Столовка, дискотека, электрофорез. Провели выходные в белорусском санатории

Автор: Саша Маниту. Фото: Анна Иванова
38 417
06 мая 2025 в 8:00

Отдых в белорусских санаториях все чаще предпочитают как гости нашей страны, так и сами уставшие от банальных и дорогих Турций и Египтов белорусы. Мы могли бы поулыбаться от этой статистики и пройти мимо, но решили на себе проверить, что же это такое — отдых в санатории в 2025 году. Два дня мы спали, ели, пели караоке, танцевали и ходили на процедуры в одном из самых популярных санаториев страны и теперь готовы поделиться с вами тем, как это было.

Читать на Onlíner

В последний раз в санатории я был, когда мне было 5 лет. Помню, как еще молодые родители бурчали на пресную еду и ободранные обои в номере, а мне было все равно: именно в санатории я впервые сел на велосипед и посмотрел первого «Человека-паука». Воспоминания скудные, но исключительно по-детски положительные.

Каким же удивлением было узнать, что в последние годы посещаемость белорусских санаториев ощутимо растет — и за счет восточных соседей, для которых отдых у нас — один из немногих все еще доступных вариантов, и за счет соотечественников, все чаще предпочитающих утренний электрофорез и диетическую кашу турецкому all inclusive. Можно было решить, что это постироничный тренд или шутка статистов. А можно — взять путевку и увидеть все своими уже повзрослевшими глазами.

Выбор пал на входящий в топ-10 по посещаемости санаторий «Нарочь». Самый большой водоем страны, курортный поселок, май (пусть и совсем не теплый) — должно было выйти показательнее некуда. И вот мы уже получаем ключики от номера в толпе таких же новоприбывших отдыхающих. В основном это милые женщины ближе к 50 с путевками от профсоюзов, которые уже вовсю обсуждают предстоящие процедуры.


— Хочу на душ Шарко сходить, чтобы по бокам моим побил как следует, а то раскабанела на сидячей работе, — раздается в толпе — и тут же сменяется звонким смехом.

У нас профсоюза нет. Поэтому оздоровительные путевки обошлись в 122 рубля за сутки на человека. Лечение включено не было, но после подслушанных в очереди бесед мы не удержались и доплатили еще по 30—40 рублей, чтобы наши «бочины» тоже что-нибудь помяло: без этого ведь и санаторий не санаторий. Биоптрон, хвойные ванны и кислородные коктейли — скоро встретимся.

— Вот ваши талончики на еду, а вот ключи — приятного отдыха!

От словосочетания «талончики на еду» повеяло вьетнамскими флешбэками из рассказов мамы о девяностых. Впрочем, через час, на обеде мы просто отдадим их сотруднице, которая внесет цифры карандашом в общую тетрадь, и забудем о них навсегда.


А пока покажем вам номер. Через длинный персиковый коридор, отдающий вайбами Стэнли Кубрика, попадаем во вполне приятную комнату. Ремонт достойный, одноразовые пакетики с шампунем и гелем для душа, чистые полотенчики — все на месте. Вид из окна на лес — симпатично, но, если бы повезло со стороной, смотрели бы прямо на Нарочь.

От санатория до набережной от силы метров двадцать, а само озеро такое большое, что при определенном угле съемки в сторис можно убедить подписчиков, что ты на море. Да и просто глазу приятно, скажем честно. Листаю каналы по телику — там как раз сериалы про отдых на море с колоритными тетеньками, похожими на тех, что были в очереди. Кто-то читает мои мысли.

Чем кормят в санатории

Выбор покупателей
1350 Вт, корпус металл/пластик, капучинатор ручной, используемый кофе: молотый, цвет нержавеющая сталь
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
молотый, арабика 100%, средняя обжарка, интенсивность 4/5

Идем на обед. Место именно такое, какой вы представляете себе столовую в санатории, за тем лишь исключением, что теперь система шведского стола добралась и сюда. Вроде все те же котлетки на пару, сардельки и салатики, но теперь их полные подносы и количество подходов не ограничено. Из-за этого столы некоторых отдыхающих порой напоминали новогодние: тарелки занимали весь отведенный квадратик столешницы.

