Еще весной стало известно о запрете на использование мобильных телефонов во всех школах Беларуси с 1 сентября. Причем коснулся он и учеников, и учителей. Правило действует уже несколько дней, и мы решили выяснить у школьников, их родителей и преподавателей, как все устроено и главное — что они об этом думают. В публикации мы оставили анонимную форму для читателей Onlíner – их высказывания ищите в конце текста в разделе «Дополнено».
Читать на OnlínerВот что рассказал нам ученик одной из лидских школ:
«Я учусь в 11-м классе. В нашей школе стоят два шкафа, закрывающихся на замок, а в них — коробки для сдачи телефонов. Утром за 15 минут до начала уроков мы должны прийти и сдать телефоны, а после уроков нас по просьбе директора должны задержать в классе, чтобы не было столпотворения.
Запрет на телефоны для 9—11-го класса я считаю максимально глупым. Так как многие старшеклассники готовятся к ЦТ/ЦЭ и олимпиадам через онлайн-материалы, приложения, словари, тренажеры. Родители, кстати, придерживаются того же мнения. Также в старших классах часто меняется расписание (подготовка к экзаменам, замены уроков, выезды на профориентацию). Донести информацию быстро без телефонов просто невозможно. А еще телефоны мы сдаем не только на самих уроках, но даже на факультативах, которые проходят через 1—2 часа после».
А это мнение ученицы одной из частных школ:
«У нас и так давно забирали телефоны — это были внутренние правила. Но по некоторым дням могли не сдавать, сейчас уже действует закон и точно их будут забирать всегда. Сначала мы в классе складываем все телефоны в деревянную коробку, а потом классный относит ее в учительскую — попасть туда ученики не могут.
Я уже свыклась с этим. Но в какие-то моменты, конечно, хочется, чтобы телефон был рядом, если срочно нужно позвонить, написать или появилось дело, которое необходимо сделать здесь и сейчас. Хотя в большинстве случаев мне без разницы: телефон лежит в кармане, в рюкзаке или где-то в учительской. Наверное, без них в какой-то степени лучше. Когда он находится при мне, то голова сама непроизвольно может начать думать о нем, а также появляется большой соблазн взять его, посмотреть что-то, написать или ответить прямо на уроке».
Конечно, мы решили выяснить, что о запрете думают и родители. Пока отношение к нововведению оказалось максимально неоднозначным.
«Рассказали на собраниях, что в начальной школе будет как в прошлом году: классная собирает телефоны перед уроками и отдает после последнего. На перемене не дает. В 1-м и 2-м классе отдавать будут перед продленкой, так как она не является учебным процессом.
В средней и старшей школе учитель, который ведет первый урок, собирает телефоны и относит их в учительскую. А тот, кто ведет последний урок, выдает их детям. В учительской, со слов директора, шкаф с телефонами находится под двумя камерами. Доступ в саму учительскую по коду, который знают только учителя.
К новым правилам я отношусь положительно, а дети — спокойно. Эта информация давно ходит, поэтому у детей, мне кажется, яркого протеста не вызывает уже. На собраниях проговорили, что учителей тоже касается запрет на телефоны не в целях учебного процесса. Мой шестиклассник, когда я ему сказала об этом, прокомментировал: „Отлично! А то раздадут нам задания и сидят в телефонах“.»
Некоторые родители не скрывают, что без телефонов волнуются за детей:
«Если кратко — перед уроками в одну коробку собирают у всего класса телефоны и относят в этот ящик. Как я поняла, одна ячейка на класс. Не скажу, что я категорически против такого новшества, но, конечно, как у любого родителя, есть волнение. А если не дай бог что, как ребенок со мной свяжется?
Но вот за пару школьных дней пока все хорошо! Наверное, решающую роль играет, что я работаю дома и до школы добежать — 10 минут, поэтому критичного ничего не вижу. Разве что мой ребенок пошел в 5-й класс — есть небольшой стресс. Теперь же не в одном месте сидят, а ходят по кабинетам, все учителя новые.
