Эта битва повлияла на ход Второй мировой войны. Сейчас на месте боев люксовые отели

Автор: Дарья Коско. Фото: автор. Обложка: Максим Тарналицкий
15 462
05 ноября 2025 в 8:00

Если мы начнем перечислять ассоциации с Египтом, в список определенно точно попадут море, кораллы, all inclusive, верблюды, пирамиды и мумии. Но маловероятно, что в нем окажутся военные сражения. Хотя именно в Египте и как раз на берегу моря произошла битва, которая считается одной из ключевых для Второй мировой войны. По значимости ее ставят в один ряд со Сталинградской битвой и Мидуэйским сражением. Побывали на месте тех самых событий — в Эль-Аламейне.

Читать на Onlíner

Уникальная линия фронта: с одной стороны — море, с другой — зыбучие пески

Закончилось сражение ровно 83 года назад — 5 ноября 1942 года. Точнее, в этот день завершилась вторая битва при Эль-Аламейне. Но не будем забегать вперед.

Для начала сориентируемся по местоположению. Эль-Аламейн — это город на берегу Средиземного моря, на севере Египта, в 100 километрах от Александрии и 250 километрах от Каира. В 1940-х это был небольшой населенный пункт у железнодорожной станции, сейчас — новый модный курорт. К слову, правительство Египта планирует построить поблизости город-миллионник нового поколения. Пока же здесь живет чуть больше 7 тыс. человек.

Но те, кто интересуется военной историей, знают город именно в контексте знаковой битвы. И сейчас он остается важным местом памяти: здесь находятся Военный музей, кладбище солдат британского Содружества наций, Немецкий и Итальянский мемориалы. Сюда до сих пор каждый год осенью приезжают потомки солдат и все те, кто хочет почтить их память. Журналисты Onlíner побывали и в самом музее, и на внушительных размеров кладбище неподалеку от него.


Чем же так примечательно это сражение? В первую очередь — уникальной линией фронта. Она была зажата между двумя природными препятствиями: с севера упиралась в Средиземное море, а с юга — в непроходимую впадину Каттара. Это глубокое понижение в пустыне, заполненное зыбучими солончаками и топями, пройти по которому не может никакая техника: ни танки, ни грузовики.

По сути, это была единственная позиция в Северной Африке, которую нельзя было обойти с флангов. Поэтому все сражения здесь были лобовыми, настоящей «мясорубкой». Это делало битву сражением на истощение: побеждал тот, у кого было больше ресурсов. У маневров и хитрости в этом случае не было шансов.

Еще одна особенность — по-настоящему интернациональный состав войск: со стороны Оси — ожидаемо Германия и Италия, а вот со стороны союзников — Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка, Индия, Канада, Франция, Польша и Греция. Именно составу войск и посвящен первый зал в Военном музее.


Сам музей открыли в 1965 году по приказу президента Египта Гамаля Абдель Насера. С тех пор его уже несколько раз реконструировали и обновляли, в том числе к 50-й годовщине битвы в 1992 году и в 2014-м.


Музейный комплекс разделен на три зоны: выставочная площадка под открытым небом, где представлена тяжелая военная техника; постоянная экспозиция, которая включает главный зал и пять тематических; временная экспозиция. Кстати, работает музей каждый день без выходных, но только до 16:00.

В первом общем зале собраны артефакты солдат всех стран-участниц. Среди экспонатов — личные вещи, фотографии, письма и оружие. В оформлении задействованы манекены, причем многие из них не нейтральные, а со сложными эмоциями на лице. Задача создателей экспозиции была не только в том, чтобы показать исторические события, но и чтобы рассказать о них через личные истории. Вот та самая миска, из которой солдат ел на поле боя. Рядом — Библия, которую он всегда носил в походном рюкзаке. А вот — бритва: о внешнем виде молодые парни не забывали даже на фронте.

