Архитектор Антон Гарустович: появление однотипных и скучных «спальников» можно остановить, убрав «разруху в головах»
18 794
108
20 сентября 2017 в 8:00
Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий
Архитектор Антон Гарустович: появление однотипных и скучных «спальников» можно остановить, убрав «разруху в головах»
Антон Гарустович — директор архитектурной компании «Аверса-групп». В прошлом главный архитектор Минского района. Автор ряда научных работ, посвященных исследованию городской среды. Член правления ОО «Белорусский союз архитекторов».
Часто слышу сетования, что типовое панельное строительство в Минске — дичь, в которой виноваты чиновники — руководство города, архитекторы, проектировщики… даже строители. Но никак не горожане, которые, конечно же, всегда ратовали за чистую ухоженную столицу. А Каменные Горки и Шабаны, во всей их неуютности и серости, появились неожиданно, в силу чьего-то злого умысла. Так вот — нет. Это не так.

Изучая городскую среду, я давно понял, что ничего не происходит в городе просто так. Всему есть веские, понятные причины. И именно подметив их, можно понять логику происходящего и спрогнозировать, что может произойти дальше. Лично я, наблюдая за настоящим и изучив прошлое минских «спальников», предполагаю, что эпоха пустого, неуютного массового строительства подходит к концу. Для того чтобы понять мои доводы, давайте начнем с истории.

Расцвет строительства классических «спальников» в СССР пришелся на 70—80-е годы прошлого века, и тогда это было по-настоящему идеальное жилье, качественный скачок по сравнению с массовой застройкой, которая проводилась в 50—60-х. Для возведения типовых панельных домов строятся огромные предприятия вроде нашего МАПИДа, на которых работали (и работают сейчас) тысячи человек.

При этом качество работы контролируется достаточно строго благодаря советской госприемке — при масштабах Советского Союза это был действительно разумный вариант: за каждой отдельной строительной бригадой не уследишь, но ведь можно контролировать качество многих узлов будущих типовых панелек непосредственно на комбинатах домостроения и после, принимая уже собранные здания.

На тот момент панельное типовое домостроение действительно было пиком технологий при возведении массового жилья. Строить массово каркасно-монолитные здания не позволяли многие факторы, включая качество бетона и дороговизну технологий, которые еще не были доведены до совершенства. Путем «монолита» создавались только отдельные уникальные архитектурные строения.

После развалился СССР, всю систему строительства начало основательно лихорадить. Ситуация осложнилась тем, что начался массовый отток людей из сельской местности в большие города. Наша страна, как известно, придерживается социально ответственной политики — нуждающиеся в жилье, даже если они не могли заработать себе на квартиру в Минске, долгое время вполне могли рассчитывать на то, что в итоге получат жилье на льготных основаниях. Желающих приобщиться к таким благам становилось все больше (а кто от них откажется?). Понятно, что в итоге, сколько ни строили, было мало, очереди растянулись на десятилетия.

Монолитное строительство подразумевает много индивидуальной и качественной работы. И подобный подход при описанных выше обстоятельствах был неприемлем. Типовые панельки же позволяли в теории все делать быстро и дешево. Грубо говоря, пригнал кран и рабочих, собрал дом, подвел сети, поставил во дворе куцую детскую площадку... После привязали дома к «улице один», другие — к «улице два», еще одни — к «улице три». Вот тебе Каменная Горка и готова. Изначально задача была делать не комфортное жилье, а выдавать много жилой площади. Попробуйте тогда предложить любому, кто простоял в очереди 5—10 лет, подождать на треть больше в угоду качеству строительства...

Способность получить квартиру практически на халяву (а после — вторую, а если очень повезет — третью) стала навыком, владению которым завидовали. Пока все это было возможно, ни о каком качестве строительства, заботе об инфраструктуре, красоте и удобстве даже речи не шло.

За время, пока существовала подобная система, прямо скажем, успели понастроить немало однотипных и достаточно серых зданий. Опять же — все это делалось не потому, что горисполком такой плохой или архитекторы ленивые, а потому, что подавляющая масса граждан была готова (мало того — страстно желала) получить жилье с невысокими потребительскими свойствами, но зато с большими льготами.

К несчастью для государства и любителей халявы, эта нездоровая тенденция все же завершилась. Льготная программа свернута, и сегодня мы находимся на переходном этапе. Людям приходится платить за квартиры их полную цену, и, даже если стоимость «квадрата» невысока, все начинают обращать внимание на инфраструктуру, качество строительства, планировку и прочие нюансы, которые раньше воспринимали не иначе как приятные бонусы. То есть наконец появились причины для кардинальных изменений, о которых я упомянул в начале колонки.

Когда появятся недорогие интересные проекты спальных районов? Тогда, когда соберется критическая масса людей, готовых покупать только комфортное жилье. Когда жители районов начнут всерьез интересоваться хоть чем-то за пределами своего подъезда. Когда вопрос «почему у нас такой зас...ный двор?» будет задаваться не в пустоту, а самому себе. Это, кстати, тема отдельного абзаца.

Меня всегда поражали люди, уверенные, что им кто-то должен благоустроить двор их многоэтажки. Жалобы в горисполком, ЖКХ, да хоть самому президенту могут лететь (и летят) пачками. Но, как архитектор и как бывший чиновник, говорю вам со всей уверенностью: они ни к чему не приведут. Притащат вам во двор раз в десятилетие новые карусели, покрасят старые качели и перекопают вытоптанные дорожки. Все вернется на круги своя уже на следующий год. Красивый двор — это общественное пространство, забота о нем лежит только на тех, кто в нем живет. В стране есть примеры, когда жители принимали решение типа «хватит жить в хлеву!» и убирали придомовую территорию, приводили ее в порядок. Думаете, в Европе, на которую так любят кивать, происходит как-то иначе? Нет! Там жители дома проявляют инициативу, кооперируются, находят нормального подрядчика, который обеспечивает порядок.

