Беларуси не хватает денег. Снова наша страна вышла на международный рынок капитала с целью получения кредита в виде еврооблигаций. В воздухе повис вопрос: $1,4 млрд полученных средств — это очередной камень на шее каждого белоруса или возможность для развития отечественной экономики?
Читать на OnlínerЕврооблигации, или евробонды, — это долговые ценные бумаги, размещаемые на европейском финансовом рынке с целью привлечения долгосрочного займа. Выпускают евробонды, как правило, на срок свыше одного года, и заемщик обязан по итогу выплатить инвестору не только номинальную стоимость облигации, но и определенный процент. Процент определяется кредитным рейтингом: чем лучше рейтинг, тем меньше риски покупки ценной бумаги от эмитента и, соответственно, ниже процентная ставка, которую он должен выплачивать.
Но не будем отвлекаться от основной темы — как Беларусь на дальние земли за деньгами ходила.
Команда чиновников, которая занималась проектом размещения ценных бумаг на европейском рынке, смогла вернуться в Беларусь с $1,4 млрд, которые были размещены двумя «порциями»: первая — $0,8 млрд на срок 5,5 лет под 7,125%, вторая — $0,6 млрд на 10 лет под 7,625%. Хотя ранее в планах было привлечь только $0,8 млрд, чтобы выплатить в январе следующего года долг по предыдущим евробондам. Зачем дополнительные $0,6 млрд, пока непонятно. Либо есть ожидания, что в ближайшее время не будет возможностей привлечь кредитные ресурсы из других источников, либо глупо было отказаться от возможности занять еще денег на фоне повышенного спроса (совокупный спрос на наши евробонды превысил $3,1 млрд). Этот вопрос пока останется без ответа, хотя его нельзя считать второстепенным.
Полученный результат имеет две стороны. Не сможем мы избежать того, о чем говорил в свое время американский президент Гарри Трумэн: «Дайте мне однорукого экономиста! Все мои экономисты утверждают: с одной стороны…, но с другой стороны… » (Дословный перевод с английского: «в одной руке…, но в другой руке…»).
Итак, с одной стороны, Беларуси удалось привлечь средства под процент, который ниже стоимости денег, полученных нами по предыдущим евробондам на сумму $0,8 млрд, размещенным на 7 лет в 2011 году (8,95%). Это можно считать относительной победой, учитывая низкий кредитный рейтинг нашей страны и наличие большого количества рисков в отечественной экономике. Согласно некоторым международным оценкам, рейтинг нашей страны находится на уровне «мусорного». А по сравнению с 2011 годом в текущем проспекте эмиссии еврооблигаций Беларусь указала почти в два раза больше рисков, с которыми может столкнуться инвестор.
Еще один плюс — это работа белорусского правительства на международных рынках капитала. Чем больше мы будем интегрироваться в международные структуры, работать с международными организациями, тем выше ответственность наших государственных органов в части выполнения обязательств. Для этого требуется качественно иной уровень профессионализма, применение общемировых стандартов и так далее по списку. Ведь иностранный инвестор не подчиняется декретам и указам, а скрупулезно считает свои деньги. И в случае ошибки, просрочки в выплатах или др. доверие к нашей системе вернуть будет намного сложнее.
Эти деньги также позволят на время закрыть финансовые дыры, которые мы могли бы получить при отсутствии $1,4 млрд. Решив поставленную задачу, повысив устойчивость системы в среднесрочном периоде, можно сосредоточиться на ее реформировании. Для этого требуется и четкая цель трансформации, и хорошая команда, и, самое главное, политическая воля.
Таким образом, при технократическом подходе поход за деньгами удался. Однако есть вопросы к стратегической стороне данного процесса.
Обратная сторона медали — быстрорастущий внешний долг Беларуси. С момента начала «лихорадки» белорусской социально-экономической модели долговая нагрузка на бюджет возросла в разы: за последние пять лет расходы на обслуживание госдолга увеличились в 5 раз. Только задумайтесь: «Размер общих выплат, направленных на погашение основной суммы валового внешнего долга и его обслуживание, в 2016 году составил $6,3 млрд (22,3% от этой суммы приходится на платежи по процентам и другим выплатам), что эквивалентно 13,2% ВВП, или 21,2% экспорта товаров и услуг», — говорится в годовом отчете Нацбанка Беларуси. Больше 13% валового продукта, который мы произвели за прошлый год, было направлено внешним кредиторам, хотя эти деньги могли работать на отечественную экономику! При этом за время использования прошлого кредита особо ничего не изменилось: деловой климат все еще отпугивает предпринимателей, львиная доля экономики находится под управлением государства, а доходы белорусов не позволяют им жить как в Европе.
Долг не решает структурных проблем в экономике. Это временная мера, которая в большинстве случаев позволяет устранить краткосрочные дисбалансы в хозяйственной системе (перекрыть дефицит бюджета или уравновесить платежный баланс). При этом важно проводить реформы, которые способствовали бы устранению причин возникновения дефицита бюджета или разбалансировки платежного баланса. Если же этого не делать, то придется изыскивать дополнительные средства для возврата взятых ранее кредитов. Часто это превращается в долговую кабалу, когда для возврата одних кредитов приходится брать другие. Что мы и наблюдаем сегодня.
Можно направить полученные деньги на финансирование проектов, которые в перспективе будут генерировать экономический рост. Это могут быть как вложения в активную часть основных средств предприятий, так и строительство инфраструктуры, привлекательной для инвестора. Ретроспектива наших реалий доказывает, что в Беларуси было сделано достаточное количество инвестиционных ошибок на уровне государства при реализации различных проектов. Например, хронически убыточная цементная отрасль, а также не покоривший рынок модернизированный двухколесный «Аист».
Есть еще один сокрытый от глаз риск при размещении евробондов. Пока еще неизвестны покупатели наших долговых ценных бумаг, но есть все основания полагать, что покупателями выступили инвесторы из России. Следовательно, белорусская экономика, которая уже не первый год безуспешно проводит политику диверсификации, может в очередной раз повысить свою зависимость от восточного партнера. А тут уже как в народной мудрости: «Не клади все яйца в одну корзину, можно остаться без них».
Что же касается обычных белорусов? Как повлияет эмиссия еврооблигаций на дядю Сашу из соседнего подъезда?
Сбрасываться придется всем. Не стоит надеяться, что государство из воздуха возьмет несколько миллиардов долларов. Печатные станки пока еще не завезли.
Так что готовим свои кошельки. И задача правительства — создать условия, при которых в этих кошельках будут деньги. После раздачи всех долгов!
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by