и говорить так:
    - Ойче наш, который есть на небе и Мать наша, которая есть на земле, пусть святится ваш союз...
    3. Предлагаю вернуть уважение к отцам и сделать родительство потребностью номер 1 для каждого мужчины.
    Тогда всё закрутится как положено и кризисы закончатся.

  • Walnut
    Walnut
    31.12.2015 в 11:20

    Мне одному интересно, почему Антон об "эпохе застоя" в будущем времени говорит? Эта эпоху уже несколько лет назад началась и уже успела закончиться... сменившись деградацией.

  • Phenman
    Phenman
    31.12.2015 в 11:31
    sunzzo:Не думаю что властям под силу сильно повлиять на макроэкономические показатели , основная задача для них в переходный период - обеспечение стабильности . Система старая , ржавая , пусть с низким КПД , но она работает . Реформы конечно нужны , но и осторожность - не лишняя.

    проблема в том, что переходный период надо было закончить лет 10 назад - благо все ресурсы и возможности были. Но нет, деньги тратились и тратятся на поддержание этой старой ржавой системы, которая без внешних дотаций и кредитов существовать не способна.

  • Sandy-warrior
    Sandy-warrior
    31.12.2015 в 14:10
    Anton-Daldon:2016 год будет самый тяжёлый в истории современной Беларуси, так глубоко мы ещё не сидели(

    Тяжелее 2016 будет только в 2017 и соотвентственно 2018 будет тяжелее предыдущего и так далее по возрастанию... Надежда может появится только после 2020 да и то если люди не согласятся с официальными результатами в 80% за...

  • zaratystra2000
    zaratystra2000
    31.12.2015 в 15:12

    Для того, чтоб попасть из эпохи волюнтаризма в эпоху застоя, надо, чтоб "кукурузника" сверг "бровастый".

  • Vlad1972
    Vlad1972
    31.12.2015 в 16:16
    buggas:кто не помнит, тот, вероятно, слыхал, что в эпоху расцвета застоя развитого социализма самым животрепещущим было понятие дефицита.

    Тогда был дифицит товаров, сейчас будет дифицит денег..... - современная интерпритация застоя.....

  • Paul46
    Paul46
    01.01.2016 в 1:58

    А в США и Европе рекорды продаж недвижимости и автомобилей.

  • сантьяго73ву
    сантьяго73ву
    01.01.2016 в 9:49

    тоесть будущий год мы вернемся не в 1999-й а в 1994-й-...я так и думал

  • Bioformat
    Bioformat
    01.01.2016 в 12:38

    Что видит современный человек: работа с утра до вечера, постоянное стремление куда то успеть, от чего то не отстать, постоянное давление большинству ненужной рекламы и мысли забитые житейскими мелочами мешающими жить в целом. К чему весь этот прогресс, если люди живут для того что бы работать, а не на оборот?
    Почему наше счастье должно зависить от "толстого кошелька", а не от образа мышления?

    [color=gray]Простите, мысль-вырвалась.[/color] :)

  • NeoOld
    NeoOld
    01.01.2016 в 15:47
    А судя по последним событиям, белорусы уже давно ни на кого не надеются и самостоятельно ищут выход из сложившейся ситуации — и находят.

    ...и налоговая тут как тут))

  • NeoOld
    NeoOld
    01.01.2016 в 15:51
    Vasenchik:В 2016 нужно больше золота!!!

    Из кожи вон вылезем, но всё отдадим государству((

  • ofps
    ofps
    01.01.2016 в 17:30

    Государство должно доплачивать всем каждый месяц талонами на Белорусские товары. Вот Ваша ЗП равна 5 миллионов, а Государство Вам сверх платит еще талонами допустим 3 миллиона.

    Потратить талоны можно будет покупая только Белорусские товары. Вот зашёл я в строительный магазин, нужна мне лопата, иду и выбираю, в основном Польские, и там, где-то в углу, стоят наши Белорусские. Так вот, будь у меня такие талоны, я бы плевать хотел на Красивую Польскую лопату, молоток и топор. Мне вполне на халяву подойдёт и Белорусская.

    И так во всём, разные товары народного потребления. Производитель получает сертификат 100% внутреннего производства, выставляет свои товары на продажу с возможностью покупки за талоны.

    Такой подход спровоцирует рост производства именно белорусских товаров, производители будут массово стремиться к замещению импортных комплектующих и тп.

    Государству ничего не стоит напечатать таких талонов и раздавать их людям, изымая затем у производителя, выдавая ему взамен реальные деньги для развития. Само собой, такие субсидии нужно будет хорошо контролировать, чтобы эти деньги не выводились из экономики страны, типа всякие мошенники будут продавать на барахолке свои талоны за реальные деньги по сниженному курсу, а уже за реальные деньги, будут покупать импортные товары.

