Встретиться с Гедеоном мы договорились в кофейне. Сперва планировалось, что общаться мы будем в знаменитом гомельском парке, но осенняя погода, увы, не любит подстраиваться под графики. А ведь именно вблизи набережной Сожа герой этого текста стал знаменитым. Улица, колонка и певец со звучным голосом — вполне возможно, ролики с участием Гедеона уже попадались вам в ленте. Оказалось, что первое уличное выступление — чистая импровизация, парень просто попросил у другого выступающего микрофон. Зато теперь Гедеона узнают на гомельских улицах и в транспорте, просят сделать совместные фото и зовут в музыкальные шоу на ТВ. Рассказываем, как все закрутилось, реально ли выучить русский за восемь месяцев и чем шокировала парня из Конго белорусская зима (спойлер: не только морозом).
Читать на OnlínerНа встречу Гедеон приходит в пальто и солнечных очках, хотя за окном моросит октябрьский дождь, а небо намекает: сегодня иного и не предвидится. Мужчина садится напротив и заказывает американо. Удержаться от вопроса о вкусовых качествах «нашего» кофе — это как не спросить о драниках, уж простите.
— М-м-м, вкусно… — делает глоток Гедеон и улыбается. — Но, конечно, в Африке вкуснее.
До интервью Гедеон отвечал на вопросы на двух языках: русском и английском. Так что на всякий случай уточняем, как ему будет комфортнее общаться в ближайшие час-два.
— Я говорю на пяти языках: русском, английском, французском, лингала (национальный язык Конго. — Прим. Onlíner) и итальянском. Сейчас учу китайский, но думаю на французском — мне очень нравится этот язык.
Бо́льшую часть интервью Гедеон все же дает на русском, разве что иногда в порыве мысли переходит на английский (поддерживаем беседу и понимающе киваем) или французский (киваем уже непонимающе).
Но давайте по порядку. Гедеону 30 лет, он родился и вырос в Конго — это примерно 7 тыс. километров от Беларуси. О родной стране собеседник говорит так: тоже спокойная и красивая.
— Моя мама живет в Киншасе (столица Конго. — Прим. Onlíner), она бизнесвумен. Раньше у нее была сеть магазинов, теперь осталось только два бизнеса. В семье нас четверо детей: одна девочка и трое мальчиков. Еще одна сестра умерла маленькой. В 2017 году от болезни скоропостижно умер и мой папа.
Братья и сестра, продолжает герой, сейчас живут в Лондоне — уехать туда их мотивировала учеба. Гедеон рассказывает, что мог бы легко отправиться вслед за ними, но решил не искать легких путей, а пойти своим.
— Искал страну, где мне будет легко учиться и спокойно жить. Рассматривал и Канаду, и Россию, и Францию, и Германию, но выбрал Беларусь. Мама переживала, спрашивала, есть ли у меня здесь знакомые-африканцы, — улыбается Гедеон.
Определившись с выбором, Гедеон занялся документами. Например, оформил белорусскую визу — на это ушло примерно две недели. Первой «остановкой» Гедеона в Беларуси стал Новополоцк, где будущему студенту предстояло пройти языковые курсы. Благодаря им всего за восемь месяцев Гедеон освоил базовый русский.
— Учил, потому что в Новополоцке люди мало говорили на английском, — улыбается герой. — До этого русский я не знал совсем! Сейчас в Конго есть курсы при посольстве, но раньше их не было.
— Что было самым сложным в процессе изучения? Может, какие-нибудь конкретные слова?
— О, их много. Разг… разгвривай… Видишь, для меня это до сих пор сложно, — смеется Гедеон. — А еще «хлеб».
— Как «хлеб» произносится на твоем родном языке?
— «Липа», — четко проговаривает Гедеон, а я тут же пытаюсь повторить. — Вот, молодец, у тебя отлично получается! Еще «сахар» — тоже было сложно. На моем языке это звучит как «сукра» или «сукали».
— О, почти как «цукар» на белорусском.
— Знаю «дзякуй» — тоже непросто, — подхватывает Гедеон. — У меня есть желание выучить белорусский язык — обязательно займусь, как только закончу с китайским. Либо сделаю микс — думаю, для меня это будет легко.
Из всех языков, на которых Гедеон уже говорит свободно или пока пробует учить, русский по-прежнему остается для него самым сложным. Уверяет, что прокачивать знания приходится нон-стоп, и это при условии ежедневного общения.
