Пандемия принесла массу бед и экономических сложностей: люди болеют, бизнесы закрылись, многие потеряли работу. Ситуация на рынке труда выглядит крайне тяжелой, и этому можно найти множество подтверждений — каждый из нас наверняка с ходу вспомнит несколько знакомых, которые потеряли работу и сейчас тщетно пытаются найти возможность приличного заработка. Но есть другая точка зрения: карантин настолько ускорил глобализацию, что шансы на хорошее обучение и удаленную работу появились у людей любых городов и стран, где доступен интернет.
Читать на OnlínerРазговоры о том, что не нужно жить в Минске, чтобы получить новую профессию, не нужно ехать в Москву, Берлин или Нью-Йорк, чтобы работать на известную компанию и получать высокую зарплату, все еще звучат как фантастика. Но ведь точно так же год назад фантастическим казалось предположение, что целые корпорации в течение нескольких месяцев перейдут на эффективную работу из дома и задумаются о том, чтобы в офис уже никогда не возвращаться.
В общем, главная для некоторых преграда — физическое расстояние — теперь снята. Остались лишь преграды психологические и культурные. То, как их преодолеть, мы обсудим с экспертом Тамарой Кулинкович.
Тамара Кулинкович — совладелец «Студии Сорокина и Кулинкович» и академии нетехнических IT Skademy. Работает в сфере HR и переквалификации людей более 15 лет. На курсах, организованных Тамарой и ее коллегами, обучились уже несколько тысяч человек в сфере нетехнических IT. Наша собеседница уверена, что почти в каждой IT-компании Беларуси работают ее выпускники.
— Говоря о перспективной работе на удаленке, какие профессии мы имеем в виду?
— Профессии, не требующие физического присутствия. Фактически никакого специализированного образования на старте не требует работа модератора, оператора онлайн-кол-центра, специалиста по наполнению контентом соцсетей, копирайтера, контент-менеджера, администратора, офис-менеджера. Но с такими специальностями рассчитывать на высокие заработки со старта не стоит, хотя они могут быть значительно выше, чем на местном рынке труда: от 200 до 500 у. е. без опыта.
Сейчас на слуху разнообразные IT-специальности: от тестирования до программирования и дизайна, подбора персонала и удаленного управления командами. Также востребованы специалисты по продажам самых разных специализаций.
Для тех, кто хочет идти в IT, но не хочет программировать, есть гуманитарные профессии, на которые сейчас растет спрос:
— Допустим, человек принял решение получить новую профессию. Как это сегодня сделать не выходя из дома?
— Хорошо, если вы пройдете курсы онлайн и получите диплом вместе с практикой. Часто после таких курсов есть стажировки и помощь с трудоустройством. Замечательно, если об этих курсах знают ваши работодатели.
До устройства на курсы стоит погуглить статьи о профессии, затем посмотреть доступные видео на YouTube — там действительно много бесплатного обучающего контента, и можно самостоятельно обучиться профессии, переходя по видео и читая рекомендуемые книги.
Еще один вариант — поискать бесплатные курсы и мастер-классы. Часто они урезаны и используются, чтобы привлечь учеников на большой платный курс. Но даже по сокращенным урокам или пробным занятиям вы сможете понять, ваше ли это и готовы ли вы так работать.
После я очень рекомендую добавиться в профессиональные сообщества, найти группы в соцсетях (сейчас они поддерживаются меньше) и профессиональные чаты в Telegram (сегодня они популярнее).
Читайте сообщения, вопросы и ответы, откликайтесь на любые приглашения на митапы, конференции, мастер-классы. Слушайте и общайтесь. Напитывайтесь языком и проблемами отрасли, максимально погружайтесь в культуру.
— Рекламу онлайн-курсов сегодня вещают, кажется, даже утюги. Многие идут на эти курсы и быстро разочаровываются. Действительно ли это эффективный инструмент? Когда он срабатывает, а когда нет? Как выбрать толковое обучение или понять, что курсы, которые тебе предлагают, — полная ерунда?