У них и раньше забирали телефоны, но выдавали на переменках. Был плюс, что ребенок мог сфоткать, к примеру, задания самостоятельной работы, чтоб мы дома ее проработали».
Не все разделяют такой спокойный тон. Так, одна из мам поделилась эмоциональным роликом в соцсетях. Ей пришлось столкнуться с трудностями, когда сын забыл телефон в школе:
— Шкафчики один к одному. Приходят 10 классов по 30 человек, и там такая толкучка! Меня просто сшибли с ног. Дети толкаются, падают, кричат, орут. Все ключи от ящиков пятых классов повесили на одну связку. Один учитель берет — остальные не знают, куда ушла связка. 300 учеников лезут один другому на голову.
Но есть школы, где все спокойно, толкучки нет:
«В гимназии моего ребенка (г. Минск) для телефонов за каждым учеником закреплена индивидуальная ячейка. Перед уроками он сам кладет туда телефон и закрывает на замок, а ключ забирает с собой. После уроков забирает гаджет, а ключ оставляет в замке для дополнительного контроля.
По логике, если ячейка остается закрыта до вечера, значит, учащийся сдал туда пустышку, а свой телефон юзает втихаря в учебное время. Никто, естественно, не верит, что ребенок может забыть свое сокровище и уйти спокойно домой. Тем более это тоже можно проверить. Опять же, если во время уроков в ячейке торчит ключ, есть два варианта: ученик отсутствует либо не сдал телефон. На ящики направлены видеокамеры для дополнительного контроля.
Мне кажется, это разумно: сам положил, сам забрал, и школа не несет ответственность за случайные повреждения. Мало ли кто из детей перепутает и в спешке заберет чужой или случайно заденет и уронит коробку с телефонами всего класса.
К самому запрету я отношусь двояко. С одной стороны, хорошо, что дети не будут на уроках и переменах залипать в играх, чатах, не смогут с помощью ИИ тесты писать или снимать друг друга в не самых лучших ракурсах и в сеть выкладывать.
С другой — бывают случаи, когда реально нужна оперативная связь с ребенком. Например, нам после уроков нужно еще в музыкальную школу. Бывает, что буфет не работает, тогда ребенок пишет — я привожу с собой что-нибудь, чтоб по пути перекусить. Или я опаздываю и пишу о новом месте встречи. Или вдруг подворачивается талон в поликлинику и нужно, чтоб не задерживалась после уроков. Бывает, что плохо себя чувствует и боится подойти к педагогам.
А еще могут вдруг изменить кабинет, а передать только тем, кого увидели, а остальные не знают, куда идти. Раньше учитель писал всем детям в чат — и они были в курсе. Да и на уроках зачастую сами учителя просили сфоткать что-то с доски и отправить отсутствующим или заполнить таблицу дома.
Спорных моментов много, однозначно пока не скажешь. Но думаю, что дети научатся, как и раньше, сдавать второй запасной телефон, а основным пользоваться (раньше на уроках телефоны сдавали в коробку на учительском столе). Или еще какие-нибудь лазейки найдут».
На днях директор школы из Черикова показала, как устроено хранение телефонов у них.
Своим отношением к новой системе поделились и учителя.
«Преподаватели поддерживают запрет на использование телефонов учениками, но никак не учителями. Что делать, если учителю нужно быстро найти ответ на вопрос на занятии? Включить аудио ученикам? А если кому-то внезапно стало плохо и нужно вызвать медика или скорую? В конце концов, дома прорвало трубу, и звонят соседи, а решение вопроса через 6 часов только усугубит ситуацию?
Директор передал приказ и сообщил, что будет наказывать всех учителей, кого заметят в использовании телефонов. Это вызывает негодование и агрессию. Конечно, стоило бы это сначала обсудить и прийти к компромиссу вместо односторонней директивы.
