Буквально за несколько дней до нашего интервью Виктор с другом вернулись из большого путешествия: объехали всю страну, побывав более чем в 30 городах. Важный элемент этой истории — оба парня передвигаются в инвалидных колясках. На них же (с небольшим апгрейдом, но об этом чуть позже) белорусы и отправились в поездку. А еще решили, что не будут прибегать к помощи и каждый километр проедут сами. Пробитые шины, маршруты «не туда», блуждания по лесу, боль в руках и по 10 часов в пути ежедневно — и все ради заветного «Мы это сделали».
Читать на OnlínerВите 35 лет. Парень рассказывает, что он из многодетной семьи, вырос в Фаниполе, но несколько лет назад переехал в Минск. В столичной жизни привлекли безбарьерная среда и перспективы для людей с инвалидностью. Здесь важно сделать паузу и пояснить: до 16 лет Витя был самым обычным подростком. Хотя и очень активным.
— Я вырос на примерах героев вроде Джеки Чана, — улыбается Витя. — Как-то узнал о паркуре, мне стало так интересно: куда-то залазишь, преодолеваешь препятствия. Когда стал постарше, потянуло в опасные места — с друзьями лазили по заводам и стройкам.
В одну из таких вылазок случилось ЧП, которое навсегда изменило жизнь героя этого текста.
— В тот день мы с друзьями лазили по заводу — там были металлические конструкции. Поспорили, кто залезет выше. Я забрался на металлический кран высотой этажа три. Дальше меня ударило током. Помню, что тело уже не контролировал и понимал, что сейчас упаду. Подумал тогда, как сильно расстроится мама — в моменте это показалось самым важным. Затем я упал.
Мы испугались, поэтому не вызывали скорую. Быть может, все сложилось бы иначе… Меня пытались поставить на ноги, говорили, чтобы я прошелся. Боли не чувствовал — только шок.
Сейчас Витя знает, чем опасны перелом позвоночника и травма спинного мозга. Но в тот момент, будучи подростком, он был уверен: предстоит всего-то немного подлечиться.
— Я не чувствовал ноги, но мог сидеть. Думал, что все из-за удара током. Страха не было, скорее ощущал волнение. Медикам мы сказали, что я упал с высоты. Дальше все быстро закрутилось: приехали родственники, друзей попросили выйти из палаты. Мама была рядом — она не плакала, не кричала и даже не ругалась.
Конечно, тогда я не понимал масштаба трагедии. Но уже думал, что зря полез на высоту. Позже меня перевели в Минск, сделали две серьезные операции… Вот тогда я понял: за пару дней меня не отпустят, дело не в ударе током.
Думал, что это надолго, но не навсегда.
В одном из разговоров врачи сказали: они сделали все, что могли. А еще посоветовали парню не лениться на реабилитациях. Через четыре месяца Витя вернулся домой. Первое время не получалось нормально сидеть, но позже благодаря постоянным тренировкам удалось набрать неплохую форму.
— Но чувствительность в ногах не прибавлялась. Так я впервые осознал, что этого может и не случиться. А ведь все ставки в жизни были сделаны на движение: занятия спортом, планы пойти в армию, а затем поступать на что-то связанное с физической активностью. С детства во мне были развиты волевые качества, поэтому я воспринимал случившееся как испытание. Свою роль сыграла и поддержка семьи — мамы и трех сестер.
Понимание, что ходить больше не получится, приходило волнами: то наступал момент принятия, то поглощало желание бороться.
— Первое ощущение, когда садишься в коляску, — это удовольствие: наконец можно выйти из палаты на улицу и сделать что-то без постоянного присмотра. Я наловчился ездить по ровной поверхности. Затем увидел в роликах, что на коляске можно преодолевать препятствия — ступеньки или порожки. Постепенно проснулся интерес, и я начал учиться.
Освоившись в «новой жизни» и набрав неплохую физическую форму, Витя пробовал себя в танцах на коляске и разных видах спорта.
— Мне поступало много предложений, но добираться на тренировки из Фаниполя в Минск было сложно. Постепенно понял, что нужно на что-то жить. Прошел курсы, работал в первой инклюзивной кафешке в Минске. Но мне хотелось какой-нибудь активности. Еще не хватало эмоций, которые получаешь от пробежки или езды на велосипеде.
