«Кинотеатры не умирают». Этот парень делает все, чтобы белорусы могли смотреть кино на большом экране

Автор: Антон Коляго. Фото: Максим Малиновский
38 300
22 июля 2025 в 8:00

За всеми процессами, даже самыми технологичными, современными и автоматизированными, стоят люди — об этом простом факте почему-то привычно забывают. Например, как часто, приходя в кинотеатр на премьеру нового фильма, вы задумываетесь, кто именно сделал картинку яркой и четкой, звук — ласкающим барабанные перепонки, да и в принципе устроил все так, чтобы кино было где смотреть? В Беларуси это вполне конкретный человек — зовут его Олег Черноус, и он уникальный в своем роде инженер по кинооборудованию, который за последний десяток лет приложил руку к созданию и настройке почти всех кинозалов страны. Поговорили о том, как устроена его профессия, о работе современных киномехаников, региональных кинотеатрах, прокатных нюансах и «похоронах» кинотеатральной индустрии.

Читать на Onlíner

Про киномехаников на удаленке и самый сложный день в кинотеатрах

Олег встречает нас в кинотеатре Skyline Cinema, который последние два с половиной года занимает верхние этажи ТРЦ Galileo. Преодолев вереницы служебных коридоров, попадаем в мозг (вернее, один из мозгов) мультиплекса — проекционную комнату.

Ничего такого уж сакрального там нет: массивный проектор на пьедестале, стол с компьютером, провода да стеллаж с технарскими мелочами. Во второй такой комнате не было и вовсе ничего, кроме проектора. Аккуратный аскетизм — возможно, из-за того, что проекционная теперь не является полноценным рабочим местом киномеханика. Да и само понятие «киномеханик» почти утратило свою изначальную суть и какой-то романтичный флер: в современных кинотеатрах бо́льшую часть задач берет на себя автоматика.

Например, инженер Skyline Cinema каждый день в одиночку управляет семью залами в Минске и еще четырьмя в Речице. В сети mooon 20 залов на контроле у двух человек. В государственных мультиплексах еще придерживаются принципов старой закалки (в той же минской «Беларуси» на пять залов четыре человека), но, в общем-то, киномехаником в теории можно работать хоть из дома, управляя оборудованием через админку в обычном браузере. Главное — грамотный персонал, который и «нажмет на кнопку» в случае форс-мажора, и вовремя даст фидбек о проблеме. За то, чтобы и это приходилось делать пореже, кроме прочего, отвечает Олег.

— В чем задача инженера кинотеатра? Получить и отсмотреть все фильмы. Состыковать плейлисты с расписанием: чтобы в нужное время включались и выключались проектор, звук, свет в зале. Это нужно сделать один раз, а дальше TMS (Theater Management System) все сама раскинет по залам. Самый загруженный день — среда, потому что приходят новые фильмы перед премьерами в четверг. Все остальное время, когда расписание готово, сидишь балдеешь (если нет параллельной работы).

Звучит несложно? Кому как. Здесь надо быть внимательным, чтобы нигде ничего не запустилось без звука или не погасло раньше времени.

Это Александр, инженер, он же киномеханик Skyline Cinema

Моя же задача — оказать ему техподдержку, если где-то что-то сломалось. Во время техобслуживания открыть проектор, почистить, обновить ПО, отрегулировать картинку на экране, проверить звук, дать заключение, что все хорошо или, наоборот, плохо. Также я занимаюсь обучением персонала и настройкой новых кинозалов.

Про создание кинозалов, профдеформацию и ноги на экране

В профессии Олег больше 11 лет. За это время он успел настроить и запустить больше сотни кинозалов. По работе бывал в Германии, Австрии, Казахстане и России. И, конечно же, объездил с командировками всю Беларусь. Сейчас таких специалистов, как Олег, в нашей стране всего двое (второй не конкурент, а коллега). Так что киноманы и все, у кого удачно проходят свидания на последних рядах хоть в Поставах, хоть в Лунинце, теперь в курсе, кого за это благодарить.

