Есть несколько цифр, которые красноречиво указывают на то, что многие белорусы в последнее время живут, что говорится, не по средствам. Да-да, я понимаю, что в меня уже после этих слов могут полететь со стороны комментаторов помидоры, мол, многие сегодня уже не знают, как на кусок хлеба заработать, о каких же «излишествах» идет речь? Но все-таки продолжу свои размышления, потому что цифры — вещь упрямая, с ними спорить сложно.
Читать на OnlínerИтак, факт первый: количество валютных вкладов населения в Беларуси сокращается. Происходит это с начала года, причем если по рублевым вкладам еще были какие-то колебания (иногда приток, иногда отток), то валюту в нашей стране снимают с депозитов все больше. При этом отток валютных вкладов многократно превышает приток вкладов в белорусских рублях в долларовом эквиваленте. Ситуация примерно такова: в сентябре чистый приток по срочным рублевым депозитам (без учета начисленных процентов) составил приблизительно 34,5 млн рублей (это примерно $18 млн), в то время как отток валютных вкладов (опять без учета начисленных за месяц процентов) зафиксирован на уровне $92,5 млн. Наблюдая за этими цифрами, можно отметить, что снимаемая с депозитов валюта не перетекает в рублевые вклады, большая ее часть переводится в рубли и тратится или идет «под подушку».
Факт второй. Весьма непривычно для Беларуси выглядит ситуация и в обменных пунктах. Мы наблюдаем явный перевес: население сдает валюты значительно больше, чем покупает, и эта тенденция тоже не меняется уже с начала года. Здесь несложно догадаться, откуда эта валюта берется: из упомянутых выше вкладов и заначек, которые были припрятаны под матрасами на черный день. С января по сентябрь чистая продажа валюты населением (превышение продажи над покупкой) составила $1 млрд 431 млн. Если не учитывать покупку населением безналичной валюты, то по операциям исключительно с наличной валютой чистые продажи с начала года и вовсе составили $1 млрд 825 млн.
Ну и наконец, третий факт заключается в том, что, по информации Нацбанка, снижение потребления населением отстает от снижения его доходов. Грубо говоря, белорусы потребляют больше, чем зарабатывают, а делать это можно исключительно за счет проедания сбережений.
Парадокс, но для экономики страны столь нерачительное экономическое поведение граждан — это хорошо. Если бы белорусы ужимали свои траты пропорционально доходам, ощутимее упал бы спрос на отечественную продукцию, упали бы продажи в розничной торговле, понизилась бы выручка белорусских предприятий — они бы платили меньше налогов по сравнению с тем, сколько платят сейчас. Получается, что, действуя нерационально, белорусы, с одной стороны, рискуют своей «подушкой безопасности», но с другой, отчасти помогают экономике выжить в тяжелые времена. Вполне себе патриотичное поведение.
Тут стоит отметить, что потенциал для дальнейшего проедания еще есть. На сегодняшний день жители нашей страны хранят на валютных депозитах $7 млрд 151 млн. Сколько спрятано у белорусов «под подушкой», доподлинно неизвестно, по очень грубым оценкам, примерно столько же. Но данная цифра может быть как вдвое больше, так и вдвое меньше. Так что проедать эти запасы мы можем еще годами.
Здесь важно сделать акцент на то, что запас прочности у всех граждан нашей страны разный: есть очень небольшое количество людей, располагающих огромными финансовыми ресурсами, есть средний класс, который будет «худеть» значительно быстрее (но пока держится), и есть люди не сильно обеспеченные, которые проели все свои скромные запасы уже сегодня или вообще никогда их не имели. Данной категории приходится жить по средствам уже сейчас, и это, надо признать, весьма скромные средства (думаю, мы много услышим об этом в комментариях к колонке).
В чем причина такого нерационального, на первый взгляд, поведения потребителя? Начнем с того, что ничего неадекватного в этом нет. Важно понимать, что за все время независимости, несмотря на многочисленные экономические кризисы, о которых мы часто вспоминаем, мы жили в условиях постоянного роста доходов. Да, были моменты обесценивания национальной валюты и резкого снижения доходов, но они очень быстро сменялись периодами восстановления и в итоге еще большего роста заработка в валютном эквиваленте. Логично, что за это время в сознании населения страны сформировался сценарий: кризис надо пережить, вскоре все будет хорошо и даже еще лучше. Только вот на этот раз это «вскоре» впервые может стать очень отдаленной перспективой. Насколько отдаленной, сказать сложно. Я могу ручаться за временной промежуток года в три: о средней заработной плате по стране в $630, как в декабре 2014 года, в течение этого срока можно не мечтать точно. А это значит, что всем читателям я бы порекомендовал обратить внимание на то, как вы тратите сбережения, если они у вас есть, и пересмотреть приоритеты. При этом не стоит опасаться, что сокращение потребления населением создаст дополнительные ощутимые проблемы для экономики. В любом случае восстановление экономики (если оно состоится) будет связано с притоком инвестиций и ростом экспорта, а не базироваться на внутреннем спросе.
А роста инвестиций и экспорта теоретически можно добиться лишь за счет глубоких реформ, по поводу которых в верхних эшелонах власти по-прежнему нет консенсуса. Но это уже тема для отдельного разговора.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by