Программы и учебники
Первые отечественные учебники для начальной школы были не просто «жесть», а «жестяная жесть». Я помню, как ходил на телевидение только с одной целью — процитировать, что в этих учебниках написано. Например, в учебнике для второго класса по русскому языку правила были на целую страницу, в то время как ребенок в этом возрасте такой объем информации полноценно воспринять не может. Второклассники могли узнать из учебника, что речь бывает монологической и диалогической, что гласную в слабой позиции надо проверять, поставив ее в сильную позицию. А букварь для первоклассников потрясал «нетленками»: «Буква Ч сказала „Есть!“ Отдала кому-то честь», «Проверь, буква Р открывает всем дверь».
Мои коллеги из начальной школы рассказывали мне, что на родительских собраниях объясняли родителям, как решается та или иная задача по математике, потому что родители не могли признаться своим маленьким детям, что они не знают, как задачу решить.
Сейчас учебники уже не столь ужасны, но самостоятельно учиться по ним ребенку сложно, а точнее говоря, невозможно.
Например, откроем учебник русского языка для 2-го класса (авторы М. Б. Антипова и др.) и прочитаем правило: «На конце и в середине слов перед согласными написание парных согласных надо проверять, подбирая проверочные слова. Проверочными являются слова, в которых после парного согласного произносится гласный: крюк — крюки, сказка — сказочка». Ну-ка, взрослые, поднимите руки, кто понял с первого раза?
То ли дело советский учебник математики для начальной школы (авторы Моро и Бантова): 1 разворот — 1 урок. Сначала повторение, затем материал урока, потом закрепление. И так из урока в урок. Сразу было понятно, что делать, если школьник пропустил урок. А сейчас орать на ребенка «Дурак! Возьми учебник и разберись!» нечестно по отношению к ребенку. Чтобы он понял, что написано в современном учебнике, необходима реальная помощь взрослого, а не «волшебный пендель».
Поборы
Перед тем как возмущаться или жаловаться на очередные поборы, задайте себе главный вопрос: «У вас попросили деньги на то, чтобы учительница себе новые сапоги купила или чтобы в классе или школе у вашего ребенка были более комфортные условия для учебы?» Вероятнее всего, вы выберете второй ответ. Конечно, он вам тоже не очень нравится, но предъявлять в этом случае претензии к директору или учителю несправедливо, они не виноваты, что выделяется мало денег на содержание школы. Поэтому моя позиция такая: не жадничать и сцены максимум из-за 100 долларов в год (как правило, эта сумма значительно меньше) на родительских собраниях не закатывать. А если родительский комитет решит сделать учителю подарок к празднику, то это решение стоит поддержать и сделать это искренне.
Безотметочное обучение
Родителям надо знать, что первые школьные оценки в дневнике ребенка появятся только в 3-м классе. А первые два года ученика ждет «безотметочное обучение». При этом минут 15—20 урока уходит на заполнение с детьми тетрадей самооценки (дети сами себе ставят плюсики, а потом и учитель в течение часа тупо ставит «+» или «–» в этих же тетрадях). Урок физкультуры не является здесь исключением, только непонятно, где и как дети должны ставить эти «+»? При этом учитель ведет свой лист контроля учебной деятельности по каждому ребенку и по всем разделам, темам по этим предметам. На все это у учителя уходит примерно 5—6 часов каждую неделю.
Дополнительно к безотметочному обучению есть еще и контроль за уровнем сформированности общеучебных умений и навыков (ОУН). Сюда входит изучение и определение степени обученности учащихся, изучение и определение степени обучаемости учащихся, ОУН-учебноуправленченские (организационные), учебно-деятельностные умения (умения учебной деятельности), учебно-коммуникативные умения, учебно-информационные умения, при этом алгоритмы выставления уровней есть только для определения обученности и обучаемости. Кроме того, каждый раздел ОУН содержит примерно 6—7 граф, в которые учителя выставляют уровни. Есть еще лист-график учебных достижений, и в конце каждой четверти в нем отмечаются уровни, которых достиг ребенок по каждому предмету, и выстраиваются графики.
Думаю, что у большинства читателей, которые осилили этот абзац, «в зобу дыханье сперло».
Надо еще иметь в виду, что физкультура, труд и рисование остаются безотметочными всю начальную школу. Раньше, когда ребенок имел плохие оценки по математике или по языкам, то на уроке рисования, труда или физкультуры он мог получить достаточно высокий балл, и это являлось стимулом для ребенка стараться, да и учитель мог хотя бы за что-то похвалить его. Сейчас же многие дети относятся к этим урокам безразлично, так как оценок по этим предметам они не получают.
Бюрократия
Надо понимать, что учитель в начальной школе заполняет и множество других отчетов и документов: план воспитательной работы (с анализом проведенной работы, ожидаемыми результатами, характеристикой класса и т. п.), дневник классного руководителя, анализ пропусков занятий для всего класса (по болезни, по заявлению родителей, оздоровление, освобождение, медосмотр, без уважительной причины), анализ проведенной работы с учащимися, имеющими пропуски без уважительной причины, и их родителями, календарно-тематическое планирование не только по каждому предмету, но и по факультативам со сбором заявлений на факультатив от родителей учеников, список учеников класса, посещающих факультативы, календарно-тематическое планирование по стимулирующим и поддерживающим занятиям, сводная ведомость оценок за четверть, протоколы проведения родительских собраний, составление актов посещения семей с целью выяснения условий проживания ребенка и многое другое.
Надеюсь, что широко распространенная фраза о том, что «ученик в школе мешает учителю бумажки заполнять», уже не кажется вам столь чудовищной.
Выбор школы
Меня удивляют родители, которые, чтобы «не париться», отдают ребенка в ближайшую к дому школу, а затем возмущаются, как им не повезло. Когда я делал в квартире ремонт и объезжал магазины, выбирая плитку или обои, то обратил внимание, как тщательно люди выбирают стройматериалы: и производитель должен быть правильный, и цвета в тон, и много еще чего. И тогда я подумал, что очень странно — часто люди не тратят столько же времени и энергии, выбирая школу или учителей своему ребенку.
Подведем итог
Оставляйте на вечер время и энергию, чтобы узнать и понять, как обстоят дела в школе у вашего ребенка. Велика вероятность того, что ему необходимо ваше участие или ваша помощь. На халяву не рассчитывайте, в системе образования ее, как и во взрослой жизни, нет и не будет!