В 2014 году Олег получил уже не существующую теперь специальность киномеханика-электромонтера в колледже сферы обслуживания. За год до этого попал на подряд в компанию «Синеманекст Бел», где и работает до сих пор. На парах показывали все только на устаревших пленочных проекторах — тем временем белорусские кинотеатры уже вовсю переходили на «цифру». Поэтому на работе пришлось учиться всему с нуля, стоя за спиной главного инженера.

— Однажды, когда мы монтировали кинотеатр в ТЦ «Замок», он [главный инженер] сказал, что уходит из компании и уезжает работать в Австрию. Поэтому меня и еще одного коллегу срочно отправили в Бельгию, где мы неделю изучали разновидности всех цифровых проекторов. Их, к слову, по международным стандартам в кинотеатрах может быть только четыре: NEC, Barco, Christie или Sony. Просто поставить какой-нибудь дешевый Xiaomi нельзя: вам ни один дистрибьютор не даст показывать фильм.

Обучение проходило очень быстро, в голове получилась каша из информации. Понятно, что за неделю усвоить все нереально, поэтому пришлось многое постигать уже здесь, на практике — можно сказать, что мы самоучки. Первым кинотеатром, который полностью настроили сами, был «Дом кино» в Витебске.

Забавно, что после того, как я вернулся из Бельгии, то уже сам рассказывал своим преподавателям в колледже про цифровые проекторы.

Они же все старожилы, работали только с пленкой: первая «цифра» в Беларусь пришла только в 2010-м, в кинотеатр «Киев». Многие, думаю, помнят дикие очереди туда на «Аватар».

Настройка зала с нуля начинается с проекта, созданного под размеры будущего экрана: чем выше потолки в помещении, тем больше он может быть. Потом прокладка акустических кабелей. Когда более-менее готовы зал и проекционная, можно ставить проектор и колонки, вешать экран, настраивать яркость и звуковое давление (под это есть четкие стандарты), формат картинки. В наших кинотеатрах формата два: Flat (1.85:1) и Scope (2.39:1). Проще говоря, это когда черные полосы или по бокам, или сверху и снизу. Выбор того или иного зависит от творческих «хотелок» самих режиссеров, так что, когда фильм «не на весь экран», это вовсе не недостаток кинозала.

332x187 см, 150" 16:9, стационарный, рулонный моторизированный, настенный/потолочный, покрытие матовое белое
221x124.6 см, 100" 16:9, стационарный, рулонный ручной, настенный/потолочный, покрытие матовое белое

Командой из трех-четырех человек с одним залом реально управиться за день. Понятно, что открытие или реконструкция кинотеатра — мероприятие нечастое. Как выглядит рабочий день Олега в обычное время? Офисная часть — в основном банальная бумажная: договоры на техобслуживание и все в таком духе. Командировочная — собственно, то самое техобслуживание, монтаж или «аварийка» (чаще всего, как назло, что-то ломается в выходные и праздники, когда кинотеатры работают во всю мощь). 80% проблем с оборудованием, по словам Олега, решаются обычной перезагрузкой. Сложнее же всего, как правило, с тем, с чем ни разу до этого не сталкивался.

— Самый странный случай был в Калинковичах, куда мы выезжали, наверное, раз двадцать. Спустя полгода после открытия кинотеатра начались жалобы: двоится 3D. Приехали, проверили настройки — все равно двоится. Заменили 3D — ничего не поменялось. Поставили платы — такая же картинка. В общем, поменяли мы там, наверное, все, что можно, но лучше не стало.

Вызвали очень дорогих специалистов из Бельгии, привезли их в Калинковичи. Они тоже развели руками, лишь предположив, что рядом может быть воинская часть и радиопомехи мешают работе оборудования. Что в итоге-то? Оказалось, что виноват был экран, с которого в одном месте осыпалось серебристое напыление, из-за чего искажалась картинка.

Экран вообще очень нежная штука, с него не то что пыль, например, вытирать нельзя, к нему даже руками лучше не прикасаться. Был еще случай в «Центральном»: поставили новый экран, спустя неделю директор рассказала о каких-то пятнах.

Посмотрели: а там следы от ног. Видимо, кто-то еще на заводе прогулялся. Такое только под замену.

— У вас после такого случаются моменты профдеформации, когда приходите в кино как зритель? Может быть, обращаете внимание на что-то, что обычный человек никогда не заметит?

— Конечно. Самая частая проблема, которую простой зритель, скорее всего, не заметит, — это выходящая за пределы экрана картинка. Это случается, когда съезжает линза проектора — хотя бы раз в полгода этот момент нужно отлаживать. Еще после того, как сходил на «Лило и Стича», позвонил Саше, сказал: «Помой окно у себя в кинотеатре». Потому что невероятно раздражало еле заметное пятно на картинке, хотя другие люди его, вероятно, вообще не видели.

— А бывает, что люди, наоборот, жалуются на абсолютно нормальные для кинотеатра вещи?

— Очень многие не понимают, что звук из боковых колонок должен идти не все время. Часто поступают жалобы, мол, кинотеатр жалеет громкости, не включая некоторые динамики. Но звук для сурраундов прописан только на эффектах, диалоги героев из них вы и не должны слышать. В залах Dolby Atmos колонки еще и на потолке установлены. Первый такой зал в Беларуси появился в Silver Screen в Arena City — тоже долго слышали жалобы, что не слышно потолочных динамиков. Хотя они используются только для тех звуков, которые вы и в жизни слышите сверху: гул самолета или гром.

— Кстати, новые кинотеатры любят хвастаться звуком Dolby Atmos, лазерными проекторами. Для зрителя-то в чем разница?

— Стандартные кинозалы делаются в конфигурации 7.1 — это привычный объемный звук. Atmos базируется на звуковых объектах в трехмерном пространстве. Если объект или эффект в фильме спереди, вы всегда услышите его тоже где-то спереди. Это принципиально другой звук. Даже если смотреть так обычный фильм, не заточенный под Dolby Atmos, разница чувствуется.

Лазерный проектор — это скорее преимущество для кинотеатра, а не для зрителя.

В старых ламповых проекторах лампа со временем тускнеет на 30, а то и на 50 процентов, из-за чего темнеет картинка. С лазером такого не происходит: у него яркость уменьшается линейно, резких скачков нет. И во время техобслуживания яркость можно увеличить, если нужно. Еще лазер экономит кинотеатру электроэнергию. Но стоит в зале новый ламповый или лазерный проектор, обычный зритель по самой картинке никогда не поймет.

Про крутизну витебских кинотеатров и «косяки» берлинских

Спрашиваем, чем региональные белорусские кинотеатры отличаются от столичных именно с изнанки. Олег говорит, что в плане оборудования уже практически ничем. Везде стараются ставить топовые проекторы и звук, нет такого, что в условном Жлобине держатся за бобины, пока на 50 километров левее сплошные лазеры. Другой момент, кто и как с этим оборудованием работает.

— У многих нет мотивации следить за техникой. Приезжаешь, а там все в пыли, в грязи, картинка не в фокусе. Неквалифицированный персонал может попросту бояться оборудования, потому что знает, сколько оно стоит. Людям страшно нажать лишнюю кнопку, не говоря уже о том, чтобы самому лезть, наводить какой-то порядок. Но так не у всех, обобщать тоже не хочу.

Персонал кинотеатров в Беларуси сейчас никто не обучает. Специальности в колледжах больше нет, теперь, грубо говоря, на всю страну один я. В маленьких городах киномеханики — это чаще всего пенсионеры. Понимаю, что им сложно. За три-четыре часа я могу научить их хотя бы прописывать команды так, чтобы все работало автоматически.

Хотя многим все еще гораздо проще наклеить себе над столом стикеры, где написано, какие кнопки нужно нажимать вручную.

— В каких старых кинотеатрах все отлично сохранилось и работает на топовом уровне?

— Витебские кинотеатры — они чаще всех проводят техобслуживание, внимательно следят за оборудованием. Киномеханики свою работу знают, но, если даже одна лампочка на проекторе замигает не тем цветом, наберут, проконсультируются.