— Существуют даже онлайн-курсы о том, как создавать онлайн-курсы. Сейчас можно все сделать за один день: купить шаблон учебного сайта за десяток долларов или создать курс на учебной платформе. Он будет выглядеть надежно и солидно.
То есть теоретически любой человек, вместо того чтобы учиться, может создать онлайн-курс и учить.
Так и делают. Например, недавно мне написал ученик: «У вас программа точь-в-точь как у такой-то школы IT-продаж в Украине. Как я пойму, что вы не украли ее?» Я заинтересовалась, пошла по его ссылке. Действительно, наша программа полностью списана, даже с авторскими терминами, которые мы ввели несколько лет назад. Только мой метод продаж из программы убрали. Наверное, не поняли, что стоит за названием. Но остальное дословно скопировали и даже прикрепили фото и имена каких-то спикеров.
Пару лет назад у нас с сайта украли в Россию дословно все тексты, причем даже с фотографией моего партнера.
Есть еще один ход.
Знакомые со мной белорусские бизнес-консультанты стали находить свои студийные фотографии на чужих сайтах — там их перечисляли как экспертов и консультантов какой-то онлайн-бизнес-школы, имена им заменили на новые. Сайты эти выглядели довольно авторитетно.
Но вообще, разнообразие — это хорошо. Конкуренция заставляет компании двигаться и улучшаться.
Если бы я выбирала курс, я бы поступила так:
— Одна из главных преград на пути к работе после курсов — недостаток практики. Как получить практические навыки удаленно?
— Вы планируете работать удаленно. Значит, можете учиться и практиковаться удаленно. Один из вариантов — пойти на бесплатную стажировку или согласиться на низкую зарплату ассистента, чтобы полностью овладеть процессом и получить наставничество.
Если только вы не титулованный специалист, известный в своей отрасли, не бойтесь дополнить свое резюме на старте сведениями о низких должностях и бесплатной стажировке. За те 3—6 месяцев, пока люди ищут хорошую должность с высокой зарплатой, пытаясь убедить работодателя взять их без опыта, они могли бы работать на низкой должности и заполнить свое резюме указанием на наличие опыта, владение профессиональными программами и знание процесса работы.
Когда ваше резюме в новой сфере абсолютно пустое, подумайте о том, как приобрести подходящий опыт (с помощью курсов, стажировок, волонтерства, работы ассистентом), чтобы потом с хорошим резюме вы могли выбирать действительно компанию мечты.
Получать 100 рублей в месяц на новой должности и записывать опыт в резюме — не стыдно. Стыдно лежать на диване и ныть, мол, нет работы с «достойной» зарплатой, а на меньшее «я не согласен».
— Еще одна классическая беда соискателя — слабый английский. Что делать?
— Слабый уровень владения языком — это не врожденная аномалия. Владение английским повышает шансы найти хорошую работу и расширяет возможности вашего выбора. И английский можно тренировать в любом возрасте.
Если вы не склонны к фанатичной самодисциплине, тогда решение «все, завтра возьмусь, учебники уже скачаны» не поможет. Я видела много историй, когда на такие начинания тратились годы и результата не было.
Вот несколько сценариев. Выбирайте, какой больше похож на ваш.
1. Английский недостаточно хороший. Хочу подтянуть.
Пройдите тестирование для определения уровня владения языком. Это можно сделать онлайн самостоятельно или при поступлении на языковые курсы. После этого посмотрите программу курсов, спросите у учителей, через какое время обучения вы перейдете на следующий уровень и через какое — на уровень, необходимый для вашей вакансии.
После этого укажите свой нынешний уровень знания английского в резюме и в мотивационном письме. И дополнительно отметьте, что сейчас вы проходите языковые курсы и через 2/4/6 месяцев у вас будет нужный уровень владения. А пока у вас начнется испытательный срок и вы будете выполнять более низкие по уровню задачи за более низкую зарплату, которые адаптируют и подготовят вас к нужному уровню, когда будет подтянут английский.