Как-то на соревнованиях Витя познакомился с парнем, который показал ему приставку к коляске — внешне она чем-то напоминала велосипед, но крутить педали нужно руками. Стоит такая конструкция примерно $300—400. Но была другая проблема: в Беларуси такие не продаются. Повезло, что с новым знакомым удалось договориться и выкупить у него б/у.
— Проблема еще в том, что приставка подходит не ко всем коляскам. Понял, что ездить так, как хотел, не получается, и забросил. В прошлом году решил, что нужно все же доделать и попробовать снова. Спросить, как и что делать, было не у кого — искал информацию в интернете и разбирался сам.
Первый сезон открыл в прошлом году, катался по велодорожкам. Получалось набрать среднюю скорость примерно 17 км/ч. Для сравнения: обычно я езжу примерно в три раза медленнее.
Первое время кататься получалось только в пределах Минска. На большее даже у парня с хорошей физической подготовкой не хватало сил.
— Потом у меня начали спрашивать, где взять такую коляску. Купил еще одну приставку, давал покататься друзьям. А потом понял, что будет круто поехать в путешествие. Но понимал: пока не готов физически, да и предстояло продумать много нюансов.
Объездив на коляске с апгрейдом Минск, Витя решил выбраться за пределы города. Самое сложное — правильно составить маршрут, который будет пролегать по хорошим дорогам.
— Первый раз мы проехали из Минска до Кургана Славы. Постепенно становились смелее и уже не боялись выезжать на трассу. Появилась мысль поехать на расстояние в 100 километров от Минска, переночевать где-нибудь и вернуться обратно. Нашел две гостиницы, которые доступны [для людей на колясках], потихонечку выстраивал маршрут в направлении Могилева: там как раз живут знакомые.
От идеи поехать в одиночку Витя отказался сразу. Объясняет, что на это было несколько веских причин: во-первых, долго находиться в дороге одному банально скучно, а во-вторых, в случае форс-мажоров вроде барьеров или срочного ремонта еще одна пара рук лишней не будет.
— Желающих поехать со мной было много. Но я чувствовал ответственность: это ведь моя идея, мой маршрут. Поэтому договорились, что поедем вместе с Женей: я знал, что он справится физически и не будет ныть, столкнувшись со сложностями, — улыбается Витя.
Дальше началась подготовка. Предстояло продумать, что понадобится взять с собой. Дополнительного места для большой сумки на коляске нет, повесить тяжелый рюкзак на плечи тоже не выйдет: нужно постоянно работать руками, а это лишняя нагрузка. По этой же причине не получилось взять с собой запас продуктов — пришлось питаться в кафешках или покупать готовую еду в магазинах.
Стартовали Витя и Женя 23 августа из Минска. Сперва предстояло проехать 100 километров. По плану парни должны были остановиться в Березино, переночевать в гостинице и решить, стоит ли ехать дальше.
— Первую «сотку» мы сделали быстро и даже легко. Правда, гостиницу я не бронировал заранее: решил, что места точно будут. Приехали, а все занято: кто-то отмечал свадьбу, и гостям сняли все номера.
На улице вечер, назад не вернуться, забрать нас тоже некому. Единственный вариант — ехать до следующей гостиницы, а это еще 50 километров дороги и примерно четыре часа пути. Плюс уже начинался небольшой дождь, мы не захватили фонарик, так что нам предстояло ехать по трассе в темноте.
Столкнувшись с первой серьезной проблемой, парни обсуждали вариант сесть на поезд и уехать обратно в Минск. Но оба сошлись на том, что так быстро от цели они не откажутся.
— Километров через 30 мы нашли мотель на заправке. Нам очень повезло: там не было бордюров, все доступно для людей с инвалидностью. А еще и дешево — 27 рублей.
Но тут появилась другая проблема — боль в руках из-за непрерывной работы в дороге. Ведь до этого мы и 100 километров не проезжали, а тут почти 140! Снова появились мысли развернуться, но до Могилева оставалось примерно 80 километров — решили продолжать. Утром проснулись рано: из-за боли даже не получилось нормально поспать.
Добравшись до Могилева, Витя и Женя решили устроить себе выходной и погулять по городу. Уже на опыте гостиницу забронировали заранее: первый урок путешествия был усвоен.