— Юра, у тебя сосиска упала, ну куда ты столько набрал? — бурчит на мужа женщина в спортивном костюме. Тот отводит свободную руку в сторону с немым вопросом «Ну а что?» на невинном лице.


Надеемся, с Юрой и его сосиской все сложилось как надо, это уже не наша драма. Мы же находим свой столик и знакомимся с соседями. Александр и его прекрасная жена приехали в Нарочь из латвийского Даугавпилса — уже необычно.

— Сначала выбирали между Камбоджей и Вьетнамом, но в итоге приехали сюда. Потому что интересно: раньше были в Бресте и Гродно, все очень понравилось. Решили съездить поглубже в Беларусь. Тут, в Нарочи, красиво, спокойно. Посмотреть, правда, особо нечего, только маленькая часовенка удивила: я такой крохотной нигде больше не видел. Скоро в Минск на экскурсию поедем — посоветуете что-нибудь?

Естественно! Если в прошлое воскресенье вы видели любознательных латвийцев в кафе «Сайгон», НЦСИ, на Октябрьской или в Историческом музее, то знайте, что это мы их туда послали. В следующие дни мы неоднократно пересекались как за столом, так и на процедурах, и иначе, как «Сашка и Анечка», нас с фотографом он не называл. Первое приятнейшее санаторское знакомство.

— А вы знаете, что во время Первой мировой войны линия фронта зимой проходила ровно посередине Нарочи? Это я вчера нагуглил. Наверняка там до сих пор столько всего интересного на дне можно найти, — удивил однажды познаниями в белорусской истории мужчина. Развивая эту мысль, пришли к выводу, что Нарочи и правда не помешал бы музей с концепцией «Вот что мы нашли на дне озера».

Поем в караоке, играем в деревянные игрушки. Как развлекаются в санатории


Рядом со столовой — большая доска объявлений, с помощью которой отдыхающих оповещают об актуальных развлечениях. Тот, кто их описывает, явно обожает эпитеты. Не просто «деревянные игры», а «большие деревянные игры». Не просто «бильярд», а «дружеская встреча любителей бильярда». Это кажется архаичным, как бабушкин кружевной платок на телевизоре, но чертовски мило. Многие вещи в Нарочи застыли в советской эстетике, но это не вызывает раздражения. Караоке, кстати, осталось в списке просто как «караоке»: видимо, «встреча любителей эстрадного пения» была бы уже перебором. В любом случае идем все пробовать.

— Здравствуйте! Вы играть или петь? Так, ну, раз зашли, будете и играть, и петь.

активная, жанр: реакция и координация, количество игроков: 1, возраст: 6 лет
шахматы, 40x40 см, фигуры: дерево, доска: дерево

Дядя за диджейским пультом не оставил нам выбора. Около часа мы тестировали деревянные игры — от дженги до забавной игры на баланс, где нужно ставить камешки на маятник, пока все не развалится. На фоне играли «Белые розы», сзади катали шары на двоих папа с сыном. Атмосферно.

— А теперь петь! Что вам поставить? Есть Анна Асти, есть «Любэ»…

— А Red Hot Chili Peppers можно?

— Ого…

Дядя-диджей внезапно оживился. Через минутку я уже блеял в микрофон Otherside. Папа с сыном даже переглянулись и отложили кии — запишу это себе в актив. Диджей зашуршал в попытках найти что-то на столе.

— Вот, это вам за RHCP! — сказал он и протянул мне фирменную ручку санатория.

— Ого, спасибо! А вы сами что слушаете? Для себя, а не по работе.

— Я большой фанат Джо Кокера. Люблю блюз и джаз очень сильно.

Вау, вот это нежданчик. На вопрос «Почему же вы с таким вкусом ставите „Ласковый май“?» мужчина пожал плечами и многозначительно ответил: «Время такое…»

Понтон, каблуки и +9 градусов. Развлекаемся на воде в холодном мае

Напевшись и наигравшись, идем исследовать территорию. Первый пробный заход — чисто «ножку окунуть». В переносном смысле, разумеется: температура воды в Нарочи в дни нашего пребывания не поднималась выше 9 градусов. Контент — дело святое, но я не рискнул.

