Совсем недавно в одном из ток-шоу на белорусском телевидении участники жаловались на дороговизну денег в нашей экономике. Мол, во всем виноваты банки, которые наживаются на обычных белорусах и не позволяют развиваться малому и среднему бизнесу в стране. Пируют, так сказать, во время чумы.
Читать на OnlínerДействительно, если мы взглянем на данные Нацбанка, то увидим, что средняя процентная ставка по кредитам на срок до одного года в октябре текущего (последние доступные данные) в Беларуси была на уровне 20,6% годовых для юридических лиц и 21,9% для физических. И это в рублях. В иностранной валюте картина немного другая: юридические лица могут взять в долг под 8,2% годовых, физические вообще не могут обратиться за кредитом: на законодательном уровне кредитование обычных граждан в валюте запрещено уже много лет.
И это в то время, когда в соседних западных странах кредитные ресурсы раздают под 1—2% годовых. Согласно данным Европейского центрального банка, в октябре 2016 года средняя процентная ставка по новым кредитам в зоне евро для предприятий была на уровне 1,83%, а для домашних хозяйств — всего 1,81%.
В существующих процентных ставках, конечно же, заложена инфляция, которая в Беларуси уже который год подряд никак не снизится до 10% (это не говоря о «джентльменском уровне» в 1—3%, которого в нашей стране не было ни разу). Согласно официальному прогнозу, по итогам года инфляция не должна превысить 12%. За 10 месяцев она находится на уровне 11%. В зоне евро, где процентные ставки некоторым не дают спать спокойно, инфляция за аналогичный период не превысила даже 1%.
Однако, очистив средние ставки от инфляции, мы все еще получаем достаточно высокий их уровень — выше 10% годовых. Хотя данная величина — не такая уже высокая риск-премия, учитывая макроэкономические условия, в которых банкам приходится работать.
Например, несмотря на то, что инфляция в Беларуси в два раза ниже существующих процентных ставок, инфляционные ожидания все еще высоки. По данным мониторинга Нацбанка, в сентябре 2016 года 89,4% опрошенных ожидают роста инфляции в стране. Это немногим меньше, чем в кризисном декабре 2014-го (92,9%).
Проблемой является и то, что за период льготного кредитования, когда дешевые деньги раздавались налево и направо, государственные предприятия набрали достаточно кредитов (в том числе валютных), чтобы оказывать давление на систему. Проблемная задолженность банков на сегодняшний день постоянно увеличивается и уже в ближайший месяц может превысить 15%.
Существует еще целый ряд рисков, которые банки учитывают при формировании процентных ставок. В таких условиях уровень процентных ставок по кредитам фактически должен обеспечивать их доступность только для тех заемщиков, которые способны их своевременно возвращать. При этом ограничивая возможность получения кредита гражданами и предприятиями (частной и государственной формы собственности), находящимися в зоне риска.
Призывы, направленные в сторону Нацбанка, к удешевлению кредитов приведут только к пагубным последствиям. Ведь главный банк страны может устанавливать некоторый ориентир нижней границы процентной ставки по кредитам с минимальной (или нулевой) премией за риск. Что он и делает в последнее время. Ставка рефинансирования с начала года снизилась с 25 до 18%, а ставки по операциям на финансовом рынке немногим превышают фактический уровень инфляции. Поэтому коммерческие банки самостоятельно формируют окончательную стоимость кредитных средств, оценивая макроэкономические условия в стране.
В таком случае, если мы хотим, чтобы у нас было как в Европе, необходимо смотреть не на отдельные показатели еврозоны, а соответствовать западной системе в целом. Это как в знаменитом произведении Михаила Булгакова «Собачье сердце»: не холодными закусками закусывать надо, а, как мало-мальски уважающий себя человек, оперировать закусками горячими.
Нужна системная работа по двум направлениям.
Первое — снижение инфляции до уровня ниже 10% с последующим выходом на «джентльменский уровень». И хотя в Беларуси запланирован выход на показатель по инфляции в 9% уже в следующем году, существующая система контроля ценообразования может не позволить сделать этого. Необходимо прекратить практику, когда за цены в стране отвечает не Нацбанк, а другие ведомства. Нашему центральному банку приходится таргетировать денежно-кредитные агрегаты, а не уровень инфляции в стране, как это делает большинство стран, согласно данным ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях.
Второе — работа с рисками, которыми переполнена наша экономическая система.
Несмотря на пагубные последствия, в Беларуси продолжается практика дешевого кредитования убыточных государственных предприятий. При этом общий уровень закредитованности в реальном секторе — 3,4 среднемесячной выручки. И он ежегодно растет.
Что же касается дороговизны денег в нашей стране, то перед тем, как обвинять в этом коммерческие банки, задумайтесь: готовы ли вы сегодня положить на депозит накопленные белорусские рубли под 11—13% годовых? Если нет, значит, не такие уж и дорогие деньги в наших банках.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by