На этой неделе стали известны последние результаты ЦТ. В нынешнем году мы решили провести эксперимент и подошли к сдаче ЦТ-2025 комплексно. Автор этого текста методом рандома сдала математику (не имея к ней отношения больше 10 лет), студент вуза, получивший максимальный балл несколько лет назад, снова проверил знания по обществоведению, учитель отправился на экзамен по своему предмету, а еще одна героиня сдала ЦТ впервые в жизни. Делимся опытом, результатами и лайфхаками как (не) надо сдавать тестирование.
Читать на OnlínerРади эксперимента задумано, что ЦТ по математике я сдам методом рандома. Королеве наук последний реверанс я сделала в 2012-м, сдав экзамен в одиннадцатом классе. Перед днем икс кто-то из коллег амбициозно подметил: мол, а вдруг ты посидишь и вспомнишь какие-нибудь формулы на тестировании? Спойлер: нет.
Из подготовки — покупка двух черных гелевых ручек и хорошее настроение: все же сдавать экзамен, который никак не повлияет на твою жизнь, даже приятно. Нахожу свою фамилию в списке, вхожу в корпус, расстаюсь с телефоном. Все, назад пути нет.
— Так тяжело дышите. Нервничаете? — c улыбкой спрашивают у меня на входе в аудиторию.
— Нет, просто лестничных пролетов больше ожидаемого, — тоже улыбаясь, говорю я.
К моменту моего прихода людей в аудитории не очень много. Один из сдающих и вовсе будто закемарил, согнувшись на столе. Вполне возможно, это реакция на стресс: далеко не все здесь собрались ради фана. К слову, с комиссией крайне повезло: люди вежливые и даже подбадривающие. Возможно, при моей первой сдаче ЦТ было так же, но заметить и запомнить помешали натянутые нервы.
Бланки, указания, напоминания про написание некоторых цифр и главное — пожелание удачи. Стартуем. Сперва пробегаюсь по заданиям. Быстро приходит понимание: тут кроме как рандомно и не получится. Возможно, будь подготовка хотя бы минимальной, все выглядело бы не так страшно.
Решаю ставить крестики в порядке, который приходит в голову. В части B, где нужно вписать ответы, прикидываю что-то похожее на правду. Для антуража набрасываю в черновик какие-то пометки (ничего путного). При заполнении части A увлекаюсь и ставлю на три ответа больше, чем нужно. Приходится отменять — в 2012-м от такого я бы упала в обморок.
Пока я в творческом порыве, первый сдающий идет к выходу. Прошло около получаса. Как только первый человек покидает аудиторию, примерно каждые минут 10—15 кто-то следует его примеру. Меня хватает на час — ничего экстраординарного за это время не происходит, можно ретироваться.
При сдаче бланка обращают внимание на то, как заполнено поле с фамилией. Возможно, при считывании у товарища ЭВМ возникнут сложности. Решаю, что лучше перестраховаться, и переписываю. Будь это ситуация на ЦТ для поступления, я бы упала в обморок второй раз.
Что по итогам? Честно, смотреть баллы не хотелось до последнего. То ли комплекс отличницы, то ли еще что, но вот как я подпортила статистику этого года:
Вывод. Хорошо, что я все же научилась складывать слова в предложения. А вот для поступления метод рандома все еще сомнительный.
По образованию Дмитрий учитель химии, сейчас работает репетитором и готовит школьников к сдаче ЦЭ и ЦТ. Минчанин рассказывает, что на тестирование ходит с завидной регулярностью. За плечами у него уже около семи пройденных испытаний — по пяти «сотка», по оставшимся на балл-два меньше.
— Во-первых, как репетитору, который готовит ребят к ЦТ, мне важно видеть изменения в заданиях. Химия — достаточно специфический предмет, часто появляются новые формулировки, которые до этого ребята могли не встречать, — рассуждает Дмитрий. — Во-вторых, всегда приятно самому разгадывать загадки.
Есть еще одна веская причина: подтвердить высокий результат. Кстати, ошибки в прошлых тестах, которые не позволили Дмитрию набрать максимум, он помнит до сих пор.
— Часто абитуриенты, которые не дотянули до 100 баллов, расстраиваются. А ведь это тоже отличный результат, к которому нужно прийти. Возможно, что-то немного недокрутили, а может (знаю на личном опыте), ошибка допущена по невнимательности.
Что касается сроков подготовки, то все индивидуально. Понятно, что за месяц, два, три подготовиться не получится. Минимум нужен год, а лучше два.
Плюсы в подготовке в течение двух лет — в возможности закрыть пробелы, для этого достаточно заниматься раз в неделю. А вот с одиннадцатого класса репетитор рекомендует поднажать: занятия минимум дважды и больше домашки.
С учетом того, что Дмитрий постоянно занимается со школьниками, его подготовка к ЦТ идет нон-стоп. Чтобы было интереснее и полезнее, репетитор проводит что-то вроде экспериментов: например, каждый год сдает ЦТ в разных вузах. Зачем? Все это тоже помогает подготовить абитуриентов.
— Иногда случаются форс-мажоры, и лучше я расскажу, как нужно вести себя, чем ребята столкнутся со стрессовой ситуацией без подготовки. Например, в прошлом году я осознанно взял на ЦТ только паспорт — не было ни пропуска, ни ручки, ни калькулятора (на ЦТ по химии и физике они разрешены. — Прим. Onlíner). Все удалось решить на месте: пропуск мне восстановили, даже нашли калькулятор и ручки, так что на испытание я все же попал.
Кстати, с калькуляторами собеседник тоже экспериментировал. Например, брал с собой инженерный и проверял, как на него отреагируют. Объясняет так: единого запрета вроде нет, но последнее слово за комиссией.