Подводя итог. Мне кажется, что с окончанием эпохи массового строительства льготного жилья завершается и эпоха, когда городской среде задавали тон люди, которым все равно. Не потому, что мы все стали добрее, чище и ответственнее просто так, в одночасье — об этом мечтают многочисленные городские активисты, урбанисты и сподвижники. Просто новые владельцы квартир, в новых домах, в новых районах, станут полноценными хозяевами своего жилья, и не только в пределах купленных жилых квадратных метров. Пока они это осознают слабо, но уверен, что момент прозрения не за горами. И тогда город, его пространство начнут сами меняться под новые запросы. Так происходило всегда — и произойдет и сейчас.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий
ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
20.09.2017 в 8:09

Можно подумать никто этого не понимает, но застройщикам выгодно на минимальную площадь земли поселить максимальное количество жильцов, поэтому и продолжат лепить панельные или каркасные, не в этом суть, гетто(.

88
Лучший комментарий
20.09.2017 в 8:09

Можно подумать никто этого не понимает, но застройщикам выгодно на минимальную площадь земли поселить максимальное количество жильцов, поэтому и продолжат лепить панельные или каркасные, не в этом суть, гетто(.

20.09.2017 в 8:10

Все верно!!!!! Нужно начинать с себя

20.09.2017 в 8:10
...новые владельцы квартир, в новых домах, в новых районах, станут полноценными хозяевами своего жилья

Обязательно станут. И это прекрасно. Так и должно быть.
А вот когда же мы станем полноценными хозяевами в нашем общем доме?.. Вопрос риторический.

20.09.2017 в 8:10

Да, все наши проблемы можно решить если убрать "разруху головах". Причём проблема "панелек " не самая больная.

20.09.2017 в 8:11
расивый двор — это общественное пространство, забота о нем лежит только на тех, кто в нем живет

Хорошо сказал.Но что с людьми делать? Народ сейчас свинонизируется по полной программе. Эти свиньи у собственного подъезда кульки с мусором выбрасывают

20.09.2017 в 8:11

Все правильно говорит, полная отмена льгот изменит архетиктуру домов, так и отношение к собственности.

20.09.2017 в 8:12
Опять же — все это делалось не потому, что горисполком такой плохой или архитекторы ленивые, а потому, что подавляющая масса граждан была готова (мало того — страстно желала) получить жилье с невысокими потребительскими свойствами, но зато с большими льготами.

И те же льготники сейчас больше всех недовольны и возмущаются...

20.09.2017 в 8:14

На панельку можно смотреть из окна собственной панельки. И тогда, честное слово, настолько все равно, как она выглядит, если тебе тепло, сухо, есть канализация, горячая вода и интернет, а родители живут в своей отдельной квартире и не выедают мозг.

20.09.2017 в 8:17

Уберите архитекторов от спальников, пусть они украшают центр города, а спальники - для комфортной жизни, а не для красоты.

20.09.2017 в 8:19

Кризис в экономике - тоже у нас в головах, да?

20.09.2017 в 8:20
Способность получить квартиру практически на халяву (а после — вторую, а если очень повезет — третью) стала навыком, владению которым завидовали. Пока все это было возможно, ни о каком качестве строительства, заботе об инфраструктуре, красоте и удобстве даже речи не шло.

Вот и я о том же....Пора раскулачивать....

20.09.2017 в 8:23
Подводя итог. Мне кажется, что с окончанием эпохи массового строительства льготного жилья завершается и эпоха, когда городской среде задавали тон люди, которым все равно.

А кто сказал, что эта эпоха закончилась?
Наоборот, в самом разгаре она. Чему пример КГ, Брилевичи и прочие Копища с Ноттингемами. О чем это аффтар? Только в Копище целый Бобруйск льготников поселят....

20.09.2017 в 8:25
Думаете, в Европе, на которую так любят кивать, происходит как-то иначе? Нет! Там жители дома проявляют инициативу, кооперируются, находят нормального подрядчика, который обеспечивает порядок.

В европе существует ответственность эксплуатирующих организаций. А попробуйте привлечь к ответственности ЖРЭО....
Я посмеюсь...

20.09.2017 в 8:25

Причём тут разруха в головах? Застройщикам выгодно вот и лепят что подешевле

20.09.2017 в 8:27
Причём тут разруха в головах? Застройщикам выгодно вот и лепят что подешевле
booker

Стройбанская мафия - самая мощная мафия в Синявокай.
Прибыль огромная, ответственности ноль...

20.09.2017 в 8:28

Когда вопрос «почему у нас такой зас...ный двор?» будет задаваться не в пустоту, а самому себе. - было такое. На субботники собирались, убирались сообща. Только сейчас не время коллективизма, да и до социализма до самого развала толком не дошли. А сейчас с большего проявление либерализма - на первом месте незыблемость прав и индивидуальных свобод человека!!! А еще торгово-рыночные отношения, кому платят, тот и убирает.

20.09.2017 в 8:32

Пока нет частной собственности на землю и есть халявщики- льготники и чиновники- уродование города панельками не закончится.

20.09.2017 в 8:34
Лично я, наблюдая за настоящим и изучив прошлое минских «спальников», предполагаю, что эпоха пустого, неуютного массового строительства подходит к концу.

очень сильно в этом сомневаюсь. Вряд ли ТЦ и прочая недвижка в аренду приносят такую же прибыль с клочка земли, как жилые столбики. И пока будут желающие переехать в Минск (а они будут еще очень долго, и их нельзя в этом винить) - строиться будут спальные кварталы разной степени илитности

20.09.2017 в 8:37

Я к чему всё это - рассуждения о разрухе, экскурсы в историю - это ничего более, чем пиар. Что в его бытность архитектором района поменялось в этом самом районе?

20.09.2017 в 8:39
Просто новые владельцы квартир, в новых домах, в новых районах, станут полноценными хозяевами своего жилья, и не только в пределах купленных жилых квадратных метров.

Статья хорошая, все по делу. Но вот только даже в пределах своих квадратных метров можешь получить пинка и лететь далеко. Так что не скоро мы будем хозяевами

20.09.2017 в 8:49

Разруха в головах очень быстро появляется , но вот порядок культивируется поколениями

20.09.2017 в 8:51
Я к чему всё это - рассуждения о разрухе, экскурсы в историю - это ничего более, чем пиар. Что в его бытность архитектором района поменялось в этом самом районе?
Kottega

Как чего? Многоэтажных курятников понатыкали.

20.09.2017 в 9:01

Уродливое строительство - от уродливой системы. Да, много получили в наследство. Но мы ж его ценим, любим и сохраняем!
Вы можете смеяться, но или - или: или линия Сталина (пусть даже как турбаза) - или нормальные люди и нормальные дома.

