На днях вышел материал о конфликте в СДЮШОР по водным видам спорта, где тренер ударил подопечного за то, что он пришел вторым на внутренних соревнованиях. Мама подростка, напомним, отказалась подробно комментировать инцидент. Отец мальчика связался с редакцией уже после выхода материала и встал на сторону сына: «Все молчат, понимаете? Видимо, считают, что это нормально, когда взрослый мужик бьет детей, типа растит из них мужиков. Но мужиков растят по-другому, собственным примером, а не кулаками». При подготовке материала мы слышали мнения о том, что в серьезном спорте невозможно выстроить дисциплину и добиться результата без применения силы. Под текстом добавили анонимный опрос, где попросили читателей Onlíner высказать мнение о том, что они думают по поводу жесткого воспитания в спортивных кружках и школах. Публикуем ответы.
Читать на OnlínerНа просьбу редакции откликнулось больше сотни человек. Мнения были разные, порой очень эмоциональные. Для удобства мы разбили их на несколько блоков.
Личный опыт. «Тренер бил „тапочкой“ — кедом 46-го размера»
«С 7 лет занимался самбо при „Динамо“, еще в СССР. Тренер держал жесткую дисциплину, но сам почти не рукоприкладствовал. Нас, малых, „воспитывали“ старшие. Не всегда сильно, но обидно — мог сбивать с ног подсечкой 10, 20 раз подряд, а лежащего — обидно поддевал ногой, побуждая встать».
«Я занимался греблей в одном из спортивных обществ в начале 80-х, мне было лет 12—15. В качестве наказания за плохое поведение тренер пробивал по заднице „тапочки“. Кому сколько, в зависимости от нарушения. Тапочкой назывался кед сорок шестого размера».
«У нас в футбольной команде тренер в лагере бил тапкой детей по попе, заставлял ползать на коленях в цепочке, когда колени все ободраны, разрешал вожатым стрелять в детей пульками из игрушечных пистолетов. Когда публично подняла вопрос, тренер — он, кстати, очень хитер — позвонил мне лично, извинился, сказал, что не знал о пульках и т. д. и как бы замял ситуацию. А перед лагерем объединили 2 команды, и это был тренер как бы второй команды. Наши дети плакали все, просились домой, там был такой треш. До конца смены тренеры переругались так, что наш тренер принял решение уйти. А нас отчислили прямо около автобуса по приезде детей из лагеря <…>».
«Сам учился в училище олимпийского резерва, как и этот тренер, тоже на гребле, не знаю, как сейчас, но в 90-е там была жуть какая „дедовщина“, некоторые старожилы говорили, что в армии полегче. Над младшими старшие издевались как хотели, тренеры в это не вмешивались. Причем ситуация была такая именно в гребле на каноэ <…>. В других видах спорта у одноклассников в УОРе такого отношения к своим не замечал. Так что тренер, видимо, иногда не сдерживался — и прорывалась жесткость, полученная от „добрых“ людей. „Фанера“ и „тормоза“ — так называются [виды ударов, наносимые в виде наказаний]. Время поменялось, и современные дети не примут уже таких методов воспитания, что хотелось бы донести до старшего поколения, что и правильно <…>».
«Занимался боксом в секции СДЮШОР в период 2010—2016 гг., начинал еще на старом стадионе „Динамо“. Был молодой тренер, мы малые, непослушные, чтобы тренер дал подзатыльника, поджопника — это обыденность, считаю, без этого никуда. И никто никогда не держал обиды, без дисциплины в спорте никуда. Ну ударил, и что? <…>».