— Зато, пока период церкариоза не начался, не будете чесаться после воды, — пытается найти плюсы девушка из торговой лавки на набережной.

На Нарочи действительно есть такая проблема, и все в курсе, что после купания нужно сразу бежать в душ и смывать с себя церкарий. В любом случае заходить в воду мы не рискуем, зато рискуем вместе с небольшой толпой туристов пройтись по длинному понтону, который в тот вечер гулял по волнам как бешеный. Женщина на каблуках передо мной украдкой перекрестилась и ступила на пластиковый помост. За следующие минут семь короткими перебежками, издавая непроизвольные «Ой-ей-ей», мы все-таки добрались до цели. Земля ходит под ногами, будто кто-то решил попрыгать на водяном матрасе, но красиво-то как!

«Тут ночью классно лежать и смотреть на звезды», — посоветовал подписчик из моего Instagram, не раз бывавший на Нарочи ранее. И хоть до ночи еще далеко, а погода грозит отморожением пятой точки, я все-таки прилег на понтон. Оно того стоило.

«Тут же точно кто-то засыпал пьяненький. Наверное, ОСВОДу летом приходится нелегко», — пролетела мысль в голове.

Волны качают мое уставшее от муторной городской нудятины тело, наша фотограф ловит кадры озерной глади, а я начинаю потихоньку понимать, почему санаторий — это хорошо. Завтра процедуры, исследование поселка на предмет всего на свете и дискотека — все только начинается.

Выбор покупателей
матрас для дома/для туризма, 203×183×25 см
для плавания, максимальная нагрузка 136 кг, длина 180 см, ширина 135 см, высота 68 см, белый/синий

Массаж трансформером и магазин на диване. Как выглядят процедуры в санатории

Просыпаться в 08:30 в выходной… Но таковы местные правила, если ты хочешь есть. После завтрака — сразу на процедуры. Внезапно открываем для себя, что большинство из них представлены штуками, которые когда-то можно было купить в «Магазине на диване».

Лично мне милая и вежливая доктор назначила механическое массажное кресло («живые» массажисты, как оказалось, в выходной не работают) и жемчужные ванны для борьбы со стрессом и светолечение легендарным «Биоптроном», чтобы подлечить больное горло. Коротко пробежимся по впечатлениям от перенесенного опыта.

Массажное кресло — е-мое, о таком надо предупреждать. Если до процедуры я думал, что постелю простынку и досплю в нем лишние двадцать минут, то в момент, когда медсестра нажала «Пуск» и мои ноги плотно сковало в массажные тиски, я понял, что сейчас будет не до сна, а бежать уже поздно. Как бы это описать… Как «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы» на стероидах в исполнении Оптимуса Прайма из «Трансформеров». Жесткие ролики с разной скоростью проезжались от шеи до копчика, проминая мышцы, о существовании которых я даже не догадывался. Ступни в то же время разминались в механических тисках так жестко и интенсивно, что пару раз я даже взвизгнул. В общем-то, по выражениям моего лица можно многое понять.

К концу процедуры, правда, стало привычнее и даже почти получилось расслабиться. Несмотря на неожиданную жесткость (в аэропорту такие кресла будто бы не работают во всю мощь), когда все закончилось, в теле действительно появилась непривычная легкость.

«Биоптрон» — самое простое из пройденных мной испытаний. Маленькое солнышко в аппарате, который лет десять назад хотели приобрести все мамы в СНГ, приятно погрело мне горло, пока часики медленно роняли песок. Тут удалось даже попозировать для фото без печати микроинсульта на лице.

Жемчужные ванны — заранее купленные в местном магазине самые странные и кислотные плавки все же пригодились. Коричневато-зеленая водичка без особого запаха запузырилась, и я погрузился в этот полезный советский джакузи. В целом расслабляюще и занимательно. Немного странно, что, пока меня пузырила полезная жижа, медсестра на фоне решила помыть окна, но как будто бы все так и должно было быть. «Не надо стесняться», как пел Иван Дорн.

— Плавочки снимайте и выкручивайте в ванну — только сразу, как закончится, хорошо?