    Нет, чёткий контроль, вплоть даже до введения электронных знаков ,выдавая людям некие специальные пластиковые карточки, именные, без возможности обналички.

    Но тут всё равно найдётся мошенник, который купит белорусский товар за талоны, а потом будет его продавать дешевле но за реальные деньги.

    Однако, нивелируя погрешности, в общей массе экономика страны очень оживится. Появится множество мелких производств в различных сферах. Все производители будут стремиться сделать свои товары Белорусскими.

    Компьютеры мы не начнём делать, а вот элементарные вещи, типа одежда, зубные щётки и тп - легко. Снизится количество покупателей Китайских товаров на алиексперсс.

    Буквально 2-3 года, страну не узнаете.

    Предпринимателям можно выдавать беспроцентные кредиты в виде таких спец денег, для развития бизнеса. Допустим ИП шнику нужен трактор, погрузчик, или грузовик МАЗ, а может автобус, или постройка помещения. Взяв такой кредит без процентов, он получает автоматом конкурентную способность с Западными Инвесторами.

    Может Белорусский трактор и не сравнить с Импортным, но простите, кто откажется если его дадут бесплатно по сути? И так ли он плох?

    Оживление внутреннего спроса на Белорусские товары, неизбежно приведёт к росту конкуренции среди Белорусских производителей. А конкуренция приведёт к росту качества.

  • Stakka
    Stakka
    01.01.2016 в 18:17

    Беларусь должна была пойти по польскому пути. Где частная собственность, рыночная экономика и демократическое правление. без всех этих 3 основ все пустое.

  • Stakka
    Stakka
    01.01.2016 в 19:27
    ofps:Государство должно доплачивать всем каждый месяц талонами на Белорусские товары. Вот Ваша ЗП равна 5 миллионов, а Государство Вам сверх платит еще талонами допустим 3 миллиона.

    Потратить талоны можно будет покупая только Белорусские товары. Вот зашёл я в строительный магазин, нужна мне лопата, иду и выбираю, в основном Польские, и там, где-то в углу, стоят наши Белорусские. Так вот, будь у меня такие талоны, я бы плевать хотел на Красивую Польскую лопату, молоток и топор. Мне вполне на халяву подойдёт и Белорусская.

    И так во всём, разные товары народного потребления. Производитель получает сертификат 100% внутреннего производства, выставляет свои товары на продажу с возможностью покупки за талоны.

    Такой подход спровоцирует рост производства именно белорусских товаров, производители будут массово стремиться к замещению импортных комплектующих и тп.

    Государству ничего не стоит напечатать таких талонов и раздавать их людям, изымая затем у производителя, выдавая ему взамен реальные деньги для развития. Само собой, такие субсидии нужно будет хорошо контролировать, чтобы эти деньги не выводились из экономики страны, типа всякие мошенники будут продавать на барахолке свои талоны за реальные деньги по сниженному курсу, а уже за реальные деньги, будут покупать импортные товары.

    Нет, чёткий контроль, вплоть даже до введения электронных знаков ,выдавая людям некие специальные пластиковые карточки, именные, без возможности обналички.

    Но тут всё равно найдётся мошенник, который купит белорусский товар за талоны, а потом будет его продавать дешевле но за реальные деньги.

    Однако, нивелируя погрешности, в общей массе экономика страны очень оживится. Появится множество мелких производств в различных сферах. Все производители будут стремиться сделать свои товары Белорусскими.

    Компьютеры мы не начнём делать, а вот элементарные вещи, типа одежда, зубные щётки и тп - легко. Снизится количество покупателей Китайских товаров на алиексперсс.

    Буквально 2-3 года, страну не узнаете.

    Предпринимателям можно выдавать беспроцентные кредиты в виде таких спец денег, для развития бизнеса. Допустим ИП шнику нужен трактор, погрузчик, или грузовик МАЗ, а может автобус, или постройка помещения. Взяв такой кредит без процентов, он получает автоматом конкурентную способность с Западными Инвесторами.

    Может Белорусский трактор и не сравнить с Импортным, но простите, кто откажется если его дадут бесплатно по сути? И так ли он плох?

    Оживление внутреннего спроса на Белорусские товары, неизбежно приведёт к росту конкуренции среди Белорусских производителей. А конкуренция приведёт к росту качества.

    сказочник. Только свободный рынок и конкуренция выведут страну из кризиса и сделают благополучной. А все твой советские методы смешны. Хватит изобретать велосипед.

  • fremling
    fremling
    01.01.2016 в 19:56

    Хотя экономические власти достойны похвалы за то, что они признают отсутствие в Беларуси базы для большого роста и отчасти отказываются искусственно его поддерживать при помощи монетарных стимулов.
    Уважаемый "Иканамист" , ну хоть пару учебников для первокурсников по экономике усвойте и культуру речи подтяните...а то без слёз подобные опусы читать невозможно.

