Работа на удаленке, о которой сейчас очень много говорят, по сути, стала индикатором состояния многих бизнесов. Пока сотрудники сидели под боком у руководителя и их можно было через каждые пять минут контролировать, давать новые вводные, казалось, что перед нами крепкая и сплоченная команда. Но как только люди оказались вне поля зрения начальника, все моментально посыпалось: стало понятно, что никаких инструментов управления, кроме «ручного», у компании нет. Титаники, возглавляемые «красными директорами», работавшими по правилу «я здесь царь и бог», пуская пузыри, начинают медленно погружаться в пучину кризиса. Как так? До этого все было хорошо десятки лет! Давайте разбираться, что происходит.
Читать на OnlínerА происходит ровно то, что должно было рано или поздно случиться. Просто строгий папа вышел из дома, а в это время в квартире случился пожар — и дети, не наученные самостоятельности, растерялись и запаниковали. Можно, конечно, позвонить отцу по телефону, кричать и молить о спасении, и он изо всех сил будет стараться помочь, но такая помощь на удаленке неэффективна. Из-за промедления или недопонимания теряются драгоценные секунды, а в это время огонь отрезает пути к отступлению и становится все ближе…
С позиции взрослого человека происходящее выглядит смешно. Это как в школе — ученику достаточно отойти за угол, чтобы начать прогуливать, курить, пить и вообще — черти чем заниматься. Я привожу здесь очень много аналогий с родителями и детьми, но можно обратиться и к зоологии: так целеустремленное стадо баранов, лишившись вожака, разбредается по округе и становится легкой добычей хищников, падает в пропасть и т. д.
В офисах работают совсем не школьники, по крайней мере, по возрасту точно. Но оказывается, что дата рождения по паспорту, уже сформировавшийся солидный «пузик» и дорогие часы — далеко не главные показатели зрелости. Большая часть нашего офисного планктона просто не умеет проявлять самостоятельность, брать на себя ответственность, заниматься саморегуляцией и решать автономно поставленные задачи.
Люди искренне верят, что честно отрабатывают свою зарплату, бессмысленно просидев рабочий день в ожидании указания сверху — что делать.
И не потому, что тупые или ленивые. У них просто никогда не было необходимости проявлять инициативу. Мало того, часто инициативность в компаниях с «ручным» управлением, наоборот, подавляется прямым или косвенным образом, и происходит это по понятным причинам: в стае должен быть только один вожак, в компании с «красным директором» — один лидер.
Такой «красный директор» считает, что вся компания (стая) обязана идти за ним. Если кто-то начинает смотреть в сторону, высказывает неуверенность, предлагает альтернативы, его немедленно из компании (стаи) изгоняют. Такой лидер считает, что за ним пойдут просто потому, что он главный, он не в состоянии коммуницировать, делегировать, прислушиваться. Он не понимает, что такое обратная связь, и может только имитировать ее. Это лидер, который пережил кризисные времена и уверен, что выжить можно, лишь полагаясь на себя.
К сожалению, придется признать нелицеприятный факт: культура менеджмента в Беларуси (как, впрочем, и в России, мы здесь не уникальны) очень часто делает рядового сотрудника и даже руководящий состав послушными, безынициативными рабами. И совершенно разумно, что сотрудники, находясь в позиции рабов, начинают действовать именно так, как к ним относятся. Когда тебя постоянно тюкают, указывают, что делать, требуют беспрекословного подчинения, когда не поощряется инициатива, не работает обратная связь, ты приспосабливаешься и делаешь только то, что скажут.
