Вы задумывались о том, когда у вас закончится завод? Когда разрядится та самая пружинка, сжимая которую вы ежедневно отправляетесь на работу, возвращаетесь с нее для того, чтобы завтра отправиться в офис или на завод снова. И так — из месяца в месяц, из года в год. Проблема эмоционального выгорания на рабочем месте затрагивает каждого. Не стоит обманывать себя и других — даже самый влюбленный в свой станок токарь хоть на секунду, да иногда начинает его ненавидеть.
Читать на OnlínerИ как сделать, чтобы этих вспышек ненависти было как можно меньше? На этот вопрос, казалось бы, может ответить ребенок: «Надо отдыхать!» Все правильно, возможно, вы спросите, зачем же мы тогда пригласили психолога, причем на такой долгий обстоятельный разговор… Наш ответ также будет лаконичным и простым: вспомните, когда вы в последний раз отдыхали, получается ли у вас быстро переключаться с работы на отдых? А еще самое время вспомнить, чувствуете ли вы, что находитесь на своем месте? Может, считаете своего начальника жуткой сволочью или себя — непризнанным гением?
И если у вас нет определенного ответа на один из перечисленных вопросов, возможно, нам все же стоит послушать, что об этом думает наша гостья.
Анжелика Политаева — семейный психолог, групповой терапевт, гештальт-терапевт EAGT (European Association of Gestalt Therapy). Практикующий психолог с 2006 года. Работала в сфере HR 7 лет, а это значит, что ей удалось побывать с двух сторон баррикады: на одном этапе профессиональной карьеры искать и подбирать новых сотрудников, а позже — лечить тех, у кого выбор работы оказался неудачным.
— Давайте начнем с матчасти. Если говорить простым языком, что такое эмоциональное выгорание на работе?
— Эмоциональное выгорание возникает тогда, когда мы вкладываем в работу больше, чем от нее получаем. Для каждого соотношение размера усилий и ожидаемого результата индивидуально, это необходимо понимать очень четко. Результат эмоционального выгорания — безразличие, страх, опустошение, озлобленность.
— Как бы вы описали базовый механизм появления накопленной усталости на рабочем месте?
— Думаю, что мое представление покажется не всем очевидным. Знаменитая фраза Фрейда о том, что здоровый человек тот, кто может любить и работать, не теряет своей актуальности. Так вот, в современном мире все перепутано. В семье от нас требуют достижений и указывают, что будут за это любить. На работе при этом часто заявляют, что свои обязанности надо выполнять не за деньги, а скорее из любви к человечеству в общем, а также работодателю и коллегам в частности.
В итоге дома у нас бессмысленный и жестокий спорт больших достижений: «зарабатывай больше», «ты должен содержать», «ты должна быть хорошей хозяйкой», «ты обязан любить меня такой, какая я есть» и т. д. А на работе происходят манипуляции с чувством ценности и заигрывания с любовью: «мы одна дружная семья», «как можно думать о деньгах, когда у предприятия кризис», «в первую очередь заботься о благе коллег (читай — начальников)» и прочая производственная лирика.
Вот от этого бардака в голове люди и устают, все смешивая в кучу и вконец запутываясь.
— Вам не кажется, что мы немного демонизируем работодателей?
— Мы просто называем вещи своими именами. По сути, современное управление персоналом построено на базовых основах психологии: человеком движет либидо и агрессия. Когда мы говорим о том и другом, конечно, в первую очередь имеем в виду не прямое проявление первого и второго, а влияние этих характеристик на принятие любого нашего решения. К этому можно добавить потребность быть причастным к группе.
Так вот, стимулируя опосредованно эти области, компания, по сути, может управлять группой сотрудников, добиваясь результатов, которые самим сотрудникам, озвучь им происходящее беспристрастно и напрямую, совершенно не понравятся.
Например, среди сотрудников с наилучшими показателями разыгрывают абонементы на занятия спортом. Компания говорит, что проявляет таким образом заботу о здоровье подчиненных. Так вот нет. На самом деле она стимулирует конкуренцию среди сотрудников. Если бы о здоровье сотрудников действительно беспокоились, абонементы выдали бы всем поголовно, ведь особенно они нужны тем, у кого показатели ниже, очевидно, что эти люди, скорее всего, устали. Понимаете суть манипуляции?
— Неужели это болезнь всех крупных предприятий?
— Чтобы понять, что такого рода манипуляции в той или иной степени происходят всегда и везде, представьте себе, что крупная компания N долгое время вообще никаким образом не влияет на своих сотрудников.