— Для разговоров на русском нужно много энергии. Когда у меня нет настроения, я мало поел или хочу спать, то говорить на нем мне сложно, — с улыбкой поясняет герой.
Но главной целью Гедеона в Беларуси был диплом юриста. Он окончил языковые курсы, получил сертификат и поехал поступать в Минск. Но там мест не было, а год терять не хотелось. Так парень оказался в Гомеле.
В будущем Гедеон хотел бы работать международным юристом или дипломатом и своей работой помогать нуждающимся по всему миру. Из-за отсутствия возможности учиться на специальности мечты пришлось искать альтернативы.
— Учитывая, что в моей семье есть опыт занятия бизнесом и я разбираюсь в этой сфере, выбрал бизнес-администрирование в гомельском университете имени Франциска Скорины. Учеба — это всегда сложно, хотя учился я хорошо: для меня это важно. Приходилось пораньше вставать и готовиться, много информации искал в интернете и в книгах.
В этом году Гедеон получил заветный диплом менеджера-экономиста, а в июне следующего окончит магистратуру.
Но главные амбиции, честно признается герой, связаны с музыкой. В семье, говорит парень, хорошо поют мама и брат. Патрик даже помогал Гедеону — слушал, а при необходимости поправлял и подсказывал.
Задаем банальный вопрос: не пробовал ли Гедеон себя в рэпе? Он с улыбкой говорит, что «это не его стиль и не его мир», куда ближе джаз и блюз.
— У нас талантливая семья. Мой брат, например, еще и играет в футбол. Я, кстати, тоже умею! — улыбается собеседник. — Когда я переехал сюда, мне пришлось выбирать: музыка или учеба. Решил, что год буду заниматься, а потом вернусь к музыке. Впервые в Беларуси я спел в церкви в Новополоцке — меня пригласили на службу. Пел на английском, а люди плакали — я сам был в шоке! Думаю, что талант дал мне бог.
Настоящий триумф случился уже в Гомеле. Сперва были выступления в вузе, а затем все изменил случай. Примерно два-три года назад Гедеон услышал выступление другого музыканта.
— Я подошел к нему и спросил, можно ли мне тоже попробовать что-нибудь исполнить. Он разрешил. Страха не было: я всю жизнь на сцене, выступал еще в Африке. Так что быть перед большой аудиторией мне привычно, — уверяет герой.
Во время первого импровизированного выступления прохожие поддержали студента-музыканта. Как-то само собой закрутилось, и Гедеон решил прийти еще раз, а затем еще и еще.
— На тот момент я знал песни на английском и французском. Вообще, для артиста петь на любом языке — это не проблема. Хоть сейчас я могу спеть на китайском! — смеется Гедеон. — Я пою на английском и французском, на русском люблю «Там, где клен шумит». Как-то спел на родном языке — людям очень понравилось, я был в шоке! Наверное, потому, что у нас много меланхолизма, мы поем от сердца — это часть нашей культуры.
Рассуждения о меланхолии, сложностях жизни и судьбы быстро перетекают в импровизированное выступление. Поет Гедеон на лингала — по звучанию родной язык героя напоминает французский. Если не знать слов, можно подумать, что в песне скрыт любовный посыл или что-нибудь в этом духе. На деле же лирический герой рассказывает, что он голоден, а денег на еду нет. Рядом роскошный ресторан, в окнах которого видны обеспеченные гости.
В гомельском парке Гедеон выступает по выходным, но вживую послушать выступления можно скорее в теплое время года. Приезжая в октябре, мы все же опоздали на «уличные концерты», что уж говорить о будущих морозах. Кстати, зимой парня удивил даже не снег, а наша традиция на Крещение окунаться в прорубь.
— Смотрю, а люди говорят мне: «Иди попробуй!» Но я отвечаю только: «Спасибо большое!» — улыбается Гедеон и в шутку дрожит всем телом. — Посмотрим, если погода в этом году будет получше, то, может, и выступлю еще как-нибудь в парке.
Обычно послушать Гедеона приходят человек 25—30. Прохожие часто снимают видео и заливают в TikTok, а дальше комментарии, просмотры — и вот музыканта уже узнают на улицах.