Первая битва и тактическая ничья

Но давайте подробнее разберем ход битвы и что вообще происходило в стране в тот период.

На момент начала Второй мировой войны Египет был формально независимым королевством, но находился под сильным влиянием Великобритании. С 1882 года в Египте стояли британские войска, а по англо-египетскому договору Великобритания сохраняла право держать у Суэцкого канала 10-тысячный военный контингент.


Когда Италия, а затем и Германия начали угрожать Египту, Великобритания в одностороннем порядке ввела в страну дополнительные войска. Королевский дворец Египта объявил о нейтралитете, но на практике он не мог обеспечить его, так как страна была уже фактически оккупирована своим же союзником.

Несмотря на формальный нейтралитет, Египет играл огромную роль для союзников: он стал главной тыловой и логистической базой для британской армии. Порт Александрии, железные дороги и другие инфраструктурные объекты активно использовались британцами для снабжения фронта. Сам Египет поставлял британской армии продовольствие, воду и другие ресурсы.

Тысячи египтян работали на британскую армию в качестве водителей, рабочих, ремонтников и слуг. Египетская армия хоть и не вступала в прямые бои с немцами, но помогала охранять объекты и поддерживать порядок в тылу. Официально Египет объявил войну странам Оси только в феврале 1945 года. Это был чисто символический жест, позволивший стране в будущем стать одной из основательниц ООН.

А что же на фронте? К лету 1942 года немецко-итальянская танковая армия под командованием Эрвина Роммеля по прозвищу Лис Пустыни добилась серьезных успехов в Северной Африке, отбросив британскую 8-ю армию к границам Египта. Под угрозой оказались Александрия, дельта Нила и Суэцкий канал. Эль-Аламейн стал последним рубежом обороны, потому что его нельзя было обойти.

Первое сражение при Эль-Аламейне прошло с 1 по 27 июля 1942 года. Роммель преследовал войска союзников и попытался с ходу прорвать их оборону. Но его собственные войска были измотаны, растянуты в пространстве и испытывали нехватку снабжения. В ответ на атаку британцы оказали ожесточенное сопротивление, решающий прорыв так и не случился.

Итогом битвы можно назвать тактическую ничью, но со стратегической точки зрения успех был на стороне Британии. Наступление Роммеля было окончательно остановлено, а линия фронта стабилизировалась. Но было очевидно: новому столкновению быть, это вопрос времени. Обе стороны начали накапливать силы для решающей битвы. Пауза длилась с августа по конец октября.

Лис Пустыни против Монти

Все это время сторона Оси испытывала проблемы со снабжением из-за действий британской авиации и флота на маршрутах через Средиземное море. Критически не хватало топлива и боеприпасов, также войска очень нуждались в подкреплении. Сам Роммель в этот период уехал на лечение в Германию и Австрию и отсутствовал в момент начала второго сражения.

Эрвин Роммель

Однако за это время немецко-итальянские войска успели создать широкие минные поля. Они состояли из смеси противотанковых и противопехотных мин, часто соединенных с неразорвавшимися снарядами и авиабомбами. Протяженность минных полей достигала 5—8 километров. Британцы прозвали их «дьявольские сады». Эту оборону было практически невозможно обойти, ее можно было только прорвать ценой огромных потерь.

В войсках союзников тоже произошли перемены. Главнокомандующим 8-й армией был назначен генерал Бернард Монтгомери. Он поднял боевой дух войск и разработал четкий план действий. Британия смогла по морским путям доставить в Египет новые танки, боевые орудия, самолеты и горючее.

Бернард Монтгомери

Генерал, а позже фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери, известный как Монти, был одной из самых ярких и противоречивых фигур Второй мировой войны. Например, он был абсолютным трезвенником и некурящим. Военачальник не терпел пьянства в своем штабе и на официальных приемах предпочитал пить только воду. Эта привычка сформировалась у него после ранения в Первую мировую войну, когда он чуть не умер и врачи запретили ему алкоголь и сигареты.

