«Температура в печи — 1000 градусов. Ткани испаряются». Как работает единственный в стране крематорий

Автор: Вероника Уласевич. Видео: Роман Пастернак, Татьяна Павлова. Иллюстрации: Анастасия Чубенко
37 459
20 мая 2025 в 8:00
Разыгрываем путевку в Дубай! Подробности здесь!

По этому адресу не приезжают случайно. Сюда не привозят на экскурсии школьников, здесь не бывает любопытных туристов с фотоаппаратами. На фасаде из темно-красного кирпича необычный символ — металлическое кольцо с вертикальной чертой. Говорят, так обозначают бесконечный круговорот жизни и смерти. Мы находимся в Минском крематории — месте, где отправляют людей в последний путь. Заглянули внутрь массивного, угрожающего с виду здания и посмотрели, как тут все устроено.

Читать на Onlíner

«Люди до мелочей продумывают прощание с собой»

Крематорий на Северном кладбище Минска — единственный в стране. Сюда приезжают хоронить своих родственников жители Могилева, Бреста, Гродно, Гомеля и других городов Беларуси.

Первая кремация здесь прошла в августе 1986 года. К сегодняшнему дню в этих стенах состоялось уже более 160 тыс. таких процедур. А вообще, традиция кремации сохранилась еще с бронзового века, когда наши предки сжигали тела умерших на кострищах.

Сегодня Минский крематорий представляет собой не просто печь и урны — здесь организован полный цикл прощания с умершими, представлены все ритуальные услуги.

В крематории есть собственный цех по изготовлению памятников и плит, отдел танатопрактиков, которые подготавливают тело умершего к прощанию, ритуальный корпус и непосредственно кремационный цех.

— Здесь уже каждый сам для себя определяет, как хочет попрощаться и проводить своих близких в последний путь, — рассказывает Наталья Будай, администратор Минского крематория. — Люди нередко и сами заранее продумывают все до мелочей, особенно те, кто тяжело болен и понимает, что их смерть неизбежна. Одна пожилая женщина прямо расписала, кто именно должен провести церемонию прощания, как это должно происходить, кому можно присутствовать на церемонии прощания, а кому нельзя. И такие истории не редкость — чаще всего родственники исполняют волю усопших.

В крематории работает 45 человек. Сама Наталья Будай пришла в ритуальную сферу по примеру мамы, которая в свое время участвовала в строительстве крематория и проработала здесь 30 лет. Поэтому Наталья прекрасно понимала, куда идет и какая именно работа ее ждет. Начинала трудиться организатором ритуала, а в 2019 году стала администратором крематория. В целом женщина проработала здесь уже 20 лет.

— Я помню, как мама рассказывала, что на работе каждый день приходится сталкиваться с горем людей. То есть я прекрасно понимала, на что иду. Чтобы здесь работать, нужно быть тонким психологом. Люди в горе не замечают ничего вокруг — это нужно осознавать, быть тактичными и деликатными, уметь слушать, находить нужные слова, даже если человек перед тобой весь на нервах.

Наталья признается, что до сих пор сама не всегда может спокойно переносить церемонии прощания. Особенно тяжело видеть детские смерти. Сначала администратор выполняет свою работу, а потом может и тихонько всплакнуть в своем кабинете, пока никто не видит.

— Публично показывать эмоции нам нельзя. Наоборот, нужно уметь успокоить людей, которые потеряли близких. А потом самому сесть и помолчать, чтобы никто не задавал никаких вопросов.

Половина минчан выбирает кремацию

По статистике, кремацию для своих близких выбирает большая часть жителей Минска (до 55%).

— У нас проходит от 20 до 30 кремаций в день, — делится цифрами Наталья.

Причины у всех разные. У некоторых семей есть родственные могилы, куда еще один гроб просто не поместится, и тогда прибегают к кремации: захоронить урну проще. Бывают случаи, когда умерший одинок. Одиночная урна легко помещается в колумбарий (стену с нишами для хранения урн с прахом). Так намного практичнее: там урну не оставят без внимания, при необходимости почистят.

— Я бы здесь смотрела с практической стороны: если человек одинокий, могила со временем зарастет. А за колумбарием регулярно присматривают работники кладбища. Даже если кто-то просто придет навестить нишу своего близкого родственника и прочитает фамилию рядом, помолчит — уже приятно.

К сожалению, в крематории остаются урны, которые никто не забирает. Они здесь хранятся около трех лет, а дальше отправляются в братскую могилу. За последние годы таких в Минском крематории скопилось около 300 штук.

Что нужно для кремации

Чтобы кремировать умершего родственника, нужно заранее подготовить необходимые документы: справку о смерти и копию паспорта (подтверждение личности здесь обязательно).

— Тело обязательно должно быть подготовлено к прощанию. Это делают санитары и танатопрактики либо в морге, либо у нас. Это важно для самих родственников, чтобы запомнить своего близкого в нормальном виде, — рассказывает Наталья Будай. — 80% кремаций проходит с традиционным ритуалом прощания, когда гроб поднимается с нижнего яруса в ритуальный зал — здесь находятся близкие погибшего, говорят последние слова.