— Меня уже узнают на улицах или в транспорте — могут попросить сделать фото. Я не отказываю, стараюсь оставаться позитивным человеком. Когда я пою, я не прошу деньги, все идет от сердца. Музыка — это больше, чем деньги. На английском это spiritual — «дух». В Африке я могу тренировать голос в любом месте, а здесь люди могут позвонить и [пожаловаться]. Но я стараюсь не шуметь, я спокойный человек, — с улыбкой уверяет Гедеон.
Кстати, о деньгах. Поработать по специальности, признается Гедеон, у него пока не получилось.
— Знаю и умею многое: могу быть юристом, менеджером, экономистом, артистом, делать ремонт, работать в кол-центре… Я ведь здесь уже почти пять лет, и для меня важно найти работу.
Мы чуть подробнее говорим о жизни африканца в Гомеле. Гедеон рассказывает, что здесь ему по-прежнему очень нравится. Во многом хорошее впечатление у него сложилось из-за отношения белорусов к талантливым людям.
— Белорусы очень ценят талант. Когда люди слышат, как я пою, они поддерживают, говорят хорошие слова и желают успеха на большой сцене.
С негативным отношением, уверяет герой, он не сталкивался. Вернее, даже так: он сам старается не обращать внимание на негатив, а концентрироваться на хорошем. Возможно, свою роль в этом играет вера: еще мальчиком Гедеон ходил в церковь и не пропускает воскресные службы до сих пор.
За четыре с половиной года в кругу общения Гедеона появилось несколько друзей-белорусов. Нам показалось уместным также задать вопрос об отношениях с девушками в Беларуси.
— Белорусские девушки очень красивые! У меня есть человек, который для меня очень дорог. Ну, дай бог, — снова улыбается Гедеон и мягко сворачивает тему разговора.
Больше всего места в сердце мужчины пока занимает музыка. Популярность в соцсетях, просьбы сделать фото на улице, интервью — это далеко не все. Недавно Гедеон «круто попал на ТВ», где тоже показал свои музыкальные способности в шоу. Так, на записи одного из них в Минске он встретился с Ольгой Бузовой.
— Она увидела меня, поздоровалась, мы немного поговорили — тогда я не знал, что она популярна! Я спросил, понравилось ли ей мое выступление, и предложил сделать фото. Уже потом мне сказали, что эта девушка известна в России.
Кого бы Гедеон точно узнал на улице, так это Анну Асти. Герой рассказывает, что ему давно очень нравится ее творчество — и песни, и голос.
— Мне нравится ваш славянский стиль музыки, — улыбается Гедеон. — Я знаю и много современных мировых исполнителей, но мой топ-1 — Марвин Сапп, у нас с ним похожий голос.
Учитывая, что в следующем году Гедеон окончит учебу, мы говорим о планах на будущее. Парень рассказывает, что пока мыслей уехать из Гомеля у него нет. Объясняет, что в этом вопросе он полагается на волю бога. Считает своим домом и Конго, и Беларусь.
— Мама не предлагает тебе вернуться обратно?
— Нет, но мы на эту тему и не говорили. Я не был дома четыре с половиной года, очень скучаю по маме. Дело не в деньгах: это не проблема, но сперва я хочу окончить учебу.
Чего не хватает Гедеону в Беларуси, так это некоторых продуктов. Например, экзотических фруктов — название одного из них парень даже не смог с ходу перевести с французского на русский.
— А вот картошка в Беларуси — это да, вкусно. В Конго ее тоже едят, но чаще в супе. Кстати, я хорошо умею готовить: могу сделать и борщ, и драники, и блины, — перечисляет Гедеон. — Многому меня научили бабушка и дедушка, я даже умею сам стричь волосы!
Мы договариваемся прогуляться по городу и устроить импровизированный концерт, чтобы окунуться в атмосферу уличных выступлений Гедеона. Надеваем пальто, складываем камеры и оплачиваем счет. Но тут наш герой минут на 15—20 пропадает из поля зрения: за соседним столиком собралась компания студентов-иностранцев.
С ними Гедеон легко вступает в беседу, бегло говоря на французском. Чуть позже он расскажет, что в компании обсуждали и планы на будущее.
— Я постоянно думаю о музыке — вот даже сейчас, пока мы с тобой разговариваем. Хочу состояться как профессиональный артист и стать бизнесменом-филантропом, помогать людям по всему миру. Моя большая мечта — быть добрым к каждому, это моя ежедневная установка. Когда я вижу счастливых людей и знаю, что у моей семьи все хорошо, это и делает меня счастливым.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by