Что касается телефонов учеников, то ящики пока не успели купить. Будет выделена отдельная комната под это, но на многие вопросы ответов нет. Что будет, если кто-то заденет стойку и телефон разобьется? А если один из телефонов загорится? А если у кого-то будет включен звонок или будильник на полную громкость весь день?»
«Запрет на пользование телефонами для преподавательского состава — это безумие и откат на 30 лет назад. Я связывался с коллегами, учащимися, получал оперативную информацию. Теперь же, хоть неофициально телефон и оставили для связи с родителями, нельзя без лишнего внимания позвать ребенка или оперативно найти учителя. Телефоны у учителей не забирают, но пользоваться ими можно только в туалете.
Многие учителя сами прекрасно дошли до того, что собирали телефоны на уроке. Но на перемене ребенок оставался на связи. Полный запрет на телефоны уже практиковался в других странах, и их опыт показывает, что это ни на что не влияет. Просто придумали лишние обязанности и без того перегруженным учителям.
У нас это сейчас организовано так. Детские телефоны собирают перед первым уроком и относят в учительскую, где установили камеру. Всех предупреждают: если у ребенка нашли телефон первый раз — выговор, а второй раз — штраф родителям. Не знаю, насколько это правда. А что делать депрессивным детям, которые искали альтернатив от среды с буллингом? Теперь окажутся один на один со своей проблемой».
«Нам рассказали про запрет на использование телефонов во время уроков. Но при этом администрация продолжает писать на протяжении всего рабочего дня и требовать незамедлительного ответа. Но я решила: правила есть правила, поэтому телефон на уроках не достаю. Тем более дети сами за этим пристально следят, чтобы потом нажаловаться родителям: вот посмотрите, нас ругают, а сами нарушают».
Мнение читателей Onlíner разделилось ровно пополам: одни — категорически против запрета, другие — полностью его поддерживают.
«Телефоны однозначно отвлекают. Система штрафов все решит. Штраф — 1000 рублей за использование телефона в школе, штраф — 1000 рублей за возмущения запретом, и все быстренько встанет на свои места».
«Я думаю, что это дикое средневековье. Нужно идти в ногу со временем, а забирать телефоны на весь день — это точно не так».
«Гимназия, г. Минск. второй класс. На уроках телефоны забирают. Отдают после уроков, но в продленке тоже забирают. Педагогам пользоваться телефоном нельзя. А как забрать ребенка, если школа стала режимным объектом и родителям туда не попасть? Вопрос…»
«Для срочных звонков разрешить кнопочные телефоны и учителю, и ученикам. Жили мы как-то с такими в 2000-х, и никто в телефоне не сидел. Звонить родителям можно, СМС родители отправить смогут».
«На период урока положили в деревянный ящичек и занимайтесь, после урока забрали — и не нужно транслировать свою тревожность. За 45 минут урока конец света не наступит».
«Я считаю, что запрет для учителей — это неправильно. Нормальный хороший учитель не будет пользоваться телефоном во время урока в личных, а не учебных целях. Тем более перед всем классом! Дети даже в начальных классах совсем не глупые, чтобы это понять. А вот если действительно происходит какой-то экстренный случай с учеником или даже в личной жизни учителя? Ведь у учителей тоже, скорее всего, есть дети. Так как же среагировать быстро?»
«Назначили приказом ответственным за хранение телефонов. Телефонов там на полмиллиона рублей. Если что, то продавать квартиру? Не хватит. Увольняюсь».
«Мобильные телефоны у учеников — запретить, кто нарушает — наказывать. Чтобы не оставлять детей без связи, поставить в каждый класс городской телефон. Кому нужно на перемене — пусть звонит. Запрет телефонов у учителей — глупость».
«Я отношусь положительно. Моя дочь и другие учащиеся играли не то что на перемене, а даже на уроках. О какой учебе может идти речь, если выйти из состояния игры ребенок был способен только с помощью программы родительского контроля? И для чего учащиеся ходят в школу, если „на выходе“ нужно сидеть дома и все предметы по новой с нуля объяснять или вызывать репетиторов?»