20.09.2017 в 9:01

Создали илюзорный спрос "раздачей" очередей, а теперь следующий этап уменьшить предложение дабы максимально снять сливки с тех кто будет первым)

20.09.2017 в 9:06

Как только разбогатеем, сразу купим монолит, а пока Каменная горка.

20.09.2017 в 9:13
Но, как архитектор и как бывший чиновник, говорю вам со всей уверенностью: они ни к чему не приведут. Притащат вам во двор раз в десятилетие новые карусели, покрасят старые качели и перекопают вытоптанные дорожки. Все вернется на круги своя уже на следующий год.

Все верно, не раз проходили

20.09.2017 в 9:19

Говорят люди с Каменной горки:
1. Не все жители получали квартиру на "халяву"/
2. Жители, которые пишут пачками петиции https://petitions.by/petitions/1036, хотят чтобы не просто строители "притащили во двор карусели " а выполнили все работы предусмотренные проектом, чиновники в свою очередь должным образом проконтролировали процесс.
3. А затем возможно жители действительно найдут нормального (не ЖКХ) подрядчика который обеспечит порядок.

20.09.2017 в 9:20

Товарищъ, вы в нашем реальном городе хоть раз были? Такое ощущение, что лет 10 назад последний раз.

Уплотнение - вот стиль современной архитектуры. И вот где реальная проблема.

Чуть бОльшие площадки гиперуплотняются мегадомами на этапе проектирования уже. О какой архитектуре речь при таких пропорциях высоты и остальной геометрии? Монотонная стена до неба - вот вся архитектура современных непанелек. Если говорить честно и о реальности.

Если говорить об уходяще эпохе, которая трансформировалась в мегатермитники, то полседние лет 10 рулили как раз таки панельки. Среди них очень много 9-этажек. Что есть непозволительная роскошь для самопальной части строительной отрасли. Качество самопала настолько ужасное, что панель с ее реальными косяками - недосягаемая вершина качества абсолютно по всем показателям. Если сравнивать архитектуру, то многие панельные районы имеют намного более шикарный и разнообразный вид, нежели самопальные коробки.

20.09.2017 в 9:33

Увеличение уровня жизни народа, его благосостоянич решит только проблему. В стране зп по 400у.е.ы, кредиты под 13%, квадратный метр по 1100у.е. без малейшей отделки, где людям взять денег на что-то более лучшее? поэтому все и стремятся иметь хотя бы хоть какое-нибудь жилье подоступней и не важно будет там унылое гетто или все красиво. Человек среднестатистически за жизнь всю только на двушку в панельки еле наскребет, если не помогут родители, ранее назаляву приватизировавшие квартиру. Должен быть выбор. Позвольте всем самим решать, строится им по 600у.е. с 5% рентабельностью или покупать 1100 с комфортом, и люди сами расставят все на места исхрдя из того что им нужно - крыша над головой, отдельная от родителей или "комфортное жилье"

20.09.2017 в 9:35
Думаете, в Европе, на которую так любят кивать, происходит как-то иначе? Нет! Там жители дома проявляют инициативу, кооперируются, находят нормального подрядчика, который обеспечивает порядок.

В европе существует ответственность эксплуатирующих организаций. А попробуйте привлечь к ответственности ЖРЭО....
Я посмеюсь...
Смеяться проще всего! К ответственности привлекать необходимо не только ЖРЭО но и других виновных https://petitions.by/petitions/1036 в нынешнем состоянии дел.

well.well
20.09.2017 в 9:36

Снова никчемная статья.
Взять тот же "Зеленый луг" - да панельки, но в целом район был достаточно хорошо продуман: школы, детские сады, водная система, озеленение, места для отдыха, транспорт, магазины и сфера услуг. И это 70-80е годы.
Есть проект А-100 в Новой боровой - да, возможно, где-то сыроват, но в целом очень интересно получается.
И теперь "Каменная горка" - только магазы, которые там "понатыканы" и то только потому, что это частные коммерческие проекты ритейлеров. Возле метро КГ даж пообедать негде нормально - один фастфуд.

Кто виноват и что делать?

20.09.2017 в 9:37
Увеличение уровня жизни народа, его благосостоянич решит только проблему. В стране зп по 400у.е.ы, кредиты под 13%, квадратный метр по 1100у.е. без малейшей отделки, где людям взять денег на что-то более лучшее? поэтому все и стремятся иметь хотя бы хоть какое-нибудь жилье подоступней и не важно будет там унылое гетто или все красиво. Человек среднестатистически за жизнь всю только на двушку в панельки еле наскребет, если не помогут родители, ранее назаляву приватизировавшие квартиру. Должен быть выбор. Позвольте всем самим решать, строится им по 600у.е. с 5% рентабельностью или покупать 1100 с комфортом, и люди сами расставят все на места исхрдя из того что им нужно - крыша над головой, отдельная от родителей или "комфортное жилье"
proektarch

Какой комфорт по 1100? Очко посреди комнаты и пара батарей?

20.09.2017 в 9:43
Просто новые владельцы квартир, в новых домах, в новых районах, станут полноценными хозяевами своего жилья, и не только в пределах купленных жилых квадратных метров.

Статья хорошая, все по делу. Но вот только даже в пределах своих квадратных метров можешь получить пинка и лететь далеко. Так что не скоро мы будем хозяевами

Kawaider

- вот ключевая проблема. Отсутствие частной собственности на землю. Никто не должен иметь права даже войти на мою территорию (землю, дом, квартиру...) без спроса, а не то чтобы забрать дом и отправить в "КГ".
Пока люди не получат эту собственность и не почувствуют ее, о всем остальном и речи вести нет смысла. Единицы еще пытаются что-то делать на голом энтузиазме, но на нем далеко не уехать...

20.09.2017 в 9:44

Хватит льготировать пусть все покупают за свои, а то не льготникам в стоимость включают плату за льгьготников и метр стоит не 500 а 1000 и более, хватит !

20.09.2017 в 9:50

Как бывший чиновник, должен понимать, что у нашего народа еще лет 10 не будет понятия о том что вокруг себя не срать. Потому сверху должны устанавливаться строгие рамки, ремонты в подьездах за счет жильцов. Далеко ходить не надо - взять у соседей правила - Литва, Германия,Польша. Поноют, а потом приучатся жить как люди. А На коммунистические субботники не придут .