Вскоре в полной мере проявят себя социальные механизмы, отработанные тысячелетиями: люди начнут группироваться и конкурировать за ресурсы. Яркие лидеры полностью подчинят себе большинство и будут «рулить» ими по своему усмотрению, причем далеко не всегда в интересах работодателя. В результате очень скоро мы увидим несколько группировок, скорее не работающих, а конкурирующих за ресурсы и власть. Понятно, почему дело нельзя пускать на самотек?
Поэтому проблему пытаются решать, но, к сожалению, чаще всего очень коряво и малоэффективно. Людей пытаются мотивировать, сплотить их в одну команду, им говорят о принадлежности к группе, говорят о надуманных ценностях компании…
Но беда в том, что все эти ценности только декларируются, чаще всего они далеки от руководства, да и многих сотрудников. Но ведь чаще всего такая ложь видна невооруженным взглядом, и это все только усложняет.
Конечно, сотрудники, подверженные влиянию, в «сказки» о высокой миссии поначалу верят, вкладываются в «общее дело», работают на износ. Но и они рано или поздно сталкиваются с реальностью. И тогда преданные адепты моментально превращаются из фанатов компании в прокрастинаторов или даже саботажников.
Идея о том, что процесс можно и нужно контролировать, никогда не даст покоя собственникам и руководителям, и в этом нет ничего плохого — имеют право!
Но вдохновить людей на совместную работу в команде можно только собственным примером. Говоря о высоких материях, важно в первую очередь демонстрировать готовность им следовать. Решить такие вопросы иначе (например, выездным тимбилдингом) можно лишь на очень короткий промежуток времени.
Эйфория, вдолбленная коучерами в голову, быстро пройдет, базовые проблемы останутся. А значит, будет расти раздражение и неудовлетворенность. Инъекции такого вдохновляющего наркотика становятся с каждым разом все менее эффективными.
— Почему очень часто ко всяким командоскрепляющим мероприятиям (с точки зрения их эффективности) скептически настроены именно интеллектуалы?
— Они настроены скептически по отношению к декларируемой политике, поскольку понимают, что пафос, который они слышат и видят, скорее всего, ничего общего с реальностью не имеет. Помимо прочего, психически здоровый человек наверняка насторожится, если кто-то предложит ему что-то очень хорошее бесплатно. Просто потому, что практически весь жизненный опыт до этого твердил ему, что такое невозможно. Когда на улице дядя предлагает девочке конфету и зовет прокатиться в фургоне, от ошибки ее может спасти только критическое мышление.
— Все чаще слышу от знакомых, как они с ужасом понимают, что не могут вспомнить, когда последний раз провели выходные с семьей, занимались 3—5 часов любимым делом, гуляли целый вечер, не отвлекаясь на рабочие моменты. Когда спрашиваешь, почему так происходит, они удивляются: «А кто работу сделает, кроме меня?» Что бы вы ответили на этот вопрос?
— Я бы ответила, что у этого человека возникла ложная иллюзия, что мир сойдет со своей траектории, если не он. И возможно, эту иллюзию поддерживает его начальство и коллеги, спекулируют на чувстве долга. Я сама, работая в одной коммерческой структуре, некоторое время пребывала в подобной ловушке.
Вроде бы заканчивала работу, шла домой, но все свободное время крутила в голове, что буду делать в офисе завтра. По сути — не отдыхала. Признаюсь, разорвать этот порочный круг, несмотря на мои профессиональные знания, удалось только после увольнения и смены вида деятельности.
Вот еще пример: у меня была пациентка, которой не удавалось долгое время уйти в отпуск. С одной стороны, сама боялась, что в ее отсутствие все полетит в тартарары, с другой — ей старательно помогали в это верить, не отпуская на отдых и взывая к совести: «На кого ты нас оставляешь?»
Со скандалами, нервотрепкой все же ушла. Вернулась через месяц и с удивлением обнаружила положение дел ровно в том состоянии, в каком их оставила. Удивительно, но фирма за ее отсутствие не обанкротилась и даже умудрялась как-то работать в штатном режиме. После этого она сильно изменила свою реакцию на постоянные призывы начальства «быстрее, выше, сильнее!».