  • PGZ
    PGZ
    01.01.2016 в 21:39

    Страна, общество и государство катятся в яму. Кто кого тянет?

  • lvmllg
    lvmllg
    02.01.2016 в 11:44
    1983laf:
    Beloff36:лучше бы был конец света )))))

    Лучше был-бы КОНЕЦ ПРАВЛЕНИЯ!!! Уступили-б место людям помоложе,может какие новые идеи появились.А то только новые налоги.............

    Новая идея только ОДНА !!!
    [censored]

  • lvmllg
    lvmllg
    02.01.2016 в 12:26
    Stakka:
    ofps:Государство должно доплачивать всем каждый месяц талонами на Белорусские товары. Вот Ваша ЗП равна 5 миллионов, а Государство Вам сверх платит еще талонами допустим 3 миллиона.

    Потратить талоны можно будет покупая только Белорусские товары. Вот зашёл я в строительный магазин, нужна мне лопата, иду и выбираю, в основном Польские, и там, где-то в углу, стоят наши Белорусские. Так вот, будь у меня такие талоны, я бы плевать хотел на Красивую Польскую лопату, молоток и топор. Мне вполне на халяву подойдёт и Белорусская.

    И так во всём, разные товары народного потребления. Производитель получает сертификат 100% внутреннего производства, выставляет свои товары на продажу с возможностью покупки за талоны.

    Такой подход спровоцирует рост производства именно белорусских товаров, производители будут массово стремиться к замещению импортных комплектующих и тп.

    Государству ничего не стоит напечатать таких талонов и раздавать их людям, изымая затем у производителя, выдавая ему взамен реальные деньги для развития. Само собой, такие субсидии нужно будет хорошо контролировать, чтобы эти деньги не выводились из экономики страны, типа всякие мошенники будут продавать на барахолке свои талоны за реальные деньги по сниженному курсу, а уже за реальные деньги, будут покупать импортные товары.

    Нет, чёткий контроль, вплоть даже до введения электронных знаков ,выдавая людям некие специальные пластиковые карточки, именные, без возможности обналички.

    Но тут всё равно найдётся мошенник, который купит белорусский товар за талоны, а потом будет его продавать дешевле но за реальные деньги.

    Однако, нивелируя погрешности, в общей массе экономика страны очень оживится. Появится множество мелких производств в различных сферах. Все производители будут стремиться сделать свои товары Белорусскими.

    Компьютеры мы не начнём делать, а вот элементарные вещи, типа одежда, зубные щётки и тп - легко. Снизится количество покупателей Китайских товаров на алиексперсс.

    Буквально 2-3 года, страну не узнаете.

    Предпринимателям можно выдавать беспроцентные кредиты в виде таких спец денег, для развития бизнеса. Допустим ИП шнику нужен трактор, погрузчик, или грузовик МАЗ, а может автобус, или постройка помещения. Взяв такой кредит без процентов, он получает автоматом конкурентную способность с Западными Инвесторами.

    Может Белорусский трактор и не сравнить с Импортным, но простите, кто откажется если его дадут бесплатно по сути? И так ли он плох?

    Оживление внутреннего спроса на Белорусские товары, неизбежно приведёт к росту конкуренции среди Белорусских производителей. А конкуренция приведёт к росту качества.

    сказочник. Только свободный рынок и конкуренция выведут страну из кризиса и сделают благополучной. А все твой советские методы смешны. Хватит изобретать велосипед.

  • lvmllg
    lvmllg
    02.01.2016 в 12:38

    Есть !!! Есть ещё в стране люди, которые пытаются думать....ну как умеют, знаний то нет.
    Никакие , свободные , рыночные и конкурентные талоны не сделают страну благополучной, в экономическом смысле.
    Всё в этом мире давно уже управляется... ВСЁ !!! И роль Беларуси в этом спектакле, кордебалет, третий ряд.

  • alex_wf
    alex_wf
    02.01.2016 в 13:30

    Нам не хватает минералов

  • tura
    tura
    02.01.2016 в 13:49

    готовимся к трансформационной рецессии.

  • msq77
    msq77
    02.01.2016 в 19:29

    в 70-е был застой, а щас просто загнивание

  • plahich
    plahich
    03.01.2016 в 13:19

    смею предположить, что наша экономика ещё в полёте ко ДНУ, а не на Дне как пишут многие ...
    и Дна она достигнет где то году в 2018 - 19 г.
    так что 2016 г. будет ещё не самым плохим !

  • БЕРИЯ74
    БЕРИЯ74
    03.01.2016 в 16:11

    мы не только уже давно стоим, но кувыркаемся назад !