20.09.2017 в 9:54

пока есть льготная очередь и льготы на комуналку....то панельки это все для народа))))

20.09.2017 в 9:55

И какой сдвиг будет после таких речей,никакой! Сколько не говори Сахар-,от этого во рту слаще не станет!

20.09.2017 в 10:01

Очереди и льготники в Миснке- давно пора отменять. Чем льготник в Минске лучше работяги из Бешенковичей, который за свои хочет купить в КГ квартиру ? Социальные квартиры- в городах спутниках максимум. А еще лучше в регионах с низкой плотностью населения.

20.09.2017 в 10:03

Купил луковицы тюльпанов в Голландии жена возле подъезда посадила . Всё украли . В Мск из нового парка за три дня вынесли 10 000 растений . Это край . Цветы возле подъезда здесь не растут .))))) Даже не думай

20.09.2017 в 10:03

всех льготников в спальники за МКАД и автобусом добираться до Минска для приятного бонуса

20.09.2017 в 10:08

Почему хают КГ . Потому , что им там квартиру не дали . Отличный район . И порядка там больше чем в среднем по городу . Молодой динамичный . За ним будущее .

20.09.2017 в 10:08
Купил луковицы тюльпанов в Голландии жена возле подъезда посадила . Всё украли . В Мск из нового парка за три дня вынесли 10 000 растений . Это край . Цветы возле подъезда здесь не растут .))))) Даже не думай
marantz

А у меня на фазенде растут и тюльпаны, и гладиолусы голландские.
Люди заходят, фотографируют, удивляются...
И да, не воруют почему-то....

20.09.2017 в 10:11
Очереди и льготники в Миснке- давно пора отменять. Чем льготник в Минске лучше работяги из Бешенковичей, который за свои хочет купить в КГ квартиру ? Социальные квартиры- в городах спутниках максимум. А еще лучше в регионах с низкой плотностью населения.
alex3319

В 100-километровой зоне вокруг Минска давно напрашивается мораторий на строительство нового жилья. Только 1:1. 100 квадратов снесли, 100 построили. Иначе наши дети будут жить в Шанхае.

20.09.2017 в 10:25

статья жестко отдает популизмом в унисон текущего времени...

Непосредственное участие в планировании застройки принимают кто? - архитекторы. Что ими делается чтоб все было "по уму"? Ч
Нужно было рассказать правдиво закулисную жизнь этого процесса в Минском РИК... как выделяются участки.. многим было бы интересно.

20.09.2017 в 10:37

Вы , господин хороший, верите, что невыразительные спальники строятся потому, что граждане готовы "получить жилье с невысокими потребительскими свойствами, но зато с большими льготами"? А вы взгляните на то, что строят для нельготников в сравнительно дорогом и даже дорогом жилье. Маяк Минска, Вивальди, Браславский, Парус, застройка проспекта Дзержинского ну и так далее. Планировки такие, что плакать хочется. Вроде метров много, а света мало. Одни коридоры большие, а комнатки маленькие. Комфортным такое жилье никак не назовешь. Социальной инфраструктуры тут нет точно так же, как и в спальниках на окраинах. В современных панельных квартирах хоть планировки рациональнее. Единственно, у некоторых их этих домов фасады красивые. Но, как говориться, "с лица воды не пить".
Так что, дороженький, но дело не в рядовых гражданах, которые готовы за свои деньги купить что-то более-менее хорошее, а в том, что архитекторы идут на поводу застройщиков и чиновников, которым бы всунуть максимум людей на минимум городской земли. И проектируют откровенно неудобное жилье.

20.09.2017 в 10:40
Можно подумать никто этого не понимает, но застройщикам выгодно на минимальную площадь земли поселить максимальное количество жильцов, поэтому и продолжат лепить панельные или каркасные, не в этом суть, гетто(.
Минский Muller

Так люди же сами соглашаются покупать такое жилье. Или опять все жертвы обстоятельств? Вам просроченную сметану в магазине тоже насильно продают?

20.09.2017 в 11:02
Уберите архитекторов от спальников, пусть они украшают центр города, а спальники - для комфортной жизни, а не для красоты.
Женя_Ч

А какой комфорт без эстетической составляющей? В этом-то и проблема -- у наших людей планка комфорта низка как у негра из Африки=(

20.09.2017 в 11:04
Очереди и льготники в Миснке- давно пора отменять. Чем льготник в Минске лучше работяги из Бешенковичей, который за свои хочет купить в КГ квартиру ? Социальные квартиры- в городах спутниках максимум. А еще лучше в регионах с низкой плотностью населения.
alex3319

В 100-километровой зоне вокруг Минска давно напрашивается мораторий на строительство нового жилья. Только 1:1. 100 квадратов снесли, 100 построили. Иначе наши дети будут жить в Шанхае.

well.well

Ну и отлично же!

20.09.2017 в 11:17

Мысли вроде правильные. Только не учитывают страсть наживы всяких разных застройщиков. Маяк Минска яркий тому пример.

20.09.2017 в 11:43

Абсолютно верно. Качество появляется только тогда, когда люди полностью оплачивают услугу. Бесплатное или льготное никогда качественным не бывает. Очень жду платное образование, детские сады, жкх, медицину.

20.09.2017 в 11:50

А " убрать разруху в головах " .... это на ЧЬИ головы замахнулся отважный Антон ???

20.09.2017 в 11:50

полностью поддержу переход на оплату 100% коммунальных и платную медицину, если условия будут равные для всех без всяких льгот. только вот же 80% населения взвоют от того, что это ж работать нужно будет

20.09.2017 в 11:51

Минский Muller, странно что А100 не занимаясь геттостроительством, работает в прибыль. Не думали почему? Не несите ерунды когда не понимаете вопроса.

20.09.2017 в 12:10

эпоха пустого, неуютного массового строительства подходит к концу. не думаю. минск надо застроить панелями без инфраструктуры и переместить туда еще миллион льготников.