— А вы не будете смотреть?

— Ой, да надо оно мне! — хихикнула медсестра.

Итого: размятый и подлеченный, несмотря на изначальный скепсис, на следующий день я обнаружил, что просыпаться утром стало легче, а мышечный зажим в спине как будто бы теперь бесит поменьше. Может, штуки из «Магазина на диване» и правда работают…

Ездовые собаки, певец-подводник и Малахов. Ищем главных звезд пляжа

Выбор покупателей
27.5", рама 19", горный, кросс-кантри, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 80 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический, вес 17.6 кг
рама 20", гравел, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический

Берем велики в прокате у сторожа (3 рубля в час) и едем исследовать поселок. Первым делом заезжаем на новый пляж «Урлики». Место еще свежее, буквально год назад мы писали репортаж с открытия. Проверим, как здесь все обжилось.

А обжилось, смотрим, очень неплохо и колоритно. Нас тут же обгоняет продавец «рыбы-меда-сала» на собачьей упряжке. Понимаем, что звучит как сюр, но у нас есть фото.

Мужчина согласился попозировать, но в разговоре оказался немногословен. Собаки действительно ездовые, гладить их не стоит, покататься тоже не даст. Зовут их как-то заумно, но сам мужчина кличет псов во время поездки «Чука» и бодро командует «Марш, марш». Собачий маркетинг работает: рыбу берут, на телефоны снимают. Кататься так по пляжу он намерен все лето, так что будете на Нарочи — не пропускайте местную звезду. Его собачки в моменте умудрялись обгонять даже прокатные багги. После такого аттракциона они уже не кажутся чем-то удивительным.

Главные заведения в поселке мы обошли, но о них, а также о том, как главный курортный город страны в целом готовится к новому сезону, мы подробнее расскажем в отдельном тексте. Здесь же отметим: заведений пока не так много, но те, что есть, вполне минского уровня (по ценам тоже) и вполне удовлетворят любые потребности.

Нас же сейчас больше интересуют персонажи, и самого колоритного героя Нарочи нам все-таки удалось поймать.

Это Александр, основатель местного яхт-клуба. На Нарочи его знают все, и по-хорошему про него нужно писать отдельный текст. Сейчас вам станет очевидно почему.

— Вообще, я бывший подводник. Служил на атомной подлодке, ходил по Атлантике, к Кубе — слушал винты «вражеских» кораблей. Служба это тяжелая, конечно: после двух месяцев под водой мы все возвращались бледными, и нас сразу отправляли в санатории. Да, примерно как у нас в Нарочи.

К берегам самого большого озера страны Александра «прибило» по распределению. Сначала работал педагогом, а потом с другом увлекся парусным спортом. С тех пор уже много лет ходит на яхтах, бывал в множестве стран, участвовал в соревнованиях и состоит в федерации. Покататься на его яхте стоит 240 рублей в час (если раскинуть на шестерых, выходит не так страшно). За эту сумму Александр вас не только покатает, но и споет.

— Я знаю вообще все песни про море! Я бы вам и на гитаре сейчас сыграл, но струна порвалась, простите. Могу через колонку.

Обитатели пляжа кивают головами: слышали, нравится. Моряк ищет минусовку в телефоне и параллельно продолжает рассказывать истории из своей жизни, от которых глаза лезут на лоб. О том, как в шторм спас 2-летнюю девочку и замминистра МЧС выразил ему личную благодарность. О том, что про него даже приезжали снимать сюжет для программы Малахова. Стоп, что?

— Я тут строю корабль. Изначально хотел прямо один в один как из флота Петра I, но мне не разрешили. Все равно получается жемчужина Нарочи. Я так и сказал в исполкоме: «Я хочу построить то, по чему Нарочь будут знать везде». Ну вот и команда Малахова приезжала. Я им интервью дал, они уже звали меня на студию в Москву, билеты брали, а я им позвонил и наврал, что упал с яхты и подвернул ногу. Не хотелось мне никуда ехать. Здесь мне нужно быть, на озере…

К Александру пришли гости — теперь слушать его истории, песни и кататься на яхте будут они. Тот самый строящийся корабль мы нашли — вот он. Выглядит впечатляюще. Если это еще и поплывет, вообще эмэйзинг.