  • zaratystra2000
    zaratystra2000
    03.01.2016 в 17:27
    ofps:Государство должно доплачивать всем каждый месяц талонами на Белорусские товары.

    Эти талоны называются "белорусские рубли".

  • yuris_t
    yuris_t
    03.01.2016 в 20:34

    могло быть начало улучшения и в 2015 году, но большинство посчитало что лучше пусть в 2020 будет лучше, а сейчас еще можно потерпеть

  • KnysheFF
    KnysheFF
    03.01.2016 в 20:57
    alex197706:Страна с каждым годом все больше скатывается в пропасть. Не пора ли вводить ответственность за те законы, которые принимает наше правительство, парламент и президент. Каждый должен отвечать за результаты своей работы. И если на протяжении многих лет чиновники не справляются с управлением страной, а никакой ответственности за свою деятельность не несут, то и получается, что страдают обычные люди.

    тоже так считаю

  • searchzone
    searchzone
    03.01.2016 в 21:10

    Экономика экономикой, от нее никуда и без нее никуда. Тут скорее вопрос в другом, но об этом другом или не хотят говорить или не дают (а скорее всего боятся). В сериале "Кухня" есть хорошая фраза - "запара не на кухне, запара в голове". Не экономический у нас кризис, НЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ. Наша существующая экономика еще способна выкарабкаться, причем несильно напрягаясь. Ее нужно только направить правильной рукой в правильном направлении....
    1 тезис - ИМНС, составьте не список тунеядцев, а государственных служащих и членов их семей до энного колена, проанализируйте доходы и расходы, имущество, и т.д. и т.п. - найдете минимум процентов 200 ВВП (подсказка - вопрос: почему ИМНС против налога на богатство??? Кто ответит правильно - получит приз).

  • Pr1ha
    Pr1ha
    03.01.2016 в 23:57

    ой, шо вы говорите, опять либеральный клуб?

  • zaratystra2000
    zaratystra2000
    04.01.2016 в 10:30
    searchzone:Наша существующая экономика еще способна выкарабкаться, причем несильно напрягаясь. Ее нужно только направить правильной рукой в правильном направлении.

    Это нежизнеспособная химера под названием "белорусская экономика", не являющаяся экономикой по определению и существующая вопреки всем экономическим законам, вообще никуда выкарабкаться не может. Т.е. сначала надо заиметь экономику, а потом уж она будет"выкарабкиваться".

  • zaratystra2000
    zaratystra2000
    04.01.2016 в 10:31
    searchzone:ИМНС, составьте не список тунеядцев, а государственных служащих и членов их семей до энного колена

    Вы ещё предложите им самих себя проверить, ага.

  • MaineCoon
    MaineCoon
    04.01.2016 в 11:16

    Уж лучше пусть "застой", чем непродуманные "реформы", которые могут обеспечить "через пять лет не перепись населения, а перекличку" (с)......как в известном анекдоте)

  • Rusto
    Rusto
    04.01.2016 в 17:50

    мы давно уже в этом застое по самые уши. Или только сейчас заметили?

  • TRISTAN-64
    TRISTAN-64
    04.01.2016 в 22:46

    "Гражданам бояться нечего, если они в первую очередь надеются сами на себя, а не на государство" -звучит как приговор. Зачем такое гос-вонафиг, где каждый см за себя?

  • TRISTAN-64
    TRISTAN-64
    04.01.2016 в 22:49
    andriano1984:себя, а не на государство. А судя по последним событиям, белорусы уже давно ни на кого не надеются и самостоятельно ищут

    поБТ всё довольно объективно показывают. Особенно про предприятия, у которых проблемы

  • TRISTAN-64
    TRISTAN-64
    04.01.2016 в 22:54
    restvann:опять "эксперт". На вид 25 лет, но "эксперт". А ты поработал на предприятии, по руководил чем нибудь, но уже "эксперт"

    + 100. молодежи нельзя доверять серьезные статьи. А доценты, преподаватели экономики наверное н е решаться здесь "выступать"

  • ISAYibragimoff
    ISAYibragimoff
    04.01.2016 в 23:42

    да всё будет нормуль!Только не было войны.Денег нет,и не будет!!!! Да и не надо!

  • poltergaste
    poltergaste
    05.01.2016 в 0:18

    не забываем про выплаты старых долгов.
    этот эксперт от сохи совсем слаб, если упустил такой важный показатель как объем отчислений на обслуживание текущего долга.

    а статья - популистская ересь. без неё понятно, что всё не окей, но нет конкретики в цифрах.

  • fan1977
    fan1977
    07.01.2016 в 19:52

    И что тут нового или прогнозного лизь мызь

  • arch1972
    arch1972
    09.01.2016 в 19:35

    restvann, куча экспертов,а работать опять некому