Репетитор Ева Гилевич: белорусские учителя не умеют держать дистанцию с детьми?

20 907
04 мая 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Репетитор Ева Гилевич: белорусские учителя не умеют держать дистанцию с детьми?

Автор: Дмитрий Корсак
Ева Гилевич — репетитор по английскому и белорусскому языкам центра «100 баллов». Окончила МГЛУ, волонтер на курсах белорусского языка «Мова нанова».
Тяжело представить лезущего в душу сантехника, расспрашивающего семейные подробности кондуктора, названивающую по вечерам продавщицу из соседнего магазина или библиотекаря, что пытается завладеть доверием и вбиться в друзья. Но представить такого школьного преподавателя, по-моему, легко. А тем более классного руководителя. Почему так? Поразмышляем ниже.

Ну вот вы скажете: где это видано — сравнивать сиюминутные услуги и быстрый результат с трудом длиной в 11 лет? И будете абсолютно правы. Безусловно, преподаватель — это особая профессия, в которой просто невозможно обходиться без душевного тепла, доброго сердца и чуткой души. Ведь наставник работает с детьми и подростками, где все вышеперечисленные качества так важны. Их отсутствие нередко вредит учебному процессу, делая дистанцию между взрослым и ребенком слишком большой, а отношение и обучение — слишком черствыми и сухими. Что, конечно, сказывается на результате. Но я хочу обратить внимание на ситуации, когда чрезмерные эмоции и желание наладить слишком близкий контакт с ребенком доходят до крайности, в конечном счете разрушая все на своем пути.

Чтобы понятнее разъяснить поднятую тему, попрошу вас вспомнить свои школьные годы: были ли в вашем классе любимчики и козлы отпущения? А может, вы и сами попадали в одну из категорий? Вспомните свои впечатления от такой ситуации. Думаю, ничего хорошего ни в первом, ни во втором случае вам это не принесло. Почему? Потому что, будучи любимчиком у кого-то из учителей, вечно приходилось слышать насмешки и издевки со стороны одноклассников, что не особо способствовало дружеским отношениям со сверстниками. Ну а со стороны учителей такие избранные и безотказные особы вечно подпадают под всякого рода манипуляции типа сходить на субботник, поучаствовать в показушной самодеятельности, помочь убрать лаборантскую и так далее. Опять же из-за боязни попасть в немилость. А вот «нелюбимчиков» в таких ситуациях обычно хотят пореже видеть на глазах — это, конечно, плюс. Но вместе с этим сколько открытого унижения, часто открытой травли такие ученики получают во время уроков, на переменах, педсоветах, у социального педагога… Не говоря уже про авторитет таких «заклевышей» в классе. И хуже всего, когда причиной такой агрессии является не дурное поведение, а слабая успеваемость ученика. В таком случае к одиннадцатому классу мы получим полностью закомплексованного и не верящего в свои силы человека. Работая репетитором, периодически выслушиваю жалобы школяров по поводу «все время кричащих училок».

Из своих личных воспоминаний я отмечу одно: самые отличные взаимоотношения у меня и у одноклассников были с теми преподавателями, которые а) держали разумную дистанцию, б) были хорошими и справедливыми учителями, в) могли заинтересовать. Соответственно, и знания по предмету этих преподавателей были на достойном уровне. Что касается слишком эмоциональных учителей, которые пробовали строить образовательный процесс на личных отношениях и фривольности, то ничего хорошего из этого не выходило. Сначала была мнимая любовь, потом были тщетные попытки манипуляции совестью — дети садились на голову, ну а дальше следовала реальная ненависть. Причем с обеих сторон. Позже опыт работы с детьми разного возраста подтвердил все вышеописанное. С большим сожалением приходилось наблюдать подобные сценарии и во время преподавания в школе. Единицы из педагогического коллектива придерживались той самой золотой середины эмоций и дисциплины при работе с детьми. Большинство бросалось в крайности, вредя всем и вся.

Еще раз возвращаясь в школьные годы, вспомню своего учителя по английскому языку — преподавателя от бога, которому я обязана если не всем, то очень многим. Преподавателя, которого я до сих пор вспоминаю почти каждый день и который мне до сих пор снится в страшных снах, где я не готова к уроку или без «домашки». Так вот, дисциплина на наших уроках с первого класса была просто железной относительно всего: работы на уроке, выполнения домашнего задания, посещения дополнительных занятий на каникулах, чтения на лето и так далее. Мы все тряслись и зубрили, дико боясь что-то забыть или не ответить. Но вместе со всем этим ни разу в жизни я не услышала ни слова унижения в адрес кого-либо из учеников. Не готов — соответствующая оценка, прогулял — родителей в известность и на отработку, списал — переписывай и минус пару баллов. И никаких «моралей». Все по-честному и без крайностей. И при всем этом на уроках было жутко интересно, хоть и сложно. И централизованное тестирование мы сдавали без репетиторов.

Поверьте, я не пытаюсь сделать ангелов абсолютно из всех детей и демонов из преподавателей. Безусловно, бывают дикие ситуации, когда сегодняшние дети ведут себя просто отвратительно и по-хамски по отношению к преподавателям. Причины этого — отдельная тема, которую я поднимала в предыдущих статьях. Но уверяю вас, что имеют место и обратные ситуации с агрессией со стороны преподавателей. Ведь, пардон, дисциплина и унижение — довольно разные вещи. Особенно это касается младших классов, где дети, по сути, беззащитны во всех смыслах: моральном и физическом. Тем более подобного рода эмоциональная окраска процесса обучения и отношения особенно между классным руководителем и детьми, в принципе, «закладывает» психику ребенка на долгие годы.

Безусловно, вопрос, поставленный в заголовке, больше риторический. Но над ним следует задуматься родителям, у чьих детей есть подобные проблемы в отношениях с учителями. Не стоит пускать все на самотек. В любом случае ваш ребенок заслуживает достойного отношения и таких же знаний. Стоит задуматься и преподавателям. Не пытайтесь влюбить в себя детей, лучше завоюйте их уважение качественной работой и интересными занятиями, а не горькими слезами или жестким отношением. Не нужно быть другом или врагом. Любовь в этом случае выражается в вашей хорошей работе.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by