20.09.2017 в 12:14
всех льготников в спальники за МКАД и автобусом добираться до Минска для приятного бонуса
tekillazzz

влажные мечты. это дорого. гораздо целесообразнее налепить курятников поменьше и поплотнее. надеюсь плотность каменной горки будет распространена на весь минск. и пусть все гадят друг другу на головы и гонорятся великим званием минчанина, презирая другие регионы, а нормальные люди будут жить за городом.

20.09.2017 в 12:17
начнут сами меняться

Ничего нигде меняться не будет. Всем правит жажда быстрой наживы. А будущее -да всем власть имущим пофиг, что там в будущем.

20.09.2017 в 12:32
Можно подумать никто этого не понимает, но застройщикам выгодно на минимальную площадь земли поселить максимальное количество жильцов, поэтому и продолжат лепить панельные или каркасные, не в этом суть, гетто(.
Минский Muller

Ну так вы же и покупаете жилье в этих гетто, не? Или вас насильно заставляют брать квартиры в каменной норке или в маяке вместо хотя бы новой боровой?

20.09.2017 в 13:19
Абсолютно верно. Качество появляется только тогда, когда люди полностью оплачивают услугу. Бесплатное или льготное никогда качественным не бывает. Очень жду платное образование, детские сады, жкх, медицину.
1707697

Это прелестно, честное слово. Думал такой наивняк уже давно открыл глаза.
Всё останется ровно на том же уровне, ребятки. Просто вы будет больше платить, что вполне логично.

20.09.2017 в 13:29

Безликие спальники будут появляться до тех пор, пока есть спрос на ячейки в панельных сотах. А про разруху в головах, так вы почитайте другую статью сегодняшнюю, про калитку возле дома в Уручье, там про разруху очень подробно изложено. А что самое забавное, половина комментаторов, которая тут томно вздыхает над убогостью Каменной горки, в той статье брызжут ядом на жильцов огородивших свой дом.

20.09.2017 в 13:34

Уважаемый архитектор, вы с какой планеты? Вы попробуйте вначале хотя бы в масштабах одного подъезда навести порядок и столкнетесь с безразличием, сопротивлением и ненавистью.
А что? В Европе люди сами убирают в доме, стригут газоны и т.п.? У них это просто хорошо организовано, и занимаются этим специальные службы. Вы слышали про "community fee"? А это иногда сотни евро ежемесячно. За эти деньги у вас всегда будет чистота и порядок в подъезде. А теперь посмотрите в жировку. Сколько вы платите за уборку? Небось рублей пять в месяц. И что вы хотите за эти деньги?

20.09.2017 в 13:35

Рассвет строительства классических «спальников» в СССР пришелся на 70—80-е годы прошлого века, и тогда это было по-настоящему идеальное жилье, качественный скачок по сравнению с массовой застройкой, которая проводилась в 50—60-х.

Только почему-то массовая застройка 50-х ценится сейчас намного больше "классических" панельных спальников.

20.09.2017 в 13:37

статья из разряда "неформальной разрухи в голове" самого аффтора. где его достижения за время его прошлого на должности главного архитектора района?
при нынешнем уровне благосостояния большей части населения, вы Антон своими статьями ничего не измените, каким бы пафосом вы их не наполняли.

20.09.2017 в 13:39

>>К несчастью для государства и любителей халявы, эта нездоровая тенденция все же завершилась

Почитайте соседнюю новость про субсидирование льготников. Система стала чуть строже, но осталась до сих пор. И в этом виновато именно правительство и именно это первоочередная причина появления "каменных горок".

20.09.2017 в 13:42

Ой, вот только не надо всё валить на долевиков. Люди заплатили за гондолы в Маяке Минска. Супер-пупер-элитное жильё. И что? Вы хотите сказать, что они сами отказались от этого в пользу однообразных рядов высоточек? Или что люди не возмущались тем, что строят за их деньги?
Теперь вот можете рассказать мне, что им это-таки дало. И что они сами во всём виноваты, а не подрядчик-архитектор-контролирующие органы.

20.09.2017 в 13:46

Белорусское качество не по карману белорусскому покупателю. Пока монолит будет стоить космических денег, на него найдется немного желающих.

20.09.2017 в 13:46

Со всем согласен, кроме двора и как там в Европе. Во-первых, в Европе можно нанимать подрядчиков и послать государство, там их много и существует конкуренция (и те же газ, воду и электричество можно покупать у разных организаций). Ну и второе, там есть частная собственность! Вы можете как угодно облагораживать двор, завтра государство решит в нем построить ещё один дом, и все ваши усилия обнулятся. И люди это понимают, пока не будет частной собственности и защиты её в суде, ничего не поменяется.

20.09.2017 в 13:47

тут ключевые слова: В прошлом главный архитектор Минского района

и этим всё сказано!

20.09.2017 в 14:06

Глупость какая то. Причина дешевого и однотипного жилья в нищете жителей страны. Сейчас строятся красивые каркасные комплексы, но ведь никто не будет выкладывать на треть больше денег за более красивый дом и ухоженный двор

20.09.2017 в 14:18

Антон Гарустович —  В прошлом главный архитектор Минского района.

Ой вэй, так вот кто все эти коттеджи-замки за МКАД понасогласовывал )))

20.09.2017 в 14:48

Рассуждаете про спальные районы, а так и не поняли, что они должны быть окружены ПАРКАМИ и зелёными зонами отдыха, а не ДРУГИМИ спальными районами.
Не понимаете, что начиная строительство нового пятака в городе, вы должны потребовать у застройщика сначало построить инфраструктуру, а потом за 15мес возвести клоповник-малосемейку типо Маяк-минска (со сдачей квартир без отделки после 4 лет стройки).
Не один советсткий архитектор в СССР не мог себе позволить такого бездумного перенасыщения города, в то время как современные распильщики денег, умудрились уплотнить даже интеграловскую курасовщину, которая была сбалансирована, а теперь носа не воткнуть.
Не нужно кивать на жильцов, которые являются врачами, ИТ-шниками, рабочими и т.д. Благоустроенные и качественно спроектированные районы - это задача архитекторов.
А вы в 99-м делали дворы с непроездным апендиксом на 5 машин в доме на 200квартир, и сейчас делаете и согласовываете маяки минска.
Не умеете сами, дайте место другим. Не способны думать, копируйте с западных устроявшихся проектов.
А про стоимость жилья вообще нечего говорить. Разогрели рынок за счёт государственных средств, поимели кучу квартир по очередям нуждающихся, а теперь рассказываете, что народ не требует и не стремится к благоустройству.
Народ пытается выжить в этой экономике с зарплатами в 300-400 рублей и этих диких ценах на жильё!!!