Это подходящая сделка. Если вы покажете хорошие знания, компания не захочет искать другого человека и будет готова подождать несколько месяцев.
Второй вариант — за эти несколько месяцев вы нарабатываете профессиональный опыт там, где не требуется английский, а когда достигаете нужного уровня, переходите на новую работу. Честно говоря, не всем компаниям нужен английский. Вы можете найти работу мечты и остаться там.
Это всего несколько месяцев. Даже 1,5 года — небольшой срок для полной смены профессиональной сферы. Идти четко по такому плану лучше, чем закрыть для себя выбор профессий и, извиняясь, постоянно говорить, что у вас нет английского.
2. Английский слабый. Подтягивать не получается и не хочу, если честно.
Когда совсем не хотите погружаться в изучение английского, у вас сужается выбор места работы и, скорее всего, уменьшается уровень зарплаты. Но выбор все равно остается. Если вы хотите работать в IT, посмотрите на компании, которые действуют на внутреннем рынке или в СНГ (например, делают ПО для банков и предприятий, для местного частного бизнеса).
Вы сможете работать с клиентами в таких компаниях или на внутренних должностях, не требующих разговора и чтения на английском.
У нас была интересная девушка из России. После развода она решила резко изменить жизнь. Она приехала к нам из северного города, месяц жила у подруги, пока училась. Тогда у нас еще не было онлайн-обучения. В ее городе и в крупных городах она не могла найти обучение IT-рекрутингу. Вернувшись домой, стала подбирать разработчиков в своем городе для удаленной работы у российского IT-гиганта. А через год благодаря ее труду этот гигант открыл в ее городе офис разработки, там она стала полностью руководить рекрутингом.
3. Знаю другой иностранный, английский нулевой.
Если английский совсем нулевой, его стоит подтянуть до базового, просто чтобы понимать интерфейсы, какие-то элементарные общие знаки коммуникации. Некоторые специалисты во взрослом возрасте с нуля учат английский до хорошего разговорного уровня.
Второй вариант — если у вас хороший уровень другого иностранного языка, ищите в интернете белорусские представительства международных компаний (типичный запрос — «французская компания представительство в РБ») или местные компании, торгующие на том рынке (описания клиентов и открытых офисов будут на сайте компании и в профиле в LinkedIn). Или же сразу ва-банк начинайте оказывать услуги компаниям из стран, говорящих на вашем иностранном (откликайтесь на их вакансии в LinkedIn или устанавливайте знакомства и пишите напрямую будущему руководителю — только не спамьте, чтобы не получить блокировку).
Специалистов с немецким, испанским, французским, итальянским и еще более редкими языками меньше, чем с английским, — у вас будет меньше конкурентов. Вакансий, правда, тоже меньше.
Для обычных компаний вы можете сделать предложение: «Давайте откроем направление в этом регионе. Я владею языком и помогу вашим специалистам в продажах, коммуникации и переводе документов».
Моя знакомая, отличный продавец в В2В, устала от своей сферы деятельности. Недавно она спросила, стоит ли ей начать заниматься IT-продажами, если совсем не получается подтянуть английский: ей 45 лет и уже нет особенного желания и уверенности, что получится сесть за парту. Я рассказала ей, что сейчас многие IT-компании продают свои товары средневосточным странам — Казахстану, Узбекистану, Азербайджану. Она могла бы попробовать себя в работе с этими регионами, тем более ее возраст и опыт общения с руководителями снимут возрастной барьер. «Надо же, — удивилась она, — я сама приехала из Узбекистана, и у меня там сотни знакомых». «Ну вот, — сказала я, — при всем моем опыте IT-продаж и знании английского у вас в сотни раз больше шансов продавать IT-продукты в восточных странах, чем у меня».
