Как сделать мировой хит на миллиард прослушиваний в 50 лет. Интервью c основателем группы Ay Yola

Автор: Саша Маниту
20 162
18 июля 2025 в 8:00

Второго августа на стадионе «Динамо» пройдет большой музыкальный фестиваль Festiwow. В этом году мы договорились на интервью с, пожалуй, самыми необычными артистами из списка участников. Меньше чем за год группа Ay Yola стала мировым феноменом. Оказалось, для того, чтобы получить миллиард прослушиваний от людей по всему миру, можно было смешать электронную музыку и башкирский эпос. Не пытаться повторить и адаптировать, а заглянуть в себя и сделать хитом эстетику и традиции своего народа, предварительно смешав их с прямой бочкой и глубоким басом. Сейчас будем узнавать, как у них это получилось.

Читать на Onlíner

Кто такие Ay Yola

Скорее всего, с группой Ay Yola вас познакомил TikTok. Трек Homay, написанный на башкирском языке и сопровожденный красочными видео с музыкантами в национальных одеждах, разлетелся по миру, закинув самобытную группу в чарты даже самых далеких стран. От Европы до Мексики и Филиппин Shazam в телефонах людей разрывался в попытках идентифицировать песню на необычном далеком языке. В итоге к настоящему времени Homay на всех площадках послушали уже более миллиарда раз.

Гастроли и съемки у Ay Yola сейчас выстроены в такой плотный график, что непонятно, когда они вообще спят. Даже сейчас мы застали группу в отеле в Стамбуле, сразу после девятичасового перелета из Монголии.

— Нам очень приятно, что и здесь, в Стамбуле, нас часто узнают и подходят сфотографироваться, выражают благодарности. Иногда бывает даже сложно передвигаться. Только что играли на огромном опен-эйре в Монголии, в 500 километрах от Улан-Батора. Там встретили вживую наших слушателей из Казахстана, Узбекистана и даже Южной Кореи, — рассказывает основатель группы Руслан Шайхитдинов.

— Правильно ли я понимаю, что в Турции и Средней Азии у вас такой особенный успех, потому что башкирский входит в семью тюркских языков? То есть вас хоть немного, но понимают в этих странах?

— И да и нет. Что-то общее в языках есть, но они не сильно похожи. Но мифология, о которой мы поем, — она общая. Та же птица Хумай — она присутствует в эпосе всех тюркских народов.

«Я был знаком с Avicii еще до его популярности»

Внезапный мировой успех Ay Yola очевиден всем. Другое дело, что мало кто знает, что не такой уж он внезапный. Минские организаторы еще помнят основателя группы Руслана как популярного диджея, одного из пионеров электронной музыки СНГ, который стоял за вертушками более 35 лет. И за это время он не раз приезжал с выступлениями в Минск. Тогда еще без национального наряда и фолк-мотивов — он вполне «по гражданке» играл хаус на столичных вечеринках.

— Правда, что еще до Ay Yola вы умудрились попасть в топ-10 MTV в нескольких странах Европы? Причем песня тоже была с вокалом дочери.

— Да, это было еще с моим старым проектом Ruslan Sever. Адель тогда было 13—14 лет, она спела в песне Why, и трек действительно неплохо ротировался в Европе. Можно сказать, что то, что мы сейчас делаем с Ay Yola, — это своеобразное перерождение нашего совместного творчества.

Выбор покупателей
11.0" TFT, 90 Гц (1920x1200), Android, Qualcomm Snapdragon 695, ОЗУ 8 ГБ, флэш-память 128 ГБ, цвет темно-серый
Выбор покупателей
11.2" IPS, 144 Гц (3200x2136), Android, Qualcomm Snapdragon 7+ Gen3, ОЗУ 8 ГБ, флэш-память 256 ГБ, цвет темно-серый

— Вы уже тогда осознали, что ваша дочь Адель все-таки вырастет в большую артистку?

— Это осознание у меня пришло, когда ей было 13 лет. Когда она — маленькая девчушечка, худенькая, просто тонюсенькая, хворостиночка такая — выходила, брала в руки микрофон и «укладывала» зал в 500—600 человек. Просто люди сидели все в мурашках. У нее очень сильный голос. В новом альбоме она вокально еще раскроется.

Еще более прожженные «олды» знают Руслана как популярного ведущего радио «Максимум». И вы точно будете в шоке, узнав, кто же за это время побывал в гостях в его программе.

— Шоу называлось «Электрошок», оно транслировалось на девять стран, и я могу гордиться, наверное, тем, что у меня в программе побывал весь топ электронных продюсеров — от Avicii до того же deadmau5. Последний так точно входит в топ-5 самых великих электронных музыкантов в истории. Тогда электронная музыка только набирала обороты, это был еще андеграунд. Многих нынешних звезд я находил совсем молодыми, под другими никами, как было с Avicii, например. Прекрасный, простой парень был. Мы потом сделали еще одно интервью, уже после его взлета. Многим артистам тогда хотелось высказаться, и мне повезло дать им эту площадку.

— В чем секрет успеха электронного музыканта? Кто-нибудь из больших гостей успел сформулировать за все эфиры?

— Эрик Придз тут был наиболее лаконичен: диджею нужен один серьезный международный хит, и тогда все у него будет хорошо.

— Кажется, у вас все идет по плану…

Как смешать электронику с народным эпосом и стать мировой звездой

Интересно, что самая большая популярность настигла Руслана сейчас, когда ему 50 (нисколько не эйджизм, скорее восхищение: мало кто заводит новую группу и становится мировой звездой в таком возрасте). Именно сейчас музыкант пришел к тому, чтобы совместить электронную музыку с традиционными башкирскими фолк-мотивами и эстетикой.