20.09.2017 в 15:00
Глупость какая то. Причина дешевого и однотипного жилья в нищете жителей страны. Сейчас строятся красивые каркасные комплексы, но ведь никто не будет выкладывать на треть больше денег за более красивый дом и ухоженный двор
antronset

Где вы видели "красивый каркасный комплекс"???
Строят каркасники-клоповники без отделки покрашенные акриловой краской или облепленные панелями с микромизерной инфраструктурой. Каркасники душегубки без кондиционирования и вентиляции, с никакой звукоизоляцией. У вас нет минимального понятия о комфортном жилье.

20.09.2017 в 15:35

Зас...ые дворы проблема старых домов, домов, где половина квартир сдается, где есть пенсионеры, а им все равно лишь бы пенсию получить. У них ни здоровья, ни сил, ни желания что-то поменять нет. Они старые люди. А вот новые микрорайоны как раз очень даже ухоженные. Все гонят на каменную горку. А в каменной горке все тип топ, да она еще строится. Инфраструктура не совершенная и зелени не хватает. Но это временно. Зато во дворах Фрешдизайн все подъезды разрисовал нестандарно, во дворах часы, в лифтах календари и зеркала. Везде не только качели-карусели, но и баскетбольные поля и теннисные столы. Жильцы общаются по вайберу и устраивают субботники, друг другу помогают. Нет разрухи в их головах.

20.09.2017 в 16:03

Что, опять льготники крайние? Посмотрите в "Маяке", какую чудесную городскую среду с инфраструктурой, зеленью и архитектурными изысками добровольно и с песней оплачивают далеко не самые бедные граждане синеокой (это если судить по цене метра в этом муравейнике).

20.09.2017 в 16:12

Всё правильно говорит.
Вот из Фаниполя тут кто-то жаловался на днях: мол, купили квартиру — а когда на улицу вышли "внезапно" оказалось что вокруг ничего нет и приходится далеко ездить.
Те же никому не интересные аукционы в "Парусе".
Это всё истории о том, как люди наконец-то начинают потихоньку что-то подозревать.
Ещё на очереди Маяк Минска: очень интересно как им удастся распродать эти громадины, смотрящие "окно в окно".

20.09.2017 в 16:19

А вообще это всё от бедности и постсоветской тесноты. Вначале должна быть удовлетворена базовая потребность в жилье как таковом - людям до фонаря архитектурные изыски, если жить приходится вшестером в комнате. Голодающий человек ведь не выберет дюжину устриц вместо мешка перловки? Вот и в строительстве то же самое.

20.09.2017 в 16:34
Уберите архитекторов от спальников, пусть они украшают центр города, а спальники - для комфортной жизни, а не для красоты.
Женя_Ч

комфортная жизнь в "спальнике" ??? Вы это серьезно ??? ))))

20.09.2017 в 16:58

«почему у нас такой зас...ный двор?» будет задаваться не в пустоту, а самому себе. Даже только за эту одну фразу архитектора и чиновника я готов ему пожать руку.
И вообще, я считаю, что вместо государственных символов белорусы должны смотреться в зеркало, что куда полезнее созерцания "хрустального сосуда" и прослушивания песен о белорусах-мирных людях.

20.09.2017 в 17:05

"ПОНАЕХАЛИ". Скоро вторая Москва будет. Сколько минчан в шабанах и горке?.

20.09.2017 в 17:33

мать моя...
сколько снобизма и букаф.
только перапутались усе бераги.
разные задачи, разные возможности - все смешал.
отсюда такие выводы.
а меж тем, всё не так.
и каменная горка не такая уж страшная и не такая уж запущенная.
если герой наберется мужества и прогуляется по микрорайону, то сможет легко убедиться, что дворы меж панелек выглядят значительно лучше некоторых, что есть в центре или в Серебрянке, Чижовке и т.д.
да, всё держится на частной инициативе.
да, только благодаря увлеченным и неравнодушным, есть цветущие дворики с малыми архитектурными формами и определенной атмосферой.
да, есть "агрогламур".
да, кое-где есть проблемы.
НО не надо, пожалуйста, проявлять неуважение к согражданам и формировать негативный образ о людях, получившим возможность после 25-летнего стояния в очереди на жилье, это жилье получить.
и жизни никого учить, тоже - не надо.
не просит никто.
у каждого свои возможности, предпочтения и реальность.

а вести себя как в курятнике - клюя ближнего и пачкая нижнего - примитивно.
так что, завязывайте с клеймением "льготников".
надоело...
баян безнадежно устарел...

не понятно, зачем вообще эта статья?
чтоб предупредить появление новой волны льготников и дешевого строительства?
так это теперь и так уже долго не сможет стать реальностью...
денег нет.
можно не бороться. угрозы нет.

20.09.2017 в 18:04

Т.е. то что изуродовали город всякими безвкусными бизнес-центрами, калхозной архитектурой, маяками, домами у Троицкого - это вина граждан, а не таких вот чиновников-архитекторов позволяющих это строить? Ну ну очень легко все скидывать на других.

20.09.2017 в 18:58

Не надо нам парусов И Домов Чижа!
Пусть строят надежную качественную панель.
пусть не воруют.
пусть УЧАТ строителей.
и жить людям в таких домах будет комфортно.
А свой двор они сами украсят цветами, кустарниками, а главное - чистотой.
Только ...есть ли такие воспитанные люди...?
а строителей таких - точно - НЕТ.

Так что :
качество домов соответствует цивилизованности в них заселившихся...)))

20.09.2017 в 19:12
Лично я, наблюдая за настоящим и изучив прошлое минских «спальников», предполагаю, что эпоха пустого, неуютного массового строительства подходит к концу.

О каком "пустом и неуютном" строительстве идёт речь? О старых пятиэтажках с тихими зелёными дворами и достаточным количеством парковочных мест? Или о 9-этажных панелях в Каменной Горке, которые отличаются от 20-этажек Лебяжего меньшей плотностью населения? Что наполненного и уютного предлагают нынче застройщики? 20-этажные свечки у 8-полосных дорог под видом "элитного" жилья?