— Я сдавал в БГУ, и сперва с инженерным калькулятором в аудиторию меня не пропустили. Минут 20 гоняли по всему химфаку, уточняли у специалистов — в итоге все же разрешили.
Конечно, после такого опыта я советую своим ученикам брать обычный калькулятор. Ведь это я не растерялся, другое дело — ребенок, которому нужно говорить со взрослыми, объясняться, при этом испытывая стресс из-за сдачи теста.
В этом году Дмитрий снова попробовал себя на ЦТ по химии. Еще до оглашения результатов был уверен: получит максимальный балл. Чутье и опыт не подвели: в 2025-м снова 100 баллов.
— По своим причинам я сидел почти до конца тестирования, но именно на задания с учетом подготовки ушло чуть меньше часа. Важно уделить внимание заполнению бланка: не спешить, ведь можно внести ограниченное количество исправлений.
Лиза работает эсэмэмщиком, окончила лингвогуманитарный колледж. Поступала туда по среднему баллу за девять классов — в свидетельстве стоит красивая цифра 9,7. Так что ЦТ до этого года девушка не сдавала: не было необходимости.
— В школе тестирования я боялась, была уверена, что не сдам. Помню, взяла у подружек сборники с заданиями прошлых лет, просмотрела и подумала: как хорошо, что это прошло мимо меня! — смеется Лиза. — После колледжа была возможность поступления в МГЛУ на третий курс со сдачей академической разницы, но я втянулась в работу и посчитала, что для меня это не имеет смысла.
В этом году Лиза решила испытать себя и полученные знания и зарегистрировалась на ЦТ по английскому языку. Выбор не случайный: в колледже она училась на организатора социокультурной деятельности со знанием английского языка. Кроме полученной базы, никакой специальной подготовки перед тестированием не было.
— Я смотрю фильмы и читаю книги на английском, но давно не практиковала язык. Почему? Нет повода, — улыбается девушка. — На самом тестировании мне показалось, что люди вокруг не нервничали. Возможно, это особенность тех, кто сдавал в моем пункте. Девчонки что-то повторяли, один парень в аудитории будто спал: думаю, слишком рано приехал. Удивило, что несколько человек не пришли, нас в аудитории было всего четверо.
Тестирование я сдавала на белорусском языке. В некоторых ответах сразу не была уверена, а если что-то не знала, то ставила наугад.
На прохождение тестирования у Лизы ушло 40 минут. Покинула аудиторию девушка первой.
— Когда вышла, подумала: не стоило так бояться. Возможно, сыграл тот факт, что результат никак не влияет на мою жизнь. Да и в целом сама атмосфера вполне нормальная, все не так страшно.
Что по итогам? Свое первое в жизни ЦТ Лиза сдала на 81 балл. До получения результата шутила, что будет рада минимальному пороговому баллу — для английского это 25.
— За день до теста мне приснился кошмар: будто мне позвонила моя учительница по английскому и сказала, что я неправильно заполнила бланк, ответы не засчитают, — смеется Лиза. — Сертификат забирать не планирую.
А вот на ЦТ, думаю, схожу снова. Интересный опыт.
Со Стасом мы встречаемся за полчаса до начала тестирования по обществоведению. При поступлении парень сумел получить по этому предмету максимальный результат. К слову, в БГУ он поступил с 397 баллами из 400 возможных. С 2021 года Стас учится на журфаке — как и мечтал с пятого класса.
— К ЦТ по истории Беларуси готовился онлайн с репетитором, по обществоведению и белорусскому языку — самостоятельно. Конкретно по «обществу» вышло так: зашел в магазин, скупил все, на чем было написано «Обществоведение»: тесты, учебники, пособия, — затем составил себе план. Занимался каждый день и за шесть недель освоил базу.
Помогло в подготовке к ЦТ по обществоведению и участие в олимпиадах. Но дальше третьей степени на области не пошло, так что заветную «сотку» предстояло получить именно на ЦТ.
— До тестирования я сдал три РТ — первое на 86 баллов, остальные на 100. Знал, что и на основном тестировании все будет хорошо. Но как только я увидел задания на ЦТ, в голове пронеслось: «Опа, у нас проблемки». Все показалось сложнее, чем на репетиционном. Ушел я, кстати, едва ли не последним.
О том, что у меня все же 100 баллов, узнал, как только вышел с ЦТ по истории Беларуси. Его, кстати, немного завалил: в бланке съехали ответы, и для отмены не хватило клеточек. Поэтому и получил 97, а в сумме для поступления набрал 397 баллов. Это лучший результат в нашей группе!
Снова пройти ЦТ по обществоведению Стас решил через два года, когда устроился репетитором в онлайн-школу.
— Увидел задания и подумал: что за детский тест? По сравнению с двумя предыдущими годами было намного легче — в итоге я получил 100 баллов. Конечно, козырнуть результатом приятно: спустя два года сдал на максимум! Следующее ЦТ сдал в прошлом году и получил 98 баллов: неправильно соотнес ответы.
Как прошло ЦТ-2025? В этом году по обществоведению Стас набрал 97 баллов, допустив всего две ошибки. Уверяет, что оба «промаха» не очень удивили — будет стимул наконец запомнить «проблемные» темы.
— Я убежден: ошибка на ЦТ не всегда говорит о том, что человек плохо знает предмет. Даже опытный преподаватель может оступиться — по невнимательности или из-за стресса. Знание и идеальный результат — это не всегда одно и то же.
Но главное — все, что сдается на 90+, — это уже результат титанического труда.
Читайте также:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by