Также генерал строго придерживался режима и ложился спать ровно в 22:00. Никакие важные совещания или доклады не могли нарушить это правило. У Монти была иррациональная неприязнь к кошкам. Говорили, что он мог отменить совещание, если в комнате была кошка. А еще он объявил настоящий бой мышам в штабе.

Он намеренно создавал себе образ эксцентричного, но абсолютно уверенного в себе командира. Разъезжал на штабном автомобиле с двумя огромными рогами на капоте (символ его фамильного герба) и носил экстравагантные головные уборы, часто выбирая берет, а не форменную фуражку.

Перед Эль-Аламейном он собрал офицеров и заявил: «Все прежние порядки в Африке отменяются. Первое: мы остаемся здесь и, если не сможем остаться в живых, то умрем здесь… Если мы не сможем выиграть здесь, то где мы сможем выиграть?.. Мы будем сражаться, и мы выиграем».

Его самоуверенность граничила с высокомерием. У него были крайне натянутые отношения с американскими генералами. Конфликтовал он и с верховным главнокомандующим союзными силами Дуайтом Эйзенхауэром, постоянно требуя больше ресурсов и оспаривая его стратегию.

В отличие от Роммеля, Монтгомери был мастером осторожной, тщательно спланированной и методичной войны. Он никогда не начинал сражение, пока не был уверен в превосходстве в силах и снабжении.


Что касается личной жизни, то она у военачальника была трагической. Его жена умерла в 1937 году от сепсиса после ампутации ноги из-за укуса неизвестного насекомого. Монтгомери был безутешен, больше никогда не женился и до конца жизни носил с собой ее фотографию. Своего единственного сына Дэвида он воспитывал в спартанской строгости, называя его только по фамилии — Монтгомери.

Подготовка к реваншу: дезинформация, ставшая легендарной

Операцию по дезинформации под названием «Бертранд» до сих пор называют гениальной и проходят в большинстве военных академий мира. Это одна из самых успешных операций такого рода во всей Второй мировой войне. Ее целью было скрыть от немецкого командования подготовку к наступлению у Эль-Аламейна и убедить Роммеля, что удар планируется совсем не там и в другое время.

План разыгрывался несколько недель. Для начала нужно было создать фиктивные силы на юге. Цель — убедить разведку Оси, что в южном секторе сосредотачивается ударная группировка. Для этого там были построены макеты цистерн с горючим. Их «строили» очень медленно, чтобы создать впечатление, что наступление запланировано на ноябрь, а не на октябрь. Также к южному участку фронта проложили макет трубопровода из пустых бочек из-под горючего. Его монтаж также вели с расчетливой медлительностью.

Помимо этого, были развернуты сотни надувных макетов танков и грузовиков. Ночью их можно было быстро сдуть и переместить, чтобы создать иллюзию передвижения войск. Также использовались каркасные макеты из фанеры и парусины, которые с воздуха выглядели как настоящие танки и орудия. В районе южной группировки работали фальшивые радиостанции, имитировавшие переговоры штабов несуществующих соединений.


Но параллельно с созданием призрачной армии на юге нужно было скрыть реальное накопление сил и запасов на севере. Настоящие танки и орудия маскировались под обычные грузовики, для чего использовали легкие каркасы и маскировочные сети. Эти «грузовики» могли превратиться обратно в танки за одну ночь прямо перед наступлением.

Огромные запасы топлива и боеприпасов маскировались под обычные продовольственные склады или вовсе скрывались в рельефе местности. Целые дивизии перемещались на север только по ночам, а днем тщательно маскировались. Противник должен был видеть, что концентрация войск на севере не формируется. И конечно же, немцам умышленно подбрасывали фальшивые карты и документы, указывавшие на подготовку наступления на юге.