20.09.2017 в 20:07

Очень понравилось высказывание бывшего чиновника, что жалобы людей ...ни к чему не приведут.
Качель - раз в 10 лет...
И подводит нас к мысли, что ты за метры заплати, в кооператив жильцов вступи, где будешь исправно платить зарплаты всем и ...сам прояви ещё инициативу...

20.09.2017 в 20:41

Спасибо за статью, очень приятно что эту тему наконец начали подымать, да еще есть такие хорошие прогнозы. Но автор в корне рассуждений не прав. Объясню:
представьте что завтра прямо на месте Октябрьской площади захотят возвести мапидовскую панельку по цене скажем 1200уе за метр(т. е. УКСу землю дадут бесплатно, а себестоимость возведения пусть 400уе вместе со сносом площади) - т е УКС будет в хорошей прибыли. Вопрос - найдутся ли люди готовые там купить жилье? Ответ - ДАЧЕРТА! их найдется, потому что очень выгодно за 1200 хату самом-самом центре города. С другой стороны - является ли эта стройка вандализмом над городом - безусловно, и все мы это понимаем! Не надо кивать на население - население берет, что дают. Именно поэтому во всем цивилизованных местах мира существуют КОМПЕТЕНТНЫЕ архитектурные комиссии которые НЕ допускают строительства в ущерб красоте и комфорту города. Часто принимают прямо законы запрещающие типовое домостроение.
Вообщем, не надо песен про то, что "мы строили, то что вы хотели". Каждая типовая панель, это очередное стойло кошмарещее город - это ваш позор до конца ваших дней.

20.09.2017 в 21:48
Уберите архитекторов от спальников, пусть они украшают центр города, а спальники - для комфортной жизни, а не для красоты.
Женя_Ч

А какой комфорт без эстетической составляющей? В этом-то и проблема -- у наших людей планка комфорта низка как у негра из Африки=(

FatSaint

Мне, кинестетику, визуала не понять

20.09.2017 в 23:44
Спасибо за статью, очень приятно что эту тему наконец начали подымать, да еще есть такие хорошие прогнозы. Но автор в корне рассуждений не прав. Объясню:
представьте что завтра прямо на месте Октябрьской площади захотят возвести мапидовскую панельку по цене скажем 1200уе за метр(т. е. УКСу землю дадут бесплатно, а себестоимость возведения пусть 400уе вместе со сносом площади) - т е УКС будет в хорошей прибыли. Вопрос - найдутся ли люди готовые там купить жилье? Ответ - ДАЧЕРТА! их найдется, потому что очень выгодно за 1200 хату самом-самом центре города. С другой стороны - является ли эта стройка вандализмом над городом - безусловно, и все мы это понимаем! Не надо кивать на население - население берет, что дают. Именно поэтому во всем цивилизованных местах мира существуют КОМПЕТЕНТНЫЕ архитектурные комиссии которые НЕ допускают строительства в ущерб красоте и комфорту города. Часто принимают прямо законы запрещающие типовое домостроение.
Вообщем, не надо песен про то, что "мы строили, то что вы хотели". Каждая типовая панель, это очередное стойло кошмарещее город - это ваш позор до конца ваших дней.
TTonliner44

Есть тема в Инете - Милионы мух не могут ошибаться (живя в дерьме).
А пчёлы?

21.09.2017 в 11:15

Действительно, должна поменяться психология людей, тогда поменяется город. А пока до сих пор все хотят на халяву квартирку получить

21.09.2017 в 12:00
Зас...ые дворы проблема старых домов, домов, где половина квартир сдается, где есть пенсионеры, а им все равно лишь бы пенсию получить. У них ни здоровья, ни сил, ни желания что-то поменять нет. Они старые люди. А вот новые микрорайоны как раз очень даже ухоженные. Все гонят на каменную горку. А в каменной горке все тип топ, да она еще строится. Инфраструктура не совершенная и зелени не хватает. Но это временно. Зато во дворах Фрешдизайн все подъезды разрисовал нестандарно, во дворах часы, в лифтах календари и зеркала. Везде не только качели-карусели, но и баскетбольные поля и теннисные столы. Жильцы общаются по вайберу и устраивают субботники, друг другу помогают. Нет разрухи в их головах.
Gush-gaff
21.09.2017 в 12:11

Вот именно. На молодой КГ -красота, чистота и порядок, все новенькое, не заср..но-
не засц..но.. Ни одного бухого пенсионера, ни полоумных бабок у подъездов. Деревья, конечно не быстро растут, жильцы новостроечек клумбы- палисадники сами сажают и ухаживают всем подъездом..
P.S. Лопайтесь от зависти молча, а то скоро захлебнетесь от своих злопыханий. У нас тут скромненькое, зато своё, нам не надо бабулиной смерти ждать..
Не место красит Человека, а Человек место.. Хех)

21.09.2017 в 13:01

Вся суть в том, чтобы строить при наличии коммуникаций рядом, поплотнее на метр . Все. Остальное сопли. КГ- это просто лицо социальной политики, к качеству застройки имеющее опосредованное отношение.

21.09.2017 в 13:35

Когда он работал главным архитектором Минского района, так все было нормально. Как ушёл в частную контору, так эти дома (которые сами же и проектировали) оказались серыми и однотипными, а в головах разруха.
Короче, а кто мешал автору, занимая такой пост, строить другие дома?

21.09.2017 в 13:50

Строят то что покупают. ВНЕЗАПНО !!!! А покупают то что подешевле. ВНЕЗАПНО !!!!
Ну а что подешевле - то и попроще и постандартнее.

21.09.2017 в 15:09

Минский Muller, ну так клепать они будут такое [censored], простите, пока его разбирают как горячие пирожки. Все правильно сказал автор - пропадет спрос пропадут и панельки. А пока народ рад свинарнику но своему - будут клепать свинарники.

21.09.2017 в 15:16

Да ладно, серьёзно? А я то думал что основная беда - это карманные застройщики, которых публично защищают мэры и в угоду которым банальная конкуренция на рынке строительства сведена к нулю. А сверху это всё приправлено отсутствием законодательной и экономической стабильности из-за которого долгосрочные инвестиции невозможны.