«Занимался борьбой, затем рукопашным боем в детстве, с 7 до 19 лет. По борьбе были жесткие тренеры, как говорится, „лещи“ прилетали всем. Когда не получалось отработать броски, показывали сами на нас — и довольно жестко, но все, включая меня, были довольны, очень уважали тренеров. У многих были пьющие отцы или не было, а тренеры мотивировали, разговаривали, по сути, были как бы вторыми отцами. Поэтому никаких обид. На рукопашном была тоже похожая обстановка, но она полностью устраивала и меня, и всех парней. Тренеры всегда с уважением, здоровались за руку, постоянно интересовались, как в школе дела, как дома обстановка, но если ленился или пропускал, просто потому что не хотел, могли и в солнышко пробить. Никаких проблем и обид не было, потому что за дело. В общем, мне попадались отличные тренеры — настоящие мужики».
Много комментаторов выступило против любых форм насилия в спорте:
«Дисциплина на занятиях, будь то спорт или просто занятия, уроки и т. д., должна быть, это факт, но вот рукоприкладство в любой форме — это недопустимо».
«Я не понимаю родителей, которые поддерживают такое воспитание своих детей: ор, унижения, оскорбления, рукоприкладство. Я сама мама спортсмена. И у нас были отличные тренеры!!! Я и мой сын просто обожали их. Тренеры заслуживали доверие детей не страхом и насилием, а уважением. Было 5 тренировок в неделю, и сын ХОТЕЛ на тренировки, потому что получал удовольствие от занятий, а не боялся, что опять что-то сделает не так. Было тяжело физически, тяжело, так как в любую погоду во все сезоны на улице — но это никак не пугало ребенка. А вот тренеры команд, с которыми пересекались на играх, пугали и вводили в ступор. Думаете, от того, что на детей 8—10 лет 50-летний мужик орал матом, дети лучше играли? Нет! Кто-то скажет, что тогда дети ничего не добьются. Фигня! Не верю! Мой сын 10 лет в спорте. В какой-то момент его пригласили в лучшую команду его возраста в республике. Он месяц походил на тренировки и ушел. Сказал: „Это не спорт! Это не команда, когда тебя каждый готов подставить, тренер поддерживает и поощряет дедовщину, а сокомандники могут покалечить на тренировке. А я хочу играть, а не строить интриги!“ Сейчас мой сын поступил и учится на тренера. В будущем хочет заниматься с детьми. Так что не надо думать, что в спорте достигают только те, кого с детства держали в ежовых рукавицах!»
«Сын занимается греблей на байдарках. Когда на сборах накосячил, тренер наказал приседаниями 200 раз с грузом. Ни о каком „не сдержался“, „нечаянно ударил“ и речи не было. Это дети, бить нельзя. Наказать можно и по-другому».
«Насилие в любом виде недопустимо».
«Жестокость порождает жестокость. Кому нужны эти первые места?»
«Я думаю, многие предпочли бы находиться в безопасной доброжелательной среде, а не в аду, но с медалями <…>».
«Физическое наказание и оскорбления несовершеннолетних являются недопустимыми и противоречат основам безопасного и поддерживающего тренировочного процесса».
«Крайне негативно».
«Человеку дан язык, чтобы договариваться, а стресс — тихий убийца. Каждый может в этом убедиться».
«Классический совковый абьюз. Нужна статья в УК для таких прецедентов».
«Что бы ни произошло, необходимо соблюдать субординацию».
«Спорт высоких достижений — это жесть. Родители должны понимать, куда отдают ребенка и зачем. Если растите чемпиона — будьте готовы к жертвам. Я своих детей в такое не отдал бы ни в жизни».
«Физическое и психологическое насилие над детьми неприемлемо, какой бы высокой целью оно ни оправдывалось <…>».
«Насилие не приемлемо ни в каком виде. Нельзя оправдывать жестокость тем, что как в армии делают из них мужчин».
«Определенно, рукоприкладство недопустимо. Эмоции в спортивном мире — через край, это понятно. И возраст у ребят самый сложный для преподавателя — дерзкий, ершистый. Подростки конкурируют между собой, пробуют найти слабое место у тренера, т. е. возможно провокационное поведение. Но эти моменты прекрасно известны тренерам. Они должны уметь перенаправлять кипучую энергию эмоций подростков в нужное русло. Очень неоднозначная ситуация».