В последнее время в СНГ как будто пошел отдельный тренд на смесь электроники и фолка. Мы уже рассказывали вам про дуэт Police in Paris, где играет внук Владимира Мулявина. Официальный выход их техно-ремикса на «Песняров», написанный специально для нашего интервью, сейчас ожидают многие молодые люди страны и ближнего зарубежья. А минский диджей Даня NPD играет ремикс на «Доўгі дзень» из «Калыханкі», пока интернет сходит с ума. Неужели электронная музыка и фолк так хорошо роднятся в самых разных странах? Почему именно сейчас и сразу так много?

— У меня есть объяснение этому. Мне кажется, что люди устали быть одинаковыми. У каждого народа, у каждой национальности есть своя идентичность, свои корни. Причем у нас, в России, иногда отъезжаешь на 300 километров — а там уже и язык другой, и кухня другая, и одежды отличаются традиционные. И это все красиво, в это можно углубляться и искать там вдохновение. Ведь очень много удивительных вещей находится у нас под носом.

Был долгий период, когда людей делали одинаковыми: выглядеть нужно так, челочку носить так, а если ты отличаешься, то ты белая ворона. В музыке было то же самое. Сейчас пошел некоторый разворот на 180 градусов, и это отлично. Плюс у многих фольклорных песен, можно заметить, темп 140—150 ударов в минуту — то, что надо для электронного ремикса. Ставите бочку, ставите бас — вот и все, уже звучит красиво.

Конкретно в случае с Ay Yola башкирский фольклор представлен на полную. Во-первых, в их песнях звучит традиционный духовой инструмент курай, изготовленный из тростника. Что это и как работает, пусть лучше объяснит сам Руслан.

— Это уникальный и очень важный для Башкирии инструмент, он даже есть на нашем гербе. Его делают под каждого конкретного музыканта — в зависимости от роста, объема легких и величины сердца. Да, сердца: ученые же доказали, что размер кулака примерно равен размеру сердца. Вот и когда изготавливают курай, его измеряют кулаками. Делается это под традиционную песню. Я, правда, слов точно не помню, но там что-то вроде «Здравствуй, курай! Зачем пришел? Чтобы музыку проливать на родной край» — вот под такие строки его и делают.

— У вас в группе на курае играет третий участник, Ринат Рамазанов — большой профессионал, объехавший в свое время полмира с концертами. Сколько ему нужно времени, чтобы изготовить себе инструмент?

— Он может сделать себе курай сейчас буквально за пять минут. Ринат просто мэтр, он народный артист нашей республики. Коллектив, с которым он покатался с концертами от Лондона до Пекина, от Мексики до Саудовской Аравии, называется «Аргомак» — это гордость Башкирии.

— Может, он рассказывал о самом запоминающемся и экзотическом концерте того периода?

— Да, могу точно сказать, что это Саудовская Аравия. Они заняли первое место на фестивале, где было более тысячи участников, привезли домой победу в юбилейный год для нашей республики. Большой подарок, мы очень гордились.

— Как опытный продюсер, вы когда-нибудь пытались сами синтезировать звук курая?

— Это невозможно. Если загрузить звук курая в специальную программу, то вы увидите, что он одновременно издает 12 нот в один интервал времени. Такое не синтезируется.

«В новом альбоме будет все — от R&B до брейкбита»

Еще одной вещью, определяющей эстетику Ay Yola и навсегда связывающей группу с историей родной республики, является эпос «Урал-батыр». Это памятник башкирской словесности, на протяжении многих веков передававшийся из уст в уста. Именно на этом писании построена вся лирика и в хите Homay, и во всем грядущем альбоме, который, кстати говоря, уже записан.

— Правильно ли я понимаю, что это будет целостный концептуальный альбом, трек за треком рассказывающий историю Урал-батыра?

— Да, все так. Причем это будет многожанровый альбом: там разброс от R&B до драм-н-бейса и техно-ритмов. Потому что под разные истории из эпоса нужен свой жанр. Я же не могу описать битву Урал-батыра с быком в темном царстве чем-то лайтовым — будет брейкбит с гитарными рифами. А вот песня, которая выстрелила, — она про Хумай, жену и любовь Урал-батыра. Она светлая и наполненная внутренней силой. Это моя Адель, а я ее отец, царь птиц Самрау — в клипе мы в соответствующих образах.

— Можете кратко пересказать белорусам главную идею эпоса про Урал-батыра, чтобы было понятно, с каким настроением приходить слушать вас на фестиваль?

— Смысл всего этого эпоса заключается в том, что мы живы здесь и сейчас только своими добрыми делами. Это на самом деле то, что понятно всем людям. Воровать — плохо, обижать младших — плохо, не слушать старших — плохо. Это истины, которые есть в любом народе. Все это передается к нам через тысячелетия, у разных народов разными словами, но смысл один. И так важно порой об этих простых вещах не забывать.

Увидеть и услышать Ay Yola вживую, в компании The Haters, Creem Soda, ToxiS, «Три дня дождя» и многих других популярных исполнителей можно будет уже 2 августа на стадионе «Динамо». Цена обычного билета на фестиваль Festiwow составляет 133 рублей, а VIP с отдельным подиумом и баром обойдется в 216 рублей. Их можно купить на сайте фестиваля.

Onlíner рекомендует
номинальная мощность 30 Вт, питание от аккумулятора, BT 5.1, влагозащита IP67, время работы: 12 ч.
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
беспроводные наушники с микрофоном, внутриканальные, портативные, полностью беспроводные (TWS), Bluetooth 5.4, быстрая зарядка, время работы 7 ч, с кейсом 30 ч, активное шумоподавление

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by