— Представим, что у человека хорошее образование и опыт. Но по специальности работать уже нет желания, а снова становиться новичком и учиться тоже не хочется. Есть какие-то варианты?
— Лучший вариант — не терять свой опыт, не становиться джуниором-разработчиком, а попытаться сделать этот опыт конкурентным преимуществом и использовать его на стыке профессий.
Например, вы опытный врач и при этом любите общаться с людьми — вы можете найти работу в сфере фармакологических продаж.
Если у вас хороший иностранный, вы можете найти медтех-стартапы или IT-компании, разрабатывающие софт для медицинских учреждений, и дополнить свои знания в медицине знаниями IT-продаж или управления проектами.
Одна наша ученица уволилась с должности главного бухгалтера, обучилась IT-рекрутингу, но не ушла в IT, а основала свое агентство по подбору бухгалтеров и финансистов. Другой наш ученик оставил сферу продаж корпоративных авто, устроился в небольшую IT-компанию и сразу занялся продажами. Он возглавил направление СНГ, потому что очень хорошо понимал, как в таких компаниях принимаются решения. Девушка-педагог после курса IT-HR нашла вакансию в IT, связанную с организацией обучения сотрудников.
— Переход в онлайн только на словах выглядит простым. Я знаю немало людей, которые пробовали, но не получилось. Что чаще всего останавливает?
— Я расскажу на примере моих сотрудников. Давно, еще до пандемии, мы работали с людьми удаленно. И получалось это, может, у трети сотрудников. С остальными быстро расставались, недовольные друг другом. Одну девушку мы взяли из большой компании. Там она была звездой, ее постоянно повышали, она была довольна собой. Когда она начала работать с нами, удаленная работа предполагала отчет: требовалось основание, чтобы платить деньги. Ей нужно было заполнять таблицу о сделанных за день вещах. В конце дня она позвонила мне в замешательстве: «Я пыталась написать, что я сделала. И осознала, что мне нечего написать, — целый день я общалась, но НЕ СДЕЛАЛА ничего».
Этот опыт для нее стал красноречивым — она впервые задумалась над тем, что она приносит компании своим трудом и из чего ей платится зарплата. После такого осознания многие уходили туда, где можно потеряться в людном кабинете и имитировать бурную деятельность.
Так что удаленная работа подразумевает отслеживание результата. Тут не будут платить за то, что пришел и ушел вовремя. Хотя я знаю случаи, когда люди дома имитировали работу, посадив детей стучать по клавишам или поставив что-то на клавиатуру, чтобы системы слежения отмечали их «работу». В идеальном мире эффективных компаний этот бред уйдет. А в реальности всегда будут компании, не успевающие следить за эффективностью каждого сотрудника.
Тем не менее за новым сотрудником все следят пристально. Так что наша история — это смотреть на свой результат, а не ожидать: будет стул и оклад просто за то, что ты, такой лояльный, ради этой компании готов включать свой компьютер каждый день.
Еще одно условие, которое многих охлаждает, — это стать новичком, понизиться в статусе, терпеть насмешки, высокомерие, видеть вокруг более быстрых людей. На это не все готовы.
— Как человек, многие годы занимающийся обучением и трудоустройством людей в сфере IT, опишите порядок действий самого перспективного соискателя хорошего места работы.
— Для начала несколько неожиданный совет — просто походите на разные собеседования. Интервью дают понимание, чего от вас ожидают, о каком опыте спрашивают. Не отказывайтесь от тестовых заданий. Поверьте, никто не хочет вас эксплуатировать: выбрать из тестовых заданий хорошие куски, которые может использовать компания, — это та еще задача. А для вас тестовое задание — это практика и понимание профессии.
Не стесняйтесь написать потом рекрутеру и по-человечески попросить дать обратную связь, рассказать, что смутило, а что показалось вашей сильной стороной, над чем вам стоит поработать. Объясните, что вы не обидитесь на правду, потому что такая обратная связь от профессионала — это самое ценное, что вы можете получить, притом бесплатно.
