Часто слышу сетования, что типовое панельное строительство в Минске — дичь, в которой виноваты чиновники — руководство города, архитекторы, проектировщики… даже строители. Но никак не горожане, которые, конечно же, всегда ратовали за чистую ухоженную столицу. А Каменные Горки и Шабаны, во всей их неуютности и серости, появились неожиданно, в силу чьего-то злого умысла. Так вот — нет. Это не так.
Читать на OnlínerИзучая городскую среду, я давно понял, что ничего не происходит в городе просто так. Всему есть веские, понятные причины. И именно подметив их, можно понять логику происходящего и спрогнозировать, что может произойти дальше. Лично я, наблюдая за настоящим и изучив прошлое минских «спальников», предполагаю, что эпоха пустого, неуютного массового строительства подходит к концу. Для того чтобы понять мои доводы, давайте начнем с истории.
Расцвет строительства классических «спальников» в СССР пришелся на 70—80-е годы прошлого века, и тогда это было по-настоящему идеальное жилье, качественный скачок по сравнению с массовой застройкой, которая проводилась в 50—60-х. Для возведения типовых панельных домов строятся огромные предприятия вроде нашего МАПИДа, на которых работали (и работают сейчас) тысячи человек.
При этом качество работы контролируется достаточно строго благодаря советской госприемке — при масштабах Советского Союза это был действительно разумный вариант: за каждой отдельной строительной бригадой не уследишь, но ведь можно контролировать качество многих узлов будущих типовых панелек непосредственно на комбинатах домостроения и после, принимая уже собранные здания.
На тот момент панельное типовое домостроение действительно было пиком технологий при возведении массового жилья. Строить массово каркасно-монолитные здания не позволяли многие факторы, включая качество бетона и дороговизну технологий, которые еще не были доведены до совершенства. Путем «монолита» создавались только отдельные уникальные архитектурные строения.
После развалился СССР, всю систему строительства начало основательно лихорадить. Ситуация осложнилась тем, что начался массовый отток людей из сельской местности в большие города. Наша страна, как известно, придерживается социально ответственной политики — нуждающиеся в жилье, даже если они не могли заработать себе на квартиру в Минске, долгое время вполне могли рассчитывать на то, что в итоге получат жилье на льготных основаниях. Желающих приобщиться к таким благам становилось все больше (а кто от них откажется?). Понятно, что в итоге, сколько ни строили, было мало, очереди растянулись на десятилетия.
Монолитное строительство подразумевает много индивидуальной и качественной работы. И подобный подход при описанных выше обстоятельствах был неприемлем. Типовые панельки же позволяли в теории все делать быстро и дешево. Грубо говоря, пригнал кран и рабочих, собрал дом, подвел сети, поставил во дворе куцую детскую площадку... После привязали дома к «улице один», другие — к «улице два», еще одни — к «улице три». Вот тебе Каменная Горка и готова. Изначально задача была делать не комфортное жилье, а выдавать много жилой площади. Попробуйте тогда предложить любому, кто простоял в очереди 5—10 лет, подождать на треть больше в угоду качеству строительства...
Способность получить квартиру практически на халяву (а после — вторую, а если очень повезет — третью) стала навыком, владению которым завидовали. Пока все это было возможно, ни о каком качестве строительства, заботе об инфраструктуре, красоте и удобстве даже речи не шло.
За время, пока существовала подобная система, прямо скажем, успели понастроить немало однотипных и достаточно серых зданий. Опять же — все это делалось не потому, что горисполком такой плохой или архитекторы ленивые, а потому, что подавляющая масса граждан была готова (мало того — страстно желала) получить жилье с невысокими потребительскими свойствами, но зато с большими льготами.
К несчастью для государства и любителей халявы, эта нездоровая тенденция все же завершилась. Льготная программа свернута, и сегодня мы находимся на переходном этапе. Людям приходится платить за квартиры их полную цену, и, даже если стоимость «квадрата» невысока, все начинают обращать внимание на инфраструктуру, качество строительства, планировку и прочие нюансы, которые раньше воспринимали не иначе как приятные бонусы. То есть наконец появились причины для кардинальных изменений, о которых я упомянул в начале колонки.
Когда появятся недорогие интересные проекты спальных районов? Тогда, когда соберется критическая масса людей, готовых покупать только комфортное жилье. Когда жители районов начнут всерьез интересоваться хоть чем-то за пределами своего подъезда. Когда вопрос «почему у нас такой зас...ный двор?» будет задаваться не в пустоту, а самому себе. Это, кстати, тема отдельного абзаца.
Меня всегда поражали люди, уверенные, что им кто-то должен благоустроить двор их многоэтажки. Жалобы в горисполком, ЖКХ, да хоть самому президенту могут лететь (и летят) пачками. Но, как архитектор и как бывший чиновник, говорю вам со всей уверенностью: они ни к чему не приведут. Притащат вам во двор раз в десятилетие новые карусели, покрасят старые качели и перекопают вытоптанные дорожки. Все вернется на круги своя уже на следующий год. Красивый двор — это общественное пространство, забота о нем лежит только на тех, кто в нем живет. В стране есть примеры, когда жители принимали решение типа «хватит жить в хлеву!» и убирали придомовую территорию, приводили ее в порядок. Думаете, в Европе, на которую так любят кивать, происходит как-то иначе? Нет! Там жители дома проявляют инициативу, кооперируются, находят нормального подрядчика, который обеспечивает порядок.
Подводя итог. Мне кажется, что с окончанием эпохи массового строительства льготного жилья завершается и эпоха, когда городской среде задавали тон люди, которым все равно. Не потому, что мы все стали добрее, чище и ответственнее просто так, в одночасье — об этом мечтают многочисленные городские активисты, урбанисты и сподвижники. Просто новые владельцы квартир, в новых домах, в новых районах, станут полноценными хозяевами своего жилья, и не только в пределах купленных жилых квадратных метров. Пока они это осознают слабо, но уверен, что момент прозрения не за горами. И тогда город, его пространство начнут сами меняться под новые запросы. Так происходило всегда — и произойдет и сейчас.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by