21.09.2017 в 16:37
Когда он работал главным архитектором Минского района, так все было нормально. Как ушёл в частную контору, так эти дома (которые сами же и проектировали) оказались серыми и однотипными, а в головах разруха.
Короче, а кто мешал автору, занимая такой пост, строить другие дома?
KaEmilen

Тысячи и десятки тысяч желающих жить в человейниках.

21.09.2017 в 17:19
Думаете, в Европе, на которую так любят кивать, происходит как-то иначе? Нет! Там жители дома проявляют инициативу, кооперируются, находят нормального подрядчика, который обеспечивает порядок.

В евпропе граждане занимаются подобным для избежания штрафов неприличных размеров, а не в силу своей сознательности.
Это как с ремнем безопасности у нас - начали сношать непристегнутых, начали пристегиваться смаостоятельно. Именно так воспитывается европейский менталитет - деньгами.

21.09.2017 в 17:21

На однокомнатную квартиру в серединке дома со своим индивидуальным котлом -колонкой, общей площади 45м2, расход газа в месяц , зимой - 40 м3,

21.09.2017 в 18:15

Когда белорус выкинет разруху из головы он внезапно ощутит себя на самолёте в один конец в Австралию, Германию, Швецию...

21.09.2017 в 19:16
Минский Muller, ну так клепать они будут такое [censored], простите, пока его разбирают как горячие пирожки. Все правильно сказал автор - пропадет спрос пропадут и панельки. А пока народ рад свинарнику но своему - будут клепать свинарники.
саммаэль

Штука в том, что народ таков ВЕЗДЕ. В любом конкретном деле(архитектура, медицина, ай-ти и тд), в любой части мира не компетентных людей будет 98%. И это нормально. Также нормально то, что по всем исследованиям лишь 5% в мире(в любой стране!) обладает достаточно приличным интеллектом и действительно широким мировоззрением. Именно поэтому обществом руководят. Руководят те, кто должен быть в этих 5% и КОМПЕТЕНТЕН в той области в которой принимает решения ЗА ВСЕ ОБЩЕСТВО. Соответственно, если решения принимаются во вред обществу - значит, чиновник либо продажен(лоббирует чей-то узкий интерес), либо глуп и не компетентен, либо и то и другое.
Если корабль тонет - на 99% виновен капитан, а спихивать вину на матросов - гнилое дело.

21.09.2017 в 19:59

"Рассвет строительства"
Может, все-таки правильнее употребить слово "расцвет", господа журналисты?

21.09.2017 в 21:03
Минский Muller, ну так клепать они будут такое [censored], простите, пока его разбирают как горячие пирожки. Все правильно сказал автор - пропадет спрос пропадут и панельки. А пока народ рад свинарнику но своему - будут клепать свинарники.
саммаэль

Штука в том, что народ таков ВЕЗДЕ. В любом конкретном деле(архитектура, медицина, ай-ти и тд), в любой части мира не компетентных людей будет 98%. И это нормально. Также нормально то, что по всем исследованиям лишь 5% в мире(в любой стране!) обладает достаточно приличным интеллектом и действительно широким мировоззрением. Именно поэтому обществом руководят. Руководят те, кто должен быть в этих 5% и КОМПЕТЕНТЕН в той области в которой принимает решения ЗА ВСЕ ОБЩЕСТВО. Соответственно, если решения принимаются во вред обществу - значит, чиновник либо продажен(лоббирует чей-то узкий интерес), либо глуп и не компетентен, либо и то и другое.
Если корабль тонет - на 99% виновен капитан, а спихивать вину на матросов - гнилое дело.

TTonliner44

Только в нашей стране 99% некомпетентных людей, а у руководства страны все 100% некомпетентны, поэтому так и живём. Жаль что 1% компетентных до власти не допускают, а гноят у "станков" как рабов.

22.09.2017 в 16:19
Как бывший чиновник, должен понимать, что у нашего народа еще лет 10 не будет понятия о том что вокруг себя не срать. Потому сверху должны устанавливаться строгие рамки, ремонты в подьездах за счет жильцов. Далеко ходить не надо - взять у соседей правила - Литва, Германия,Польша. Поноют, а потом приучатся жить как люди. А На коммунистические субботники не придут .
alex3319

Строгие рамки сверху- это не у тех соседей. Это у КНДР и тому подобных.

22.09.2017 в 18:15

а я думал, что все дело в 200% накрутке

22.09.2017 в 18:23
Можно подумать никто этого не понимает, но застройщикам выгодно на минимальную площадь земли поселить максимальное количество жильцов, поэтому и продолжат лепить панельные или каркасные, не в этом суть, гетто(.
Минский Muller

Так люди же сами соглашаются покупать такое жилье. Или опять все жертвы обстоятельств? Вам просроченную сметану в магазине тоже насильно продают?

евген-четвертый

А тем кто покупает реально пофиг, что они будут жить в многоэтажном курятнике, драться по вечерам за парковочное место и добираться на работу по пробкам или в переполненном метро. "Глаўнае, што ў сталіцЭ!!!"

24.09.2017 в 16:39
Со всем согласен, кроме двора и как там в Европе. Во-первых, в Европе можно нанимать подрядчиков и послать государство, там их много и существует конкуренция (и те же газ, воду и электричество можно покупать у разных организаций). Ну и второе, там есть частная собственность! Вы можете как угодно облагораживать двор, завтра государство решит в нем построить ещё один дом, и все ваши усилия обнулятся. И люди это понимают, пока не будет частной собственности и защиты её в суде, ничего не поменяется.
Mric

Еще один "частный собственник" из Кричева з замашками феодала. Поднялся на бабульки чуть выше среднего, подавай ему частную собственность на землю в придачу к квартире в столице. Расскажи про "частную собственность" владельцам фешенебельной недвиги на Манхеттоне

24.09.2017 в 20:06

В новой боровой и в комплексе Да Винчи уже всё это сделано в идеале, съездите посмотрите, автор.

24.09.2017 в 21:36

Людям жить нужно в крышей над головой. А не извращаться экзерциссами маменькино сынка.

25.09.2017 в 15:21
Очереди и льготники в Миснке- давно пора отменять. Чем льготник в Минске лучше работяги из Бешенковичей, который за свои хочет купить в КГ квартиру ? Социальные квартиры- в городах спутниках максимум. А еще лучше в регионах с низкой плотностью населения.
alex3319

Полностью согласен.