«Тренер тренеру рознь: где у одного тренера проходит „красная линия“, у другого там еще „зеленая линия“ и до „красной“ как до луны. У самого два ребенка ходят на секцию, сначала к разным тренерам. А потом к одному и тому же. Так вот могу сравнить (поскольку часто наблюдаю за процессом тренировки): несказанно рад, что одного из детей забрали от одного тренера и записали к тренеру, к которому ходит второй ребенок, потому что первый тренер имеет жесткий подход к тренировкам (по моим личным критериям, местами переходящий за красную черту). При этом стоит отметить, что многие родители, приводящие своих детей на тренировку, даже не удосуживаются понаблюдать и вникнуть в методы и способы, которыми наставник тренирует их детей. Регулярно вижу, как дети откровенно ревут в процессе тренировки, и при этом родителей этих детей либо все устраивает (вот такое состояние их детей на тренировках), либо им настолько начхать, что они даже не в курсе таких ситуаций».
«Какой бы ни был хороший тренер, рукоприкладство с его стороны — это недопустимо и не имеет никаких оправданий. Сегодня пожалеть — так он завтра покалечит другого ребенка. И смешно слышать: „Тарасов орал, и я ору“ — вон из профессии таких тренеров, у которых в методах только мат и методы „Тарасова“».
Были и те, кто находил оправдание жесткости на тренировках:
«Ударил — это когда что-то сломал. Били нас везде в 80-е. Сверстники, старшие. 120% всех затрещин мы всегда заслужили. Имхо — тренируйте своих деточек сами. Точка».
«Отличный метод, который растит мужика, а не бабу».
«Нужно орать и давать подзатыльник, если этого заслуживает. Если бы на Волочкову Майя Плисецкая не орала, не дубасила, не была бы она примой».
«Большой спорт, большой балет, музыка и т. д. — это только кнут! Если тренер „орет“ — значит, видит перспективы. Бояться надо не крика тренера, а его молчания, потому что молчат, когда видят, что будущего у подопечного нет. А что касается рукоприкладства, то тут надо проводить четкие границы между подзатыльником и избиением до клинической картины. В некоторых видах спорта удары по телу необходимы, чтобы спортсмен понял, какие мышцы включать в работу».
«Без жестких методов нет результата в спорте. С подростками слова не работают, нужно показать силу. Только в книгах пишут о гигиене в общении, но в жизни ее нет».
«Спорт — это не секция „Тюбик“. Вероятно, мало кто присутствовал на тренировках детей в хоккейных секциях. Это дрессировка, и без этого никак. Потом эти пацаны вырастают и зачастую борзеют».
«Я за жесткое воспитание в спорте, иначе не будет результатов. Не избиение, конечно, но палкой по плечам раз в год можно, чтоб не расслаблялись и понимали, чем грозит непослушание и недисциплинированность. А если будет грань четко обозначенная, то опускаться к ней дети не рискнут».
«Все зависит от детей и цели, они же не на кружок по интересам ходят, а занимаются серьезным спортом, где нужна железная дисциплина, потому что дети могут быть теми еще раздолбаями. Не избивать, конечно, но подзатыльник дать можно спокойно».
«Армейский порядок — успех в выполнении боевой задачи. Слюни вытирают на бальных танцах».
«Ничего плохого в этом не вижу. Спорт воспитывает сильный характер, а этого не добиться поглаживанием по головке».
«Дать подзатыльник подростку вполне нормально или дать по пятой точке. Некоторые не понимают другого».
«Так и должно быть, это процесс воспитания из мальчиков настоящих мужчин».
Были и нейтральные мнения насчет того, как нужно относиться к воспитанию юных спортсменов:
«К сожалению, в спорте без рукоприкладства обходится редко, видимо, такая традиция идет со времен СССР»
«Всегда было и останется еще очень надолго. Я не думаю, что есть тренер, который хотя бы раз в том или ином виде не применил рукоприкладство».
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро