Заместитель главы Федерации приключенческих гонок Михаил Сидорук: настало время зарабатывать на велосипедистах

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Владислав Борисевич
20 735
17 мая 2017 в 8:00

В последние годы количество людей, которые катаются по улицам городов на велосипеде, растет в геометрической прогрессии, при этом многие из них уже готовы выехать за пределы кольцевой. Что их там ждет? По большому счету сегодня все достаточно печально. До недавнего времени это мало кого волновало, хотя уже с начала двухтысячных в Минске существовала обширная и активная «тусовка» любителей велопрогулок, которые регулярно собирались для «покатушек» по интересным маршрутам в «полях». Они были совершенно нетребовательны и готовы к самоорганизации, могли сделать все сами: у всех были свои велосипеды, палатки и другое туристическое снаряжение, они могли составить маршрут, обеспечить себя едой и ночлегом. Для таких Беларусь с ее нетронутой природой идеальна. Это немногочисленный актив, который на самом деле в итоге делает очень много для всех остальных: организовывает «покатушки» для новичков, проводит любительские соревнования, разрабатывает маршруты, доступные каждому.

Читать на Onlíner

Но с недавних пор на втором полюсе велосипедного движения появляется все больше тех, кто испытывает потребность получить качественный сервис, не прилагая никаких организационных усилий. Как раз эта весьма многочисленная аудитория и является потенциальными клиентами для отсутствующей пока инфраструктуры. Им нужна продажа и прокат велосипедов, их ремонт и техническое обслуживание, гиды, которые будут направлять группы, места для питания и отдыха и многое другое.

Между этими полюсами «плавают» все остальные. Кому-то просто нужны интересные маршруты, кто-то до сих пор не решился купить велосипед и с удовольствием взял бы его в аренду где-то в глубинке для велопрогулки и т. д.

Грубо говоря, кто-то готов кататься с палатками и котелками за плечами, но для большинства все-таки приемлемы только путешествия налегке. И, на мой взгляд, именно возможности путешествовать налегке нам больше всего не хватает.

Не хватает промаркированных, четко выделенных дорожными указателями маршрутов, на которых вы можете остановиться в недорогих гостевых домах (в Польше они, например, называются «туристическими приютами»). Скажем так, агроусадьбы, которые сегодня предлагают свои услуги для ночевки на веломаршрутах по цене $50—100 за сутки на двоих и выше, совершенно не попадают в целевую аудиторию. Ценник должен быть не трехзвездочной гостиницы, а хостела. К сожалению, это пока мало кто понимает.

Проблемы с велосипедными поездками начинаются с самого старта: у вас могут возникнуть трудности уже при посадке в электричку или пригородный автобус. В автобусе может банально не оказаться места для велосипеда, а в электричке на вас наверняка будут смотреть как на врага народа, который занимает «священные» посадочные места для дачников.

В Чехии есть отличный опыт: местные железнодорожные линии создали собственную сеть велопроката, арендовать велик можно буквально на большинстве станций. При этом сдать его вы можете на любой другой станции, а провоз арендованного велосипеда на поездах внутренних линий бесплатен. Представьте, если бы нечто подобное заработало в Беларуси, насколько бы расширился «ареал обитания» велотуристов! А вслед за этим вполне логично стимулировалось бы и развитие велоинфраструктуры.

В эти выходные мы проведем очередной марафон «Налибоки», в котором традиционно важное место занимает и велодистанция. Мы видим, что с каждым годом к данному мероприятию интерес растет в значительной степени и вряд ли хотя бы немного охладеет в будущем. Например, в этом году о своем участии уже заявило около 1000 человек.

На сегодняшний день определенную надежду вселяет инициатива Евросоюза по созданию сетей велотрасс. Одна из таких трасс — Evrovelo 2 — должна пролегать от Дублина до Нижнего Новгорода через Беларусь. Пока маршрут по территории нашей страны находится в разработке, он уже отмечен на карте, продуманы многие нюансы, и есть все основания предполагать, что рано или поздно проект будет реализован целиком.

В свое время через весь Минск прошла велодорожка. Это был дорогостоящий и трудозатратный проект. Но уже сегодня видно, насколько он оказался востребованным. Посмотрите, что творится на этой велодорожке в хорошую погоду — там яблоку упасть негде! В течение дня этот маршрут проезжают целиком или частично тысячи велосипедистов! Другое дело, что, вложив немалые деньги в саму трассу, город так и не придумал, как из нее «вынимать» их. А ведь это очень легко: поставьте рядом ларьки с простой едой и питьем, пункты проката велосипедов, веломастерские — и все эти объекты инфраструктуры обязательно окупятся!

То же самое можно создать и вокруг Минска. Я вижу уже сейчас несколько направлений. Например, отдельные от автострад велодорожки в минские пригороды, население которых постоянно ездит на работу и отдых в Минск, — Логойск, Заславль, Марьина Горка, Фаниполь и Дзержинск. Также привлекательными видятся мне велодорожки к туристическим или рекреационным местам — Минскому морю (для этого достаточно продлить минскую велодорожку вдоль водохранилищ Дрозды и Криница); к водохранилищу Вяча, где летом отдыхает масса минчан; в Прилуки к усадьбе Чапского и далее до Птичи с музеем архитектуры и быта в Строчицах; к деревне Городище (там, вероятно, стоял древний Менеск до битвы на Немиге); к Ракову с его храмами и контрабандистским прошлым. Эти маршруты могут стать магистральной основой для дальнейшего развития локальных маршрутов и направлений.

Вот вам еще один пример: уже давно построена отличная велодорожка от Зеленого Луга до спортивного комплекса «Раубичи». Ее обслуживают, к сожалению, не так, как хотелось бы, — состояние покрытия стало ухудшаться, но все-таки пока оно вполне приличное. На всем протяжении этой дорожки нет ничего: ни одного кафе, ни одного пункта проката или ремонта, банальной передвижной точки с напитками не встретите. Единственное, что вас ждет, — шикарный ресторан по приезде в «Раубичи». Скажите, вы пойдете в ресторан, открутив пару десятков километров на велосипеде? Я отчего-то сомневаюсь. Ваш формат в этот момент — летнее кафе или простая закусочная, которых вы, к сожалению, не увидите. На прошедших выходных я проехал по этому маршруту всего 6 километров и встретил около полусотни велосипедистов. А это значит, что поток летом — 100 человек в час минимум. Более того, к велодорожке в «Раубичи» примыкает еще одна дорожка, идущая из Боровлян. Так вот, в квартале Зеленый Бор ребята открыли велопрокат, по моей информации, в выходные там постоянно занято до 40 велосипедов одномоментно! Убедительные примеры? Мне кажется — да. Но, к сожалению, к ним бизнес присматривается очень редко.

Повторюсь: велосипедное движение в тренде, оно растет в геометрической прогрессии и активно выходит за город — на природу. На этом можно зарабатывать все больше. Пока же этот резкий рост эксплуатируется городскими и региональными властями и предпринимателями, условно говоря, только на уровне продажи велосипедов. И это печально.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by