Мы прогулялись по экотропе, попили из родников и простудили зубы. У меня до сих пор не ангина, видимо, только благодаря утреннему «Биоптрону», да хранят его все боги. Размеренность и безмятежность в тот момент достигли пиковой отметки. Тут, на Нарочи, спешить и тревожиться будто запретили законодательно — даже лебедям лень убегать от людей. Просто посмотрите: их тут десятки, они могут легко окружить меня, заклевать и украсть кошелек. А они подлезают фоткаться и лишь слегка возмущаются, что я не спер для них что-нибудь вкусное из столовки. Этот всеобщий санаторский дзен — чертовски заразительная штука.

Богиня, «Царица» и языки пламени. Как проходят дискотеки в санаториях

Дискотека. Мы дожили до вечера и пришли на танцпол одними из первых. Наш старый знакомый диджей приветственно кивнул нам и продолжил принимать заказы. Пока ни одного Джо Кокера, зато какой-то мужчина в рубашке с языками пламени заказал Vavan и Анну Семенович.

Постепенно танцпол наполняется, а происходящее на нем начинает напоминать детский лагерь. На медляке под «Чистые пруды» взрослые мальчики отошли к стенке и сели на стулья, уступив место парочкам, но, как только заиграл бодрый ремикс на «Все, что в жизни есть у меня», поснимали олимпийки — и снова в пляс. Танцоры разных возрастов постепенно сформировались в мужской круг и начали выплясывать движения как в «Слове пацана».

Под «Царицу» в центр круга вышла богиня в белом платье и, активно виляя бедрами, захватила внимание всех в актовом зале. Все так, как и должно быть, все на своих местах. Попытавшись отбросить неловкость, в какой-то момент я тоже попробовал пританцовывать. Жалко фотки не отражают полную картину: снимать чужие танцы в режиме стелс и неловко, и неудобно. После нескольких кадров решили не мешать. Тем более что все было очень прилично, даже слишком.

— Тут у нас все тихо и по-божески. Даже в баре никто не гудит после одиннадцати. Движуха, говорят, в «Нарочанке» — там до двух утра раньше барагозили. А здесь так, для души, — прояснил отдыхающий, представившийся Игорем. На нем были майка без рукавов, шорты и широкая, дружелюбная улыбка. Мы отошли от танцпола, чтобы поговорить в тишине, но мужчина все равно продолжал забавно пританцовывать в процессе. Ему мы и решили контрольно задать тот самый вопрос.

— Почему не Турция с Египтом? Да бывали мы там! «Все включено» — это, конечно, зашибись, но дорого, далеко и без души. Здесь все родное, знакомое с детства и под боком. Я не говорю, что одно лучше другого. Просто надо чередовать как-то, что ли, совмещать. Чтобы вкус к жизни не терялся.

В принципе, исчерпывающе. В рамочку и на стену.

Вместо вывода

Следующим утром мы уже ехали в Минск. Чувствовалась некоторая недосвеченность «Биоптроном», недогулянность с лебедями и непрокаченность на яхте Александра, но экспресс-курс по санаторию был пройден, и кое-какие выводы сделаны.

Можно ли тут отдохнуть? Если ищете покоя и прогулок по красивым местам — конечно да.

Санаторий — это все еще что-то с советским привкусом? И да и нет. Тот самый колорит имеется, и он даже не раздражает. Те же «электрофорезы» воспринимаются как что-то, за чем сейчас ехать даже прикольно, как в музей. Это скорее добрый опыт. А сам уровень проживания и сервиса все-таки подрос. Впрочем, фото вы видели и так.

Лучше ли это, чем заграничные курорты? Пожалуй, незачем смешивать теплое с мягким: это про другое. Совсем иной кармический опыт, так сказать. И такой вполне интересный опыт обойдется вам в среднем в три раза дешевле — об этом тоже не стоит забывать.

Что выбрать вам, решайте сами. А мы свою дозу оздоровления и ностальгии (и ручку в подарок) уже получили. И ни на секундочку не обломались.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by