Видеожурналист Onliner.by Алексей Носов: почему дерзкие видеоблогеры становятся телевизионными старперами

16 982
19 августа 2016 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Вы помните момент, когда мы похоронили телевидение в том его виде, в каком оно существовало до эпохи высокоскоростного интернета? Наверное, лет пять-семь назад, когда стоимость гигабайта трафика стала равняться стоимости буханки хлеба, а то и меньше. Революция заключалась в том, что полностью поменялся формат: если раньше телевизионщики с барского плеча отсыпали нам скудными долями хорошие фильмы вперемешку с рекламой, разбавляя все это развлекательными программами, то сейчас мы можем смотреть что хотим, когда хотим и где хотим. И, заплатив небольшие деньги, даже без рекламы.

Читать на Onlíner

Но это только одна сторона медали. Вторая, не менее важная, заключается в том, что теперь любой школьник, у которого есть смартфон за $50, может открыть свою собственную маленькую телестудию, имеющую (конечно, чисто теоретически) доступ к миллиардам зрителей. Другое дело — кому этот школьник нужен. Но сам факт, само ощущение причастности к чему-то глобальному завораживает, согласитесь.

Владельцы набирающих популярность YouTube-каналов поспешили похоронить телевидение и отправить в отставку всех спецов, которые его создают. Молодые блогеры категорично заявляли, что будущее — за свободным, независимым любительским телевидением, живым и творческим, провокационным и неожиданным. Что они и есть «топчик». И могло показаться, что это правда. Каналы росли, набирали подписчиков. Белорусская национальная телекомпания все это время тоже не стояла на месте — сегодня она транслирует целых шесть телеканалов. Но об этом в среде молодежи мало кто знает…

Так что, убили YouTube и прочие видеосервисы телевидение? Давайте попробуем разобраться, как обстоят дела в реальном мире, а не в фантазиях молодых и дерзких видеоблогеров, находящихся на гребне популярности.

На самом деле с телевидением ничего не случилось, оно не пришло в упадок и не собирается умирать, оно просто освоило новые рынки, одним из которых является YouTube. Произошло это вполне закономерным, но удивительным для звездных новичков видеорынка способом.

Вот, к примеру, начинающий видеоблогер Григорий открывает канал с обзорами новинок мобильного рынка. Внезапно он просыпается знаменитым и начинает клепать видео одно за другим. Григорий верит, что можно, ничего не меняя, поддерживать интерес аудитории до бесконечности, но это не так. Очень быстро он сдувается. Если же Гриша адекватен, он не будет сидеть на месте, а станет повышать качество контента… И здесь начинается самое интересное.

Наш автор покупает камеру получше, расширяет тематику, стараясь сделать каждый новый сюжет интереснее старого. В какой-то момент проект занимает уже столько времени, что приходится выбирать, оставить его как хобби или превратить в источник постоянного заработка.

Принимается решение: «Коммерческому блогу быть!». Заключается первый контракт с партнерской сетью. Поступает реальное рекламное предложение: рассказать о каком-то продукте в видеоролике. Видеоблог начинает зарабатывать какие-то (пока что очень смешные) деньги, но перспективы вырисовываются вполне определенные.

«А ведь как просто!» — думает Гриша. «И не нужны никакие продюсеры в пиджаках с телевидения», — улыбаясь, рассказывает он друзьям.

Так продолжается до поры до времени, пока автор не понимает, что дальше он не справится со всем один.

Гриша — умный мальчик, и теперь над каналом работают два человека. Они понимают, что для качественного продукта нужна нормальная техника. Еще желательно найти свет, да и вообще, хватит снимать в мамкиной комнате — нужно арендовать для съемок студию. Но это стоит немалых денег. А где их взять? Разместив рекламу! А как найти рекламодателя? Нужен еще один человек…


К этому моменту канал уже имеет определенную структуру и вектор развития. Сами того не замечая, ребята из видеоблогеров начинают превращаться в команду, которая думает о том, как не просто сделать продукт, но и зарабатывать на нем. Они разрабатывают хитроумные схемы продвижения и неожиданно понимают, что не изобрели велосипед — уже много лет так работает телевидение. То самое, которое они похоронили еще в начале своей карьеры.

И здесь высокомерное отношение к «загнивающему ТВ» меняется на желание приобщиться к профессиональной команде. Ведь телевидение — это не способ передачи сигнала, а хорошо слаженная структура, которая будет функционировать в любом информационном пространстве. Оно просто не может умереть, потому что основные методы создания продукта и его развития не меняются. Видео надо снять, оно должно быть интересным, качественным и должно приносить деньги.

Так исторически сложилось, что в медиакорпорациях не берут на работу наивных дурачков. Появление YouTube и Twitch там не пропустили, а, наоборот, заметили первыми и сразу приступили к активным действиям. Если вы сегодня посмотрите мировые топы видеоканалов, то с удивлением узнаете, что они уже давно превратились в настоящие видеоредакции с приличным штатом из технических и творческих специалистов. Талантливых новичков быстро берут под крыло серьезные «белые воротнички».

Недавно я видел в центре Нью-Йорка огромный плакат с рекламой YouTube-канала Lilly Singh — это талантливая девушка с 10 миллионами подписчиков, поющая веселые песни в разных образах, которая на определенном этапе влилась в ту самую компанию «телевизионных старперов», превративших видеоблог в крупное и очень популярное телевизионное шоу.

Еще один популярный американский видеоблогер De Storm, поющий «рэпчики», как-то сказал, что было бы неплохо исполнить пару композиций с Ларри Кингом. Все посмеялись, а на следующий день De Storm распевал на пáру с мэтром тележурналистики. Возможно, для кого-то это станет откровением, но подобных успехов не достичь свободным и независимым. Проекты такого уровня требуют больших бюджетов, серьезных обязательств и сплоченной команды. Прямо как на телевидении.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by