— Наши друзья спросили, во сколько у нас поезд домой. А мы с Женей поняли: у обоих проснулось желание продолжить. Посмотрел маршрут и решил, что можем поехать в Гомель или Витебск. Знакомые отговаривали, мол, дальше такой же хорошей дороги не будет, а еще увеличится поток машин. Честно, это немного останавливало. Решили, что попробуем доехать до Орши. По пути мы капитально промокли под дождем, пострадала даже запасная одежда в рюкзаке. Пришлось развесить вещи в номере, что-то сушили феном. Кстати, мы даже не заболели. Зато после такого опыта перемена погоды больше не пугала.
Сперва казалось, что все схвачено. Но, как и положено в больших путешествиях, что-то должно было пойти не по плану.
— По дороге из Витебска в Полоцк случилось то, чего я боялся: первый раз пробило колесо. Повезло, что я это предусмотрел, взял с собой инструменты и запаску. Хорошо, что мы были вдвоем с Жекой: для ремонта мне нужно было пересесть в другую коляску. Все сделал, а километров через семь я пробиваю другое колесо! Пришлось использовать последнюю запаску.
В Полоцке мы достигли отметки в 500 километров, которые смогли преодолеть. Кстати, в этом городе нам понравилось больше всего: очень красивая архитектура. Что еще удивило, город старый, но доступный.
Там же сформировалась идея проехать по всей стране, отметившись в каждом областном центре. Много времени уделять прогулкам не получалось, иначе легко выбиться из графика. В среднем каждый день в пути предстояло провести по 10 часов.
Маршрут, рассказывает Витя, прокладывали в навигаторе. Но и тут обнаружился нюанс: если ориентироваться по передвижению на авто, то ехать предстоит по большим дорогам в окружении машин. Тогда попробовали выбрать варианты для велосипедов, но при таком раскладе маршрут мог петлять по дорогам, которые не подходили для коляски.
— Пару раз мы приезжали к железнодорожным переездам, но переехать через рельсы мы бы не смогли. Коляска — это не велик, который можно взять в руки и перейти дорогу. Так что решили, что лучше все же ориентироваться на маршрут для машин.
Чуть позже опытным путем парни выяснили, что оптимальное расстояние, которое можно проехать за день, — около 80—90 километров. По примерным подсчетам на весь путь должно было хватить плюс-минус 20 дней.
— Путешествие задумывалось как авантюра, я не думал заранее, что может случиться что-то очень серьезное. Например, по дороге в Глубокое мы решили проехать часть пути через лес. Едем и попадаем в песок — для коляски это очень сложно. Решили, что поедем вперед, ведь рано или поздно этот участок дороги должен закончиться.
Спустя два часа мы заехали глубоко в лес — оставалось либо разворачиваться и делать круг, либо ехать вперед. Выбрали второе, но спустя час дорога стала еще хуже, коляска просто не ехала. Приходилось крутить задние колеса: один толчок — и проезжаешь меньше метра.
Силы быстро закончились, нет связи, вокруг никого — пришлось выбираться самим. В лесу мы застряли на четыре часа.
Не считая форс-мажоров вроде пробитых колес, смены погоды и поездок по трассе под дождем, физически адаптироваться к нагрузкам получилось быстро. Да и мотивация от каждой «сотки» в пути только прибавлялась.
— Больше всего эмоций получаешь при преодолении какого-нибудь испытания. Например, когда за пять минут проехал сложную горку, а тебе говорили, что на это уйдет час. Бывало, что по дороге останавливались водители, спрашивали, куда и зачем мы едем, предлагали любую помощь — это тоже было приятно.
Начав с Могилева, Витя и Женя побывали во всех областных центрах, а всего заехали примерно в 30 городов Беларуси. Где-то их встречали знакомые — такие остановки запоминались больше всего.
— Конечную точку мы поставили в Гомеле, но ехать туда уже особо не хотелось. Мы как раз доехали до Бреста, нас тепло встретили, и с погодой очень повезло. Поэтому немного засомневались: стоит ли ехать эти 500 километров? Но решили, что раз едем по стране, то эта «галочка» должна быть. В итоге добрались за неделю, а дальше — назад в Минск.
Общее расстояние, которое проехали Витя и Женя, — около 2200 километров. С учетом отдыха в некоторых городах на все путешествие ушло 29 дней.
— Когда мы вернулись в Минск, все казалось непривычным: нас не было так долго! Многие знакомые удивлялись, как нам удалось это сделать, ведь мы ехали по маршруту, который составляли сами, нас никто не курировал, со всеми сложностями справлялись самостоятельно. Думаю, такое испытание мне было нужно. Я чувствовал, что мы сможем.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by