Уличный художник Гвидо Ван Хелтен: я уверен, что в глубине души многих белорусов есть «вышиванка»

19 108
11 ноября 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков, Владислав Борисевич

Уличный художник Гвидо Ван Хелтен: я уверен, что в глубине души многих белорусов есть «вышиванка»

Гвидо Ван Хелтен — английский художник с австралийскими корнями. Занимается уличным искусством, уже реализовал масштабные работы в Италии, Исландии, Дании, Эстонии, Украине и других странах. В рамках проекта Urban Myths, организованного сообществом Signal, создает монументальное граффити в Минске.
Мои первые впечатления о Минске — широкие улицы, чистота и пустота, много сталинской архитектуры. Я не вижу в этом ничего плохого, как некоторые, потому что твердо уверен: у каждого города есть своя особенная душа и в первую очередь ее формируют люди. Не надо судить о Париже по Эйфелевой башне или о Барселоне по архитектуре Гауди. Копнув глубже, вы наверняка поймете, что город — это намного больше, чем его «визитки». «Правильных» или, наоборот, «неправильных» городов просто не бывает в природе.

Строгие пафосные здания, построенные еще при Советском Союзе, и молодые европейские белорусы, которые проходят мимо них, — это и есть центральный образ, олицетворяющий, на мой взгляд, общую атмосферу города. У вас осталось наследие державы-гегемона, но уже появился свой, особенный путь, который еще предстоит до конца осознать. Для этого необходимо почувствовать связь с национальной культурой и историей.

Мне удалось побывать в нескольких исторических музеях города, Мире и Несвиже, и признаться, я был поражен красотой и богатством исторического наследия белорусов: оно яркое, живое, светлое. Меня немного удивило то, что на улицах редко увидишь национальные узоры и символику, ведь они очень эстетичные и прекрасно впишутся практически в любое окружение. Возможно, причина этого — некоторая закрытость, стеснительность белорусов. Но я уверен, что под повседневной одеждой, где-то глубоко внутри, у каждого жителя страны есть «вышиванка» — самобытная, добрая, открытая душа.

К сожалению, я не заметил в Минске столько работ в стиле стрит-арт, сколько хотелось бы, но те, что увидел, были исполнены на очень высоком уровне. Когда говорят, что в центре города мало архитектурных форм и неформального уличного искусства, я с этим не соглашаюсь. Считаю, что в первую очередь такие объекты должны появляться в «спальниках», индустриальных зонах, на окраинах города. Там им легче «дышать», там они привлекают больше внимания. Лично я, будь у меня задача создать больше проектов в Минске, сначала работал бы с национальными цветами, орнаментами, местным колоритом: это всегда будет фишкой, которая, с одной стороны, радует соотечественников, а с другой — привлекает приезжих.

Цель работ, которые я создаю в разных странах, не столько самовыражение художника, сколько подарок горожанам. Я стараюсь изобразить то, что их по-настоящему заинтересует, что заставит задуматься. В Минске мою картину вы сможете увидеть на стене здания №15 по улице Рабкоровской. На ней изображена девушка в современной одежде, под которой проглядывается национальный костюм. Мне кажется, я уловил то, что происходит сейчас с белорусами: они уже готовы заявить о своей национальной уникальности, гордятся ей, но пока не делают этого открыто.

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков, Владислав Борисевич