Представьте себе ситуацию: среднестатистический белорусский турист поехал отдыхать, скажем, в Мадрид (изменим точку, чтобы никого не обидеть), вышел на одну из площадей города, засмотрелся на достопримечательности. В этот момент парнишка, проезжающий мимо на мопеде, вырвал у него из рук сумку со всеми деньгами, документами и через секунду исчез с ними за поворотом навсегда. История стара как мир, подобное происходит в Испании с отдыхающими по сто раз в день — скучно до зевоты. Но статистика моментально становится чем-то бóльшим, когда этот турист — вы.
Читать на OnlínerЧто же происходит, когда пострадавший не просто цифра в полицейской статистике, а реальный человек? Об этом мне недавно рассказала знакомая, оказавшаяся в подобной ситуации. Краски становятся ярче, момент осознания произошедшего растягивается на минуты. Бегающие вокруг дети, хлопающие крыльями голуби, проезжающие машины — шум как будто доносится до вас издалека, потому что мир остается тем же для всех окружающих, но только не для вас. Осознание катастрофы обрушивается на сознание и как будто придавливает, лишает воздуха, сил, способности совершить какие-либо действия. Чуть позже приходит отчаяние и желание как можно быстрее получить помощь.
И вот тут мы приближаемся к самому важному моменту. Человек, которого только что обокрали, ограбили или обманули, который стал жертвой аварии или пожара, нуждается в материальной и моральной поддержке, сочувствии, ободрении, но никак не в идиотских наставлениях! А именно их он слышит первыми. Согласитесь, обязательно найдется «сочувствующий», который, покачивая головой и прицокивая языком, укажет обворованному, что деньги стоило бы хранить в трех местах, а не в одном, внезапно заболевшему не забудет напомнить о хорошей страховке, на которую тот пожалел средств, и сообщит попавшему в аварию, что выезжать вечером в гололедицу на трассу без особой нужды неразумно!
Вполне вероятно, нравоучение сделано не со зла, а просто потому, что где-то в глубине души поучающего кто-то шумно с облегчением выдохнул: «Фу-у-ух, не со мной!». И радость осознания этого отчего-то сразу сгенерировала вторую мысль: «Я в такую ситуацию не попадал». А мысль эта, в свою очередь, уже родила извращенную: «Значит, я лучше/умнее/предусмотрительнее». Следом, конечно, возникло желание поучить жизни.
Со мной, признаюсь, произошло нечто подобное. И лишь позже я понял, что своими словами вгонял человека, оказавшегося в сложной ситуации, в еще большее уныние — по сути, радостно пинал ногами упавшего, вместо того чтобы протянуть ему руку и помочь встать. А ведь от меня ждали именно помощи!
Но это лишь первая часть мерзкой драмы, которая, как по нотам, разыгрывается раз за разом после того, как кто-то попадает в беду. Если сначала упавшего вяло (по незнанию) пинают только родные, друзья и близкие, то после к ним присоединяются все кому не лень.
Банк, в котором вы обслуживаетесь уже не первый год, посольство, помощь которого понадобилась единственный раз в жизни, неожиданно и очень неприятно удивляют.
Знакомая, у которой украли за границей паспорт и деньги, обратившись в белорусское посольство, узнала, что для получения и доставки временных документов к месту пребывания требуется заплатить 70 евро. Где их взять? Да кого это волнует?
Товарищ, у которого украли банковские карты, занялся их восстановлением и узнал, что услуга — платная. В этом, конечно, есть своя железная логика, но дьявол кроется в мелочах, поэтому давайте разберемся. Когда он открывал счет и положил на него приличную сумму денег, ни о какой плате за карточку, которую ему вручили, и речи не шло. Когда ему предложили кредитную линию и выдали еще одну карточку, за нее также не надо было платить. Потому что банк — клиентоориентированный. А вот когда товарищ попал в действительно тяжелую ситуацию, с него сняли соответствующий взнос за восстановление карты. Конечно, с полагающейся гримасой сочувствия на лице.
Или еще один пример: у третьего моего знакомого украли вместе со всеми документами водительское удостоверение. Для того чтобы его восстановить, пришлось заплатить больше, чем за получение нового. Я возмутился этим обстоятельством и услышал в ответ: «Чего ты удивляешься, ведь это могла быть не кража. Документы собака сжевала, а он всем заливает, что их украли». Но ведь я знаю, что произошло! И знакомый, ставший жертвой кражи, об этом определенно знает. Почему же к нему изначально относятся не как к потенциальной жертве преступления, а как к вероятному нарушителю?
Это происходит потому, что все перечисленные выше знакомые и друзья в момент, когда у них случилось несчастье, находились в позиции слабого, уязвимого человека, которого обстоятельства выбили из седла. И этим моментально воспользовались те, кто на самом деле должен был оказать помощь. Потому что бить ногами лежачего легко, заставить оправдываться того, кто сейчас растерян, еще проще. Потому что «неудачник по жизни» вряд ли начнет качать права.
А теперь подведу итог. Если вы вдруг окажетесь в описанной выше ситуации, помните о главном, банальном: это испытание, которое сделало вас сильнее. На самом деле все действительно обстоит именно так, а не иначе. Как говорится, shit happens. И первое, что надо сделать, — это восстановить свое же достоинство в собственных глазах. Не позволяйте тем, кто не переживал подобное, учить вас жизни; смело задавайте вопрос: «Что это сейчас происходит?» тем, кто пытается нагло воспользоваться вашими временными трудностями. Пусть в большинстве случаев доказать, что ты не верблюд, до конца не выйдет, но здоровая злость — это уже лучше, чем позиция жертвы обстоятельств.
Кстати, знаю несколько примеров, когда возмущенные «поборами» банков люди из принципа начали писать письма с жалобами и карточки им выдали без каких-либо платежей. То есть справедливости можно добиться.
Читайте также:
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by