Каждый год в нашей стране начинается с одной и той же истории: на самом высоком уровне звучат планы и прогнозы по росту зарплат, цен, благосостояния. Цифры эти понятны и близки каждому белорусу, поэтому без них не обошлось и в 2018-м. Так, например, предполагается, что ВВП в этом году вырастет на 3,5%, экспорт товаров и услуг — на 5,7%, но главное — Национальному банку и правительству поручено принять необходимые меры по ограничению в 2018 году роста цен не более чем на 6%, правительству — обеспечить дальнейший экономически обоснованный рост зарплат на основе создания, прежде всего, высокопроизводительных рабочих мест.
Читать на OnlínerЭкономисты могут рассуждать о том, насколько реальны эти планы, до бесконечности, и будем честны: эта тема уже мало кому интересна. Лично вы верите в то, что рост цен и прибавка к зарплате зависят от волевого решения правительства? То-то же.
Начнем с того, что мы до сих пор не можем отказаться от такого термина, как «планы». Это очень абстрактное и малоэффективное с экономической точки зрения понятие. Психологически невозможно отказаться от того, чтобы достигать намеченных планов несмотря ни на что, порой пренебрегая здравым смыслом, поменявшимися обстоятельствами и т. д. На мой взгляд, уже давно пора полностью перейти к «прогнозированию» — составлению сценариев-ориентиров, которые можно скорректировать в любой момент.
Почему? Об этом сейчас мало говорят, но давайте вспомним, что на самом деле государство не в состоянии жестко контролировать ни уровень цен, ни уровень зарплат, ни тем более ВВП. Оно может только создавать условия, которые будут стимулировать рост тех или иных показателей.
Скажу больше, многие забыли уже, что государство и не должно контролировать такие показатели, как зарплаты и цены. Даже если вспомнить, что сегодня оно владеет значительной частью экономики (как минимум пятьюдесятью ее процентами), все равно не получается «рулить» в полной мере. Это было ярко видно в этом году, когда, несмотря на твердые намерения поднять зарплаты на определенный уровень (до 1000 рублей), достигнуть этого не получилось. Почему? Потому что были объективные причины.
Практика показывает, что, как бы этого ни хотелось, экономика не может выдавать те цифры, которые от нее требуют на декларативном уровне. Для достижения нужного эффекта необходим целый ряд предпосылок и стимулов. И на следующий год надо не планировать показатели роста з/п и цен, а составлять подробнейший план тех мер, которые могут привести к росту (или, наоборот, удержанию) тех или иных показателей. Я, например, таких подробных и детальных планов не вижу во многих областях, одна сплошная демагогия. Как, например, будут создаваться те самые высокопроизводительные рабочие места, которые должны сгенерировать рост? Весь эффект будет от развития IT? Или государство собирается принимать еще какие-то меры?
Еще раз: если и планировать, то в областях, где высока вероятность влиять на происходящее в полной мере. Это расходы бюджета, четкие понятные цифры, которые подконтрольны государству. И составлять такой план желательно не в последний месяц года (а то и в последние его дни), как это у нас обычно делается, а заранее. Чтобы была возможность план внимательно и всесторонне изучить и спокойно внести при необходимости коррективы.
Также важно, чтобы запланированный бюджет являлся руководством к действию для многих отраслей экономики, позволяющих, например, при необходимости сэкономить. Вы заметили, что большинство министерств и ведомств, составляя бюджет на следующий год, исходят всегда из самых пессимистичных прогнозов, говоря очень грубо — «выбивают» столько денег, сколько могут. У них как будто и не существует оптимистичного сценария, по которому удастся сэкономить, заработать больше самостоятельно и т. д. Есть в этом что-то обреченно потребительское.
В качестве еще одного примера реального влияния на ситуацию отмечу Нацбанк, который может контролировать параметры своей денежной политики. Опять же важно, чтобы при этом он заранее объявлял о своих планах и придерживался их. Последние несколько лет это происходит, и мы видим результаты в виде экономической стабильности: цены растут меньше, чем раньше, ситуация на валютном рынке выглядит вполне прогнозируемой. Это, очевидно, позволяет бизнесу чувствовать себя более уверенно. Подобный положительный пример показал, насколько такие прогнозируемые и прикладные с экономической точки зрения действия полезнее, чем доведение до исполнения годовых планов в процентах роста, падения и т. д.
Посмотрите, какой ажиотаж в деловом сообществе произвели одни только намерения правительства произвести либерализацию экономики. Как только речь пошла о конкретных шагах, а не о мифических показателях, сразу появился интерес.
Хочу отметить еще один аспект: благие намерения без конкретики — не более чем мечты. Государство заявляет о том, что будет прилагать в этом году усилия для сокращения разницы в доходах населения по разным регионам страны. Это благородная цель, но мы не слышим ничего о том, каким образом это будет делаться. И поэтому возникает иллюзия, что, помимо намерений, никаких конкретных продуманных на длительное время вперед планов не существует. То есть болезнь экономики с плановыми рудиментами заключается в том, что у нас все еще остаются показатели, но до сих пор нет четкой позиции, каким образом мы этих показателей будем достигать.
Значительная часть госбюджета будет направлена на поддержку госэкономики, и здесь опять же слабо понятно, какая стратегическая долгоиграющая цель у этих инвестиций. А если ясности в этом нет, то снова возникает вопрос о целесообразности таких трат, не являются ли они выбрасыванием денег в никуда. На сегодняшний день единственные зарплаты, которые может контролировать государство в полной мере, это зарплаты бюджетников. И как мы видим, ирония состоит в том, что дела там идут далеко не лучшим образом.
Говоря образно, нам пора следить за состоянием корабля и его команды, плывущих по океану, принимать конкретные меры для того, чтобы снасти были готовы к штормам и все дыры в корпусе залатаны, а не пытаться «заурегулировать» и «запланировать на будущее» направление и силу ветра, течения, температуру и влажность. Планы — это приказы ветру дуть, а морю течь. Прогнозы погоды нужны, но вряд ли стоит им уделять так много внимания. Гораздо важнее конкретные поэтапные программы, на основании которых можно строить предположения о том, что мы «выплывем» и наконец «станем на парус».
Именно поэтому объявленные показатели, к которым мы будем стремиться в этом году по з/п и ценам, мало кому интересны. И бизнес, и бюджетники давно поняли, что, если подует сильный ветер, остановить его ультиматумами и загнать в рамки никак не удастся. Всем интересно другое: как получится достигнуть таких результатов, но это пока понятно мало. Хотя подвижки в этом направлении появились, что радует.
Читайте также:
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by