— Эта проблема значительно может осложниться тем, что в коммерческих, да и государственных компаниях не принято отказываться от предложенной работы, мотивируя это тем, что не справляешься, устал…
— Конечно, признаться: «Для меня это слишком, не справлюсь» — в какой-то степени удар по самолюбию. Кто-то даже может подумать, что таким образом расписывается в собственной несостоятельности и некомпетентности, хотя на самом деле все обстоит с точностью до наоборот: вы проявляете свое здравомыслие…
Механизм наращивания давления проходит постепенно — никто, устраиваясь на работу, не согласится на условия «мы будем платить вам столько же, но работать придется вдвое больше». Скорее всего, будет мало желающих на предложение «мы будем платить вдвое больше, а вы работайте вместо 8 часов 16». Но удивительным образом срабатывает другая метода: вы приходите заниматься одной работой, а постепенно, маленькими порциями на вас грузят обязанности-мелочи, настолько пустячные, что и говорить об дополнительной оплате или о том, что это уже чересчур, как-то неловко. До тех пор, пока количество «мелочей», накопившись, не сломает вам хребет.
Эмоциональное выгорание уже наступает, и будет неважно, поймет это запоздало начальство или нет. Лошадь загнали, пусть она при этом и являлась «ключевым сотрудником», пора ее пристрелить.
Возможно, работодатель даже всплакнет, нажимая курок. Неоднократно сталкивалась с ситуациями, когда на место одного уволившегося человека приходилось нанимать двух-трех, чтобы закрыть объемы выполнявшейся им работы. И при этом не всегда удавалось сразу все закрыть!
— Как себя не довести до такого итога?
— Уверена, что многие сотрудники офисов рассчитывают на признание, справедливое и уважительное отношение, награду, потому что живут с мыслью, что их начальники постоянно держат в голове объемы работы каждого своего подчиненного. Так вот — ничего он не держит там. В большинстве своем начальник, как и рядовой сотрудник, сосредоточен на том, как выполнить поставленную задачу и свести воедино бюджеты.
И если подчиненный раз за разом брал (или позволял взвалить на себя) обязанности на добровольных условиях, то этого, считайте, никто не заметил. То, что делается бесплатно, — малозаметно. Работодатель намного лучше будет помнить о ваших заслугах, заполняя ведомости и видя, что ваш вклад в общее дело прилично оплачивается, а значит, он весомый.
— Значит, спасение в деньгах?
— Конечно, не только в них. Роботизировать отношения между компанией и рядовым сотрудников все равно никогда не получится. Невозможно порекомендовать вам всегда требовать оплату за любое ваше действие. Потому что именно в здоровых отношениях вознаграждение как раз таки может быть далеко не всегда материальным. Вас может попросить о помощи коллега или даже начальник, и, выполнив эту просьбу, вы действительно получите удовольствие. Такая услуга вполне может оказаться инвестицией в карьеру или дружеские отношения.
Всегда надо помнить цели, которые преследует каждая из сторон, для чего в эти отношения вступили вы, а для чего — компания. Держите в голове, что компания о своих целях никогда не забывает.
С другой стороны, очень важно и начальнику понимать, что порой честная констатация своего бессилия на данный момент («ты достоин большего, но у нас ограничен бюджет», «твоя идея прекрасная, но на ее реализацию нет ресурсов» и т. д.) не проявление слабости, а честность, которая хоть и добавит проблем, но в перспективе обернется плюсом. Проблема в том, что, зная правду, подчиненный сможет повторить свои просьбы позже. Преимущество — он будет работать, понимая истинную причину отказа, а сам отказ четко обозначит проблемную ситуацию, к которой после придется вернуться. То есть на нее не закроют глаза, а вести бизнес с закрытыми на проблемы глазами вообще плохая идея.
У нас же очень часто считается разумной идеей, не имея бюджета для повышения зарплаты, принизить достижения сотрудника, а не имея возможности реализовать проект — назвать его дурацким. Одна из ошибок современного бизнеса в Беларуси построена на том, что за основную модель взаимодействия между руководством и подчиненными берется позиция «ты в нас (компании) нуждаешься, а мы в тебе — постольку-поскольку». Здоровые отношения между людьми устанавливаются на взаимовыгодных условиях, когда есть понимание нужды друг в друге.
— Вы говорите о равноправии? Уверен, что вам сразу возразят, что это — сказка.
— И правильно сделают. Прав и власти всегда больше у того, кто берет на себя большую ответственность. Как ни крути, ответственности больше у владельца бизнеса. Компания всегда будет ставить свои интересы выше интересов рядового сотрудника. И чем предприятие больше, тем больше сотрудник сводится к среднему арифметическому. Поэтому, наверное, будет большим достижением уже то, что компания считается с интересами рядового сотрудника (не номинально, а вполне себе реально, показывая заботу в действии). Вообще замечательно, если при этом они (сотрудник и работодатель) будут признавать искреннюю потребность друг в друге.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by