Один мой знакомый программист ходит на собеседования раз в 2—3 месяца. Он не собирается менять работу, но учитывает требования к кандидатам, расспрашивает о проектах компаний и интересуется деньгами. Это его тип конкурентной разведки — так он следит за изменением отрасли и старается держать руку на пульсе.
Затем почитайте отзывы о компаниях, привлекательных для вас. Можно даже напрямую написать человеку, который работает в интересной вам компании, или найти таких людей через знакомых и расспросить об условиях работы и вакансиях.
Смотрите на компанию как на клиента, а не работодателя. Подумайте, какую услугу вы можете оказать компании, просчитайте, какие свои умения вы можете продать ей, как улучшить ее положение.
Например, если вы работали в медицине или на производстве и знаете изнутри, что нужно таким специалистам, как они принимают решения, вы можете описать этот опыт и предложить помощь для более точечной разработки IT-продуктов или услуг.
Вы не просто приходите в штат на денежное содержание. Компания покупает ваше время и знания, чтобы улучшить свое положение, получить новых клиентов, лучше оказывать услуги. Покажите компании, что изменится с вашим приходом, что вы можете сделать, чтобы компания сразу выиграла от работы с вами.
Представьте свой уникальный опыт и уникальные способности (ценности, жизненные цели) в мотивационном письме. Опишите, как с вашим приходом улучшится работа компании, чем именно вы отличаетесь от других кандидатов, что вас уже привлекло в деятельности компании, где вы хотели бы оставить свой вклад. Мотивационные письма приняты в IT и редко используются в других сферах, а при этом они помогают обратить на себя внимание и расставить акценты, которые не всегда заметны в резюме.
Такой подход соискателей, четко понимающих свою роль, очень подкупает. Компании не благотворительные организации и не пансионаты, они заключают с вами сделку. Очень удобно, если и вы видите ситуацию с той же стороны и оцениваете, какую пользу можете принести.
— Часто люди, построившие блестящую карьеру, вспоминают, что сделали это не благодаря, а вопреки — вопреки всем попыткам друзей и близких убедить их, что ничего не получится.
— Люди вокруг вас могут быть не готовы к тому, что можно работать на серьезной должности дома за компьютером или со смартфоном, гуляя во дворе с коляской. Вы действительно можете услышать «хватит играть», «сидит в своем телефоне», «весь день за компьютером — сделал(а) бы хоть что-то».
Домашние не будут сохранять тишину во время вашего важного телефонного разговора или онлайн-митинга (совещания) на работе. Они будут постоянно врываться с вопросами и разговорами: «Ты же ничего не делаешь, дома сидишь».
Одна наша ученица уволилась с хорошей должности и выучилась на IT-рекрутера. Она быстро вошла в темп и стала закрывать сложные вакансии, подбирать на работу редких специалистов: своим трудом очень помогала IT-компаниям, сохраняла им сотни тысяч долларов и быстро стала зарабатывать на старте от 500 до 1000 долларов в месяц.
Так вот, ее брат, приходя домой со стройки, постоянно смеялся над ней: «Хорошая у тебя работка — весь день за компьютером прохлаждаешься».
Очевидно, раз вы сидите дома, от вас будут ждать и работы по дому, вы же «ничего не делаете». Если не построить границы, вы не сможете сделать ничего путного ни на новой работе, ни в семье.
Объясните домашним, что это обычная работа, вы находитесь в удаленном офисе и спрос с вас такой же, как на обычном рабочем месте. Выделите время в сутках, когда вас нельзя беспокоить. Если не получится отгородиться дома, уходите работать в библиотеку или коворкинг. Некоторые наши ученики снимают отдельную комнату или офис. Хорошая работа быстро окупает эти затраты и сохраняет мир в семье.
Всего пару недель — и близкие привыкнут к вашему новому статусу. Нужно только жестко выдержать свои границы в это время и осознать, что это новый тип работы и жизни. Весь мир стал другим.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by