В одном из витебских кинозалов даже есть дублирующий проектор, что крайне редко где можно встретить. Они поставили себе лазерный, но захотели сделать второе окно для старого лампового — просто на всякий случай. В другом зале — по два ряда колонок. Они им могут никогда не понадобиться — но вот, есть. Просто руководство подходит к делу с энтузиазмом.

Вспоминая опыт работы с европейскими кинотеатрами, Олег тоже затрудняется сказать, чем таким особенным они сейчас отличаются от белорусских. Преимущества есть, но и странностей хватает. Например, те же немецкие кинотеатры могут не подстраивать картинку под экран: как влезла, так и влезла. В то же время в лучшую сторону отличается дизайн залов. Как правило, они просто черные, без выпендрежа с расцветками кресел и стен. Это тоже, как оказалось, влияет на восприятие изображения.

— Не сказал бы, что у немцев классный подход, потому что вот это же немцы. Они тоже «косячат».

Когда мы приехали настраивать кинотеатры в Берлине, первым делом нас попросили помочь с пьедесталами для проекторов: ребята просто просчитались с высотой, проекторы стояли слишком низко. Еще у них один человек настраивает только звук, второй — только картинку, третий — автоматизацию. У нас, как правило, это все умеет делать один специалист.

Про «теневой» прокат, «Чебурашку» и нелюбовь к домашним кинотеатрам

Ненадолго отвлекаемся от темы оборудования, чтобы поговорить о том, ради чего все эти тонны металла и десятки метров экранных полотен тащат через полмира за бешеные деньги, — собственно, о кино. В кинотеатры фильмы обычно приходят в виде ссылки на скачивание примерно 100—300-гигабайтного DCP-файла. Он сам ничего не значит без дополнительного файлика-расшифровщика, ключа. Перед тем как запуститься, каждый кинотеатр рассылает дистрибьюторам карточку с серийными номерами своей техники — строго под них и генерируются ключи.

— В ключе все зашито не под количество сеансов, а под время проката: неделя, две, месяц. В течение этого периода фильм можно запускать сколько угодно раз в любое время дня и ночи. Да хоть прямо сейчас я могу включить что угодно здесь или в Речице.

В подтверждение своих слов Олег делает пару кликов на своем ноутбуке, и из колонок начинает реветь Led Zeppelin, а на экране появляется Брэд Питт в гоночном костюме.

— Как формируется расписание показов? Почему сеансами одного фильма забит весь день, а другой еле найдешь в одном зале, и то только в 22:00?

— Все зависит от требований дистрибьюторов, они ставят условия кинотеатрам. Один прокатчик, допустим, говорит: «Наш фильм должен показываться пятью сеансами в прайм-тайм, после 18:00». При этом второй хочет примерно того же самого для другой картины. Плюс, есть требования законодательства. Например, в Беларуси все фильмы с рейтингом 18+ можно показывать только в вечернее время.

Человеку, который составляет расписание, в таких условиях приходится выкручиваться. Как правило, этим занимается отдел по репертуарному планированию — инженеру кинотеатра приходит уже готовый расклад по времени. Ни с одним дистрибьютором ссориться никто не хочет. Потому что, даже если предыдущие десять его фильмов заработали мало, одиннадцатый выстрелит и прокормит всех.

— Есть мнение, что кинотеатры постепенно начали вымирать после того, как индустрию захватили стриминги. Что скажете?

— Не соглашусь. С одной стороны, людей в кинотеатрах стало поменьше после ковида. С другой — в то же время случился настоящий прокатный феномен — это фильм «Чебурашка». На нем заработали абсолютно все кинотеатры, абсолютно во всех городах.

Некоторые сделали себе кассу на год вперед. Где-то даже приходилось приносить в залы приставные стулья — вот такой это был хит.

Сейчас «Супермен» должен собирать залы. «Лило и Стич» собрал. «Формула-1» всем нравится, народ активно ходит. Кинотеатры точно не умирают. Я сам дома не очень люблю смотреть кино. Даже если фильм уже лежит в сети, все равно пойду смотреть его на большом экране. У меня еще есть возможность делать это бесплатно, хоть я и стараюсь не наглеть (улыбается. — Прим. Onlíner).

— Реально ли с вашими навыками организовать дома что-то близкое к полноценному кинотеатру?

— Честно говоря, я большой противник домашних кинотеатров с проекторами. Ко мне подходило много людей с подобными запросами — всем советовал просто купить нормальный телик и акустику за те же деньги. Мощный проектор, конечно, вы себе поставить тоже можете. Но, чтобы картинка была такой же классной, как в кинотеатре, нужно, чтобы в доме было постоянно темно. Блэкаут-шторы вопрос целиком не закроют, тогда уж и обои придется клеить черные. Эта затея имеет смысл, только если у вас где-нибудь на даче есть неиспользуемый гараж. В квартире даже пытаться не стоит.

«Нужны творческие запросы, а технологии подстроятся»

Олег сетует, что, как инженеру и как зрителю, ему в белорусских кинотеатрах больше всего не хватает формата IMAX. Формально зал в ТРЦ Palazzo есть — фильмов для него нет. На самом большом по площади экране в Беларуси сейчас крутят обычные премьеры. Зал этот настраивал не Олег: с оборудованием IMAX работают исключительно сами специалисты канадской компании.

— Что еще могло прийти, но не пришло? 4DX. Это двигающиеся платформы, ветровые пушки, стробоскопы, имитация 12 запахов. Смотреть боевики и ужастики в таком формате — совершенно непередаваемый опыт.

Был ScreenX, но уже, кажется, все экраны сняли. Это корейская технология, которая позволяет выводить картинку не только на обычный экран, но еще и на два боковых — для более детального погружения. Но она работает не в течение всего фильма, включается только на отдельных фрагментах.

Из необычного, что осталось, — D-Box в «Falcon Club Бутик Кино». Он какое-то время тоже не работал, где-то два месяца назад вернулся. Лично для меня это просто баловство, потому что, в отличие от того же 4DX, он дает лишь легкие вибрации.

— Почему из моды внезапно вышло 3D, в котором еще пару лет назад показывали все подряд?

— Нет классного контента в 3D. Как правило, все, что показывали тогда и показывают сейчас, — это просто переформатированная картинка. То есть фильм сняли в обычном формате, взяли две картинки и наложили друг на друга. На мой взгляд, 3D работает только при высокой частоте кадров — тогда кино ощущается действительно как театр.

Из последнего, что так снимали, — это «Хоббит», «Гемини» и «Аватар 2». То есть что-то по-настоящему достойное выходит не так часто.

3D еще немного подкосил ковид, когда кинотеатрам запретили выдавать зрителям очки общего пользования. Но все-таки нехватка контента — более существенный фактор. В новых кинотеатрах мы уже даже не всегда ставим 3D-оборудование. В «Москве» ни одного зала с 3D, в «Победе» тоже, в ТРЦ Prizma есть только в одном зале из трех.

— Окей, тогда что нас ждет в кинотеатрах через десять, пятнадцать, двадцать лет?

— Опять же все зависит от развития самого контента. На данный момент в плане кинотеатральных технологий все, что хотели, уже придумали. Из последних необычных новшеств — светодиодная стена, с которой даже проектор не нужен. Правда, стоит она безумно дорого — примерно как полный набор оборудования для семи залов. 5D, 7D, сферические экраны, как в Лас-Вегасе, — это, конечно, классно, но все же не про настоящее кино.

Дальше дело за режиссерами. Джеймс Кэмерон много лет не приступал к съемкам «Аватара 2», потому что не существовало подходящих камер, — в конце концов ради него их изобрели. Нужны интересные творческие запросы, а технологии подстроятся.

Выбор покупателей
для домашнего кинотеатра, матрица LCD, FullHD (1920x1080), светодиодный (LED), яркость 450 ANSI лм, контраст 2000:1, расстояние 1.2-3.6 м, экран 40-120", Wi-Fi, Airplay
матрица LCD, FullHD (1920x1080), светодиодный (LED), экран 40-120", Wi-Fi, Chromecast Built-in

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by