Нет одного сценария для всех церемоний прощания, рассказывают в крематории: у всех разное отношение к жизни и смерти.

— У кришнаитов, к примеру, эти церемонии проходят радостно, с песнями и танцами. Протестанты водят хороводы под гитару. Православных всегда сопровождают священники. У каждого свои традиции, каждое прощание особенное. В любом случае мы прислушиваемся к родственникам умерших и их пожеланиям. Никто лучше них не будет знать, как отправлять близкого в последний путь.

Бывают случаи, когда умершего привозят сразу на кремацию — если, к примеру, попрощались с ним уже в морге или тело в совсем плохом состоянии.

В крематории есть три зала для прощания. Как правило, в центре каждого из них стоит гроб. В конце каждой церемонии прощания с помощью специального подъемника он опускается вниз, в кремационный цех.

— Люди в горе ведут себя по-разному. Но такого, чтобы просили спуститься и посмотреть, что будут делать с телом дальше, еще не было. В любом случае мы можем об этом рассказать, но спускаться кому-то либо не из числа сотрудников крематория строго запрещено. Да и помимо загрузки тела в печь увидеть там ничего не получится. Для всех будет лучше, если человек останется в памяти таким, каким он был при жизни.

Температура в печи — 1000 градусов

Когда гроб опускается в кремационный цех, его выгружают на специальную тележку. Если кремаций немного и печи свободны, гроб катится прямо к ним. Если же выстроилась «очередь», то в цеху есть холодильные камеры, где тела ожидают своего времени.

Как правило, кремация происходит день в день. Больше суток покойные в холодильной камере не находятся.

В цеху работают четыре кремационные печи чешского производства. В одну помещается один гроб с умершим. Истории о том, что одновременно в печи горят по несколько тел и прах смешивается, — пустые выдумки из интернета, заверили нас в крематории.

В целом весь процесс кремации полностью автоматизирован. Тело «заезжает» в печь на подъемнике.

— Большое заблуждение, что кремация может проходить без гроба. Это миф, — подчеркивает Наталья Будай. — Печи устроены таким образом, что без гроба они даже не запустятся, не будет подаваться газ.

Сама процедура длится около трех с половиной часов.

Температура в печи достигает 1000 градусов — ткани тела просто испаряются.

— За всю мою практику кремации не поддавались только останки, пролежавшие в земле больше 50 лет, — говорит Наталья. — Нам однажды привезли останки погибших в войну, их пришлось захоранивать традиционным способом.

Затем оставшиеся фрагменты костей измельчаются до состояния однородного порошка (это и есть прах) в специальном кремуляторе. Весь этот процесс проходит в полностью закрытой камере, с соблюдением санитарных и этических норм.

После прах помещается в специальный мешочек, который герметично запаковывается.

— По закону у нас нельзя развеивать прах или хранить его дома, он должен быть захоронен. Родственник, получивший прах близкого, должен обратиться в сельсовет или ЖКХ по месту жительства, зарегистрировать захоронение и выслать соответствующее подтверждение в крематорий. Нет регистрации — значит, нет и захоронения, а за это уже предусмотрена административная ответственность. Вывоз праха за территорию страны не запрещен, мы выдаем соответствующие документы.

Перепутать покойных в крематории нереально, утверждает администратор. Каждое тело сопровождается специальным регистром — это бумажный документ, который прикрепляется к гробу и сопровождает покойного на всем пути — от зала прощания до помещения, где прах будет запечатан.

Сама процедура кремации с прощанием обходится родственникам умершего в сумму до 200 рублей. Сюда не входят стоимость гроба, урны и прочие дополнительные расходы. В целом, чтобы проводить в последний путь умершего в крематории, может понадобиться от 350 до 1000 рублей и больше — зависит от зала, транспорта, ритуальных принадлежностей, сопровождения и прочих нюансов.

«Люди боятся смерти, а не кремации»

Родственникам не запрещают класть в гроб личные вещи покойного. Обычно кладут то, что было дорого умершему при жизни: мягкие игрушки, церковные принадлежности, очки, расчески. К примеру, был такой случай: женщина при жизни коллекционировала игрушки, и ей в гроб родственники положили несколько любимых. Главное, чтобы все вещи помещались, не мешали закрыть крышку и были безопасны. Категорически запрещены любые спиртосодержащие предметы (например, бутылочка алкоголя «напоследок») и газовые зажигалки — все, что в печи может повести себя непредсказуемо. Драгоценности, импланты и другие личные вещи, как правило, изымаются заранее, еще в морге — их возвращают родственникам.


Напоследок Наталья Будай рекомендует людям поменьше думать о смерти, наслаждаться жизнью и тем, что происходит каждый день.

— Лично я еще не встречала людей, которые боятся кремации. Люди боятся в целом смерти, а не какого-то конкретного способа захоронения. Это уже другой вопрос. Но надо понимать, что жизнь не вечна, осознавать это. Это даже полезно: тогда начинаешь жить в моменте, прямо сейчас, а не ждешь лучшего времени.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by