Так бизнес оказывается в полуимпотентном состоянии. На последней конференции, которую мы проводили, была показательная ситуация. В качестве спикеров выступали одни белорусы. Среди них — два эксперта, которые уже более 10 лет работают за границей, в крупных компаниях Ирландии и Великобритании. Очень разнились антикризисные подходы белорусских спикеров и консультантов, даже достаточно продвинутых, с одной стороны, и представителей европейского бизнеса — с другой. Мы призывали: «надо ужесточить контроль над сотрудниками!», «требуются новые системы прослушивания звонков», «необходимо понимать, как заставлять людей работать». Эксперты, работающие за рубежом, слушая все это, не совсем понимали, о чем вообще идет речь. Зачем сотрудников контролировать и заставлять работать? Они же любят свою компанию, они хотят, чтобы она процветала, — «чаще общайтесь с каждым сотрудником, выслушивайте его мнение», «входите в положение, наблюдайте за его эмоциональным состоянием и, если сотрудник устал, дайте ему возможность передохнуть»…
Получилось так, что для большинства белорусов работа — это просто механизм зарабатывания денег. В отношении своей компании и руководства они в лучшем случае не чувствуют ровным счетом ничего, нередко тихо ненавидят. Их сложно вовлечь в работу, когда они в офисе. О какой эффективной работе по удаленке после этого может идти речь?
Почему нынешний белорусский бизнес именно такой, каким сейчас является. Одна из основных причин лежит на поверхности: многие крупные частные предприятия в стране изначально создавались под руководством и по инициативе «красных генералов», воспитанных на идеалах плановой экономики.
В условиях отсутствия конкуренции можно было требовать от людей: «Делай и не рассуждай».
Чем больше монополии, тем более целесообразен авторитарный стиль. Сегодня такую систему грубо называют «совковой», я предпочитаю более мягкое — «красной», построенной на «ручном» управлении. Почему на «ручном»? Давайте посчитаем, 1) у какого количества компаний есть сильные автоматизированные системы менеджмента, 2) сколько организаций проводят замеры вовлеченности персонала (только реальной вовлеченности, а не для галочки). Кто на оба вопроса ответил «да», все написанное выше, скорее всего, не про вас. Остальным — рекомендую задуматься.
Конечно, есть и другие игроки рынка, которые существуют в другой системе координат и которым непонятно, как можно называть сотрудников «тварями» или «болванчиками». У лидеров этих компаний другая модель ценностей и другие инструменты менеджмента. Их бизнесы могут моментально реагировать на изменения на рынке, производить отличные современные продукты и постоянно их перекраивать под потребности клиента. Такая реакция достигается за счет одного — за счет острой вовлеченности каждого сотрудника в создание успеха своей организации. Помните, как Адизес рассказывал про горничную, которая посоветовала не стирать полотенца, а спрашивать у гостей об этом. Этот совет сократил миллионные затраты для сети премиум-отелей. Повторюсь, это была горничная, а не CEO.
Развитие культуры менеджмента — это эволюционный процесс. Я верю в то, что этот кризис подтолкнет многих бизнесменов задуматься о том, стоит спасать бизнес или людей в нем. Я знаю многих, для которых эти вещи неразделимы, тех, кто сейчас делает все возможное, чтобы сохранить и то, и другое. Мы в Беларуси давно обсуждаем тему «бирюзовых» компаний, и я все чаще вижу, как собственники и топ-менеджеры разделяют эту позицию: эффективный бизнес — это бизнес без начальников, которые водят руками (руководят). Это бизнес, построенный на важности команды, а не одного-единственного человека. Менеджмент строится на принципах открытости, единых ценностей, ответственности и самоуправления.
Однако, к сожалению, когда я разговаривал на эту тему с некоторыми нашими бизнесменами, они крутили пальцем у виска, мол, это ахинея, у нас так быть не может, нашего сотрудника надо бить плетью, только тогда он будет работать. Что ж, сейчас самое время проверить эффективность такой стратегии. Не работает? Почему я не удивлен?
Мы организовали благотворительную онлайн-конференцию, где собственники и топ-менеджеры из разных компаний будут делиться своим опытом того, как им удалось перейти на дистанционное управление бизнесом. Большинство из них относительно безболезненно перешли на удаленку. Некоторые говорили мне о том, что эффективность работы выросла на 30%. И не только потому, что они такие молодцы и заранее внедрили навороченные системы автоматизации (не без этого). На мой взгляд, важно, что у них есть свои «антисовковые» подходы в работе с людьми.
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by