В итоге немецкий главнокомандующий был уверен: атаки стоит ждать в ноябре. Его самые боеспособные резервы оставались на южном фланге вплоть до самого начала британского наступления 23 октября 1942 года. Быстро перебросить танковые войска не удалось. К тому же многие танки попросту встали без горючего. Это дало британцам критическое преимущество в первые, самые тяжелые часы прорыва.

Решающая битва: 90 танков против 800

Сражение началось 23 октября в 21:40 с мощнейшей артиллерийской подготовки, в которой участвовало более 1000 орудий. Эта канонада была такой мощной, что звук разрыва снарядов был слышен даже в Александрии.

Задачей пехоты было проделать проходы в минных полях противника — тех самых «дьявольских садах». К утру 24 октября британской пехоте удалось занять первый рубеж обороны, а в очищенные проходы начали входить танки.

При этом прорыв давался союзникам с большим трудом и потерями. Роммель, находившийся на лечении в Германии, был срочно отозван и вернулся в Северную Африку 25 октября. Он пытался организовать энергичные контратаки, однако положение сил Оси было тяжелым: они испытывали острейшую нехватку горючего и боеприпасов, а их танковый парк таял.


К 1 ноября у Роммеля оставалось не более 90 танков против 800 у Монтгомери. Второго ноября началась операция «Суперчардж» — решающее наступление союзников, поддержанное артиллерией и авиацией. В этот же день произошел масштабный танковый бой, в котором немцы потеряли почти всю свою технику.

Четвертого ноября оборона стран Оси была окончательно прорвана, и Роммель, вопреки приказу Гитлера стоять насмерть, начал отступление. Однако небольшие стычки в этом районе продолжались до 11 ноября.

Итоги: «не начало конца, но, возможно, конец начала»

Эль-Аламейн стал огромным моральным стимулом для Великобритании и всего Содружества. Это была первая крупная победа над немецкой армией, достигнутая без решающего участия советских или американских войск. Уинстон Черчилль сказал об этом так: «До Эль-Аламейна мы не одержали ни одной победы. После Эль-Аламейна мы не понесли ни одного поражения». Он также назвал эту битву «не концом и даже не началом конца, но, возможно, концом начала».

«Пустынные крысы» (Desert Rats) — это легендарное прозвище 7-й бронетанковой дивизии британской армии, которая стала одним из символов Североафриканской кампании, включая битву при Эль-Аламейне. На выходе из музея предлагают купить брелоки именно с этим изображением

За время только второго сражения при Эль-Аламейне пострадало около 70 тыс. человек — в это число входят убитые, раненые и пленные, в том числе из-за «дьявольских садов» погибло около 5 тыс. солдат Содружества. Со стороны Оси погибших было около 7 тыс. Но огромное количество солдат — больше 45 тыс. — попало в плен. В основном это были итальянцы. Что касается техники, то армия под командованием Роммеля безвозвратно потеряла около 500 танков. Со стороны содружества потери составили 332 танка, но многие из них были эвакуированы и отремонтированы.

Неподалеку от места сражения находится мемориальное кладбище войск Содружества, где покоятся павшие воины. На кладбище находится около 7200 захоронений солдат из стран Содружества, погибших в этом регионе. Чуть более 800 из них — могилы неизвестных солдат. На каждом безымянном надгробии выбита надпись «Его имя знает бог».


На территории мемориала также есть захоронения и памятные знаки, посвященные советским солдатам. Там покоятся около 20 советских военнослужащих, которые, попав в плен и будучи освобождены союзниками, влились в их армии и погибли в этом сражении.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by


Реклама
Боль в горле и потеря голоса — распространенный симптом при сезонных респираторных заболеваниях

Самая частая причина — это вирусная инфекция, которая провоцирует развитие воспаления. Именно из-за воспаления появляется боль в горле и другие неприятные симптомы — отек и покраснение.

«Септолете Тотал» — при выборе средства от боли в горле логично выбирать комбинированный препарат, который действует и на воспаление, и на инфекцию.