«Считаю, что можно отказаться в школе от интернета вместе с телефонами и вспомнить, как наши родители после войны ходили пешком в школу за 10 километров каждый день, тогда у них был один учебник на класс и телефон проводной в лучшем случае на деревню. А если серьезно, то это утопия — попытка остановить прогресс и пользование гаджетами. Сейчас дети массово пойдут в поликлинику выбивать справку о сколиозе, нарушениях в осанке, противопоказаниях к ношению тяжелого рюкзака и т. д. И через месяц половина будет с планшетом на уроке».
«Лично я против такого запрета. Для начала запретный плод сладок. Любые запреты только разжигают интерес. Обойти этот запрет проще простого. Будут носить два. Один сдавать. Тем, кто хочет учиться, телефон не помешает. В прошлом году только из моих знакомых два выпускника были с золотыми медалями. И они тоже ходили в школу с телефонами».
«Это глупо. Это 21-й век. Это наша жизнь. Детей нужно учить пользоваться этим телефоном правильно, а не запрещать. Да, на уроках телефон — лишнее. Но это не повод его вовсе забирать».
«Закончил школу в 2005-м. Мобильники начали появляться только в старших классах, все остальное время жили и учились без них. Утром мама соберет, тяжелый рюкзак на плечи закинет — и пошел сам в школу и в мороз, и в снегопад, и в дождь. И пешком — никто никого не подвозил до школы. Домой придешь, ключом сам дверь откроешь (в начальных классах на шее на веревке ключи еще носили, чтобы не потерять), сам суп на плите разогреешь — и за уроки. А теперь без телефона не могут ни класс найти, ни расписание узнать, ни задачки порешать».
«Откат в каменный век. Ребенок в гимназии учится с 8:00 до 15:00! потом срочно спешим по кружкам, секциям. Забрать телефон — это дополнительное время. А если надо забрать ребенка с предпоследнего урока или даже посреди урока к доктору или по другим делам? Это уже целая проблема. А если ребенок выскочил и забыл в машине форму физкультурную, по трубам звонить? Мой старшеклассник всегда себя вел ответственно и никогда в школе не юзал телефон (об этом всегда говорил и классный руководитель). Но всегда мог заранее позвонить: у нас не будет последнего урока, я раньше освобожусь».
«Главное здравое решение за последнее десятилетие! Неадекватные родители, которые хотят каждые 20 минут „сюсю ляля“ со своим чадом, найдите работу и займитесь делом. В 2000-х годах все по 11 лет без телефонов учились и были самостоятельными».
«Телефоны в школе, возможно, не нужны. Но смарт-часы для ученика начальных классов, где из функций только „Вызов“, чем не угодили? Ребенок вообще не может связаться с родителем в случае необходимости. Считаю это полной глупостью в 21-м веке».
«У меня племянница в 6-м классе, так она решила и вовсе оставлять дома телефон, смысла нет его таскать в школу. Говорит, из-за того, что начали сдавать телефоны, дети на переменках стали играть и бегать, а не сидеть в TikTok».
«Отношусь крайне отрицательно. Телефон только помогает на учебе и позволяет держать связь с родителями. В конце концов у тех, кто не хочет учится, отсутствие телефона не разбудит страсть к учебе. Эти дети всегда найдут, чем отвлечься. Для остальных — это современный помощник».
«Отобрать телефоны, калькуляторы и раздать всем деревянные счеты и почтовых голубей. Это дорога в каменный век. Пока весь мир учится пользоваться ИИ, благами цивилизации, мы идем куда-то не туда».
«Давно пора оградить детей от гаджетов в школе, которые мешают им сконцентрироваться на учебе. Вообще бы запретил интернет для детей до 18 лет. Посмотрите, как выражались дети в СССР, какими они были умными. Интернет для детей — это зло зла!»
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро